Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
******       Х И М И Я * И * В О Й Н А       **********************
*******************************************************************
***                   Сообщение CHEM&WAR.273, 6 сентября 2001 г. **
*******************************************************************
                                          Наследие химической войны

                   ЧТО ЗАБЫЛ С.В.КИРИЕНКО В ЯПОНИИ
                    (навстречу очередному дефолту)

    РОССИЯ
    Уничтожение химического оружия -очередная угроза здоровью людей
    Визиты президентского полпреда Сергея Кириенко в Саратов всегда
проходят в приличествующем высоким гостям темпе. Радостные групповые
поцелуи - свита на свиту, марш-бросок из аэропорта в город, деловая
поездка и итоговая пресс-конференция. Последний раз традиционный
конвейер посвящался предстоящему уничтожению химического оружия (УХО),
тем более что Кириенко - председатель соответствующей федеральной
комиссии.
 - Мне известно по этой проблеме все, - широко улыбаясь, говорил
журналистам в аэропорту Сергей Владиленович. - Но одно дело знать по
документам и жалобам населения, проживающего в этих регионах, а другое
- увидеть все на месте, так сказать, вживую. Однако главное могу
сообщить уже сейчас: никакие объекты по уничтожению химоружия не будут
строиться, пока специалисты не обеспечат людям 100-процентную гарантию
безопасности.
    Твердость похвальная, однако, во-первых, завод уже строится, а
во-вторых, население и ныне бедствует, а потому убеждено, что
обещаниям властей нельзя верить. И на то у него есть основания.
    В Саратовской области процедуру уничтожения вредоносных запасов
предстоит осуществить в поселке Горный, где и побывал полпред с
сопровождающими его ответственными товарищами. Не первый год здесь
возводится специальный объект. Сроки ввода его в эксплуатацию, как
водится, откладывались, причем дважды. Теперь окончание строительства
намечено на конец года, а пуск на первое полугодие будущего. В целом
же Россия, призванная, согласно международной конвенции об уничтожении
химоружия, завершить взятые на себя обязательства к 2007 году,
вынуждена пересмотреть срок и продлить его на 5 лет. Финансовые
трудности не только затянули время, но и заставили упростить
технологию, ставшую на 40 процентов дешевле ранее запланированной.
Кроме того, полноценную переработку ХО решено проводить только в
поселке Щучье Курганской области, на остальных 5 заводах
производственный цикл сократят примерно вдвое.
    Не буду уверять, что это плохо, - специалистам виднее. Но даже
стороннему наблюдателю ясно: урезается не только технология. Урезаются
- и это очень прискорбно - те социальные блага, которые обещаны
населению за согласие уничтожать арсеналы "холодной войны" там, где
они хранятся и где живут люди. Впрочем, что бы изменил отказ? Такое
решение - наиболее безболезненное для страны в целом, но крайне
нежелательное для конкретных людей. Понимая это, власти предложили
жителям "загрязненных" территорий "взаимовыгодный" договор: вы нам -
согласие на проведение работ, мы вам - ряд социальных благ, как то:
жилье, газ, водопровод, больницу, дороги... Хотя в голове не
укладывается: люди десятилетиями живут без элементарных условий
цивилизованного существования, а родное государство еще торгуется с
ними, дескать, хотите жить лучше - не качайте права насчет своей
безопасности. Между тем абсурдность ситуации в том и заключается, что
жизнь в этих районах, в частности в Горном, - сплошной риск для
здоровья человека.
    Наблюдательного путника, въезжающего в поселок со стороны
областного центра, наверняка удивит число кладбищ - в скромном
населенном пункте их семь. Правда, когда-то в этих краях были
сланцевые рудники, а потому привезенные сюда в 40-е годы минувшего
века бочки с ипритом и люизитом, возможно, не стали решающим фактором
повышенной смертности, но и экологического благополучия не прибавили -
это наверняка. Сейчас нет смысла разбирать, что оказалось опаснее,
очевидно главное - здоровье своих граждан ни тогдашняя власть, ни
нынешняя никогда не ставила и не ставит во главу угла.
    Резко сказано? Отнюдь. Уже не одно поколение жителей Горного пьет
такую воду, в которой, будь она разлитой в неминуемые и знаменитые
наши лужи, не плавают даже ко всему привыкшие деревенские гуси и утки.
По краям луж серый солевой налет, пугающий и не сулящий добра. Вода
для всех нужд без исключения без какой-либо очистки берется прямиком
из реки Большая Сакма, а также из открытых прудов и категорически
признана не соответствующей никаким санитарным нормам. В ней непомерно
велико содержание таких металлов, как свинец, цинк, алюминий... Не
потому ли так часто люди страдают здесь заболеваниями щитовидной
железы и желудочно-кишечного тракта. Сколько же лет нашим правителям
надо клясться во всепоглощающей заботе о людях, чтобы сделать для них
самое необходимое?!
    На словах - все для человека, все во имя человека. На деле...
Когда уничтожение химоружия только затевалось, говорили, что наконец-
то будет соблюдаться непременная в таких случаях общемировая практика:
сооружение социальной инфраструктуры должно опережать строительство
самого завода. Куда там! Дай Бог, на треть запланированного сделали
для людей, что дает возможность утверждать: если "социалка" не будет
завершена до пуска завода, то потом о ней вообще забудут.
    Что еще, кроме опасных для водоплавающих птиц луж, увидели в
Горном высокие гости? Четыре принятых строителями дома вместо
обещанной улицы из ста коттеджей. Они стоят, сами понимаете, в начале
улицы, дальше начальственный кортеж не двинулся. Траншея через весь
поселок с уложенной трубой и очистные сооружения в стадии зачатия.
Больница, годового бюджета которой хватает только на четыре месяца. И
апофеоз всему: та самая речка, из которой народ пьет воду, весной
подмыла самое старое кладбище, и из береговой кручи торчат гробы...
    Глава местной администрации Александр Тимофеев откровенен:
 - Каждый год военные, возводящие объект, что-нибудь да обещают,
но еще ни разу до конца не сдержали слово. Я готов, как Борис
Николаевич, на рельсы лечь, но ничего хорошего нас не ждет.
    Иная точка зрения у полпреда и членов его свиты. Поддерживая
заданный визиту оптимизм, Кириенко заявил даже, что требования
российского Минздрава к безопасности населения на порядок жестче тех,
которыми руководствуются, скажем, в США. Любопытно, из каких канав там
люди пьют воду? И где моются обделенные такой трогательной заботой
американцы? В том же Горном это огромная проблема, но, похоже.
неразрешимая даже в процессе уничтожения химического оружия. "Народ
попросил баню подновить, - поделился с журналистами итогами поездки
один из членов полпредовской команды. - А я ответил: может, вам еще и
спинку почесать?"
    Вот тебе, бабушка, и УХО...
            С.Казовский, "Новые Известия", 22 августа 2001 г.

    ЯПОНИЯ
    Мы готовы предоставить Японии свой опыт и технологии
    Наш корреспондент Владислав Воробьев встретил председателя
Государственной комиссии по химическому разоружению Сергея
КИРИЕНКО в Шереметьево-2, который завершил свой визит в Японию.
Беседа состоялась в лимузине по пути из аэропорта в Кремль.
 - Япония стала первой страной "большой восьмерки", которую вы
посетили, чтобы представить новую редакцию российской программы
уничтожения химического оружия. Почему вы начали именно со Страны
восходящего солнца?
 - График моих поездок составлялся с учетом предложений, которые
вносили представители министерств иностранных дел тех стран, которые
мне предстоит посетить. В целом же по поручению Президента России
Владимира Путина в течение сентября я собираюсь посетить все столицы
стран "большой восьмерки". И все же сначала я побывал в Японии,
следующий визит - в США. Такой выбор достаточно очевиден. Ведь речь
идет о государствах, которые наряду с Россией взяли на себя достаточно
серьезные обязательства по уничтожению своего химического оружия. В
Соединенных Штатах складируются вторые по величине, после нашей страны,
запасы отравляющих веществ - 30 тысяч тонн. В России насчитывается 40
тысяч тонн.
    В свою очередь Япония обязалась уничтожить свое химическое оружие,
которое осталось после Второй мировой войны в Китае. Причем вот уже
пятьдесят с лишнем лет эти боеприпасы хранятся с нарушением установленного
порядка, часть уже находится в аварийном состоянии. Поэтому у нас схожие
проблемы, и есть очевидный предмет для разговоров. Одним из наших
предложений было заключение двустороннего меморандума о взаимодействии
в сфере уничтожения химического оружия. Мы готовы предоставить Японии
свой опыт и свои технологии. Когда-то наша наука была лучшей в разработке
химического оружия.
 - А теперь у нас лучшие программы по уничтожению смертоносных
боеприпасов?
 - По крайней мере наши специалисты считают, что ряд разработанных при
постоянном международном контроле российских технологий с точки зрения
соотношения безопасности к вложенным затратам являются одними из самых
передовых. Немаловажен тот факт, что российская программа уничтожения
оружия требует существенно меньших капиталовложений, чем американская.
Кроме этого, наша технология более безопасна - в России процесс
уничтожения оружия проходит при низких температурах, а американцы сжигают
боеприпасы, что значительно повышает долю риска.
 - Согласно Конвенции о запрещении и уничтожении химического оружия,
Россия первоначально взяла на себя обязательство ликвидировать все
запасы химоружия к концу апреля 2007 года. Однако в новой редакции
российской программы уже говорится о завершении всех работ к 2012 году.
Откуда появились эти лишние пять лет?
 - Первоначально принятая программа на протяжении ряда лет просто не
выполнялась. Что касается сегодняшнего дня, то из двух исконно российских
вопросов "что делать?" и "кто виноват?" я предпочитаю искать ответ на
первый.
 - И все же, какова основная цель запланированных на сентябрь поездок по
столицам "большой восьмерки"?
 - Прежде всего нам нужно, чтобы Организация по запрещению химического
оружия (ОЗХО) проголосовала за продление сроков уничтожения нашего
химического оружия до 2012 года. В подписанной Конвенции предусмотрен
перенос завершения всех работ на пять лет. Причем Россия не может выполнить
взятых на себя ранее обязательств только по одной позиции - по уничтожению
химического оружия первой категории. Все остальное мы сделаем в
первоначально предусмотренные сроки. Кроме этого, нам нужна дополнительная
финансовая помощь для скорейшей и безвредной нейтрализации всего арсенала
химического оружия. И это не только финансовый, но и политический вопрос.
Принципиально важно понять, что уничтожение российских запасов - это не
только российская проблема. Дело в том, что когда в 1997 году Россия
ратифицировала Конвенцию, нам обещали многое - мы поможем, мы профинансируем.
Понятно, что соблазн попытаться нас оставить наедине с этой проблемой у
других стран естественно, есть. Будем откровенны, мы сами дали повод. Почти
четыре года программа не выполнялась по российской вине со всеми вытекающими
последствиями. А суммы большие. Даже по самым скромным подсчетам, Россия
должна будет истратить до 3,5 миллиарда долларов. Для сравнения, США
собирается вложить около 10 миллиардов. Только в этом году российский бюджет
выделил на эти цели три с лишним миллиарда рублей.
 - Голосование в ОЗХО намечено на май следующего года. Быть может, стоит
подождать до весны 2002 года и тогда проехать на столицам "большой
восьмерки"?
 - Россия хочет показать предельную открытость своей программы и не
устраивать гонку. Согласитесь, что всегда подозрительно, когда
доказательства в пользу того или иного суждения предоставляются за
несколько дней до принятия решения. Именно поэтому мы вынесем этот вопрос
и на сессию исполнительного совета ОЗХО, которая пройдет 26-27 сентября в
Гааге. Есть и еще один очень важный момент: Россия уже один раз не
выполнила взятые на себя обязательства (речь идет о четырех упущенных
годах), и теперь, для того чтобы нам вновь поверили, за оставшиеся до
голосования девять месяцев мы должны выполнить часть новой программы,
так как любая бумага ценится меньше, чем конкретные дела.
              В.Воробьев, "Российская газета", 6 сентября 2001 г.

                              *   *   *

     Остается добавить, что технологии уничтожения химического оружия
у России нет. Когда-то это поймут и японцы. Надо полагать, что
впечатление у них будет почище, чем у России от кириенковского дефолта
1998 года.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
* Редактор и издатель Лев А. Федоров                         *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2001 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и война"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность