О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* ****** Х И М И Я * И * В О Й Н А ********************** ******************************************************************* *** Сообщение CHEM&WAR.427, 5 декабря 2002 г. ** ******************************************************************* Наследие химической войны З.ПАК РЕШИЛ РИСКНУТЬ (читаем желтые страницы "Российской газеты") Оружие, которое просто так не выбросишь и не спрячешь Артиллерийский снаряд, начиненный химическими отравляющими веществами (ОВ) последнего поколения, способен в течение секунд убить до 100 тысяч человек, если будет взорван в густонаселенном районе. На территории нашей страны сегодня складировано 40 тысяч тонн химических вооружений в виде снарядов, ракетных боеголовок, авиационных бомб, цистерн-хранилищ (в США накоплено 32 тысячи тонн боевых отравляющих веществ). В России это оружие хранится на семи арсеналах, шесть из которых располагаются на европейской части страны, один - в Сибири. В последние годы, отмеченные невиданным всплеском международного терроризма, вопросы строжайшей охраны арсеналов химического оружия (ХО) и скорейшей его ликвидации приобрели особую актуальность и вошли в разряд глобальных приоритетов. О том, как обстоят дела с работами по уничтожению запасов химического оружия, рассказывает генеральный директор Российского агентства по боеприпасам, профессор Зиновий ПАК. - Зиновий Петрович, наши западные партнеры упрекают Россию в малой активности по уничтожению запасов химического оружия. - В середине девяностых годов много говорилось о приверженности нашей страны Конвенции о запрещении и ликвидации химического оружия, которую мы ратифицировали в ноябре 1997 года. В течение 10 лет, т.е. в 2007 году, мы должны завершить его полную ликвидацию. Стоимость работ оценивалась в 7 миллиардов долларов. По линии международных организаций нам обещали солидную финансовую поддержку, но и Россия должна была регулярно выделять для реализации программы уничтожения своего химоружия определенные суммы. Ответственность за ее выполнение была возложена на Министерство обороны, финансирование также осуществлялось через военное ведомство. Сегодня остается констатировать, что с 1997 по 2000 год из бюджета было выделено средств значительно меньше, к тому же расходовались они не всегда оптимальным образом. Надо сказать, что и Запад не оказал нам той финансовой помощи, которая была обещана. Хотя ясно, что существование химического оружия является угрозой глобального характера, и ликвидироваться должно общими усилиями. В итоге Россия так и не смогла построить в срок ни одного из заявленных семи промышленных объектов по уничтожению боевых отравляющих веществ. Как утверждается в американской печати, Конгресс США утвердил в бюджете на 2002 год выделение 35 миллионов долларов для помощи России в строительстве завода по уничтожению химоружия в поселке Щучье. Однако при этом были выдвинуты совершенно неприемлемые условия - дать возможность американской инспекции осмотреть любой (пусть самый секретный) объект на территории России в течение 24 часов после заявки на осмотр. Такие требования не выдвигают даже Ираку... - И тем не менее выполнение принятых на себя обязательств у нас начато. Как удалось этого добиться? - В 2000 и 2001 году Президентом и Правительством РФ были приняты кардинальные меры для безусловного выполнения Конвенции о запрещении химического оружия. Был определен один федеральный орган исполнительной власти - Российское агентство по боеприпасам, ставшее государственным заказчиком этих работ и получившее функции национального органа РФ по выполнению Конвенции о запрещении химического оружия. На агентство возложена также ответственность и за безопасное уничтожение химического оружия. В кратчайший срок нам удалось фактически заново разработать вполне реалистичную государственную программу, изменить саму концепцию уничтожения ХО, завершить создание первого промышленного объекта по ликвидации запасов ХО в поселке Горный Саратовской области. В 2001 году завершены работы по уничтожению химического оружия категории 3 (неснаряженные боеприпасы, а также оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно с его применением). В марте текущего года Россия досрочно уничтожила химическое оружие категории 2 (боеприпасы, снаряженные фосгеном). Все работы осуществлялись под международным контролем при постоянном присутствии инспекторов Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Благодаря этим вполне реальным шагам мы получили кредит доверия западных стран. Первоначально от нас требовали полностью уничтожить все 24 предприятия, способных производить химическое оружие, хотя Конвенция допускала их конверсию. Мы добились для большинства объектов разрешения на уничтожение только технологических линий по производству химического оружия, а производственные площади сохранятся при полном их переводе на выпуск мирной продукции. Удалось сберечь уникальные предприятия и ценнейшие кадры! А ведь наши специалисты, останься они без работы, стали бы лакомой приманкой для международных сил, делающих ставку на террор. Кроме того, сэкономлены огромные финансовые средства, что немаловажно для экономики России. Мы заявили (и с нами согласились), что нет необходимости строить семь полномасштабных предприятий по уничтожению ХО. Договорились, что Россия построит лишь три мощных объекта: в Горном, в Щучьем и в Камбарке. По новому графику сроки полной ликвидации ХО на территории России переносятся с 2007 до 2012 года. - С какими проблемами вы столкнулись при выработке новой программы уничтожения химического оружия? - Проблем хватало. Приведу лишь несколько примеров. Утвержденная ранее программа уничтожения химического оружия предусматривала строительство комфортабельных жилых городков в непосредственной близости от объектов по расснаряжению и уничтожению химических боеприпасов. Получалось, что тысячи людей должны были постоянно жить рядом с потенциально опасным производством, а после завершения функционирования объектов по уничтожению ХО оказались бы фактически безработными. Вдобавок выбранная технология в ряде случаев была взрывоопасна, потенциально грозила катастрофой. Мы решили работать на объектах вахтовым методом, а жилье для задействованного персонала строить в ближайших населенных пунктах, где можно трудоустроиться после завершения всех работ по ликвидации ХО. Мы полностью отказались от таких опасных технологий, как аммонолиз и электролиз люизита. Боевые отравляющие вещества будут смешиваться с щелочными растворами, теряя при этом свойства химического оружия. Продукты смешения вполне можно использовать в мирных химических технологиях, что обеспечит их полную переработку. Сегодня Росбоеприпасам удается налаживать вполне успешное международное сотрудничество по вопросам химического разоружения. США в период с 1994 по 2000 год оказали России помощь на сумму более 280 млн. долларов. За счет этого удалось существенно продвинуться вперед. К сожалению, в 1999 году США приостановили финансирование строительства первой очереди промышленной зоны объекта УХО в Щучьем Курганской области, хотя такие обязательства взяты американской стороной еще в 1996 году. - А у себя дома вы находите полное понимание? - К сожалению, полного понимания важности решаемой задачи нет и у нас. Мне кажется, происходит это от недопонимания той угрозы, которую таят в себе боеприпасы с химическим оружием, и путаницы в мозгах простых людей, которые не видят разницы между боевыми отравляющими веществами и просто токсичными веществами. Химическое оружие, увы, доступнее ядерного, а по своей убойной силе сравнимо с ним. И не считаться с этим нельзя! Несколько лет назад в Чапаевске под Саратовом был построен небольшой завод по уничтожению части химических боеприпасов. Его не удалось пустить в строй из-за активного протеста местного населения, возбужденного, с позволения сказать, политиками, стремившимися с помощью спекуляций на тему защиты окружающей среды нажить себе политический капитал. И что в итоге? Арсеналы с оружием, от которого все-таки исходит опасность, остались нетронутыми. Народ успокоился потому, что завод не будет производить высокотоксичные, как утверждалось, вещества. Однако эти вещества - результат переработки ХО - были бы не более токсичными, чем, например, дихлорэтан, производимый в массовом количестве и свободно перевозимый по автомобильным и железным дорогам страны. Предлагаемая нами технология расснаряжения химических боеприпасов и последующее уничтожение ОВ таковы, что фактически полностью исключается утечка боевых отравляющих веществ в атмосферу. - Какова сейчас ситуация с реализацией программы по уничтожению химического оружия и каковы перспективы? - Я не сомневаюсь в ее успешной реализации. Наше агентство разработало и внесло 14 проектов постановлений Правительства РФ, которые были приняты. Издано пять указов Президента РФ, четко расписаны обязанности более 20 ведомств, участвующих в реализации программы. Принято два закона - по социальной защите граждан, участвующих в ликвидации химического оружия, и регламентации перевозок боевых отравляющих веществ. Однако нельзя считать, что дело уже сделано. Оно только по-настоящему начинается! Мы лишь создали как бы скелет будущего здания, стены еще надо построить. В этом году расходы на ликвидацию ХО впервые вышли из закрытой части бюджета. Мы надеемся на понимание и на поддержку всех уровней государственной власти, а также населения страны. Не менее важными являются и организационные вопросы. Исключительно важно запустить вместе с МИДом механизмы реализации договоренностей "глобального партнерства". Особо хочу обратить внимание на самую, может быть, сегодня важную проблему - безопасного хранения химического оружия. И здесь самым узким и ответственным местом является работа Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Росбоеприпасах, а именно его структура, содержание, оснащение, дисциплина и квалификация. Отрадно, что в наведении порядка в этом подразделении активное и непосредственное участие принимает Министерство обороны РФ. И тем не менее, остался ряд проблем по этому подразделению, решение которых четко предписано указом Президента и постановлениями Правительства РФ. Надо их просто выполнять. С.Птичкин, "Российская газета", 4 декабря 2002 года Материал прислал rodnik@orc.ru, 4 декабря 2002 г. КОММЕНТАРИЙ Комментировать все, что понаписал З.П.Пак бесполезно. Если крепкий советский хозяйственник не в курсе, что Чапаевск находится не в Саратовской, а в Самарской области, ему уже ничем поможешь. А вот жители поселка Горный Саратовской области скоро станут объектом масштабных опытов З.П.Пака, к тому же на чужие деньги. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2002 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и война"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |