![]() |
![]() |
| О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест | |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
****** Х И М И Я * И * В О Й Н А **********************
*******************************************************************
*** Сообщение CHEM&WAR.406, 7 октября 2002 г. **
*******************************************************************
Выход из холодной войны
США - БЕЗОПАСНОСТЬ, РОССИИ - ДЕНЬГИ?
(начало см. в CHEM-WAR.400)
Специальное интервью Центра по исследованию проблем нераспространения
при Монтерейском институте международных исследований.
Заместитель госсекретаря США Джон Вулф рассказывает о подробностях
Глобального партнерства <большой восьмёрки> по нераспространению оружия
и материалов массового поражения.
28 августа Джон Вулф, заместитель госсекретаря США по нераспространению
оружия и материалов массового поражения беседовал с Леонардом Спектором,
заместителем директора Центра изучения проблем нераспространения оружия
и материалов массового поражения, о соглашении, достигнутом на встрече
глав <большой восьмерки> в Кананаскисе 26-27 июня.
Леонард Спектор: Каковы наиболее значительные достижения встречи глав
<большой восьмёрки> в отношении нераспространения оружия и материалов
массового поражения?
Джон Вулф: Очень важно, что наши лидеры сами предложили эту инициативу,
что другие наши партнёры по <большой семёрке> и Россия согласились внести
10 из 20 миллиардов долларов, а также то, что все мы придерживаемся одного
взгляда на настоящее партнёрство. Я также думаю, что очень важно, что это
партнёрство не сосредотачивается только на России или бывшем Советском
Союзе, а имеет возможности для расширения за первоначальные границы.
Оно должно начаться с России, так как там имеются проблемы, являющиеся
нашим самым большим приоритетом. Но, имея в виду весь мир и возможности
для работы с опасными материалами, где бы они ни находились, концепция
<большой восьмёрки> очень важна для объединённых усилий и продвижения в
этой работе.
Леонард Спектор: Итак, гипотетически, такой механизм может сработать,
если возникнет необходимость, например, обеспечить современный уровень
безопасности на атомной станции в Индии или Пакистане или оказать помощь
в управлении использованием расщепляющихся материалов?
Джон Вулф: Пока не предвидится такой гипотетической необходимости, но
если нужно обеспечить хранение радиоактивных и других опасных материалов,
включая химические и биологические, мы будем способны быстро найти
необходимые ресурсы. Мы поможем работе по ядерной безопасности и защите
от ядерного терроризма, проводимой Международным агентством по атомной
энергии и другими подобными организациями.
Леонард Спектор: Какие программы будут рассматриваться в работе
<партнёрства> в первую очередь?
Джон Вулф: Все те, которые перечислены в конце пресс-релиза Белого дома
как потенциальные получатели средств в рамках <партнёрства>. Сначала всё
наше внимание и силы должны быть направлены на ликвидацию плутония и
уничтожение химического оружия. Нас всех очень беспокоят 48 килограммов
высокообогащённого урана, которые недавно были перемещены из Югославии в
Россию. Но представьте себе предстоящую ликвидацию 34 тонн плутония,
которая является важнейшей задачей Программы по ликвидации плутония. Другой
важнейшей задачей является остановка реакторов по производству плутония
в России.
Леонард Спектор: Можно ли оценивать общее заявление <большой восьмерки>
о <глобальном партнерстве> как достижение определённого результата или как
руководство для дальнейших действий?
Джон Вулф: Оба аспекта важны. Принципы <глобального партнерства>
устанавливают формы для международного сотрудничества, но если Россия не
будет выполнять их как руководство для дальнейших действий, то это
соглашение окажется мертворожденным. Это относится не только к будущим, но
и к уже осуществляемым проектам. Я имею в виду Инициативу по уничтожению
подводных лодок, которую поддерживает Япония, но не продвигается из-за
проблем, упоминаемых в заявлении, а также Программу по ликвидации плутония,
по которой мы ведем переговоры с Россией и где также есть проблемы, которые
надо разрешить для продолжения нашего финансирования и получения
дополнительных денег от <большой восьмерки>.
Леонард Спектор: Если внимательно прочитать общее заявление <большой
восьмерки> в качестве руководства для дальнейших действий, то там есть
неясные выражения, вроде <решения по новым проектам будут приниматься с
учётом международных обязательств и внутренних законов стран-участниц, и
направления многосторонних усилий будут включать, если необходимо,
следующее...> Таким образом, хотя эта фраза соглашения прямо говорит об
обязательствах России, но, по-моему, даёт ей слишком большие возможности
для различных манёвров.
Джон Вулф: Позвольте мне перефразировать то, что я уже сказал. Если
Россия не будет придерживаться установленных в соглашении направлений и
не сможет соответственно изменить свои законы, то все эти проекты не
будут продвигаться и не будет обещанных 20 миллиардов долларов.
Леонард Спектор: Давайте обратимся непосредственно к встрече глав
<большой восьмерки> в Кананаскисе. По сообщениям прессы, Африка, а не
вопросы нераспространения оружия и материалов массового поражения, должна
была стать главной темой на встрече. Еще в мае, на встрече в Шерпа,
утверждалось, что обсуждение проблем Африки будет важнейшим делом. Когда
произошло изменение и <глобальное партнёрство> вышло на первый план?
Джон Вулф: Во время встречи <большой восьмерки> обсуждалось множество
вопросов. Газеты сами вынесли в заголовки сообщения о <глобальном
партнёрстве>. И всё же это не противоречило международному сотрудничеству,
развивавшемуся после 11 сентября, в том числе и по проблемам
нераспространения оружия и материалов массового поражения. Всё это
освещалось в прессе.
Леонард Спектор: По-моему, Государственный департамент США и Белый дом
в своих заявлениях сами отметили главную роль <глобального партнёрства>.
Так что не только пресса сообщала об этом.
Джон Вулф: Если не ошибаюсь, на второй день была значительная дискуссия
по Африке, так что некоторые люди сами выбирают, на что обращать внимание.
Леонард Спектор: Кажется, обсуждение общего заявления <большой
восьмерки> состоялось в последний момент.
Джон Вулф: Нет, обсуждение продолжалось постоянно.
Леонард Спектор: Но когда вы прибыли на место, всё ещё не было готово?
Джон Вулф: Да, не было.
Леонард Спектор: Так что вам предстояла работа?
Джон Вулф: Да. Много надо было сделать в отношении различных заявлений
России. Много было дискуссий о том, что приемлемо и неприемлемо для России.
В конце концов, Президент Путин чётко обозначил позицию России.
Леонард Спектор: Что же стало значительным шагом вперёд - заставить
лидера принять эти принципы?
Джон Вулф: Не только один лидер, а все восемь лидеров приняли принципы
общего соглашения, и это было важным знаком. В конце сентября состоится
встреча высокопоставленных представителей сторон для дальнейшей разработки
направлений общего соглашения и бюджетных критериев, а также обсуждения
некоторых вопросов финансирования, которые были упущены.
Леонард Спектор: Это касается налогов и ответственности России?
Привилегий и иммунитетов? Каковы главные препятствия?
Джон Вулф: Все направления соглашения составляли препятствие. Вопросы
налогов и ответственности были важны, но само соглашение не было достигнуто
до встречи в Кананаскисе.
Леонард Спектор: По принципам соглашения было согласие?
Джон Вулф: В ответ на террористические атаки 11 сентября и возрастающую
озабоченность нераспространением оружия и материалов массового поражения,
экспертная группа <большой восьмерки>, выработала ряд практических шагов по
противодействию угрозы распространения оружия и материалов массового
поражения и ракет. На встрече в Уистлере, министры иностранных дел одобрили
эти принципы и сообщили о них своим лидерам. В Кананаскисе лидеры обсудили
эти принципы и выпустили совместное заявление.
Леонард Спектор: С такими предложениями выступали бывший сенатор Нанн и
сенатор Лугар. Было ли выдвижение этих принципов отражением их идеи или
всё это было разработано внутри Администрации Президента США?
Джон Вулф: Я не уверен, что впервые выдвинувший это предложение на
обсуждение <большой восьмерки> имел в виду предложения сенаторов. Тем не
менее, было выражено общее мнение <большой восьмерки> об этой глобальной
проблеме и необходимости совместных усилий для её разрешения.
Леонард Спектор: В заявлении говорится <до 20 миллиардов долларов>, так
что это ещё не твёрдое обещание и остаётся много неясного.
Джон Вулф: Да, это так.
Леонард Спектор: Является ли денежная сумма одной из неразрешённых
проблем встречи <большой восьмерки>?
Джон Вулф: Да, это ещё является предметом дискуссий.
Леонард Спектор: Даже сама сумма?
Джон Вулф: Сумма в 20 миллиардов долларов является установленной целью.
В течение последующих 10 лет нам хочется увидеть 10 миллиардов долларов от
США и ещё 10 миллиардов долларов от остальных партнёров. Всё это обсуждалось
во время встречи.
Леонард Спектор: Как была определена сумма 10 плюс 10 миллиардов? США
желали сделать свой вклад и увидеть равный вклад от остальных партнёров?
Джон Вулф: Да, но тут я должен раскритиковать ваше мнение о том, что
мы тут участвуем в каких-то бегах. В частности, утверждение о том, что наши
деньги - это не новые ассигнования, а продолжение уже ранее одобренных
Конгрессом США. В действительности, для каждого финансового года мы должны
бороться за одобрение ассигнований в Конгрессе США.
У нас сейчас нет 10 миллиардов долларов. Мы собираемся получить эту
сумму в течение последующих 10 лет. Это не будут обязательно новые проекты,
но это будут новые деньги. Мы хотим увидеть соответствующий вклад от
остальных партнёров - европейских стран и Японии. Россия не должна считать,
что мы должны давать ей деньги. Россия не может ни на что рассчитывать,
если не будет сотрудничать.
Леонард Спектор: Давайте вернемся к инициативе Администрации Клинтона.
Это была инициатива о 100 миллионах долларов, которая появилась после
экономического кризиса лета 1998 года. В то время считалось, что угроза
распространения оружия и материалов массового поражения увеличилась в новых
экономических условиях, и было желание вложить больше денег в кризисную
российскую экономику. При этом рассчитывалось поддерживать существующий
уровень бюджетных запросов, а сверх того вложить 100 миллионах долларов
на проекты по новой инициативе. Представляется, что Администрация Буша
также собирается поддерживать существующий уровень бюджетных запросов.
Джон Вулф: Да, мы действуем для продолжения увеличения уровня нашего
запроса на 2003 финансовый год, так между 2002 и 2003 годами было
соответствие уровней запросов. Оглядываясь на наш первоначальный запрос на
2002 финансовый год, который был составлен прошлым летом, во время работы
над <Российским обозрением>, и запрашивал 800 миллионов долларов, наш новый
запрос - на 1 миллиард долларов. Всего мы ожидаем 10 миллиардов долларов
в течение последующих 10 лет.
Леонард Спектор: Судя по тексту соглашения <большой восьмерки> и по
вашим словам о бюджетных запросах США, сумма в 10 миллиардов долларов может
быть общим ориентиром, так как мы не обещали выделять по 1 миллиарду
долларов в год, а ровно столько, сколько и остальные члены <большой семёрки>.
Джон Вулф: Мы считаем, что программы, которые мы финансируем в России
и бывшем Советском Союзе соответствуют нашим интересам и поэтому мы должны
продолжать это финансирование. Однако, ни Россия, ни наши партнёры не
должны считать, что мы будем продолжать это финансирование независимо от
их собственных обещаний. И это не просто слова о сотрудничестве из общего
соглашения, а имеется в виду их собственные финансовые взносы, так как
Россия в 2002 году в финансовом отношении значительно отличается от
состояния 1998 года. Россия имеет около 50 миллиардов долларов.
Леонард Спектор: Таким образом, говоря о вкладе США 10 миллиардов
долларов, вы ожидаете некоторого вклада и от России.
Джон Вулф: Да.
Леонард Спектор: А также вклада Европейского союза, который, строго
говоря, не является частью <большой семёрки>.
Джон Вулф: 10 миллиардов долларов на <глобальное партнёрство>
предполагают включение и других стран, кроме <большой восьмёрки>.
Леонард Спектор: Предполагаются ли какие-нибудь новые проекты. Кажется,
сенаторы Доменичи и Лугар предложили продвигать проект расплавления
высокообогащенного урана. Другим возможным проектом может стать прекращение
получения плутония из отработанного топлива атомных станций.
Джон Вулф: Мы собираемся обсудить эти проекты, среди прочего, возможно
на встрече в сентябре.
Леонард Спектор: На этой встрече предполагаются обсуждать американские
программы, имея в виду, что бюджетный запрос уже сделан и у вас есть
представление, что делать в следующем году. Таким образом, вы ожидаете
увидеть, что собираются делать другие партнёры в этот период?
Джон Вулф: Да, некоторые партнёры уже сообщали, что нужно просто
добиться оживления проектов, которые были приостановлены уже долгое время.
Леонард Спектор: В соглашении указывается с одной стороны, на наши, т.е.
американские 10 миллиардов долларов, и на 10 миллиардов долларов от других
стран.
Джон Вулф: Я бы не хотел, чтобы говорили о такой простой бухгалтерии.
Мы утверждаем, что есть международный интерес (между США, членами <большой
восьмёрки> и Россией) в том, чтобы совместно продвигаться на пути к
избавлению от различных угроз нашей национальной безопасности, способствуя
охране опасных материалов, ликвидации плутония, разным видам его
расплавления, уничтожению химического оружия, а также ликвидации ядерных
подводных лодок и обеспечению безопасности ядерных реакторов. Так что будет
много возможностей для дискуссий. В течение 1990-х годов мы для решения
этих проблем делали намного больше, чем все остальные страны. Теперь, в
соответствии с соглашением о <глобальном партнёрстве>, и весь остальной
мир должен сказать о том, что всем необходимо внести свой вклад. Мы
надеемся на 10 миллиардов долларов от других стран, по сравнению с немногим
более 500 миллионов долларов, выделенных Европой в последние 10 лет.
Леонард Спектор: Есть ли намерение созданием новой Группы по обеспечению
ядерной охраны и безопасности заменить Группу экспертов <большой восьмёрки>
по нераспространению оружия и материалов массового поражения?
Джон Вулф: Нет, это разные группы.
Леонард Спектор: Эта новая группа занимается обеспечением ядерной охраны
и безопасности, но инициатива касается и биологического оружия, и
химического оружия, и радиоактивных источников.
Джон Вулф: Новая группа <большой восьмёрки> будет заниматься проблемами
ядерной безопасности гражданских объектов, которые пока занимается Рабочая
группа по ядерной безопасности <большой семёрки>, а также и проблемами
радиологической опасности и физической защитой атомных станций.
Леонард Спектор: Таким образом, она заменит собой ядерную группу?
Джон Вулф: Группа по ядерной безопасности <большой семёрки> существует.
В Кананаскисе лидеры рекомендовали создание подобной группы <большой
восьмёрки>. Детали еще будут дорабатываться.
Леонард Спектор: Таким образом, Группу по нераспространению оружия и
материалов массового поражения будет заниматься более широким кругом вопросов?
Джон Вулф: Группа экспертов <большой восьмёрки> по нераспространению
уже занимается проблемами оружия и материалами массового поражения и
ракетами. В Кананаскисе лидеры рекомендовали создание механизма для
координации сотрудничества <глобального партнёрства>, чтобы избежать
дублирования и разрешать проблемы по мере их появления.
Леонард Спектор: Есть ли намерение создать централизованный фонд за
нераспространение, который будет управляться <большой восьмёркой>.
Джон Вулф: Нет.
Леонард Спектор: Кажется, государственный министр Джон Болтон сыграл
важную роль во встрече <большой восьмёрки>, однако не было заметно его
выступлений за программы помощи по нераспространению оружия и материалов
массового поражения.
Джон Вулф: Болтон занимал гибкую позицию.
Леонард Спектор: Наверное, если бы вы взяли на себя такую
ответственность, то смогли бы с энтузиазмом подержать эти программы?
Джон Вулф: Да, конечно, но Болтон сам с энтузиазмом поддерживает эти
программы. Программы по Договору о полном сокращении угрозы, которые мы
осуществляем в России и бывшем Советском Союзе, отвечают национальным
интересам США. В 2001 году мы делали доклад об этих программах, и
Президент США поддержал их. Теперь мы должны двигаться вперед. Мы полагаем,
что наши друзья и союзники также должны быть вовлечены в эти программы по
сокращению угрозы. Это выгодно нашим союзникам, так же, как и России. В
течение 1990-х годов наши друзья и союзники больше занимались проблемами
экономической безопасности. Но сейчас вопросы экономической стабилизации
в России и бывшем Советском Союзе не так критичны как десять лет назад.
Эта экономическая война, в основном, выиграна. На будущее десятилетие
важны проблемы нераспространения оружия и материалов массового поражения
и сокращения угрозы.
Леонард Спектор: Вы поддерживаете идею обмена или списания долгов? Нам
должны около 3 миллиардов - не так уж и много?
Джон Вулф: Я думаю, разные страны должны иметь разный подход к
распределению финансовых потоков. Это будет решение каждой страны.
Леонард Спектор: Надеюсь, что вы сможете предоставить нашим читателям
информацию о запланированной в сентябре встрече.
Джон Вулф: Пока я ещё не знаю, сколько важных встреч состоится, и
каковы будут предложения участников. По вашей информации, Великобритания
собирается внести 750 миллионов долларов, Германия около 1,5 миллиардов
долларов, Япония - 200 миллионов долларов, Канада - 600-650 миллионов
долларов. Это будут хорошие новости.
Леонард Спектор: Разрешите спросить о многосторонних и трёхсторонних
соглашениях об очистке окружающей среды, которые относятся к отработанному
ядерному топливу из подводных лодок на севере России. Ожидается ли
продвижение в этом направлении в связи с обещаниями России по соглашению
<большой восьмёрки>?
Джон Вулф: Это программа реакторов подводных лодок? Это инициатива, в
основном, североевропейских стран. Но это относится к тому, о чём я говорил.
Чтобы все страны продвигались вперед, Россия должна показать, что её
отношение к этим проблемам соответствует соглашению о <глобальном
партнёрстве>, потому что все страны-участницы должны способствовать
успешному осуществлению основных направлений этого соглашения.
Источник: Nuclear Watch, The International Center Newsletter,
24 сентября 2002 г., icrussia@rcn.com
**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" *
* (http://www.seu.ru/members/ucs) *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на *
* сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar *
* ********************************** *
* Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru *
************************** Распространяется *
* "UCS-PRESS" 2002 г. * по электронной почте *
**************************************************************
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и война"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |