Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
******       Х И М И Я * И * В О Й Н А       **********************
*******************************************************************
***                     Сообщение CHEM&WAR.348, 3 апреля 2002 г. **
*******************************************************************
                                     Трудности ядерного разоружения

          В ДУМЕ И "ИЗВЕСТИЯХ" ВСПОМНИЛИ ПРО ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

    Утилизация атомных подводных лодок способна пустить бюджет
на дно
    В Государственной думе РФ состоялись слушания по проблеме
утилизации атомных подводных лодок. Это одна из самых острых
сегодня экологических проблем, которая приобрела глобальный характер
уже не только для России. Но решение данной проблемы обостряется
хронической нехваткой средств и ресурсов. Картина, нарисованная на
парламентских слушаниях, получилась поистине удручающей.
    С 1957 по 1995 год наша страна побила все мыслимые рекорды по числу
спущенных на воду атомных подводных лодок. Всего бьы построен 261
корабль с энергетическими установками, которые состояли из двух ядерных
реакторов. И все эти 40 лет строилось гораздо больше новых АПЛ, чем
выводилось из строя старых. В итоге проблема утилизации старых атомных
подлодок приобрела угрожающий характер. Многие АПЛ с отработавшим
ядерным топливом потеряли герметичность и могли затонуть, из-за чего
полтора десятка из них пришлось даже посадить на грунт.
    Согласно постановлению правительства, подписанному в мае 1998 года,
ответственными за проблему назначены три ведомства - Минатом,
Минобороны и Российское агентство по судостроению. Документ определил
восемь предприятий, где производится утилизация АПЛ: 3 - в Мурманской
области, по 2 - в Архангельской области и в Приморском крае и 1 на
Камчатке. Особый вопрос - выбор места для длительного хранения и
переработки отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов.
Сейчас единственным таким предприятием является химический комбинат
"Маяк" в Челябинской области.
    До середины 90-х годов производственные мощности и скудное
финансирование позволяли отправлять на утилизацию ежегодно всего 3-4
АПЛ, У Минатома на весь наш ВМФ имелся лишь один эшелон из 4 вагонов
для транспортировки ОЯТ, который совершал 10 рейс в год. К выходу
постановления правительства проблема приобрела масштабы надвигающейся
катастрофы: в отстое находилось 125 подводных атомоходов, из них 105 -
с невыгруженным ОЯТ.
    Об этой проблеме в те годы заговорили на Западе. Благодаря
нахлынувшему на соседей ужасу России удалось получить средства на
строительство 52 контейнеров ТК-18 для хранения и транспортировки ОЯТ.
Нашлись, наконец, деньги и у правительства - работы были регламентированы
специальным постановлением. Сейчас выведено из эксплуатации уже 190 лодок,
утилизовано - около 60, ожидают утилизации - около 130, из них более 100 -
с невыгруженным ОЯТ. Для сравнения: в России выведено из эксплуатации
в 3 раза больше атомных подводных лодок, чем в США, а судовых ядерных
установок, подлежащих утилизации, - больше в 5 раз. Америка наших проблем
в этой области избежала...
    Обвальный вывод из состава ВМФ атомных субмарин привел к тому, что на
переполненных объектах находится более 70 тысяч тепловьвделяющих сборок,
более 14 тыс. куб. м жидких радиоактивных отходов, более 267 тыс. куб. м
твердых радиоактивных отходов. Общая активность ОЯТ подводных лодок
составляет более 500 млн кюри. Ядерный и радиационный риск при утилизации
АПЛ, как считает начальник управления Минатома Виктор Ахунов, значительно
выше, чем при их строительстве и эксплуатации. Количество опасных операций
увеличивается в 2-2,5 раза, объем РАО возрастает в 4-5 раз.
    Максимальной аварией по масштабу воздействия на население и окружающую
среду, по мнению директора НИИ промышленной и морской медицины Минздрава
РФ профессора Виталия Довгуши, является инцидент с потерей теплоносителя
на корабле с ядерной энергоустановкой в акватории предприятия. Авария с
разрушением временного хранилища ЖРО (в результате теракта) может привести
к максимальному сбросу радионуклидов в акваторию. Самые тяжелые аварии
возможны на объектах с невыгруженными активными зонами. В первую очередь,
это может быть самопроизвольная цепная реакция при выгрузке активной зоны
и пожар на подготавливаемой к утилизации АПЛ. Стоит ли говорить, как эти
сюжеты волнуют население, которое чувствует себя, как жители Помпеи...
    Ни один из многих международных экологических проектов не ставил
задачу детального исследования радиоэкологических последствий утилизации
атомных субмарин в России. Первая попытка такого рода - международная
программа, исполнителем которой в России является Институт проблем
безопасного развития атомной энергетики РАН.
    Вопрос о том, сколько стоит утилизация атомных подводных лодок,
может повергнуть в уныние любого финансиста. Вся программа по утилизации
АПЛ, включая выгрузку и переработку топлива, разделку корпуса субмарины
и постановку реакторного блока на хранение, оценивается экспертами
Минатома в 1,5 млрд долл. Стоимость разделки одной АПЛ составляет 6 млн
долл. Эта сумма возрастет многократно, если Россия будет приближаться к
западным требованиям по безопасности хранения компонентов АПЛ. Но и это
не все затраты. Надо включить стоимость очистки радиа-ционно опасных
объектов - это еще 700 млн долл. Обеспечение безопасной стоянки 130 АПЛ
требует ежегодно еще 16 млн долл. А еще хранение реакторных блоков и
многое, многое другое...
                   С.Лесков, "Известия", 29 марта 2002 года

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А. Федоров                         *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и война"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность