Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
******       Х И М И Я * И * В О Й Н А       **********************
*******************************************************************
***                   Сообщение CHEM&WAR.768, 25 октября 2005 г. **
*******************************************************************
                                                    Армейские будни



    БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ: ДОЛГОИГРАЮЩАЯ ИГРА С УТЕКШИМ АВИАТОПЛИВОМ


    2002
    НАШЛИ БЕНЗИНОВЫЙ ФОНТАН
    Восемь тысяч тонн авиационного топлива предстоит откачать из недр поселка
Сеща Брянской области. Сначала экологи полагали, что в земле находится менее
двух тысяч тонн, однако последние исследования, с которыми они ознакомили
депутатов областной Думы, заставили всех задуматься. В Сеще несколько
десятилетий дислоцируется крупный авиационный полк. Для огромных "Русланов"
требовались и вместительные резервуары топлива, однако в прежние годы утечки
нефтепродуктов были обычным делом. За многие годы земля так пропиталась ими,
что горючка подступила к поверхности земли.
    Местных жителей обедневшего военного поселка это обстоятельство надоумило
вести нефтедобычу прямо вблизи домов. Из ям топливо выбирают ведрами и тут же
продают его на трассе водителям-дальнобойщикам. Руководители управления
природных ресурсов настаивают на том, чтобы очисткой недр занялось военное
ведомство, но переговоры с Министерством обороны обещают быть долгими.
              Федосов А., "Труд", 23.07.2002 г.
              http://www.trud.ru/Arhiv/2002/07/23/200207231260209.htm

    2003
    СПАСИБО ВАСИЛИЮ СТАЛИНУ. ЖИТЕЛИ ПОСЕЛКА СЕЩА ОТКАЧАЛИ НА ВОЕННОМ
АЭРОДРОМЕ ЦЕЛЫЙ ЭШЕЛОН НЕФТЕПРОДУКТОВ. В ЗЕМЛЕ ОСТАЛОСЬ ЕЩЕ ПРИМЕРНО СЕМЬ
    По преданию "крестным отцом" сещинского аэродрома в Брянской области был
Василий Сталин. Тут располагался полк тяжелой транспортной авиации -
единственный в стране. Долгие годы гордостью летчиков были мощные "Русланы".
Когда дело пошло к развалу авиаполка, часть машин перебросили в Ульяновск.
    Военный аэродром в Сеще подвергся нашествиям местных разведчиков недр:
лет десять назад поселковые жители попробовали добывать здесь керосин.
Пришли с лопатами, копнули - яма наполнилась специфической жидкостью явно
нефтяного происхождения. Залили канистру, другую... За время существования
аэродрома столько керосина ушло в землю, что она пропитана им метров на
десять. Скоро на автодороге Брянск - Смоленск появились первые продавцы
суррогатного горючего. Конечно, качество отвратительное, зато дешево. У
дальнобойщиков, которые на "самопале" экономят выдаваемые хозяином средства,
даже такое топливо идет нарасхват.
    В безденежную перестроечную пору "нефтепромысел" крепко поддержал жителей
Сещи. Вот Виктор ковыряет территорию авиабазы всего года три. А опыт перенял
у соседа, который занялся этим раньше других, потому и преуспел. Сейчас у
того - своя торговая точка на трассе. Виктор, для которого сосед служит
примером, рассуждает так: "Если вкалывать по-настоящему, то в месяц можно
иметь тысяч 15. Милиция? Да тут все свои - кого бояться?"
    Водители, по словам Виктора, прекрасно знают, что в канистрах - суррогат.
Но если разбавить его качественным топливом, особого вреда двигателю не будет.
В результате всем хорошо - и продавцам, и покупателям. Недовольны только
владельцы АЗС, которые видят в кустарях конкурентов. Они и так и сяк
расписывают ужасы содержимого канистр, а дальнобойщики по-прежнему покупают
суррогат.
    По оценке специалистов Брянского управления природных ресурсов, сещинские
добытчики откачали около 1,5 тысячи кубометров нефтепродуктов, то есть
полноценный состав железнодорожных цистерн. Но в земле растворено еще около
семи эшелонов. Значит, работы кустарям хватит на несколько лет. С точки
зрения экологов, пусть себе черпают. Сейчас общая площадь загрязнения
занимает квадратный километр. Если не принимать никаких мер по очищению, то
нефтепродукты могут достичь девонских водоносных горизонтов. Так что сещинцы
еще и занимаются благородным "зеленым" делом. Есть фирма, которая легально
откачивает нефтепродукты с территории аэродрома, однако она не сделала и
трети того, что местные кустари. Правда, сейчас на их пути встала районная
администрация. Огородила вместе с военными зону загрязнения, установив
ночное дежурство. Но уследить за всеми подкопами, конечно, не удается. Не
помогают ни увещевания, ни угрозы.
    Пока в "торговых точках" на трассе не иссякает керосин. Осталось-то всего семь эшелонов. А на
что потом будет жить Сеща - не известно.
                Федосов А., "Труда", 16.12.2003 г.
                http://www.trud.ru/Arhiv/2003/12/16/200312162320503.htm

    2005
    КЕРОСИНОВАЯ РОЩА. ЖИТЕЛИ ПОСЕЛКА СЕЩА КАЧАЮТ ГОРЮЧЕЕ ПРЯМО ПО МЕСТУ
ЖИТЕЛЬСТВА
    О Сещинском аэродроме, который расположен на шоссе Брянск - Смоленск, в
здешних местах ходят легенды. Говорят, что длина подземных сооружений,
построенных еще во время войны немцами, превышает 40 километров. До недавнего
времени в Сеще была единственная в нашей стране отапливаемая взлетная полоса.
 - Запретная зона. В перелесках видны огромные "Русланы" - гордость советской
авиации, самолеты-богатыри. Сейчас они простаивают. КБ Антонова,
конструировавшее эти самолеты, находится в Киеве, с этим связаны сложности в
техническом обслуживании самолетов. Несколько лет назад один из двух
авиаполков перевели в Ульяновск, а оставшимся в Сеще офицерам остается
надеяться на лучшие времена. Правда, иногда им удается полетать. Но, как
выразился знакомый офицер, для этого нужно становиться в очередь. Зарплата
майора - около 7 тысяч рублей, но были времена и хуже. Вот тогда чуть ли не
вся Сеща, в погонах и без, ринулась в рощу, которая начинается за околицей
поселка. Здесь открыли "клондайк". Копни землю лопатой - в лунке сразу
начинает отсвечивать настоящий авиационный керосин.
    Сейчас роща изрыта вдоль и поперек: сотни колодцев, шурфов, катакомб,
прикрытых крышками от кастрюль и деревянными дверцами с замками. У каждой
"скважины" - свой хозяин. Местные подростки Дима и Саша показывают свой
небольшой колодец, на дне которого плещется грязный керосин. Их хозяйство
расположено прямо у колючей проволоки, за которой стоит часовой.
 - На чужой участок залезешь - получишь по башке, - рассказывает Дима. -
Керосина сейчас мало, а раньше по две тонны качали. Некоторые успели
разбогатеть: особняки построили, машины купили. Мы керосин оптовикам сдаем -
по восемь с полтиной за литр, а они дальнобойщикам сплавляют.
    По словам мальчишек, некоторые керосин "бодяжат" - добавляют туда нигрол,
чтобы блестел, как солярка. Продавать выносят на трассу. Водители знают о
жутком качестве топливного суррогата, но все равно покупают "бодягу".
    Сосновая роща вся пропахла горючим. Дима то ли мечтательно, то ли
боязливо вдруг говорит: "Спичку брось - вся Сеща на воздух взлетит". Многие
деревья уже засохли. В общем, нездоровая среда. Некоторые старатели успели
не только сколотить капитал, но и заработать болезнь легких.
    Исследования показали, что огромная линза, улегшаяся в недрах поселка,
еще хранит не меньше 8 тысяч тонн керосина. Грунт пропитался нефтепродуктами
на глубину до десяти метров, площадь заражения достигла почти двух квадратных
километров. Как авиационное топливо попало в землю? В советские времена
простой железнодорожных цистерн стоил дороже, чем их содержимое, поэтому
керосин частенько сливали прямо в карьер. Шесть лет назад за очистку недр
взялась фирма "Аэроэкология". Вместо оплаты Министерство обороны разрешило
ей забирать добытое топливо. С той поры откачали более 15 тысяч тонн
загрязненных вод, добыли 336 тонн нефтепродуктов. За то же время сещинские
старатели выкачали из песка в 5 раз больше.
    Недавно в областную Думу обратился заместитель военного прокурора
Владимир Бурлаков, обеспокоенный ситуацией с сещинскими недрами. В гарнизон
отрядили комиссию. Она осмотрела склады горючего, принадлежащие авиабазе,
подышала керосиновым ароматом в роще, послушала объяснения начальника
экологической службы ВВС Валерия Башкова. И уехала.
    Поражает позиция Брянской областной администрации. В ответ на заявление
комитета Думы об экологической опасности поселка заместитель губернатора
Николай Симоненко направил письмо, в котором утверждается, что "до настоящего
времени источник загрязнения не установлен", а потому "необходимо определение
организации-загрязнителя", чтобы она возместила весь вред населению и
природе. Но еще год назад Брянское управление Минприроды составило акт, в
котором сказано: "Загрязнение на авиабазе ВВС в поселке Сеща - образовалось
в процессе эксплуатации хранилища ГСМ в течение длительного разлива при
перекачке или заправке, а также при разгерметизации емкостей". Что же тут
неясного? Как утверждает председатель экологического комитета Думы Людмила
Комогорцева, о грозящей беде стараются не думать: "Рекультивация земель не
проводится, горизонт не вычерпан, и потому керосин может просочиться в
питьевую воду".
    По словам заместителя военного прокурора Брянской области Владимира
Бурлакова, откачивающие скважины нужно бурить и в других областях страны,
где дислоцированы военные аэродромы и склады горючего. Там положение не
лучше. Возможно, и прав один из летчиков, который пошутил: "Нашим нелегальным
нефтедобытчикам нужно еще и премии выплачивать, а не гонять их с милицией:
они же природу оздоровляют".
              Федосов А., "Труда", 20.09.2005 г.
              http://www.trud.ru/export/200509201740505.htm

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0 (Ubuntu)

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность