О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* ****** Х И М И Я * И * В О Й Н А ********************** ******************************************************************* *** Сообщение CHEM&WAR.750, 20 сентября 2005 г. ** ******************************************************************* Дела химические ЛИТВА ОБЪЯВИЛА РОССИИ ГАЗОВУЮ ВОЙНУ (нашелся и предлог - забытое химическое оружие) РОССИЯ Россия получает транзитный удар // Литва высказалась против проекта Северо-Европейского газопровода дружба народов Премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас заявил вчера, что строительство Северо-Европейского газопровода (СЕГ) между Россией и Германией, соглашение о котором было подписано на прошлой неделе, обернется катастрофой для Балтийского моря. Это первая реальная попытка помешать осуществлению проекта и, возможно, начало войны стран Балтии и Польши против российско-германского газополитического альянса. Экологическая тревога Вот уже неделю в странах Балтии бурно обсуждается проект строительства Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского моря от российского Выборга в немецкий Грайсвальд в обход Литвы, Латвии и Польши. Реакция тамошних политиков на подписание соглашения с самого начала была гневной. Однако только вчера была предпринята первая реальная попытка торпедировать проект: впервые руководитель одной из обойденных газопроводом стран официально заявил, что этот проект опасен для экологии. Выступая на заседании правительства, премьер Литвы Альгирдас Бразаускас отреагировал на выступления литовских защитников окружающей среды. По их словам, со времен второй мировой войны на балтийском дне покоятся залежи химического оружия гитлеровской Германии, и вполне может оказаться, что трасса СЕГ пройдет через эту химическую свалку. В этом случае Балтийскому морю грозит экологическая катастрофа. Опираясь на выводы ученых, Альгирдас Бразаускас заявил: "При проведении всех работ (по прокладке СЕГ.- Ъ) мы, как члены конвенции об охране Балтийского моря, и все другие государства будем требовать соблюдения тех требований, что предусмотрены в конвенции. Балтийское море - это общее достояние, а не собственность одного или двух государств". Премьер пообещал, что обязательно поднимет этот вопрос на саммите лидеров стран Северной Европы в Рейкьявике. Трасса СЕГ проходит по акватории Балтийского моря от Выборга (Ленинградская область) до Грайсвальда (Германия). Газопровод протяженностью 1200 км будет введен в эксплуатацию, по информации "Газпрома", в 2010 году. На первом этапе планируется строительство одной нитки пропускной способностью 27,5 млрд кубометров газа в год. Проектом предусмотрено строительство второй нитки, которая увеличит мощность СЕГ до 55 млрд кубометров. Это позволит снять половину объема газа с украинского направления экспорта. Суммарные инвестиции в проект составят свыше |4 млрд. Соглашение о строительстве газопровода было подписано неделю назад в Берлине руководителями компаний "Газпром", BASF и E.ON AG во время визита президента РФ Владимира Путина в Германию. Выступление литовского премьера стало далеко не первым за эти дни протестом против строительства газопровода. Сразу после заключения российско-германского соглашения президент Польши Александр Квасьневский назвал "подписанный пакт Путина-Шредера плохим с точки зрения экологии и слабым с экономической и политической точек зрения". А депутаты польского сейма приняли заявление, в котором говорится, что германско-российское соглашение о строительстве СЕГ "угрожает безопасности и независимости Польши". Такую же оценку заключенному соглашению дал и премьер-министр Латвии Айгарс Калвитис. По его словам, "планируемое Россией и Германией строительство СЕГ по дну Балтийского моря может поставить под угрозу безопасность этого региона. Оно не отвечает единой энергетической политике ЕС, в связи с чем Латвия намерена дать ему отрицательную оценку". Литовские политики высказывались еще более эмоционально. Так, депутат Европарламента от Литвы Витаутас Ландсбергис сказал, что "этот новый альянс немцев и русских был спланирован для изменения политической карты Европы" и в случае осуществления этого проекта страны Балтии и Польша "будут оставлены на милость России". Трубная война Подобная истерия в Польше и Прибалтике по поводу нового проекта газопровода вовсе не случайна. Новая труба станет ключевым фактором, влияющим на политику в регионе. Недавняя история наглядно иллюстрирует, как трубопроводные проекты меняли расклад сил на постсоветском пространстве. Еще в конце 90-х взаимоотношения между Россией и Украиной были крайне напряженными. Москва, по существу, оказалась в зависимости от Киева, поскольку именно через украинскую территорию пролегал единственный газопровод из России в Западную Европу. Монополия "Нефтегаз Украины" славилась своими колоссальными долгами "Газпрому" и воровством российского газа. Ситуацию осложнял не вполне дружественный характер украинского режима: Леонид Кучма считался откровенно прозападным лидером. Именно для того, чтобы избавиться от транзитной зависимости от Украины, Москва начала разрабатывать проект газопровода в обход Украины. В конце 1999 года труба Ямал-Европа была торжественно открыта президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Строительство газопровода еще не было закончено, а в политике Киева уже наметился коренной поворот. В 2000 году ушло в отставку прозападное правительство Виктора Ющенко. Леонид Кучма зачастил в Москву, замечая, что "отношения между двумя странами сделали колоссальный шаг вперед". Украина перестала воровать газ, а Россия получила мощнейший рычаг для давления на Киев. Если до этого отключение газа было чревато срывом поставок российского газа европейским потребителям и, соответственно, штрафными санкциями для "Газпрома", то после запуска первой ветки Ямал-Европа газовые войны между Россией и Украиной прекратились: Киев лишился козырей. Однако и новый газопровод в обход Украины через Белоруссию, Польшу и Словакию оказался для России не идеальным. Новые газовые партнеры все меньше устраивали Москву. Польша, вступающая, а затем вступившая в НАТО и ЕС, стала играть все большую роль в Восточной Европе, явно претендуя на роль европейского опекуна бывших советских республик - Белоруссии и Украины. Пролегающий по ее территории газопровод Ямал-Европа усиливал ее позиции. Доверие между Москвой и Варшавой было окончательно подорвано в конце прошлого года. Польша поддержала "оранжевую революцию" на Украине и всячески лоббировала ее на Западе, а президент Александр Квасьневский обошел Владимира Путина в личном противоборстве: лоббист Виктора Ющенко оказался сильнее лоббиста Виктора Януковича. Не менее проблемный сосед - Белоруссия. Режим Александра Лукашенко, вроде бы дружественный, совершенно непредсказуем. Еще два года назад Москве приходилось вести против Минска полномасштабную газовую войну, добиваясь повышения выплат. Планируя построить третий путь в Европу для российского газа напрямую, в обход всех, Россия наносит удар сразу по всем транзитным странам. И Украина, и Белоруссия, и Польша лишаются всех своих былых прав и привилегий. Во-первых, Украина рано или поздно перестанет получать бесплатный газ в счет оплаты транзитных тарифов. Затем пострадают Варшава и Минск: решение о строительстве СЕГ ставит крест на планах строительства второй ветки Ямал-Европа. Проложить газопровод по дну Балтийского моря будет намного дороже, чем по суше через территорию Белоруссии и Польши. Значит, о затратах на новую нитку Ямал-Европа можно уже и не мечтать. Более того, в перспективе строительство СЕГ может стать очень мощным ударом по экономике Украины. Если первую нитку газопровода, как планируется, построят в 2010 году, а затем последует и вторая, то, возможно, у России просто не хватит добываемого газа, чтобы одновременно заполнить все три трубы. А значит, объемы газа, прокачиваемого через Украину, будет снижаться. Таким образом, Москва получит уникальный инструмент давления на соседей. Газовый союз Соглашение о строительстве СЕГ выводит Москву на совершенно иной политический уровень в Европе - фактически это означает, что Россия заключает нерушимый политический союз с Германией. Еще несколько недель назад европейские аналитики констатировали, что после вероятного поражения Герхарда Шредера на парламентских выборах в Германии отношения между Москвой и Берлином существенно охладеют. Газовое соглашение обеспечивает Владимиру Путину верную дружбу любого канцлера ФРГ. Теперь Москве уже все равно, кто победит на германских выборах: в российском газе будут заинтересованы все. Ангела Меркель, которая, скорее всего, станет следующим канцлером ФРГ, в последнее время пыталась успокоить соседей-поляков, обещая им, что не будет вести диалог с Россией "через их голову". Она даже подчеркнула, что отношения с Москвой "должны более тесно координироваться в рамках Евросоюза". Однако никакие дружеские чувства к Польше не смогут заставить ее отказаться от подписанного соглашения. Избиратели не простят ей утрату живых денег и энергоресурсов, а политические противники из СДПГ тем более. Любой отход от плана строительства газопровода даст будущему лидеру оппозиции Герхарду Шредеру повод обвинить госпожу Меркель в том, что она не заботится об интересах нации. Таким образом, "пакт Путина-Шредера", как назвал его польский президент Квасьневский, идеален для России. И шансы противников помешать ему не так велики. Как заявил Альгирдас Бразаускас в беседе с Ъ, ежегодные потребности Литвы в природном газе составляют 2,5 млрд кубометров по сравнению с 55 млрд кубометров ежегодных мощностей СЕГ, "поэтому и весомость наших требований (провести газопровод по территории Литвы.- Ъ) сравнима с нашими потребностями". Тем не менее, будучи реалистом, господин Бразаускас выбрал очень точный способ торпедировать план. Балтийское море, на дно которого собираются уложить газопровод,- деликатный район. На его побережье расположены страны, где существует сильное гражданское общество. И такая, казалось бы, мелочь для СНГ, как протесты экологов, там наверняка будут услышаны. Правительству Грузии удалось успокоить своих защитников окружающей среды, выступавших против проведения нефтепровода Баку-Джейхан через Боржомское ущелье. В Балтийском море политической воли Москвы и Берлина может оказаться недостаточно. ВЛАДИМИР Ъ-ВОДО, Вильнюс; МИХАИЛ Ъ-ЗЫГАРЬ, НАТАЛИЯ Ъ-ГРИБ Коммерсант, 16.09.2005 г. http://www.kommersant.ru/doc.html?docId=609354 ЛИТВА Литва обещает препятствовать прокладке российско-германского газопровода ВИЛЬНЮС, 15 сентября. Литва считает, что предполагаемая прокладка по дну Балтийского моря газопровода между Россией и Геманией может привести и к экологической катастрофе, а потому Литва будет всеми способами пытаться воспрепятствовать претворению этого проекта в жизнь. Об этом заявил премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас. Как сообщают литовские СМИ, экологи Литвы предупредили, что российско-германское соглашение о прокладке газопровода по дну Балтийского моря может привести к возникновению угрозы для природы, особенно если будет задето химическое оружие, уже полвека лежащее на дне Балтики. "Есть Конвенция об охране Балтийского моря. При проведении всех работ, которые будут иметь место, мы, как члены этой конвенции, и другие государства, будем требовать соблюдения тех требований, что предусмотрены в конвенции. Балтийское море это общее достояние, а не собственность одного или двух государств", сказал глава литовского правительства он. По словам Бразаускаса, в октябре в Рейкъявике намечается встреча премьеров трех стран Балтии, Дании, Швеции, Финляндии, Исландии и Норвегии, на котором он намерен поднять этот вопрос. "Полагаю, что в Рейкъявике, если коллеги поддержат, мы смогли бы принять какую-либо свою резолюцию или декларацию. Балтийское море это наше общее достояние", отметил премьер. На минувшей неделе в Берлине главы России и Германии Владимир Путин и Герхард Шредер подписали соглашение о прокладке газопровода по дну Балтики. Германия и Россия намерены по этому газопроводу транспортировать в Западную Европу газ в обход стран Балтии и Польши. Росбалт, 15.09.2005 г. http://www.rosbalt.ru/2005/09/15/226311.html ПОЛЬСКИЙ ОТВЕТ "ГАЗПРОМУ" Варшава ищет альтернативу российской трубе К соглашению между Россией и Германией о строительстве газопровода от Выборга до Грейфсвальда через акваторию Балтийского моря в Польше привыкают с трудом. Однако эмоции остывают, уступая место расчетам: Варшава тестирует варианты энергетической независимости от Москвы. Самый экстравагантный проект - это ретранзит российского газа... из Германии. То есть часть газа, поступающего по польскому участку газопровода в ФРГ, снова возвратится в Польшу, но уже с немецкого конца, по другой трубе и через немецких посредников. С такой идеей выступил президент Польского нефтегазодобывающего предприятия (хозяин польского газового транзита) Марек Коссовский. Он пообещал, что в будущем году, возможно, начнется прокладка газопровода из Германии до польского Щецина. Согласно его калькуляции, уже через два года из ФРГ в Польшу "поплывут" 7-8 млрд. кубометров газа ежегодно, что сопоставимо с польскими поставками "Газпрома". Вопрос, однако, в том, на какой "газ из Германии" рассчитывает руководитель польского концерна? Северо-Европейский газопровод, согласно российско-немецкой договоренности, вступит в строй только в 2010 году. Остается предположить, что главный польский газовик имеет в виду тот же российский энергоноситель "ямальского разлива". Варшава не на шутку обеспокоена, что при "балтийской альтернативе" Россия будет наказывать строптивых соседей уже на полную катушку. Поэтому поляками обкатывается еще один вариант - заготовка газа впрок. С этой целью, по словам того же Коссовского, Польша планирует ввозить газ-конденсат из азиатских стран (руководитель не уточнил, каких) в объеме 6-11 млрд. кубометров в год. Президент польского концерна считает, что это "вполне реальный план" и уже в следующем месяце возможно подписание протокола о намерениях относительно строительства в Щецине терминала для хранения привозимого в танкерах газа. Ожидается, что этот проект обойдется Варшаве в полмиллиарда евро. Предполагаемые партнеры - "Газ де Франс" и некая немецкая фирма. Эксперты, однако, сомневаются и в этом "альтернативном проекте": обещает быть слишком дорогим. Влиятельный польский политик Ян Рокита рекомендует подойти к проблеме с "экологического конца". Если после октябрьских президентских выборов кабинет министров возглавит он, то правительство "наложит вето" на прокладку Северо-Европейского газопровода по соображениям экологической безопасности. Угроза экологии есть, соглашается сотрудник Морского научно-исследовательского института в Гдыни Еугениуш Андрулевич. В подготовленном специалистами докладе говорится, что после Второй мировой войны участвовавшие в ней страны "хоронили" боеприпасы на дне Балтийского моря. В результате только в акватории от Готланда (Швеция) до Борнхольма (Дания) свалено около 90 т контейнеров с ипритом, табуном и прочими убойными газами. Поэтому, подытоживает эксперт, при прокладке Северо-Европейского газопровода возможны любые "сюрпризы", вплоть до экологических катастроф. А вот мнение правоведа. Специалист по морскому праву профессор Ежи Млынарчик отмечает, что осложнения для строителей газопровода могут возникнуть лишь в том случае, если Варшава докажет в арбитражных морских трибуналах, что балтийская газовая магистраль представляет потенциальную угрозу в польской прибрежной зоне. Однако благоприятный для Польши вердикт не гарантирован: когда речь идет о конкретных выгодах страны, юриспруденция пасует перед политическим натиском. Самый надежный способ сохранить энергетическую независимость страны - располагать собственным топливом. Такова формула премьер-министра Марека Бельки. "Месторождения газа в Польше невелики, но они есть. Вот их и нужно разрабатывать в первую очередь", - призывает премьер. В ближайшее время Польское нефтегазодобывающее предприятие будет приватизировано, а полученные от этого дополнительные средства главным образом пойдут на добычу из недр польского газа. Бывший президент Польского национального банка, а ныне вице-президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Ханна Гронкевич-Вальтц призывает к бдительности. По ее словам, из Брюсселя доходят сигналы о планах частичного финансирования Северо-Европейского газопровода со стороны ЕБРР и Европейского инвестиционного банка. "Мы не должны этого допустить", - заявила вице-президент ЕБРР. Варшава, В.Блинков, Независимая газета, 19 сентября 2005 г УКРАИНСКАЯ ПРАВДА А и Б сидели на трубе", или что сулит Украине встреча президента России Владимира Путина с канцлером Германии Герхардом Шредером 9 сентября Путин и Шредер подписали договор о строительстве газопровода по дну Балтийского моря. Следовательно, российский газ будет следовать из страны прямиком в Германию, минуя все страны, которые лежат на континенте между Россией и Германией. Причины для строительства этого газопровода были у каждой страны. "Газпром" Российской Федерации получает 51% акционерного капитала. Отсутствует плата за транзит через европейские страны, а, следовательно, можно снизить цену на сам газ в конечном пункте назначения. Немецкие концерны E.ON и BASF делят поровну оставшийся пакет. А Шредер получает нелишнюю поддержку на парламентских выборах. До 2010 года поставка энергоносителей в Германию планируется все по тому же нефтепроводу "Дружба", построенному еще в период СССР. Этот нефтепровод имеет три нити общей протяженностью 5,2 тыс. км. Нефть проходит от Альметьевки через Самару, Брянск, Мозырь, где разветвляется на два участка (северный и южный). 1-я ветвь (северная) проходит по территории Белоруссии, Польши и Германии и была запущена в 1964 году. 2 ветвь (южная) идет по территории Украины, Чехии, Словакии и Венгрии и введена в строй в 1972. А 3-я (петляющая по территории Германии, Чехии, Словакии) запущена уже в 1981 году. Этот нефтепровод сыграл немаловажную роль в истории СССР, особенно в 1974-75 гг. Именно тогда поднялись мировые цены на горюче-смазочные материалы и в СССР поплыли нефтедоллары. Именно это время ностальгически вспоминают патриоты Советского Союза. Ведь тогда люди зажили на широкую ногу, ведь именно тогда повысился уровень жизни в Союзе. Экспорт энергоносителей в Западную Европу - залог успешного развития российской экономики. Доход от поставок газа и нефти составляют по финансовому эффекту около 45% российского национального бюджета, и таким образом это определяет стабильность экономики и политической ситуации в России. Отсюда понятно, почему РФ заинтересована в Североевропейском газопроводе. Времена СССР закончились, а нефтепровод остался. Теперь РФ приходится платить за транзит нефти и газа в Европу всем вышеперечисленным странам, а поэтому повышалась сама цена на энергоносители и высока вероятность "недобросовестного транзита". Североевропейский газопровод (СЕГ) по дну Балтийского моря открывает широкие перспективы сотрудничества ФРГ и РФ. Никаких посредников, низкие цены на газ, увеличение объема транспортируемого газа... Конечно, на официальном уровне это все прозвучало более дипломатично и красиво: "...РФ хочет избежать политических, экологических и других рисков и в конечном итоге снизить цену энергоносителей, которые покупает Запад... Чем меньше транзитных стран,.. тем ниже цена на российских газ..." (из речи Путина на пресс-конференции). И вот 9 сентября Путин в ФРГ подписывает со Шредером договоренность о строительстве до 2010 года СЕГа. При этом чтобы никому не дать повод подумать о том, что Россия "кидает" кого-то из стран, которые обеспечивают транзит ГСМ было помянуто прошлое. Ведь были договоренности о создании газового консорциума с участием РФ, Украины, ФРГ, Франции, Италии. Но все эти договоренности где-то растворились. "А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало. Кто остался на трубе?" - говорит Путин на немецком. - "Те, кто внимательно слушал эту загадку, ответят на трубе останется И... Мы никого не выдавливаем из наших энергетических дел". Это был намек на то, что, мол, сами виноваты: не выполняете договоренности, не говорите, что кто-то виноват, кроме вас самих. Были ли готовы к такому удару европейские страны, которые занимались транзитом энергоносителей. Пожалуй, нет. Взбунтовалось общественное мнение в Польше. Еще бы, ведь на мнение страны даже никто не обратил внимания в ЕС. В Украине же до сентября месяца также были оптимистические планы. Страну даже не пугало возможное повышение цен на энергоносители со стороны РФ. Ведь всегда можно повысить цены на транзит ГСМ в Европу и таким образом скомпенсировать разницу в повышении цен. Но не тут-то было... Итак, перед Украиной как никогда раньше стала актуальной необходимость решения проблемы энергоносителей, так как постепенно растворяется рычаг давления на РФ. И страна попадает все в большую зависимость от российских энергоносителей. Можно привести как минимум два основных возможных варианта развития событий. Первый и самый пессимистичный, которым любят спекулировать российские СМИ и политики, следующий. На сегодняшний день российский газ является одним из главных энергетических источников на Украине, ведущим топливом для электростанций. Если экономика Украины не сможет перестроиться должным образом, то страна попадет в зависимость от России и рано или поздно Украина попросит Россию присоединиться к последней (буквально недавно эту мысль вновь озвучил Жириновский). Второй вариант и самый оптимистичный - это Украина полностью перестраивает свою экономику согласно вновь сложившейся инфраструктуре. Безопасность топливно-энергетического комплекса (ТЭК) сказывается на безопасности всей экономики страны. Вероятно, что над этой проблемой постоянно работает президент, парламент, правительство и совет национальной безопасности и обороны Украины. Безопасность ТЭК - часть государственной энергетической политики. Строительство Североевропейского газопровода заставило лишний раз подумать о безопасности ТЭК. Если страна не хочет развития событий по первому варианту, то надо прибегнуть ко второму варианту. А это означает решения целого комплекса проблем, связанных с топливно-энергетическим комплексом страны. 1. Снижение зависимости ТЭК от внешнего рынка энергоресурсов. Это делается за счет: а) увеличения стран импортирующих энергоресурсы; б) рационального использования собственных энергоносителей; в) построение экономики таким образом, что бы была возможность заменить один энергоресурс другим в случае крайней необходимости. 2. Повысить эффективность производства и потребления в сфере топливно-энергетического комплекса. Это возможно сделать за счет: а) модернизации изношенного и устаревшего оборудования; б) улучшения территориальной структуры топливно-энергетического комплекса; в) увеличения доли альтернативных форм энергоносителей; г) создания определенных стимулов для эффективного и рационального использования энергетических ресурсов. 3. Наладить систему международных фьючерсных договоренностей по энергоресурсам с точным определением всех мелочей. Разумеется, что это не весь перечень проблем, которые необходимо решить, что Украина не пошла по первому варианту развития событий. Как будет решать проблему топливно-энергетического комплекса наше руководящее звено, мы будем наблюдать в ближайшее время. Не исключено, что тема энергоносителей станет хорошим лозунгом при проведении парламентских гонок в марте 2006 года. От того, что будут обещать политики в сфере ТЭК, будет зависеть их рейтинг. Ведь проблема бензина и отопления - всегда актуальна. С.Выскуб, для УП, 16.09.2005 г. http://www.pravda.com.ua/ru/news/2005/9/16/32658.htm В ЛАТВИИ (БЕЗ БОРИСОВА НИКАК НЕ ОБОЙТИСЬ) Говорят, война не закончена, пока не похоронен последний солдат, принимавший в ней участие. Но сегодня речь о других захоронениях, забвение которых еще более страшно. О химическом оружии, лежащем на дне Балтики, в том числе и неподалеку от Латвии. Химическая бомба на дне Балтики может взорваться через 5-7 лет По мнению российских ученых, как заявил в одной из своих публикаций кандидат технических наук вице-адмирал Тенгиз Борисов (он много лет изучает эту проблему), до массового попадания отравляющих веществ (ОВ) в воду осталось 5-7 лет. Напомним предысторию вопроса: после окончания Второй мировой войны на дне Балтийского моря, а также проливов Скагеррак и Каттегат в 1945- 1947 годах было затоплено трофейное немецкое химическое оружие - 302 875 тонн химических боеприпасов фашистской Германии (свыше 66 000 тонн чистых отравляющих веществ), которые попали в руки союзников после капитуляции Третьего рейха. Большая часть этих боеприпасов была снаряжена ипритом (горчичным газом), но были также люизит, зарин, зоман, табун, синильная кислота, циклон-Б и другие отравляющие вещества. В 1945 году СССР, США и Великобритания решили уничтожить германское химическое оружие, затопив его в океане на глубинах свыше 1000 метров. Предполагалось, что боеприпасы с отравляющими веществами погрузят на отслужившие свой век суда, отбуксируют их в заранее выбранный район Атлантики и пустят ко дну. Тогда считали, что это не только самый дешевый, но и самый безопасный способ избавиться от "отравы". На долю Советского Союза пришлось 35 000 тонн химических боеприпасов, или 12% от их общего количества. СССР решил не топить старые суда и, заручившись согласием союзников, затопил свои трофеи россыпью в Балтийском море на глубине чуть более 100 метров: 5000 тонн в 70 милях западнее Лиепаи и оставшиеся 30 000 тонн - у датского острова Борнхольм. США и Великобритания также отклонились от первоначального плана и затопили суда-смертники в двух точках пролива Скагеррак - в 20 милях от шведских портов Люссекиль и Ариендаль. Говорят, союзники испугались шторма, поэтому и избавились от опасного груза не там, где планировали. Глубина - 204- 220 метров и 600- 700 метров соответственно. Кроме того, были сведения о затоплении судов с химическим оружием на борту в проливе Каттегат и в Балтийском море. Исследовательские суда РФ уже обнаружили в районе Борнхольма несколько затонувших судов с ОВ. Если же верить показаниям одного из немцев, которого в те годы англичане привлекали к захоронению судов-смертников, вблизи Борнхольма всего затоплено 6 таких барж. Специалисты полагают, что наибольшая опасность исходит от затонувших судов, так как рассыпанные по дну моря снаряды по крайней мере зарастают илом и получают некий "каркас защиты". А вот ОВ на судах - это опасность залпового выброса всех этих ипритов и люизитов в акваторию мелководного Балтийского моря. А так как здесь практически отсутствует водообмен (полная смена воды происходит за 27- 30 лет), это может привести к экологической и экономической катастрофе во всех странах региона. Кстати, генетики давно уже доказали, что даже микроскопические дозы иприта при попадании в организм способны вызвать нарушение генетического кода и привести к мутациям через 3-4 поколения. Причем, с точки зрения мутагенеза и онкологии, минимально допустимых концентраций нет. Как полагает вице-адмирал Тенгиз Борисов, если учесть, что в Балтийском и Северном морях ежегодно вылавливают 2,5 млн. тонн рыбы (а каждый европеец в среднем потребляет около 10 кг рыбы в год), получается группа риска в размере 250 миллионов человек. Россия, которая уже имеет опыт установки защитных "саркофагов" на дне моря (первый опыт был получен, когда замуровывали атомоход "Комсомолец" в Норвежском море), давно уже предлагает покрыть такими же "саркофагами" суда в проливах Скагеррак и Каттегат, но поддержки пока не получила. 15 октября 1997 года вице-адмирал Борисов по поручению руководства России в Осло доложил о результатах исследований районов захоронения химического оружия на заседании стран НАТО: Швеции, Польши, Финляндии, Литвы, Латвии и Эстонии. Выслушав доклад, рассказывает Борисов, участники совещания попросили сделать перерыв, связались со своими руководителями, после чего заявили, что не уполномочены вести переговоры о столь важной проблеме, и попросили отложить встречу на полтора месяца. Кроме того, они просили до следующей встречи не публиковать материалы своих исследований. Однако ни через полтора месяца, ни спустя шесть с половиной лет на связь никто не вышел... Факт Точное количество имевшихся на судах боеприпасов неизвестно. Все документы были засекречены с момента принятия решения и остаются таковыми до сих пор. Когда в 1997 году истек 50-летний срок, США и Великобритания продлили гриф секретности до 2017 года. Только Россия, где по законам экологическая информация не может быть закрытой, еще в 1991 году рассекретила свои материалы и на заседании Хельсинкской комиссии подняла вопрос о безопасности затопленного химического оружия. Вопрос Что будет, если до подводных захоронений химического оружия доберутся террористы? Глубинная бомба может быть сброшена с любой проходящей яхты, катера, сухогруза. Необязательно даже прицельное попадание - гидравлический удар при относительно близком взрыве приведет к разрушению истонченных коррозией оболочек боеприпасов и "залповому" выбросу отравляющих веществ со всеми вытекающими (и в прямом, и в переносном смысле) последствиями. "Час", 2.09.05 г. http://www.d-pils.lv/view_article.php?article=38893 ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |