Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск


*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
******       Х И М И Я * И * В О Й Н А       **********************
*******************************************************************
***                    Сообщение CHEM&WAR.319, 3 февраля 2002 г. **
*******************************************************************
                                      Будни химического разоружения

          ПО ХИМИЧЕСКОМУ ОРУЖИЮ ЗАСЕДАЛ СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

    КОММЕРСАНТ ПРОСТО ПЕРЕСКАЗАЛ
    Совет безопасности взялся за химразоружение
    Во вторник секретарь Совета безопасности Владимир Рушайло по поручению
президента провел в Кремле совещание членов СБ, посвященное ходу подготовки
к уничтожению Россией запасов химического оружия. По итогам совещания был
одобрен новый план по окончательной ликвидации запасов химоружия к апрелю
2012 года. На его выполнение потребуется $3 млрд.
    На совещании в СБ было рассмотрено выполнение взятых Россией
обязательств по международной конвенции о разработке, хранении и уничтожении
химического оружия от 29 апреля 1997 года. Было признано целесообразным
отказаться от старого плана, по которому Москва обязалась уничтожить весь
свой запас химоружия к 2007 году, и принять новый, отличающийся лишь
увеличенным на пять лет сроком.
    Россия обладает крупнейшими в мире запасами химоружия - 40 тыс. т
(около 30 тыс. т имеют США). Оно хранится в семи арсеналах, расположенных
в Почепе (Брянская область), Марадыково (Кировская область), Щучьем
(Курганская область), Леонидовке (Пензенская область), Горном (Саратовская
область), Кизнере и Комбарке (оба -- Удмуртия).
    Несмотря на то что Россия присоединилась к конвенции, ратифицировав ее
в мае 1997 года, до 2000 года никаких практических шагов по химразоружению,
по сути, не предпринималось. В частности, не был определен государственный
орган, отвечающий за выполнение конвенции, а также не было обеспечено
госфинансирование программы уничтожения химоружия. В результате время было
упущено, а план, к практической реализации которого Россия так и не
приступила, оказался сорван.
    Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в начале 2000 года, когда СБ
впервые рассмотрел вопросы химразоружения. После этого Владимир Путин своим
указом образовал госкомиссию по химразоружению под председательством Сергея
Кириенко, а также назначил Российское агентство по боеприпасам (РАБ)
ответственным за выполнение конвенции. Учитывая, что химоружие было снято
с вооружения в 1997 году, из состава Минобороны в текущем году было выведено
и переподчинено РАБ федеральное управление по безопасному хранению химоружия.
С 2003 года финансирование уничтожения химоружия должно быть выведено из
государственного оборонного заказа и прописано отдельной строкой в
госбюджете. Кроме того, принято решение о строительстве объектов по
уничтожению химоружия не в каждом из семи арсеналов, а лишь в трех (Горный,
Комбарка и Щучье), что должно удешевить ликвидационные работы.
    Общая стоимость программы по ликвидации российского химоружия составляет
$3 млрд. Россия значительно увеличила свои расходы (в этом году было
выделено более 3 млрд рублей, что в шесть раз больше, чем в 2000 году), но
рассчитывает и на помощь Запада. Помочь России с химразоружением выразили
желание Евросоюз и еще десять стран, из которых только США собираются
вложить более $1 млрд.
       И.Сафронов, "Коммерсантъ", 13 декаьря 2001 г.

    КРАСНАЯ ЗВЕЗДА СЫСКАЛА СТРАТЕГИЮ И УСПЕХИ
    Стратегия химического разоружения
    На состоявшемся в Москве совещании Совета безопасности РФ рассмотрен
вопрос о готовности России к уничтожению запасов химического оружия.
По словам заместителя секретаря Совбеза России Олега Чернова, было
проанализировано, что реально сделано федеральными министерствами и
ведомствами, а также региональными руководителями по данному вопросу,
согласованы решения о дальнейших мерах со стороны Правительства РФ, в
частности выделение финансирования на уничтожение химоружия из
гособоронзаказа в отдельную статью бюджета. Кроме того, участники
совещания рассмотрели вопросы, связанные с комплектованием и
функционированием агентства по боеприпасам.
    Актуальность проведения совещания понятна - в связи с трагическими
событиями в США многих волнуют вопросы: насколько надежно хранятся запасы
химического оружия и как идет процесс уничтожения оружия массового
поражения в целом?
    Стоит напомнить, что Конвенция о запрещении разработки, производства,
накопления и применения химического оружия и о его уничтожении была
подписана в Париже в 1993 году и вступила в силу 29 апреля 1997 года. На
сегодняшний день ее ратифицировали уже более 60 стран, в том числе и Россия,
которая обладает самыми большими в мире запасами химического оружия - около
40 тысяч тонн. В США накоплено около 30 тысяч тонн. Кроме того, боевые
отравляющие вещества есть у Германии, Китая, других стран.
    Первоначально избавиться от опасного наследства мы планировали к 2007
году. Но финансово-экономические условия сделать этого не позволили. А
вместо запланированных на период с 1997 по 2000 год средств (порядка 20 млрд.
рублей) из бюджета было получено не более 5 процентов. Сейчас ситуация
изменилась. В 2001 году бюджетное финансирование увеличилось в шесть раз и
на выполнение международных обязательств пошло более 3,3 млрд. рублей.
    Теперь Россия намерена продлить сроки уничтожения химического оружия на
5 лет. Голосование по этому вопросу в международной Организации по
запрещению химического оружия намечено на ноябрь будущего года. Согласно
предлагаемому графику к 2003 году должно быть уничтожено около 400 тонн
боевых отравляющих веществ, к 2007-му - 20 процентов запасов химического
оружия, к 2008-му - 45 и к 2012 году отравляющие вещества должны быть
уничтожены полностью.
    Финансовый аспект в этом вопросе играет не последнюю роль. Уничтожение
накопленных тысяч тонн химической смерти требует немалых затрат - по оценкам
экспертов Совбеза РФ, около 3 млрд. долларов. Россия надеется покрыть
примерно треть расходов за счет 10 стран-доноров, среди которых сегодня
значатся США, Великобритания, Германия, Италия, Швеция, Канада, Нидерланды,
Норвегия, Швейцария.
    Но до нынешнего года все они не спешили вкладывать деньги в наше
химическое разоружение, справедливо ожидая собственно российских бюджетных
вливаний. К примеру, из обещанных Конгрессом Соединенных Штатов 888 млн.
долларов освоено пока только 260 млн.
    Между тем, для того чтобы ликвидировать запасы военной "химии" к 2012
году, России предстоит еще построить три предприятия по его утилизации.
Именно на объектах в поселке Горный (Саратовская область), городах Щучье
(Курганская область) и Камбарка (Удмуртия) будут уничтожаться запасы оружия,
которые сегодня хранятся в 7 арсеналах на территории шести российских
регионов. Одновременно с этим нужно покончить с проклятым наследием
прошлого - уничтожить 10 из 24 объектов, производивших химоружие, и
конверсировать оставшиеся.
    Впрочем, за прошедшее время сделано тоже немало. Во-первых, функция
хранения и уничтожения химического оружия передана от Министерства обороны
Российскому агентству по боеприпасам. Тем самым мы показали всему миру, что
химическое оружие для нас оружием больше не является. Во-вторых, была
создана Государственная комиссия по химическому разоружению, в состав
которой вошли все заинтересованные министерства и ведомства, в том числе
Минздрав, Госкомэкологии, ряд общественных организаций.
    Есть и более значимые успехи. Мы практически закончили уничтожение
химического оружия "категории 3", к которому относятся по международной
классификации пороховые заряды, без которых любое военное использование
химических боеприпасов невозможно. Не за горами день, когда прикажет долго
жить оружие "категории 2", то есть заряды, снаряженные фосгеном. На очереди
"категория 1", то есть собственно отравляющие вещества.
    Еще в процессе подготовки к их уничтожению предпринимается целый
комплекс мер по недопущению чрезвычайных ситуаций на объектах их хранения и
уничтожения. Кстати, за последние десять лет Минздрав не зафиксировал ни
одного случая заражения территорий или повышения уровня заболеваемости в
этих местах. Меры безопасности уже сейчас приняты самые серьезные - арсеналы
и предприятия охраняют спецподразделения, а склады окружены двумя-тремя
"периметрами" систем электронного слежения и предупреждения. Расходы на
безопасность и на все что с ней связано увеличены в три раза.
    Но это, как говорится, наши личные трудности. По словам председателя
Государственной комиссии по химическому разоружению Сергея Кириенко,
"ключевой вопрос - это выполнение Россией своих международных обязательств".
О твердости намерений России активизировать работу по уничтожению химоружия
свидетельствует то обстоятельство, что  денежные средства в бюджете на эти
цели увеличены в 2002 году в два раза.
               В.Денисов, "Красная звезда", 15 декабря 2001 г.

    НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА ПОПЫТАЛАСЬ ПОДУМАТЬ
    Совбез взялся за уничтожение химоружия
    События 11 сентября придали новый импульс проблеме уничтожения
химического оружия в России. Во внутреннем плане - это усиление охраны его
арсеналов, в международном - готовность ряда иностранных государств помочь
в его уничтожении, как обязалась сделать Россия еще в начале 90-х годов.
Эту тенденцию подметил заместитель секретаря Совета безопасности РФ Олег
Чернов, предваряя заседание Совбеза 10 декабря, специально посвященное
этому вопросу.
    Практически только в 2000 г. были приняты первые шаги по выполнению
Россией международных обязательств в сфере уничтожения запасов химического
оружия. Их, как известно, немало, около 40 тыс. т (на втором месте - США с
30 тыс. т). Не только выполнение международных обязательств привлекает
внимание российских властей, но и интересы государственной безопасности.
Дело в том, что основная масса химического оружия достигла предельных сроков
хранения - около четырех десятилетий.
    Международная Конвенция о запрещении разработки, производства,
накопления и применения химического оружия и его уничтожения вступила в
силу 29 апреля 1997 г. и была ратифицирована в России 5 ноября того же года.
В соответствии с этими обязательствами были установлены четыре этапа
уничтожения химического оружия. Но фактически выполнение работ по этим
этапам в нашей стране не удалось, пятипроцентное бюджетное финансирование
явилось главным препятствием наряду с плохой государственной организацией
самого процесса.
    Наконец-то был определен и ответственный орган за химическое
разоружение - им стало Российское агентство по боеприпасам во главе с
Зиновием Паком. Специфика вопроса определяется тем, что лишь совсем недавно
химическое оружие как таковое выведено из сферы ответственности Министерства
обороны. Переданы и специалисты, их всего оказалось 98 человек.
    Химическое оружие хранится на семи объектах в шести регионах. Это
Саратовская область, Удмуртская Республика, Курганская, Кировская,
Пензенская и Брянская области. Организована также государственная комиссия
во главе с полномочным представителем президента в Приволжском округе
Сергеем Кириенко.
    До настоящего времени удалось завершить формирование государственной
системы управления уничтожением химического оружия.
    Летом этого года правительство реанинимировало программу уничтожения
химического оружия, значительно изменив первоначальную версию. Признано
целесообразным не сосредотачивать внимания на строительстве всех семи
объектов по уничтожению химического оружия, а всего лишь на двух-трех из их
числа - в поселках Горном (Саратовская область), Щучье (Курганская область)
и Камбарка (Удмуртская Республика).
    Однако целевые задачи четырех этапов по уничтожению химоружия остаются
без изменений. Первый этап - уничтожить 1% запасов, то есть 400 т -
выполнен. Второй этап - уничтожить 20% запасов, то есть 8 тыс. т к 29
апреля 2002 г. (перенесен на пять лет). Третий этап - не менее 45%, то есть
18 тыс. т запасов к 29 апреля 2004 г. (сроки перенесены). Последний этап -
100% запасов к 29 апреля 2007 г. (сроки перенесены на 2012 г.).
    19 января 2001 г. состоялось совещание Совбеза с участием представителей
заинтересованных регионов и федеральных министерств и ведомств, которое и
начало проводить эту работу. Президент РФ установил конечную дату
уничтожения всего химического оружия - это 12 апреля 2012 г. В обеспечении
этого уже в 2001 г. финансирование мероприятий по уничтожению возросло в
шесть раз по сравнению с предыдущим годом, что составило около 3 млрд. руб.
Такой шаг послужил сигналом для других государств в серьезных намерениях
России по уничтожению химоружия и побудил их открыть линию финансовой
помощи для России на эти цели.
    Сам по себе процесс ликвидации химического оружия довольно уникален,
требует серьезных технологических и промышленных наработок, многое делается
впервые. Он разделяется на несколько стадий: первая - детоксикация боевых
химических средств, вторая - конверсионная переработка рекреационной массы.
Российская сторона считает достаточным осуществление только первой стадии,
западные специалисты настаивают на необходимости проведения второго этапа
(по мнению россиян, он имеет чисто экологическое значение и не более).
    26 октября российский МИД направил соответствующим международным
организациям уведомление о том, что сроки выполнения химразоружения
смещаются в среднем на пять лет. Председатель госкомиссии Сергей Кириенко
провел ряд встреч по этому вопросу с представителями иностранных государств,
в результате чего условия выполнения обязательств по химразоружению
расцениваются Кремлем как "весьма благоприятные". Затраты на уничтожение
химического оружия определяются в 3 млрд. долл. Эти средства будут изысканы
на 70% из российского федерального бюджета, а остальные получены от
стран-доноров, к числу которых относятся прежде всего США (треть расходов),
а также Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Бельгия,
Швейцария, Норвегия, Швеция, Финляндия и Европейский союз.
    По инициативе федеральных властей сегодня пересматриваются статьи,
связанные с химическим разоружением. Начиная с 2003 г. они будут выноситься
отдельной строкой в бюджете, выведя их из государственного оборонного
заказа. Наряду с переводом финансовых средств из Минобороны в ведомство
Пака переходят и соответствующие специалисты.
    Еще одна серьезная проблема - строительство инфраструктуры вокруг
возводимых объектов по уничтожению химоружия. Взят курс на ее организацию
опережающими темпами. Таким образом, строительство самих объектов не будет
идти в ущерб социальной сфере. И тем самым выбивается почва из-под ног
некоторых одиозных общественных лидеров, выступающих против строительства
предприятий по уничтожению. Региональные власти находились под большим
давлением протестующих общественных сил, в связи с чем выделяемые средства
зачастую тратились не по назначению, строительство объектов тем самым
замораживалось, деньги уходили на другие цели. В этом году Счетная палата
проверила строительство в поселке Горный и выявилось, что неизвестно куда
делись 75 млн. руб.
    Рыночные отношения выдвигают и проблему управления предприятиями,
связанными с химическим оружием, поскольку те принадлежат к различным
формам собственности. Россия заявила о 24 таких объектах, из которых
предполагает ликвидировать 10, а остальные - конверсировать. Задача состоит
в том, чтобы получить соответствующий международный сертификат. Россия
понесет огромный экономический ущерб, если произойдет отказ в выдаче
сертификата. Сегодня сертификаты получены уже на шесть предприятий. В
соответствии с международными требованиями предприятия по уничтожению
химического оружия должны быть уничтожены после завершения работы в
целом. Для России целесообразней перепрофилировать их на чисто гражданскую
продукцию и в Совбезе РФ уверены, что смогут добиться согласия в этом до
2012 г. Время еще есть.
    Но главное - разъяснительная работа среди населения. Она потребует
подготовки соответствующих специалистов, а не голословных утверждений,
отмечает заместитель секретаря Совбеза Олег Чернов. Правда, он признался,
что цельного плана "агитпропа" до сих пор нет. Нужна работа в этом
направлении и Федерального центра, и властей на местах.
    В-общем сделать предстоит немало.
        Е.Москвин, "Независимая газета", 21 декабря 2001 г.

    ВОЛГАИНФОРМ - ТОЛЬКО О СВОЕМ ЛЮБИМЦЕ
    Москва. Сергей Кириенко: обеспечение безопасности хранения химоружия
до его полной ликвидации - одна из главных задач
    Москва. Сергей Кириенко: обеспечение безопасности хранения химоружия
до его полной ликвидации - одна из главных задач федеральных ведомств.
    11 декабря полномочный представитель Президента РФ в Приволжском
федеральном округе, председатель Госкомиссии по химическому оружию Сергей
Кириенко принял участие в заседании Совета Безопасности России. Тема
заседания: "О ходе подготовки Российской Федерации к уничтожению запасов
химического оружия". Основной вопрос повестки дня - выполнение обязательств
по Международной конвенции о разработке, хранении и уничтожении химического
оружия от 29 апреля 1997 года.
    Сергей Кириенко в своем выступлении заявил: "Обеспечение безопасности
хранения химического оружия до его полной ликвидации является одной из
главных задач федеральных ведомств". Он сообщил также, что удается
договориться о продлениисроков для России по выполнению международной
конвенции об уничтожении химоружия, а европейские страны увеличивают свою
помощь России по выполнению положений конвенции. При этом полномочный
представитель Президента РФ подчеркнул, что сама Российская Федерация
вдвое увеличила бюджетное финансирование по программе химического
разоружения на следующий год.
    Руководитель Госкомиссии сообщил, что в 20-х числах декабря с
Великобританией будет подписано двустороннее соглашение по вопросам
оказания помощи России. В то же время, по словам Сергея Кириенко, в этом
вопросе по-прежнему существуют проблемы с США, которые дали свое согласие
на значительное выделение средств, но в то же время постоянно откладывают
консультации и переговоры о заключении соответствующего документа. В то же
время полномочный представитель Президента РФ с удовлетворением отметил,
что на сегодняшнем Совете Безопасности удалось обсудить весь комплекс
проблем химического разоружения, в том числе вопросы обеспечения
безопасности хранения химического оружия.
                  ВолгаИнформ, 13 декабря 2001 г.

     БРЯНСКАЯ ГАЗЕТА - О СВОЕМ
     Ю.Е.ЛОДКИН ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ
     11 декабря под председательством В.Б.Рушайло в Кремле состоялось
заседание Совета Безопасности Российской Федерации. На повестку дня был
вынесен вопрос "О ходе подготовки РФ к уничтожению химического оружия".
В нем приняли участие члены Совета Безопасности, представители министерств
и ведомств, губернаторы регионов, на территории которых находятся арсеналы
химического оружия. В ходе совещания обсуждались проблемы выполнения
программы уничтожения химоружия в соответствии с международной Конвенцией.
    С докладами выступили генеральный директор Российского агентства по
боеприпасам Зиновий Петрович Пак, а также председатель комиссии по
уничтожению химического вооружения С.В.Кириенко. Глава администрации
Брянской области Ю.Е.Лодкин в своем выступлении обратил особое внимание на
необходимость обеспечения Министерством путей сообщения безопасности
транспортировки химоружия.
    Также губернатор Брянщины поднял проблему определения точного
местонахождения и инспектирования районов, где предположительно были
захоронены химические боеприпасы времен Первой мировой войны. Он
предложил создать рабочую группу с участием региональных представителей.
З.П.Паку были переданы архивные документы, имеющие отношения к "старому
химического оружию" на Брянщине.
         "Губерния" (бюллетень администрации Брянской области)

                             *   *   *

    УТОЧНЕНИЕ. "Химическое оружие", которое "Красная звезда" с подачи
большого начальника О.Чернова разыскала в Германии и Китае - это не оружие
вовсе, а старое химическое оружие. То самое, которым уже наигрались и
бросили, превратив тем самым в оружие экологическое. Понятно, что
"профессионалы" из "Красной звезды" могут разницы между "химическим
оружием" и "старым химическом оружием" и не заметить. А вот господину
О.Чернову пора бы и понять. Тогда, быть может, он вспомнит, наконец, что
у России есть однозначные ОБЯЗАТЕЛЬСТВА перед международным сообществом
(мы уж не говорим про собственное население - вряд ли он это поймет) по
части ликвидации старого (закопанного и затопленного) химического оружия.
А не делать вид, что ничего не происходит.
    Хорошо, что хоть губернатор Ю.Лодкин из Брянска напомнил господам из
Совета Безопасности об этой проблеме.
    А точек, где было ЗАКОПАНО химическое оружие на территории бывшего
Советского Союза, более 500 (пятьсот).

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А. Федоров                         *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************




Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и война"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность