Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
******       Х И М И Я * И * В О Й Н А       **********************
*******************************************************************
***                     Сообщение CHEM&WAR.419, 8 ноября 2002 г. **
*******************************************************************
                                      Будни химического разоружения

           ДЗЕРЖИНСК: ПРОВАЛЫ В ЗЕМЛЕ И В ПАМЯТИ

    Слово "карст" вызывает у жителей нашего города пренеприятные
чувство. В их памяти сразу всплывает знаменитая катастрофа 1992
года на заводе "Химмаш", когда ушел под землю целый цех и только
по счастливой случайности обошлось без человеческих жертв. Но так
ли фатальна угроза этого природного явления? За ответом на этот и
другие вопросы корреспондент "ДВ" обратился к главному научному
сотруднику ФГУП "Противокарстовая и береговая защита" Владимиру
Викторовичу Толмачеву, долгое время возглавлявшему эту организацию
и отдавшему изучению данной проблемы около сорока лет. В начале
нашей беседы Владимир Викторович дал определение, что, собственно,
представляет собой карст.
 - Карст - это геологическое явление, процесс, который связан с
растворением горных пород с последующим формированием в недрах
полостей, каналов и так далее. Эти полости рано или поздно
вызывают на поверхности земли оседания и провалы. Дзержинск как раз
находится в районе повышенной закарстованности. Главная трудность в
том, что пустоты залегают на очень большой глубине - 30-70 метров, что
существенно затрудняет исследования. В то же время деформации такого
рода проявляют себя внезапно. Характерный провал на - "Химмаше", когда
за двадцать минут без предварительных видимых симптомов обрушились
многометровые конструкции.
 - Значит ли это, что любое знание в Дзержинске может в считанные минуты
или секунды уйти под землю?
 - Теоретически это может произойти. Но, к счастью, вероятность такой
трагедии по закону редких событий, выведенному французским ученым
Пуассоном, достаточно мала. В районе нашего города нет ни одного гектара
территории, о котором можно сказать, что карстовые провалы на ней
невозможны в принципе. Но карстовая полость, даже обнаруженная, - это
еще не провал. Процесс превращения измеряется в геологическом масштабе
времени, а это десятки,, сотни тысяч, а то и миллионы лет. Дзержинск в
этом отношении, по сравнению с другими городами, очень хорошо изучен.
За десятки лет здесь пробурено около двух тысяч скважин, найдено более
тысячи полостей. И ни одна из них не проявилась на поверхности земли в
виде провала. А провалы, тем не менее, образуются - в среднем 4-5 раз в
год. Это говорит о том, что сам факт обнару-жения карстовой полости -
не основной критерий опасности. Хотя и его надо учитывать.
 - Что же представляют собой главные критерии опасности провалов?
 - Ими являются два параметра, теснейшим образом связанные между собой.
Первое - частота или интенсивность образования провалов. Второе - их
размеры, па этом основании мы рассчитываем так называемый "пролет провала".
Скажем, на какой-то территории могут быть частые провалы, но маленькие, а
на другой - редкие, но большие. Точь-в-точь, как в байке у Жванецкого про
раков. И объединенным параметром является вероятность поражения здания
или сооружения. Эти показатели по нашей инициативе вошли в строительные
нормы и правила Российской Федерации (СпиПы). Они же вошли в утвержденный
губернатором области документ "Инженерные изыскания, проектирование,
строительство, эксплуатация зданий и сооружений на закарстованных
территориях Нижегородской области".
 - А зачем же планировать строительство сооружения в том месте, под которым
возможно карстовое образование?
 - Строить можно везде, но при непременном условии предварительных
геологических изысканий и защиты. К сожалению, эту истину не понимают или
не хотят понимать многие заказчики и даже проектировщики. Конечно, эти
мероприятия требуют денежных затрат, на что большинство людей, особенно
из породы "новых русских", не хотят идти. Вот свежий пример. Приходит к нам
предприниматель, желающий построить склад. И прямым текстом сообщает, что
уже завез туда все конструкции, что расположены они будут на так называемых
отдельно стоящих фундаментах. И просит нас сказать, что на этом месте
провала не будет.
 - Может, зря и конструкции завез?
 - Наверняка зря! Потому что правила категорически запрещают строительство
отдельно стоящих фундаментов даже в районах с малой вероятностью карстовых
проявлений. Ведь именно так был возведен злополучный цех на "Химмаше". Там
даже при самом минимальном размере провала катастрофа все равно была
неминуема. Только упали бы не пять колонн, а, например, три. Еще раз
повторяю, строить можно везде. Но если ты купил землю и хочешь на ней
что-то строить, вложи деньги, обезопась себя, своих детей, собственность,
на приобретение которой, может быть, всю жизнь копил. Ведь и средств не
так много на это требуется. Надо объединить сооружение в единую
конструкцию - вот и защита от возможного разрушения. Это самое простое и
относительно недорогое решение.
 - Судя по сказанному, отношение к карстовой проблеме в городе, мягко
говоря, несерьезное? Когда произошел обвал на "Химмаше", это всколыхнуло
всех, в особенности руководителей химических предприятий. Не дай Бог,
нечто подобное произойдет на "Капролактаме" или на "Оргстекле"! Последствия
по своим масштабам будут несопоставимы. Десять лет спустя это событие
практически забыли. Городской бюджет нас не финансирует, ссылаясь на
отсутствие денег. Сейчас, как ни парадоксально, мы большей частью работаем
в Нижнем Новгороде, Сарове, Арзамасе, Казани. Павлово нам намерено заказать
генеральный план. А в Дзержинске мы только на подхвате. Не удается
реализовать серьезные идеи. Помню, в 1996 году у нас побывал тогдашний
заместитель губернатора, ныне депутат Государственной думы А.Н.Косариков.
На наше "счастье", во время его визита на "Корунде" образовался провал,
выведший из строя водовод. В результате половина предприятия остановилась.
Тогда А.Н.Косариков поставил конкретную, а главное - реальную задачу:
каждому заводу выявить наиболее экологически опасные участки и проводить
там постоянный мониторинг. И что же? Например, на заводе окиси этилена и
гликолей начали бодро. Далее последовали известные события, связанные с
банкротством "Капролактама". Работа остановилась. "Сибур" вроде бы эту
идею подхватил, год-полтора мы трудились, затем опять все заглохло. А
ведь надо с помощью геофизической аппаратуры вести постоянные наблюдения.
Одно дело - "Химмаш", а другое - окись этилена!
 - Вы заговорили об экологическом аспекте проблемы.
 - Я недавно приехал из Болгарии с международной конференции по карсту.
Если спросить американского ученого, в чем состоит главная опасность этого
явления, он ответит в интенсивном загрязнении геологической среды, то есть
подземных вод. Если свалку построить на карстовой воронке, все нечистоты
за считанные секунды устремятся именно в них. Я на конференции выступил
с докладом именно на эту тему. Многие интересовались проблемой, турки,
персы подходили. У нас же к экологии, тем более подземной, отношение
наплевательское. Взять то же "Оргстекло". Рядом с ним в карстовую котловину
ранее сбрасывались отходы производства. Она превратилась в такую помойку,
что впору экологов на экскурсии туда возить. Охочие до сенсаций журналисты
центральных телеканалов приезжали, показывали это безобразие. А вот совсем
свежий случай. Одно из предприятий поставило задачу перед учеными - найти
карстовые воронки. Думаете, зачем это было нужно? Чтобы не вывозить
промышленные отходы на свалку, а сбрасывать в воронки! Я был поражен! Все
существующие нормативы категорически запрещают это делать! Свалки в районе
Дзержинска занимают обширную территорию. Их хозяева даже рады
возникновению на них провалов. Не надо мусор сжигать или утилизировать -
вся дрянь сама под землю уйдет. Между тем в Индии, например, были случаи,
когда из-за этого целые деревни вымирали. Одна деревня в воронки нечистоты
сбрасывала, а соседняя - умирала. А в цивилизованных странах о здоровье
нации заботятся в первую очередь. Опять же, мы первыми в России разработали
все необходимые нормативы по строительству свалок.
 - А какова карстовая обстановка в Дзержинске в нынешнем году?
 - Были только мелкие провальчики. Чтобы не пугать население, мы их
называем просадками.
 - Как у Дома книги?
 - Нет, это чисто техногенное явление. Может быть, канализация или колодец
разрушились. Хотя состояние водоснабжения, эксплуатация линейных сооружений
и карст друг на друга активно влияют. Утечки в сетях ускоряют карстовые
процессы, образуются просадки и оседания, которые, в свою очередь, губят
коммуникации. Происходит цепная реакция. Скоро по этому поводу мы дадим
свои предложения мэру города.
 - Какой район Дзержинска наиболее опасный в этом отношении?
 - Район "Корунда". Там регулярно образуются провалы. В результате одного
из них практически вышел из строя железнодорожный путь в районе
локомотивного депо. Руководство же предприятия, ссылаясь на отсутствие
денег, практически на это дело никак не реагирует. Не дай Бог, дождутся
серьезной аварии. Ситуация, по меньшей мере, странная. Сейчас и.о. первого
заместителя мэра назначен Сергей Александрович Лесков. В 1992 году,
будучи командиром части, он выделял боевую технику для ликвидации катастрофы
на "Химмаше". Мне это внушает определенный оптимизм, так как человек воочию
видел последствия этого природного явления и, надеюсь, обратит внимание на
проблемы карста. А пока, как ни странно, в Дзержинске мы плохо
востребованы.
 - Наш народ, наверное, думает: не от одного, так от другого помрем...
 - Оптимистичный, жизнеутверждающий прогноз!
 - Спасибо за беседу.
       В.Бобров, "Дзержинское время", 31 октября 2002 года.
           Прислал Д.Левашов, Levashow@mail.ru, 8 ноября 2002 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и война"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность