О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* ****** Х И М И Я * И * В О Й Н А ********************** ******************************************************************* *** Сообщение CHEM&WAR.329, 18 февраля 2002 г. ** ******************************************************************* Будни химической войны САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: ВОЕННЫЙ ХИМИК - О СВОИХ ПРОБЛЕМАХ "Химический Чернобыль" Проблема социальной защиты граждан, участвующих в работах с химическим оружием, - тема новой статьи Ю.Вахрамеева, участника ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции, председателя Региональной организации "Чернобыль - Экология - Помощь" (Саратов), написанной в соавторстве с руководителем Регионального общественного благотворительного фонда социальной поддержки граждан, пострадавших от воздействия вредных техногенных факторов (Саратов) М.Парменовой. С первых дней становления советского государства и по настоящее время не утратили своей остроты проблемы, связанные с химическим оружием. От царской армии нашей стране досталось собственное и трофейное оружие, которое постоянно совершенствовалось и накапливалось. Известно, что только за годы Великой Отечественной войны в СССР было создано 120 тыс. тонн отравляющих веществ. На сегодня в России нам известно о 40 тыс. тонн этих веществ. Существование химического оружия в СССР и на вооружении Советской Армии официально никогда и никакими структурами государственной власти не признавалось. Наличие его было признано лишь М.Горбачевым (апрель 1987 г.), когда потребовалось декларировать остановку промышленного выпуска отравляющих веществ на всей территории СССР... Обстановка изменилась, когда в 1997 г. вступила в действие Конвенция о запрещении химического оружия, в которой государства-участники Конвенции приняли обязательства не разрабатывать, не производить, не хранить и не применять это оружие, а также в установленные сроки уничтожать накопленные запасы отравляющих веществ. В России в этот период и в последующие годы принимаются нормативно-правовые акты, связанные с уничтожением химического оружия. Все это способствовало тому, что общественность и некоторые государственные структуры, в том числе Комитет по экологии, стали настаивать на принятии законодательной базы, позволяющей гарантировать конституционные права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу в результате экологического правонарушения. В результате комплексных мер в 1998 г. Государственной думой РФ был принят в первом чтении проект Закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", а в ноябре 2000 г. - его окончательный текст (ФЗ No 136). Однако за период обсуждений этого Закона число граждан, которые попадали под его статус, резко сократилось. Если в первом чтении документа социальными льготами наделялись все граждане, занятые на работах с химическим оружием, независимо от срока давности проведения работ, то в окончательной его редакции остались только граждане, занятые в настоящее время на работах с этим оружием и получившие профессиональные заболевания в результате проведения указанных работ. Распоряжением Правительства РФ (No 484-р) установлено, что к химическим отравляющим веществам, используемым в производстве данного вида оружия, относятся: зарин, зоман, VX, иприт, люизит, фосген и цианистый водород. Следует обратить внимание еще на одну сложность. В работах с химическим оружием привлекался не только гражданский персонал, но и граждане из числа военнослужащих и служащих Министерства обороны РФ. И если для гражданских лиц социальная защита начинает действовать с принятием федерального закона, то для военнослужащих и служащих Министерства обороны необходимо дублирование этого закона в форме Приказа и соответствующих директив Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ. В настоящее время эти документы еще не приняты. С таким двойным стандартом уже столкнулись граждане, ставшие жертвами радиационных аварий и катастроф, либо принимавшие участие в ликвидации их последствий. Например, статус социальных льгот граждан определяется не зонами опасности при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а тем, каким министерством чернобыльцы привлекались к работам. В ходе реализации Закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" граждане также столкнутся с противодействием властей его полному выполнению, как это происходит с социальными льготами для пострадавших в результате радиационных катастроф и инцидентов. Проблему защиты прав работающих с химическими оружием, по масштабу охвата людей и сложности организационных вопросов реализации Закона No 136, можно сравнить с проблемой социальной защиты граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Это дает нам право назвать данную проблему "Химическим Чернобылем". В настоящее время отравляющие вещества хранятся в 7 специализированных арсеналах Министерства обороны РФ, которые находятся в Саратовской, Курганской, Брянской, Кировской, Пензенской областях и Удмуртской республике. Для отработки безопасных технологий по уничтожению химического оружия привлечены различные организации и учреждения. В этом процессе Саратовская область существенно выделяется из всех регионов России. Здесь сосредоточен весь комплекс учреждений, институтов, организаций, в том числе находящихся в ведомстве Министерства обороны РФ, которые осуществляют полный цикл работ с химическим оружием. Первым объектом по ликвидации отравляющих веществ в России является опытно-промышленный объект в п. Горный, на котором уничтожают иприт, люизит и смеси на их основе. Общий запас их составляет 1133 тонны. В рамках программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" привлечены и другие организации, находящиеся на территории Саратовской области, в том числе в г. Шиханы. В Шиханах, сосредоточены основные силы и средства, направленные на разработку технологий по уничтожению химического оружия. Саратовская область по сути превратилась в испытательный полигон, на котором всесторонне апробируются технические и экологические проблемы уничтожения данного вида оружия и анализируются их политические аспекты. В настоящее время на территории этого региона реализуется проект программы Tacis Европейского Союза "Создание системы экологического мониторинга при уничтожении химического оружия в Саратовской области". Однако в рамках проекта не предусмотрено решение вопросов социальной защиты граждан, занятых в этих работах. Поэтому общественные структуры совместно с Уполномоченным по правам человека в Саратовской области С.Ландо, обсудив проблемы социальной защиты граждан и признав их актуальность и своевременность для граждан Саратовской области, отметили, что их необходимо решать по двум направлениям. Первое направление - организационное. Для его осуществления необходимо провести следующие мероприятия: 1. Организовать взаимодействие с полномочным представителем Президента РФ по Приволжскому округу, губернатором Саратовской области, Уполномоченным по правам человека в Саратовской области, с местной администрацией о положении дел и проблемных вопросах, возникающих при реализации законных прав граждан, участвующих в работах с химическим оружием. 2. Совершенствовать механизм социального партнерства с государственными и общественными структурами, СМИ, политическими партиями и бизнес-структурами для социальной защиты граждан рассматриваемой категории. 3. Создать региональный центр в Саратовской области при уполномоченном по правам человека в Саратовской области по защите прав граждан, пострадавших от воздействия вредных техногенных факторов, в том числе на работах с химическим оружием, а также оценить возможности (силы, средства, профессиональные и деловые качества членов) общественных городских и районных организаций для создания системы общественного правового мониторинга в Саратовской области для граждан, пострадавших от вредных техногенных факторов, в том числе от химического оружия. 4. Обсудить вопрос с заинтересованными региональными общественными организациями в Саратовской, Курганской, Брянской, Кировской, Пензенской областях и Удмуртской республике, в которых проводятся работы по уничтожению химического оружия, о создании межрегионального центра для повышения эффективности деятельности этих организаций в реализации правовых актов и совершенствовании законодательства по вопросам социальной защиты граждан, работающих с химическим оружием. 5. Подготовить предложения в адрес Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ от Саратовской области и рабочую группу экспертов, действующих при Комитете по труду и социальной политике Государственной Думы РФ о совершенствовании законодательства по социальной защите членов семей граждан, умерших вследствие работ с химическим оружием, о правовом статусе граждан, занятых на работах с химическим оружием, независимо от срока давности проведения этих работ, о подготовке соответствующих правовых актов в Министерстве обороны РФ по социальной защите военнослужащих, служащих Российской Армии и пенсионеров из их числа, занятых на работах с химическим оружием и т.д. 6. Совместно с органами службы занятости, органами власти и местного самоуправления решить вопросы о квотировании (резервировании) рабочих мест для граждан, пострадавших при работах с химическим оружием, а также внести предложения в правительство области о разработке социальных программ для граждан, пострадавших при работах с химическим оружием и особо нуждающихся в социальной защите. 7. Осуществлять сбор базы данных о пострадавших гражданах и сведений об исполнении проблемных вопросов реализации закона, а также о случаях нарушения прав граждан. Второе направление - информационное - ставит своей целью повышение правовой грамотности всех категорий граждан (женщин, военнослужащих, служащих Российской армии, пенсионеров) для защиты их прав в различных структурах власти, как самостоятельно, так и в системе общественных структур. Для этого необходимо: 1. Регулярно с помощью СМИ, информационных бюллетеней, организации "круглых столов", выставок, семинаров осуществлять информирование и консультирование граждан по вопросам социальной защиты и обеспечения их прав, особенно в конфликтных ситуациях. 2. Информировать граждан о месте нахождения общественных организаций федерального, регионального и местного уровней, занимающихся защитой прав граждан, работающих с химическим оружием. 3. Подготовить: методические пособия, устанавливающие порядок предоставления денежных и других материальных компенсаций и льгот за вред, причиненный здоровью рассматриваемой категории граждан; сборник нормативно-правовых актов (ФЗ, Приказы МО РФ, директивы и др.) с разъяснениями и комментариями юристов по социальной защите прав граждан, участвовавших в работах с химическим оружием, как для гражданских лиц, так и для военнослужащих и служащих Российской армии... Ю.Вахрамеев, М.Парменова, Саратов Источник: "Хроника МХГ", No 85 - январь 2002 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А. Федоров * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2002 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и война"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |