О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* ****** Х И М И Я * И * В О Й Н А ********************** ******************************************************************* *** Сообщение CHEM&WAR.334, 24 февраля 2002 г. ** ******************************************************************* Будни химического разоружения ПРАВОВОЕ ПОЛЕ РОСБОЕПРИПАСОВ И ЛИЧНО ПАКА ЖУРНАЛИСТ НАЕХАЛ НА ПАКА Российское агентство по боеприпасам потеряло лицо. Причем юридическое. В четверг на заседании правительства был запланирован доклад гендиректора "Росбоеприпасов" Зиновия Пака, который должен был представить членам кабинета проект "Положения о российском агентстве по боеприпасам" - основного документа, регулирующего деятельность любого федерального органа. Доклад г-на Пака так и не состоялся: по сообщению департамента правительственной информации, обсуждение вопроса перенесено "на одно из последующих заседаний". Таким образом, "Росбоеприпасы" продолжили свое существование в каком-то неопределенном, "полулегальном" режиме, который и без того затянулся в этом агентстве почти на три года. Ситуация тем более странная еще и потому, что именно через это агентство, отвечающее за выполнение программы ликвидации российских арсеналов химического оружия, должны проходить многомиллиардные потоки западной финансовой помощи, выделяемой на утилизацию оружия массового поражения. А значит, Москва кровно заинтересована, чтобы как раз в отношении этой структуры ни у кого не могло возникнуть ни малейших подозрений. Своему появлению на свет "Росбоеприпасы", как, впрочем, и четыре остальных российских оборонных агентства, обязаны президентскому указу 651, подписанному Борисом Ельциным 25 мая 1999 года. Впрочем, в тот момент к их рождению мало кто отнесся серьезно: российский военно-промышленный комплекс уже много лет находился в процессе бесконечных малопонятных реформаций, подчиняясь то Госкомоборонпрому, то Минэкономики, то Миноборонпрому... Очередную новацию восприняли поначалу как что-то столь же временное. Тем более что само проведение очередной реформы, приведшей к появлению агентств, связывали с именем мало кому известного тогда кремлевского чиновника Владимира Путина, только-только назначенного на должность секретаря Совета безопасности РФ. Однако с президентскими указами не спорят, поэтому бюрократическая машина привычно приступила к визированию бумаг: агентствам требовались финансовые средства, штаты, помещения, жилье. И конечно же, им нужен был легитимный статус: указ 651 предписывал правительству "утвердить в 2-месячный срок положения о вновь образованных и преобразованных федеральных органах исполнительной власти". В отведенный срок, конечно, никто так и не уложился, однако, если вспомнить о том, каков был в конце ельцинского правления уровень исполнительской дисциплины, конечный итог следует признать вполне удовлетворительным. "Росавиакосмос" завизировал в правительстве свое положение в октябре 99-го, в декабре были утверждены все бумаги у агентства по системам управления и "Россудостроения", а еще через месяц завершило все формальности и агентство по обычным вооружениям. Впрочем, руководство оборонных агентств не скрывало, что само заинтересовано в визировании этих документов. Ведь "Положение" - это документ не только фиксирующий обязанности, но и права конкретного органа. Стандартный пункт такого рода документов - "российское агентство ... является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением государственного герба РФ и со своим наименованием, бюджетные и иные счета (в том числе в иностранной валюте)" - дорогого стоит. Таинственную "медлительность" "Росбоеприпасов" в кулуарных беседах информированные военно-промышленные источники газеты "Время новостей" объясняли тем, что Зиновий Пак "надеялся в конечном итоге "прописать под себя" не одно агентство, а более серьезную структуру". Определенные основания для подобных надежд у г-на Пака действительно имелись: в свое время ему довелось поруководить всей российской оборонкой -- сначала в качестве председателя Госкомоборонпрома, а затем и "полновесного" министра оборонной промышленности в правительстве Черномырдина. Однако, после того как стало очевидно, что существование федеральных агентств -- это "всерьез и надолго", отсутствие у одного из них нормального статуса превратилось в серьезный тормоз. Правда, для того, чтобы снять опасения западных партнеров России, выделяющих деньги на ее химическое разоружение (общая стоимость программы оценивается примерно в 5 млрд долларов), правительство утвердило в 2001 году "Положение о федеральном управлении по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при российском агентстве по боеприпасам". Тем не менее поскольку управление существует при "Росбоеприпасах", а само агентство так до сих пор и не определилось со своими "правами и обязанностями", ситуация остается весьма пикантной. Ю.Голотюк, Время Новостей, 15 февраля 2002 г. ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ПАКА ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 17 ноября 2000 года No 1627-р [О порядке координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении международных договоров в области химического разоружения] 1. Одобрить предложения Росбоеприпасов, согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении международных договоров в области химического разоружения. 2. Утвердить распределение обязанностей между федеральными органами исполнительной власти, участвующими в выполнении международных договоров в области химического разоружения (прилагается). 3. Установить, что финансирование мероприятий, связанных с выполнением настоящего распоряжения, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание федеральных органов исполнительной власти, и средств, предусмотренных на федеральную целевую программу "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации". Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов УТВЕРЖДЕНО распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 года No 1627-р Распределение обязанностей между федеральными органами исполнительной власти, участвующими в выполнении международных договоров в области химического разоружения Росбоеприпасы Обеспечение реализации государственной политики в области химического разоружения в пределах компетенции Агентства. Осуществление функций уполномоченного органа Российской Федерации по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (далее именуется - Конвенция), а также по взаимодействию с Организацией по запрещению химического оружия (далее именуется - ОЗХО). Организация и обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении основных направлений работ и комплекса мероприятий по выполнению Российской Федерацией международных обязательств в области химического разоружения. Выполнение функций государственного заказчика по разработке и реализации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральной целевой программы уничтожения химического оружия, ликвидации или конверсии объектов по производству химического оружия. Выбор безопасных и экономически приемлемых технологий уничтожения химического оружия на основе конкурса отечественных и зарубежных разработок. Организация проектирования, экспертизы проектов, строительства объектов по уничтожению химического оружия в комплексе с объектами специальной и социальной инфраструктуры, необходимыми природоохранными сооружениями и объектами лечебно-профилактического назначения. Обеспечение разработки и создания технологий и технологического оборудования для разборки химических боеприпасов, а также уничтожения или утилизации их комплектующих элементов. Организация эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия, в том числе совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти промышленных зон этих объектов, включая подготовку персонала для их эксплуатации и обслуживания, а также обеспечение средствами индивидуальной защиты, антидотами и средствами приборного контроля объектов производственной зоны и окружающей среды. Организация, обеспечение и выполнение работ по безопасному хранению запасов химического оружия до полного их уничтожения. Лицензирование деятельности, связанной с проведением работ по хранению, перевозке (кроме перевозок федеральным железнодорожным транспортом) и уничтожению химического оружия, обращению со списочными химикатами, подлежащими объявлению и контролю по Конвенции, и отходами, образующимися в процессе уничтожения химического оружия. Участие совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в разработке проектов международных соглашений по оказанию Российской Федерации другими государствами и организациями безвозмездной помощи в области химического разоружения и заключение в установленном порядке таких соглашений. Участие совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в выработке позиции Российской Федерации на двусторонних и многосторонних переговорах по вопросам выполнения Конвенции. Участие совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в обеспечении представительства Российской Федерации в ОЗХО, в работе сессий Исполнительного совета этой Организации и конференций государств - участников Конвенции. Участие в координации мероприятий по международному сотрудничеству в области химического разоружения и в их осуществлении. Заключение в установленном порядке по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти от имени Правительства Российской Федерации соглашений с ОЗХО об осуществлении международного контроля на российских объектах, подлежащих объявлению и контролю по Конвенции. Наблюдение за выполнением положений Конвенции другими государствами - участниками Конвенции в пределах компетенции Агентства. Организация и обеспечение приема и сопровождения международных инспекций ОЗХО на территории Российской Федерации. Обеспечение готовности объектов по хранению и уничтожению химического оружия к международным инспекциям ОЗХО. Организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию средств и методов национального контроля в области химического разоружения. Осуществление контроля за полнотой сбора и достоверностью данных о производстве, потреблении и переработке списочных химикатов, подлежащих объявлению и контролю по Конвенции. Подготовка по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти информации в соответствии с положениями Конвенции и представление ее в ОЗХО в установленном порядке. Проведение с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по информированию населения и общественных объединений по вопросам обеспечения безопасности населения и защиты окружающей среды при проведении работ с химическим оружием в местах его хранения и уничтожения. Подготовка с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти ежегодных информационных докладов Правительства Российской Федерации по выполнению Конвенции для представления Федеральному Собранию Российской Федерации... КОММЕНТАРИЙ Кипятился жарнулюга напрасно. Необходимые права и обязанности по части уничтожения химического оружия у Росбоеприпасов и лично З.П.Пака уже имеются. Так что западные денежки, о которых озаботился журналист, расходовать можно. Впрочем, если бы сей журналист не рыскал по коридорам в поисках сплетен, а искал серьезные проблемы, то одну мы можем ему подсказать. Дело в том, что по части химического оружия Росбоеприпасы унаследовали от Комитета по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте России все обязанности. Кроме одной. В положении о Комитете по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ, о создании и содержании работы которого было объявлено Указами Президента РФ No 160 от 19 февраля 1992 года и No 523 от 25 мая 1992 года, была такая запись: Комитет "осуществляет анализ информации по обнаруживаемым местам захоронения старого химического оружия, определение степени и масштабов опасности этих мест, разработку мероприятий по ликвидации возможных очагов опасности". А в обязанностях Росбоеприпасов, дотошно переписанных из Указа президента Ельцина в распоряжение премьера Касьянова, одна все-таки "выпала". Между тем запись о "старом химическом оружии" родилась не на пустом месте. Она вытекает из международных обязательств, взятых на себя государством под названием России, когда оно в 1993 году подписало, а в 1997 году ратифицировало Конвенцию о химическом оружии. Так вот, в отношении старого химического оружия в части IV В) Приложения по проверке той самой Конвенции установлен обязательный для России "Режим ", который включает следующее: 3. Государство-обладатель старого химоружия в течение 30 дней обязано сообщить в Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО) "всю имеющуюся соответствующую информацию, включая, по мере возможности, местонахождение, вид, количество и нынешнее состояние этого старого химического оружия". 4. Государство-обладатель старого химического оружия обязано сообщить в ОЗХО данные о старом химическом оружии, обнаруженном "после вступления для него в силу" Конвенции о химическом оружии; это необходимо сделать "не позднее, чем через 180 дней после обнаружения". 5. ОЗХО проводит "первоначальную инспекцию и любые последующие инспекции" для проверки информации пп.3 и 4. 6. Государство-обладатель информирует ОЗХО "о предпринимаемых шагах по уничтожению или удалению иным образом" старого химоружия. 7. Государство-обладатель "уничтожает старое химическое оружие". Сроки и порядок подлежат обсуждению с ОЗХО. Все эти хлопоты со старым химическим оружием хитромудрый З.П.Пак с себя скинул, когда сочинял свои служебные обязанности в Росбоеприпасах. И теперь он доволен жизнью - можно ездить в другие страны и проверять, как они выполняют Конвенцию о химическом оружии. В заключение сообщаем для сведения несведущего журналиста и безответственного госчиновника З.П.Пака, что на территории России имеются 350 (триста пятьдесят) мест, где защитники Отечества закопали химическое оружие и теперь молчат в тряпочку. Интересно, кому у нас в стране до всего этого есть дело. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А. Федоров * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2002 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и война"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |