О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* ****** Х И М И Я * И * В О Й Н А ********************** ******************************************************************* *** Сообщение CHEM&WAR.770, 27 октября 2005 г. ** ******************************************************************* Химические будни СОВЕТСКИЕ БОЕПРИПАСЫ ВСЕ ЕЩЕ ОПАСНЫ ВОСТОК УТИЛИЗАЦИЯ ...ПОЖАРОМ АРСЕНАЛЫ И СКЛАДЫ СО СТАРЫМИ БОЕПРИПАСАМИ - ИСТОЧНИК ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ Правительство РФ не раз принимало решения по наведению порядка при хранении боеприпасов на военных складах. Однако это никак не повлияло на состояние арсеналов. Так что пора уже не на словах, а на деле восстановить разрушенную в последние 10-15 лет систему хранения боеприпасов. Иного выхода в решении этой проблемы нет. То что с хранением боеприпасов в Вооруженных Силах РФ много проблем, становится ясно после каждого взрыва складов. Уже закономерностью, скажем, стали серьезные происшествия на объектах хранения Тихоокеанского флота. Со времени образования ВС России в результате пожаров в воздух взлетели следующие арсеналы и склады ТОФ: в районе Второй Речки в 1992 г., у поселка Новонежино в 1994 г., у поселка Бараново-Оренбургское в 1998 г. , около Владивостока в 2002 г., у поселка Таежный в 2003 г. Наконец, 30 сентября 2005 г. взорвался склад артиллерийских боеприпасов у поселка Малые Коряки на Камчатке. Происшедшее у поселка Малые Коряки свидетельствует об отсутствии элементарного порядка на флотских хранилищах. Последнее ЧП еще раз продемонстрировало несоблюдение давно отработанных и апробированных правил руководств и инструкций по хранению боеприпасов для центральных, окружных и войсковых складов. Сегодня арсеналы и склады превращены в плохо охраняемые свалки старых боеприпасов. Использование взрывного воздействия ДШВ при утилизации боевых частей ЗУР: а) размещение детонирующего шнура на БЧ 3Б18; б) подрыв ДШВ обеспечил доступ для удаления детонатора и утилизации ВВ. Следует напомнить, что основной закон, определяющий безопасность хранения, заключается в том, что загрузка боеприпасами хранилищ и площадок с открыто расположенными штабелями должна осуществляться с учетом соблюдения безопасных расстояний, обеспечивающих невозможность передачи детонации при взрыве боеприпасов в одном из хранилищ (штабелей) к боеприпасам в других хранилищах. Безопасные расстояния по передаче детонации в зависимости от емкости и типа хранилищ определены практически для всех возможных вариантов хранения и содержатся в соответствующих руководствах. При соблюдении этих правил в случае аварийных ситуаций можно ожидать подрыва только одного хранилища. Сегодня это правило не соблюдается. Поэтому взрывы боеприпасов продолжаются несколько суток. Напомним, что в "ВПК" No 30 за 2004 г. тогдашний главком Сухопутных войск Николай Кормильцев предупреждал о неудовлетворительном состоянии хранения боеприпасов в Дальневосточном военном округе, на территории которого находится почти половина боекомплекта Вооруженных Сил. Из-за отсутствия финансирования прекращены работы по обволованию хранилищ, что стало причиной многих пожаров и взрывов, исчисляемых десятками тысяч вагонов боеприпасов. Большинство ЧП происходило из-за неудовлетворительной пожарозащищенности баз и складов при отсутствии автоматической пожарной сигнализации. Сочетание систем своевременного оповещения о пожаре с негорючей тарой, сохраняющей внутреннюю температуру, при которой не происходит возгорания пороха в гильзах за время, регламентируемое техническими требованиями, позволяет минимизировать количество взрывов. Однако до сих пор не создана и не внедрена негорючая упаковка для боеприпасов с организацией ее промышленного производства, хотя техническое решение было найдено 10 лет тому назад. ГРАУ идет по пути снижения требований к негорючей таре. Если ранее пытались создать для 100-152-мм артиллерийских снарядов термостойкий футляр из стеклопластика (см. "ВПК" ?4 за 2003 г.), выдерживающий высокую температуру в течение 15 минут, то сейчас создается ящик, выдерживающий высокую температуру около 5 минут. Естественно, за 5 минут пожарная система на арсеналах не успевает развернуться и локализовать ситуацию. Одновременно этот ящик не обладает необходимой герметичностью и не вписывается в контейнерно-пакетную технологию хранения и эксплуатации боеприпасов. Снижение ГРАУ требований к негорючей таре является недопустимым шагом. Следует заметить, что внедрение в практику хранения и эксплуатации негорючих футляров применительно к высокоточным боеприпасам должно стать приоритетной задачей. Боеприпасные арсеналы и склады не свалка, а войсковые части с определенной организационно-штатной структурой, с помощью которой осуществляется не только хранение, но и ремонт боеприпасов для поддержания их боевых характеристик, для чего существуют цеха и сооружения. Для наведения должного порядка на складах и арсеналах необходимо в первую очередь наладить производственную и финансово-хозяйственную деятельность. Интересно, имелись ли на складах и арсеналах ТОФ, где произошли ЧП, годовые производственные планы и соответствующие сметы расходов? Такие планы должны утверждаться Минобороны и предусматривать создание условий для безопасного хранения боеприпасов. Перечисление денежных средств на выполнение плановых работ должно осуществляться ежемесячно. Если таких планов и финансирования нет, то это еще одна из причин ЧП и раздумий для прокуратуры. Для выработки необходимых решений по наведению порядка на арсеналах следует обратить внимание, например, на "Руководство для центральных, окружных и войсковых складов инженерных боеприпасов" (М.; МО СССР, 1984 г.), которое среди других документов наиболее полно освещает все важные аспекты этой проблемы. Одновременно власть должна наконец понять, что пора восстановить разрушенную реформами систему хранения боеприпасов. После происшествия на Камчатке сообщалось, что в Малых Коряках взорвались боеприпасы, подлежащие утилизации. В этом плане настораживает подключение к работе по выполнению программы "Промышленная утилизация ВВТ (2005-2010 годы)" 28 арсеналов ГРАУ и 4 арсеналов ВМФ. О какой безопасности проведения работ по утилизации может идти речь, когда не обеспечивается даже процесс хранения боеприпасов. Заметим также, что при утилизации не уделяется должного внимания использованию имеющихся ресурсов для получения наноалмазов с целью внедрения передовых технологий в машиностроении и приборостроении для упрочнения инструмента, производства специальных смазок и средств для полировки оптики. В деле утилизации мы уже солидно отстали. Наши боеприпасники сегодня пытаются наладить утилизацию древних боеприпасов, тактико-технические требования (ТТТ) к которым не содержали раздела по утилизации. Конструкции этих образцов не предусматривали операции извлечения из них ВВ, которая наиболее опасна и трудоемка. К настоящему времени еще не созданы технологии утилизации различных БЧ (см. "ВПК" No 36 за 2005 г.). Применительно к этим боеприпасам для извлечения ВВ, например, из БЧ 5Б18 (ВВ - ТГ-20) можно использовать подлежащий утилизации детонирующий шнур (ДШВ), обеспечивающий импульсное воздействие для срыва крышек в зоне промежуточного детонатора (ВВ - А-IX-1). Экспериментально установлено, что после такого воздействия свободно извлекается дополнительный детонатор и обеспечивается доступ к ВВ (как показано на снимках). По большому счету пора создавать новые боеприпасы, ТТТ которых должны содержать раздел по утилизации,включающей: - методику, по которой должна осуществляться утилизация с использованием более простых и безопасных способов извлечения ВВ; - сроки хранения и утилизации; - место утилизации. Непростая задача в этом плане стоит перед химиками, которые применительно к новым образцам должны синтезировать, например, менее чувствительные и водорастворимые ВВ. Продукты, образующиеся при растворении таких ВВ в воде (или других средах), должны быть нетоксичны и не создавать опасность загрязнения окружающей среды. После каждого ЧП создается комиссия из высокопоставленных чиновников, которая проводит анализ причин и делает соответствующие выводы. Спрашивается, какая польза от работы этих комиссий, если пожары и взрывы продолжаются уже в течение 15 лет? М.Растопшин, "Военно-промышленный курьер", 26 окт.-1 нояб. 2005 г. http://www.vpk-news.ru/print.asp?pr_sign=archive.2005.107.articles.army_04 ЗАПАД Экологи требуют ликвидировать склады российского вооружения в Приднестровье Партия "Зеленая Россия", Партия Зеленых Украины и Экологическая партия Молдавии "Зеленый Альянс" приняли заявление, в котором требуют ликвидировать склады российского вооружения в Приднестровье, сообщает "Экосводка" Международного социально-экологического союза, передает корреспондент ИА REGNUM. Ниже приводим текст заявления. "Заявление партии "Зеленая Россия", Партии Зеленых Украины, Экологической партии Молдавии "Зеленый Альянс" 22 октября 2005 г. председателем Партии Зеленых Украины В. Кононовым, председателем Экологической партии Молдовы "Зеленый Альянс" А. Думбравяну и председателем партии "Зеленая Россия" А. Яблоковым принято совместное заявление о необходимости скорейшей ликвидации складов боеприпасов 14-й российской армии на левом берегу Днестра, представляющих не только экологическую, но также политическую и террористическую угрозу Восточной Европе. В центре Восточной Европы сохраняется очаг холодной войны в виде складов амуниции 14-й российской армии, находящихся в местечке Ковбасна на левом берегу реки Днестр Республики Молдова. Нахождение этих складов в тысячи тонн боеприпасов приводит к огромной экологической, политической, террористической угрозе. На этих складах накопились сотни тысяч тонн взрывного материала до и после Второй мировой войны. Они находятся в конфликтной зоне, без достаточного государственного контроля. Оттуда не исключается утечка и продажа на "черных рынках" взрывчатого материала, амуниции и снаряжения террористическими и криминальными структурами. Случаи недавних взрывов подобных складов в России (в Приморском крае и на Камчатке) показали, что поражаемая площадь может достигать десятки тысяч квадратных километров. Склады в Ковбасне расположены в густонаселенном регионе и являются потенциальным источником социального и политического напряжения. Россия не выполняет взятых обязательств по неотложному выводу этого арсенала. Ситуация с нахождением в центре Восточной Европы многих тысяч тонн бесхозных боеприпасов говорит о политической близорукости лидеров России и опасна для поддержания мира и добрососедских отношений на Востоке Европы. Мы призываем высшее руководство России принять меры по решению этой проблемы, а руководство Украины и Молдовы - сделать все возможное в этом направлении до окончательного выхода из данной ситуации. Мы обращаемся за поддержкой к другим партиям и общественным организациям и просим присоединиться к данному заявлению. От Партии "Зеленая Россия" А. Яблоков От Партии Зеленых Украины В. Кононов От Экологической партии Молдовы "Зеленый Альянс" А. Думбравяну 22 октября 2005 г." ИА REGNUM, 26.10.2005 г., http://www.regnum.ru/news/534926.html ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |