![]() |
![]() |
| О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест | |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
****** Х И М И Я * И * В О Й Н А **********************
*******************************************************************
*** Сообщение CHEM&WAR.329, 18 февраля 2002 г. **
*******************************************************************
Будни химической войны
САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: ВОЕННЫЙ ХИМИК - О СВОИХ ПРОБЛЕМАХ
"Химический Чернобыль"
Проблема социальной защиты граждан, участвующих в работах с
химическим оружием, - тема новой статьи Ю.Вахрамеева, участника
ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции,
председателя Региональной организации "Чернобыль - Экология - Помощь"
(Саратов), написанной в соавторстве с руководителем Регионального
общественного благотворительного фонда социальной поддержки граждан,
пострадавших от воздействия вредных техногенных факторов (Саратов)
М.Парменовой.
С первых дней становления советского государства и по настоящее время
не утратили своей остроты проблемы, связанные с химическим оружием. От
царской армии нашей стране досталось собственное и трофейное оружие,
которое постоянно совершенствовалось и накапливалось. Известно, что только
за годы Великой Отечественной войны в СССР было создано 120 тыс. тонн
отравляющих веществ. На сегодня в России нам известно о 40 тыс. тонн
этих веществ. Существование химического оружия в СССР и на вооружении
Советской Армии официально никогда и никакими структурами государственной
власти не признавалось. Наличие его было признано лишь М.Горбачевым
(апрель 1987 г.), когда потребовалось декларировать остановку промышленного
выпуска отравляющих веществ на всей территории СССР...
Обстановка изменилась, когда в 1997 г. вступила в действие Конвенция о
запрещении химического оружия, в которой государства-участники Конвенции
приняли обязательства не разрабатывать, не производить, не хранить и не
применять это оружие, а также в установленные сроки уничтожать накопленные
запасы отравляющих веществ. В России в этот период и в последующие годы
принимаются нормативно-правовые акты, связанные с уничтожением химического
оружия. Все это способствовало тому, что общественность и некоторые
государственные структуры, в том числе Комитет по экологии, стали настаивать
на принятии законодательной базы, позволяющей гарантировать конституционные
права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду и на
возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу в результате
экологического правонарушения.
В результате комплексных мер в 1998 г. Государственной думой РФ был
принят в первом чтении проект Закона "О социальной защите граждан, занятых
на работах с химическим оружием", а в ноябре 2000 г. - его окончательный
текст (ФЗ No 136). Однако за период обсуждений этого Закона число граждан,
которые попадали под его статус, резко сократилось. Если в первом чтении
документа социальными льготами наделялись все граждане, занятые на работах
с химическим оружием, независимо от срока давности проведения работ, то в
окончательной его редакции остались только граждане, занятые в настоящее
время на работах с этим оружием и получившие профессиональные заболевания
в результате проведения указанных работ. Распоряжением Правительства РФ
(No 484-р) установлено, что к химическим отравляющим веществам, используемым
в производстве данного вида оружия, относятся: зарин, зоман, VX, иприт,
люизит, фосген и цианистый водород.
Следует обратить внимание еще на одну сложность. В работах с химическим
оружием привлекался не только гражданский персонал, но и граждане из числа
военнослужащих и служащих Министерства обороны РФ. И если для гражданских
лиц социальная защита начинает действовать с принятием федерального закона,
то для военнослужащих и служащих Министерства обороны необходимо дублирование
этого закона в форме Приказа и соответствующих директив Главного управления
военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ. В настоящее время
эти документы еще не приняты. С таким двойным стандартом уже столкнулись
граждане, ставшие жертвами радиационных аварий и катастроф, либо принимавшие
участие в ликвидации их последствий. Например, статус социальных льгот
граждан определяется не зонами опасности при ликвидации последствий аварии
на Чернобыльской АЭС, а тем, каким министерством чернобыльцы привлекались к
работам.
В ходе реализации Закона "О социальной защите граждан, занятых на работах
с химическим оружием" граждане также столкнутся с противодействием властей
его полному выполнению, как это происходит с социальными льготами для
пострадавших в результате радиационных катастроф и инцидентов. Проблему
защиты прав работающих с химическими оружием, по масштабу охвата людей и
сложности организационных вопросов реализации Закона No 136, можно сравнить
с проблемой социальной защиты граждан, пострадавших в результате аварии
на Чернобыльской АЭС. Это дает нам право назвать данную проблему "Химическим
Чернобылем".
В настоящее время отравляющие вещества хранятся в 7 специализированных
арсеналах Министерства обороны РФ, которые находятся в Саратовской,
Курганской, Брянской, Кировской, Пензенской областях и Удмуртской
республике. Для отработки безопасных технологий по уничтожению химического
оружия привлечены различные организации и учреждения. В этом процессе
Саратовская область существенно выделяется из всех регионов России. Здесь
сосредоточен весь комплекс учреждений, институтов, организаций, в том числе
находящихся в ведомстве Министерства обороны РФ, которые осуществляют полный
цикл работ с химическим оружием. Первым объектом по ликвидации отравляющих
веществ в России является опытно-промышленный объект в п. Горный, на котором
уничтожают иприт, люизит и смеси на их основе. Общий запас их составляет
1133 тонны. В рамках программы "Уничтожение запасов химического оружия в
Российской Федерации" привлечены и другие организации, находящиеся на
территории Саратовской области, в том числе в г. Шиханы. В Шиханах,
сосредоточены основные силы и средства, направленные на разработку
технологий по уничтожению химического оружия. Саратовская область по сути
превратилась в испытательный полигон, на котором всесторонне апробируются
технические и экологические проблемы уничтожения данного вида оружия и
анализируются их политические аспекты.
В настоящее время на территории этого региона реализуется проект
программы Tacis Европейского Союза "Создание системы экологического
мониторинга при уничтожении химического оружия в Саратовской области".
Однако в рамках проекта не предусмотрено решение вопросов социальной защиты
граждан, занятых в этих работах. Поэтому общественные структуры совместно с
Уполномоченным по правам человека в Саратовской области С.Ландо, обсудив
проблемы социальной защиты граждан и признав их актуальность и
своевременность для граждан Саратовской области, отметили, что их необходимо
решать по двум направлениям.
Первое направление - организационное. Для его осуществления необходимо
провести следующие мероприятия:
1. Организовать взаимодействие с полномочным представителем Президента
РФ по Приволжскому округу, губернатором Саратовской области, Уполномоченным
по правам человека в Саратовской области, с местной администрацией о
положении дел и проблемных вопросах, возникающих при реализации законных
прав граждан, участвующих в работах с химическим оружием.
2. Совершенствовать механизм социального партнерства с государственными
и общественными структурами, СМИ, политическими партиями и бизнес-структурами
для социальной защиты граждан рассматриваемой категории.
3. Создать региональный центр в Саратовской области при уполномоченном
по правам человека в Саратовской области по защите прав граждан, пострадавших
от воздействия вредных техногенных факторов, в том числе на работах с
химическим оружием, а также оценить возможности (силы, средства,
профессиональные и деловые качества членов) общественных городских и районных
организаций для создания системы общественного правового мониторинга в
Саратовской области для граждан, пострадавших от вредных техногенных
факторов, в том числе от химического оружия.
4. Обсудить вопрос с заинтересованными региональными общественными
организациями в Саратовской, Курганской, Брянской, Кировской, Пензенской
областях и Удмуртской республике, в которых проводятся работы по уничтожению
химического оружия, о создании межрегионального центра для повышения
эффективности деятельности этих организаций в реализации правовых актов и
совершенствовании законодательства по вопросам социальной защиты граждан,
работающих с химическим оружием.
5. Подготовить предложения в адрес Президента РФ, депутатов
Государственной Думы РФ от Саратовской области и рабочую группу экспертов,
действующих при Комитете по труду и социальной политике Государственной
Думы РФ о совершенствовании законодательства по социальной защите членов
семей граждан, умерших вследствие работ с химическим оружием, о правовом
статусе граждан, занятых на работах с химическим оружием, независимо от
срока давности проведения этих работ, о подготовке соответствующих правовых
актов в Министерстве обороны РФ по социальной защите военнослужащих,
служащих Российской Армии и пенсионеров из их числа, занятых на работах
с химическим оружием и т.д.
6. Совместно с органами службы занятости, органами власти и местного
самоуправления решить вопросы о квотировании (резервировании) рабочих мест
для граждан, пострадавших при работах с химическим оружием, а также внести
предложения в правительство области о разработке социальных программ для
граждан, пострадавших при работах с химическим оружием и особо нуждающихся
в социальной защите.
7. Осуществлять сбор базы данных о пострадавших гражданах и сведений
об исполнении проблемных вопросов реализации закона, а также о случаях
нарушения прав граждан.
Второе направление - информационное - ставит своей целью повышение
правовой грамотности всех категорий граждан (женщин, военнослужащих,
служащих Российской армии, пенсионеров) для защиты их прав в различных
структурах власти, как самостоятельно, так и в системе общественных
структур. Для этого необходимо:
1. Регулярно с помощью СМИ, информационных бюллетеней, организации
"круглых столов", выставок, семинаров осуществлять информирование и
консультирование граждан по вопросам социальной защиты и обеспечения их
прав, особенно в конфликтных ситуациях.
2. Информировать граждан о месте нахождения общественных организаций
федерального, регионального и местного уровней, занимающихся защитой прав
граждан, работающих с химическим оружием.
3. Подготовить: методические пособия, устанавливающие порядок
предоставления денежных и других материальных компенсаций и льгот за вред,
причиненный здоровью рассматриваемой категории граждан; сборник
нормативно-правовых актов (ФЗ, Приказы МО РФ, директивы и др.) с
разъяснениями и комментариями юристов по социальной защите прав граждан,
участвовавших в работах с химическим оружием, как для гражданских лиц,
так и для военнослужащих и служащих Российской армии...
Ю.Вахрамеев, М.Парменова, Саратов
Источник: "Хроника МХГ", No 85 - январь 2002 г.
**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" *
* (http://www.seu.ru/members/ucs) *
* Редактор и издатель Лев А. Федоров *
* ********************************** *
* Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru *
************************** Распространяется *
* "UCS-PRESS" 2002 г. * по электронной почте *
**************************************************************
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и война"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |