О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* ****** Х И М И Я * И * В О Й Н А ********************** ******************************************************************* *** Сообщение CHEM&WAR.249, 5 июля 2001 г. ** ******************************************************************* Тупики химического разоружения ВПЕРЕДИ - ПЕРЕВОЗКИ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ? "ИЗВЕСТИЯ" А если бы он вез химоружие? МПС хочет доли в разоруженческом пироге Сегодня в Госдуме железнодорожники будут пугать депутатов и военных призраком химической катастрофы - во втором чтении будут рассмотрены поправки к закону "Об уничтожении химического оружия". Эти поправки разрешат перевозку химических боеприпасов к месту их утилизации. Военные уверяют, что процесс будет безопасным. Но верят им далеко не все. Россия должна уже в 2001 году начать уничтожение 40 тысяч тонн отравляющих веществ, размешенных в шести регионах страны: Камбарском и Кизнерском районах Удмуртии, Саратовской. Пензенской, Брянской и Кировской областях. Предполагалось, что завод по утилизации химического оружия (ХО) будет построен в каждом из этих регионов. Но из-за отсутствия средств было принято решение ограничиться тремя заводами. Как сообщил "Известиям" генеральный директор Российского агентства по боеприпасам Зиновий Пак, это выгодно экономически, к тому же не все шесть территорий придется уговаривать разместить у себя небезопасные в экологическом плане предприятия. Да и перевозиться будет не весь арсенал: цистерны с жидкими отравляющими веществами будут утилизироваться на месте. Артиллерийские и ракетные химические головные части находятся в специальных транспортных ящиках и контейнерах, гарантирующих безопасность. Но консенсус пока не сложился. Сперва помешал МПС. По словам заместителя министра путей сообщения России Сергея Гришина, главным условием перевозок химоружия должно быть обеспечение безопасности, а за нее надо платить - за обследование маршрутов перевозки, за усиление железнодорожных путей, средств электроснабжения, сигнализации, связи, разработку специальных вагонов и контейнеров с повышенной защитой. Независимые эксперты полагают, что не избежать и строительства объездных путей: пропускать такие составы через областные центры, по их мнению, ни в коем случае нельзя. Агентству по боеприпасам пришлось согласиться, что обследование путей,разработку и покупку спецвагонов придется оплачивать за счет программы уничтожения ХО. Но сегодня перед ними будет поставлена более серьезная проблема - получение разрешения регионов на перевозку через их территорию химического оружия. Если руководители Калужской, Курской, Тульской, Орловской и Тамбовской областей в принципе согласились с этой идеей, то Рязанская, Курганская, Пермская области и Татарстан - против. Самарский губернатор Константин Титов, например, отметил,что согласно областному законодательству для ввоза на территорию региона опасных отходов потребуется проведение областного референдума. Его результат уже просчитан: население скажет - нет. Д.Сафонов, "Известия", 4 июля 2001 года "МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ" БРОНЕПОЕЗД ДЛЯ ЗАРИНА Страшный зуд химического оружия После принятого еще в мае 1997 года Закона "Об уничтожении химического оружия" огромные запасы "удушающей смерти" ничуть не уменьшились. По заявлению Госкомиссии по химическому разоружению, мы отстаем от установленного графика на три года и на миллиард неосвоенных долларов. Дабы ускорить процесс, решили... поменять законодательную базу. И если Госдума примет поправку к закону, то вскоре по России поползут поезда с химоружием, которые, учитывая надежность наших железных дорог, можно будет назвать "поездами смерти". Дополнение к Закону "Об уничтожении химического оружия", предложенное депутатами Петром Рогоновым, Иваном Федоткиным, Василием Шандыбиным и Александром Шульгой, по праву может претендовать на одно из самых лаконичных в новой истории российского парламентаризма. Поправка состоит всего из двух слов: "как правило". Однако меняет она многое. Если в законе записано, что уничтожение химоружия должно проводиться в местах его хранения, то если вставить в середине предложения "как правило" - категоричность положения сразу меняется. В общем, можно уничтожать химическую гадость где-нибудь в другом месте... Из досье "МК". В России находятся самые значительные в мире запасы отравляющих веществ - 40 тысяч тонн. Хранятся они на специальных складах в разных регионах страны. Это поселок Горный Саратовской области, город Щучье Курганской области, города Кизнер и Камбарка Удмуртской республики, поселок Марадыковский Кировской области и город Почеп Брянской области. Производилось химоружие на предприятиях в Волгограде, Новочебоксарске (Чувашская Республика) и Дзержинске (Нижегородская область). Причина появления поправки к закону до банальности проста - отсутствие финансов. Ратифицировав четыре года назад Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, Россия взяла на себя обязательство полностью уничтожить химические арсеналы в течение 10 лет. Временной промежуток более чем достаточный, да и с началом процесса уничтожения никто нас не торопил. Первый этап, в ходе которого предстояло ликвидировать всего лишь один процент запасов отравляющих веществ, был определен в два с половиной года. Впрочем, обязательства никто не торопился выполнять: три года подряд на уничтожение химоружия в федеральном бюджете выделялось средств на порядок меньше, чем было необходимо. Ставка в те годы делалась на помощь из-за границы. Из досье "МК". США с 1995 года по декабрь 2000-го выделили на уничтожение российских химарсеналов 286,5 миллиона долларов (в прошлом году - 94 миллиона). Правительство ФРГ с 1993 года выделило 58,9 миллиона немецких марок. Заявленная помощь от Нидерландов - 25 миллионов гульденов, от Италии - 15 миллиардов лир, от Финляндии - 2,4 миллиона финских марок. В минувшем году Евросоюз принял решение о предоставлении России помощи в уничтожении химоружия на общую сумму в 5,8 миллиона евро. Памятуя о том, что на российских просторах могут раствориться любые суммы, Запад на этот раз выделял помощь не в целом на программу уничтожения химических боеприпасов, а на оснащение конкретных объектов. В частности, американцы начали строительство завода по уничтожению химоружия в Щучьем, а также завезли современное оборудование в Центральную лабораторию по химико-аналитическому контролю за работами в области химического разоружения, что обошлось им в 30 миллионов долларов. Немцы оказывают непосредственную помощь в разработке и поставке оборудования для завода в поселке Горный. Итальянцы - в городе Кизнер, в Камбарке - "сфера интересов" Италии и Нидерландов. Впрочем, помощь эта в основе своей - заявленная: получать ее можно лишь при соблюдении определенных условий. Запад готов выделять деньги непосредственно на строительство заводов. Создание же необходимой инфраструктуры - проведение экологического мониторинга, строительство транспортной сети и системы канализации, жилья для работников предприятий, медицинское обеспечение - должно производиться за счет российской стороны. При ежегодной потребности в 5-6 миллиардов рублей в бюджетах последних лет эта сумма не превышала 600 миллионов. Как следствие, создание большинства объектов по уничтожению химоружия до сих пор находится на стадии согласования и утверждения проектной документации. Естественно, что и реакция стран-спонсоров на эту медлительность более чем жесткая. Ситуация для России сложилась патовая. После "неприятностей" с МВФ и Парижским клубом Москва не хочет снова оказаться в роли партнера, не держащего слова. Но и выполнить свои обязательства, несмотря на резкое (почти в шесть раз) увеличение финансирования, тоже не удастся. Сегодня трудно сказать, кому первому пришла в голову мысль отказаться от строительства сразу семи объектов по уничтожению боеприпасов, сосредоточив усилия лишь на двух-трех. Но глашатаев этой идеи нашли быстро - депутатов Госдумы от Брянской области, которая наиболее сильно пострадала в России от аварии на Чернобыльской АЭС. Бесспорно, для жителей Брянщины, не говоря уже о правительстве, это весьма выгодно. А для саратовцев, курганцев, где уже начато строительство заводов?.. Помимо того что "поезда смерти" потребуют колоссальных затрат на обеспечение безопасности передвижения (по нашей-то "железке"!), их транзит придется на крупные областные центры. И если часть руководителей регионов в принципе поддерживают идею перевозки химоружия при соблюдении соответствующих норм безопасности, то многие - категорически против. Самарский губернатор Константин Титов, например, отметил, что в соответствии с областным законодательством для ввоза на территорию региона опасных отходов потребуется проведение референдума. Предсказать отрицательное мнение граждан нетрудно. Безусловно, три завода построить дешевле, чем семь, даже при затратах на безопасность перевозок. И это объясняет соблюдение порочного принципа властей: деньги дороже людей. В.Строгонов, "Московский комсомолец", 5 июля 2001 года * * * Удивительно, что настырный "Московский комсомолец" не доискался до того, кто придумал идею возить русское химическое оружие по нашим железным дорогам. Информируем: это решил Конгресс США осенью прошлого года (объявив, что это их условие выделения нашим "химикам" денег на химическое разоружение). Ну а дальше наши власти щелкнули каблуками и помчались исполнять. Разумеется, депутаты ГосДумы от Брянской области Шандыбин и Шульга подсуетились с подходящим законом - хочется, видать, избраться в Думу еще разок (ну как же, "отвели угрозу от родной Брянщины", "спихнули химическое оружие этим лопухам из Курганской области", ну и т.д.). ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * Редактор и издатель Лев А. Федоров * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2001 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и война"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |