Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
******       Х И М И Я * И * В О Й Н А       **********************
*******************************************************************
***                   Сообщение CHEM&WAR.411, 15 октября 2002 г. **
*******************************************************************
                                      Будни химического разоружения


           У РОССИИ ТРУДНОСТИ С АМЕРИКАНСКИМИ ДЕНЬГАМИ

    "План уничтожения российских вооружений близок к провалу", -
считает "Юс-Эс-Эй тудей" (США)
    "Правительство США потратило 230 млн. долл. на попытку построить
в России завод для уничтожения тысяч тонн смертоносных химических
боеприпасов из прежнего советского арсенала. В этом месяце, если
только не предпримет действий Конгресс, Пентагон начнет свертывать
этот проект, так и не уложив ни единого кирпича и не уничтожив ни
единого боеприпаса.
    Предприятие было спроектировано для избавления мира от одного из
самых опасных скоплений оружия массового поражения: почти 2 млн.
артиллерийских снарядов и ракетных боеголовок, начиненных смертоносным
нервно-паралитическим газом. Они сложены на открытых стеллажах в
деревянных ангарах в городке Щучье и принадлежат к наиболее портативным
и готовым к применению видам оружия массового уничтожения, о которых
только могут мечтать террористы, жаждущие обзавестись таковыми. Даже
самые малые снаряды, которые можно унести в портфеле, способны убить
100 тыс. человек, а то и больше, если их привести в действие в
густонаселенном городе.
    В Щучьем не сообщалось о каких-либо хищениях, но официальные лица
США замечают, что подобный акт было бы трудно отследить, и это
представляет собой серьезную угрозу. Президент Буш назвал ликвидацию
этих запасов "жизненно важной миссией" в выступлении прошлой зимой в
военном колледже "Цитадель" в штате Южная Каролина.
    Тем не менее усилия США по строительству завода в Щучьем, на котором
бы можно было демонтировать и нейтрализовать вооружения, разваливались
многие годы. Сейчас они близки к завершению полным провалом.
    Этот проект - самый дорогостоящий и амбициозный из всех усилий США
в помощи в деле ликвидации химического арсенала России. Пока на это было
истрачено 230 млн. долл., и на эти деньги был составлен проект и завершена
подготовка строительной площадки под завод. Но сотни миллионов долларов,
обещанных на собственно строительные работы, заморожены на три года
критиками в Конгрессе, которые не верят в планы России уничтожить ее
запасы вооружений.
    Сотрудники Пентагона, все еще сохраняющие жизнь проекту с помощью
уловок с переходящими средствами, говорят, что они начнут прекращать
действие контрактов уже в этом месяце, поскольку деньги окончатся сегодня
(1 октября. - Прим. ред.), когда начинается новый финансовый год. Даже
если наличные будут высвобождены позже нынешней осенью, такая задержка
добавит годы к осуществлению этого проекта, а заодно и ко всему графику
полной ликвидации химических вооружений России.
    Оттяжки в ликвидации в Щучьем 5400 тонн нервно- паралитического газа
в оружии многозначительны для серии провалов, которые омрачили усилия
США и других стран, оказанные в помощь России ради избавления ее от 40 тыс.
тонн химических вооружений, созданных в основном в советское время. Это
крупнейшая в мире коллекция нервно-паралитических и кожно-нарывных веществ,
хранящихся в емкостях и боеприпасах. По сути дела пока еще ни один из них
не был ликвидирован.
    Помощь США - часть многомиллиардной программы совместного уменьшения
угрозы, которую принял в 1992 году Конгресс для оказания помощи новым
независимым советским (так в тексте. - Прим. ред.) государствам в
обеспечении безопасности и уничтожении ядерных, биологических и химических
вооружений, унаследованных ими.
    Спустя 10 лет усилия, предназначенные для химических запасов России, -
вероятно, наименее успешные из всех инициатив, предпринятых в ходе
совместной помощи. Кампания России по ее демилитаризации, ведущаяся через
пень-колоду в силу острой нехватки средств, не имеет никаких шансов
уничтожить этот (химический. - Прим. ред.) арсенал к 2007 году - конечному
сроку, установленному конвенцией о химическом оружии 1997 года, которая
предусматривает ликвидацию запасов этого оружия во всем мире.
    Критики утверждают, что медленное продвижение России к этому
демонстрирует отсутствие у нее четких обязательств, поэтому, доказывают
они, продолжение помощи для реализации проекта в Щучьем не оправдано.
    Критики "просто не понимают, насколько серьезно такое положение, -
считает сенатор Ричард Лугар (республиканец от штата Индиана), который
помог учредить эту программу помощи. - Эти вещи в Щучьем - то, к чему
стремятся террористы. У нас есть возможность избавиться от них, а мы
не продвигаемся вперед".
    Вооружения, находящиеся в Щучьем, представляют собой одну седьмую
всего химического арсенала России, причем почти весь он был унаследован
от Советского Союза. Программа химического вооружения СССР, продолжавшаяся
тайно и в первые годы после обретения Россией государственности, была
наиболее продвинутой в мире. Помимо работ над такими широко применявшимися
нервно- паралитическими газами, как VX и зарин, Советы наращивали секретную
программу, названную "Новичок", в ходе которой были созданы более
смертоносные токсины на основе сельскохозяйственных компонентов.
    Хранилище в Щучьем, одно из семи, имеющихся в России, внушает
наибольшие опасения, так как:
 * Вооружения портативные и готовые к применению, что превращает их в
значительно более привлекательную цель для хищения, нежели те отравляющие
вещества, которые хранятся в контейнерах на других объектах в России. Многие
артиллерийские снаряды и боеголовки в Щучьем легко спрятать, а запуск их
можно производить с помощью широко распространенных артиллерийских и
ракетных установок.
 * Хранилище уязвимо. Оно расположено в обнищавшем регионе близ границы с
Казахстаном и азиатскими убежищами "Аль-Каиды" и других террористических
организаций. Система безопасности, несмотря на недавние усилия по повышению
ее уровня, слабее, нежели на российских ядерных объектах и в других
деликатных местах. Надежные списки хранимого отсутствуют, так что хищение,
произведенное инсайдером ("своим человеком"), может пройти незамеченным.
 * Боеприпасы чрезвычайно смертоносны. Большинство артиллерийских снарядов
и боеголовок начинены зарином, зоманом и VX - газами, каждый из которых
убивает в считанные минуты. 85-мм снаряд с зарином - а это самый малый из
артиллерийских боеприпасов, хранящихся в Щучьем, - может убить до 140 тыс.
человек в густонаселенном районе. Он может уместиться в портфеле.
    Пол Уокер, посетивший в 1994 году Щучье как сотрудник аппарата Конгресса
в составе первой инспекции США, назвал его "одним из самых уязвимых и
внушающих тревогу объектов мира".
    "Он, безусловно, может потенциально стать "Уолл-мартом" (крупнейшая
сеть магазинов розничной торговли в США. - Прим. ред.) для террористов", -
говорит Уокер, работающий сейчас в "Глобал грин". Это часть международной
экологической организации "Зеленый крест", созданной бывшим президентом
СССР Михаилом Горбачевым для облегчения ликвидации запасов оружия.
    Деньги, израсходованные до сих пор на план Щучьего, - это примерно
четверть тех 888 млн. долл., которые представители США обещали выделить
на завершение проекта. Это крупнейшее вложение американского капитала,
сделанное в помощь России в ликвидации химических вооружений.
    Пентагон потратит еще миллионы долларов, чтобы установить системы
сигнализации о тревоге и другие охранные приспособления как в Щучьем, так
и в Кизнере - хранилище химического оружия в Центральной России. По словам
американских специалистов, повышение уровня безопасности предназначено
закрыть важнейшие уязвимые места этих объектов, хотя они по-прежнему
внушают опасения в случае хищений инсайдерами или при хорошо
подготовленном нападении.
    Другие инициативы, поддержанные Соединенными Штатами, сосредоточены на
демонтаже объектов, где производилось химическое оружие, и предоставлении
исследовательского оборудования и создании рабочих мест для бывших ученых,
занимавшихся вооружениями, которые в противном случае могли бы поддаться
на уговоры и начать работать на страны-изгои или террористов.
    Европейские страны финансируют аналогичные проекты, в том числе завод
по утилизации, строящийся в Горном на германские деньги, начало работы
которого назначено на эту зиму. Он будет работать с отравляющими веществами,
хранящимися в контейнерах в 500 милях юго-восточнее Москвы.
    Но завод в Щучьем - ключевой в планах химической демилитаризации
России, который предусматривает последующее расширение объекта, с тем
чтобы там уничтожались боеприпасы и из других хранилищ.
    Российское посольство в Вашингтоне отказалось комментировать
замораживание ассигнований. Официальные лица в Москве заявили, что оно не
оправдано. Они отмечают, что сами увеличили ассигнования на эту программу
и заменили ее военных управляющих гражданскими лицами, более глубоко
приверженными этому.
    "Мы выполняем все наши обязательства", - говорит Николай Плате из
государственной комиссии по химическому разоружению. Он отвергает критику
того, что Россия якобы скрывает истинные размеры своего арсенала.
    Официальные лица отнюдь не недооценивают размер этих запасов, поскольку
такая недооценка может привести к меньшей помощи, добавляет он. "США обещали
эти деньги, и они должны нам их предоставить, а затем прийти и убедиться,
что мы уничтожаем оружие", - говорит Плате.
    Вопросы о точности подсчета Россией своих химических вооружений были
в центре дискуссии, когда небольшая группа законодателей - в большинстве
своем республиканцев - блокировала расходы на проект в Щучьем в конце 1999
года. Это замораживание действовало до того момента, когда Конгресс
утвердил 35 млн. долл. на Щучье в бюджете на 2002 год. Однако критики
ввели ряд условий, которые все еще не позволяют Пентагону расходовать эти
средства.
    Ограничения на траты значительно более жесткие, нежели те, что
установлены для расходов на другие программы уменьшения угроз. Эти правила
в общем виде требуют, чтобы администрация "заверила", что государства,
получающие помощь, добиваются прогресса в избавлении от арсеналов, которые
они унаследовали. Но дополнительные условия для программ российского
химического вооружения включают шесть критериев, требующих, чтобы Россия
предоставила подробный список своих химических вооружений и более
поддающиеся проверке схемы их ликвидации.
    Критики "используют эти критерии как дубинку, чтобы бить ею русских", -
говорит Майкл Муди, участник переговоров о разоружении в первой
администрации Буша (старшего. - Прим. ред.), который сейчас руководит
Институтом контроля над химическим и биологическим оружием в Вашингтоне.
"Они чувствуют, что "если мы собираемся разрешить эти программы помощи,
мы должны сделать их для русских максимально недоступными",- полагает он.
    Администрация Буша (младшего. - прим. ред.) попросила у Конгресса
полномочия для отмены этих критериев выделения ассигнований. Но эта идея
натолкнулась на сопротивление.
    Член палаты представителей республиканец Мак Торнберри (штат Техас),
член комитета по делам вооруженных сил, говорит, что более вероятно в
конце этого года принятие Конгрессом ограниченного полномочия на отмену
критериев, которое будет действовать короткий срок.
    "Всеобъемлющие полномочия этого рода устранят некоторые из рычагов,
которые мы используем, чтобы убедиться, что Россия выполняет все
объявленные для этих средств цели, - добавляет конгрессмен, указывая при
этом, что вся история программ демилитаризации России была полна проблем
с управлением. - Сейчас существенно больший вопрос в том, насколько
велика эта проблема, и если мы потратим столько денег, сколь глубокий след
это оставит?"
    Противники права на отмену ограничений обвиняют Россию во лжи
относительно размеров и природы ее запасов. Они указывают, что несмотря
на признание существования программы "Новичок" ее бывшими менеджерами,
Россия все еще не детализировала то, что стало с этими токсинами.
    Они говорят также, что Россия не предоставила США необходимый доступ
к объектам химического оружия.
    "Они хотят признания, а то, что нам надо, - это решение", - говорит
бывший сенатор-демократ (штат Джорджия) Сэм Нанн, который руководит
"Инициативой снижения ядерной опасности" - фондом, добивающимся ликвидации
избыточных советских вооружений. Он утверждает, что русские
продемонстрировали "добрую веру" и, возможно, сами не знают истинных
размеров своих арсеналов.
    По словам Нанна, представители США должны ухватиться за возможность
ликвидировать вооружения в Щучьем. "Чтобы проделать эту работу, необходимо
начать беспрецедентное сотрудничество", - считает он.
    Комплекс зданий в Щучьем согласно проекту будет вбирать в себя оружие,
нейтрализовать его токсины и заключать их в асфальт. Оболочку снарядов
предполагается сжигать. Он должен начать действовать к 2006 году, но его
пуск уже отстает на два года от графика.
    Пентагон запрашивает 126 млн. долл. на строительство объекта в новом
финансовом году. По словам официальных лиц, необходимо по крайней мере
35 млн. долл., замороженных сейчас в банке, чтобы сохранить этот проект в
жизнеспособном состоянии после того, как оставшиеся средства, с помощью
которых его сохраняли, закончатся сегодня.
    "Если мы не получим этих денег, то начнем сворачивать команды,
созданные нами по прежним контрактам", - говорит Томас Кюннинг из
Агентства по уменьшению угроз при Пентагоне.
    Если деньги будут высвобождены сейчас, строительство может начаться в
считанные недели, добавил Кюннинг. Однако время начала работ будет расти
по экспоненте, если придется иметь дело с новыми подрядчиками. "Уже через
восемь месяцев это займет целый год. Ведь эти люди уйдут и найдут себе
другую работу".
    Большинство американских специалистов согласно в том что без помощи
Россия не имеет надежды уложиться в сроки, отведенные Конвенцией о
химическом оружии для ликвидации его запасов, даже если этот срок по
просьбе России сможет быть продлен до 2012 года.
    На США этот крайний срок тоже будет оказывать нажим, хотя у них
меньшие запасы химических вооружений, - 30 тыс. тонн против 40 тыс. у
России - и значительно больше денег.
    Пентагон уже ликвидировал чуть больше 25 проц. своего химического
оружия, и официальные представители говорят, что вся работа не сможет
быть завершена в первоначальный срок, установленный договором, - к 2007
году. В то же время оценки стоимости ликвидации всех запасов возросли
с 15 млрд. долл. до 24 млрд.
    Россия, чья экономика в руинах, надеется истратить всего 6 млрд.
долларов.
    По словам критиков, относительно меньшие финансовые обязательства
России и ее нежелание открыть учетные книги ее арсеналов оправдывают
задержки денег для Щучьего.
    Конгрессмен Курт Уэлдон (республиканец от штата Пенсильвания),
возглавляющий подкомитет по закупкам палаты представителей, видит
определенную оправданность в этой критике, хотя он сам выступает за
финансирование этого проекта. "Русским надо быть более прозрачными, более
гибкими. Нельзя просто возлагать всю вину на Конгресс".
    Сторонники проекта в Щучьем говорят, что его следует рассматривать в
более широком контексте американских интересов.
    "Я не думаю, что русские полностью противятся нам, - говорит часто
выступающая с показаниями в Конгрессе Эми Смитсон, эксперт по химическому
оружию из Центра Генри Стимсона (военный министр в кабинете Ф.Д.Рузвельта. -
Прим. ред.). - Означает ли это, что мы должны позволить, чтобы оружие
по-прежнему находилось там? У нас есть шанс заняться решением серьезной
проблемы национальной безопасности. Нам надлежит сделать это".
 http://www.interfax.ru/zar_pressa.html?lang=RU&tz=0&tz_format=MSK&id_news=5598477
      07.10.2002 17:28:01

     Прислал sergei.krichevsky@starcity.ru, 14 октября 2002 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и война"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность