Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
******       Х И М И Я * И * В О Й Н А       **********************
*******************************************************************
***                  Сообщение CHEM&WAR.748, 17 сентября 2005 г. **
*******************************************************************
                                                       Дела ядерные


                    США: БОЛЬШИЕ ЯДЕРНЫЕ ХЛОПОТЫ


    ПОДОЗРЕНИЯ
    ЦРУ ищет атомные бреши
    Россия, Китай и Северная Корея - главные подозреваемые в распространении
оружия массового поражения
    Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США объявило Россию, Китай
и Северную Корею главными виновниками распространения оружия массового
уничтожения. Его эксперты заявили, что данному процессу в определенной мере
способствуют и некоторые европейские страны.
    В ноябре на своем сайте в интернете ЦРУ разместило несекретное приложение
к докладу американскому конгрессу о положении в мире, который ежегодно
представляется сенаторам. В документе рассмотрены вопросов по проблеме
утечки ядерных, химических биологических и ракетных технологий в третьи
страны.
    В докладе существенное место отведено программам развития оружия
массового уничтожения (ОМУ) Ирана и вероятности использования этих средств
террористическими организациями.
    СТРАНЫ - ИСТОЧНИКИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВОЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    Эксперты ЦРУ считают Россию одним из основных источников распространения
технологий ОМУ и средств его доставки. Они сообщили сенаторам, что оборонные,
химические, космические, ядерные и занимающиеся разработкой биотехнологий
отрасли промышленности России продолжают бороться за выживание. Предприятия
этих отраслей стремятся увеличить объемы своих оборотных средств прежде
всего за счет экспорта оборудования и продажи технологий.
    Некоторые НИИ и вузы, разработывающие ракетную технику и ОМУ и готовящие
специалистов в этих областях, стремяться зарабатывать деньги, предоставляя
возможность стажировки или обучения специалистам и студентам других
государств.
    Конкретные меры России по предотвращению распространения всех этих
технологий продолжают оставаться одним из важнейших элементов двусторонних
переговоров Белого дома с Кремлем.
    Россия является основным подрядчиком на строительство атомных
электростанций в Иране, Китае и Индии. Реакторы, которые уже работают или
будут запущены на этих станциях, могут стать источником получения оружейных
ядерных материалов. Тем самым Россия способствует наращиванию ядерных
потенциалов этих стран.
    Российские предприятия и НИИ химической и биотехнологической
направленности являются для многих государств основным источником
приобретения оборудования и технологий двойного назначения. Эти отрасли
экономики привлекают страны, стремящиеся создать свое собственное химическое
и биологическое оружие, еще и тем, что именно здесь они могут получить
помощь от специалистов при реализации своих программ.
    По мнению ЦРУ, в России все еще не создана эффективная система
экспортного контроля. У нее отсутствуют административные органы, способные
ограничить несанкционированный отток военных технологий, что вызывает
большую обеспокоенность Америки. В Лэнгли считают, что чиновники,
осуществляющие контрольные функции в этой сфере, должны четко осознавать
приоритетность решения данной задачи и нести уголовную ответственность в
случае невыполнения своих функций...
    Хотя ЦРУ и обвинило во всех тяжких грехах Россию, Китай и КНДР, остается
непреложным фактом, что США являются основным поставщиком на мировом рынке
оружия. Америка поставляет вооружения во многие страны и занимает 41% этого
рынка. Поэтому специалистам из Лэнгли следовало бы затронуть и эту проблему
в своем труде.
         В.Иванов, "Независимая газета" (Москва), 10.12.2004 г.

    БОМБА
    Минобороны США просит денег на ядерные ракеты
    Министр обороны США Дональд Рамсфельд в среду обратился к конгрессу
с запросом на выделение средств, необходимых для финансирования создания
нового класса ядерных боеприпасов - так называемого "бункер-бастера",
представляющего из себя заглубляющуюся в землю ракетную боеголовку,
предназначенную для уничтожения высокопрочных подземных сооружений
противника, пишет "Газета.Ru".
    Финансирование данных разработок было приостановлено в прошлом году.
"На мой взгляд, эти исследования могут иметь большое значение для
всего мира", - заявил глава американского оборонного ведомства на
заседании подкомитета по бюджетным ассигнованиям. Сенатор-демократ из
Калифорнии Дайни Файнштейн, критикуя предложения Рамсфельда, заявил:
LМне не понятно, как вы собираетесь осуществлять эту программу, если
законы физику не позволяют углубить заряд достаточно глубоко, чтобы
взрыв не вызвал радиоактивное загрязнение на поверхности.
    Администрация Буша просит конгресс в 2006 финансовом году выделить на
разработку нового боеприпаса $8,5 млн, которые предполагается распределить
между Пентагоном и министерством энергетики. В прошлом году на эти цели
предлагалось выделить $27 млн, однако конгресс не удовлетворил запрос.
Критики проведения данных исследований в конгрессе заявляют, что даже
обсуждение возможности проведения подобных разработок изменит ситуацию с
ядерной безопасностью таким образом, что многие другие государства мира
вынуждены будут последовать примеру США.
    Джордж Буш неоднократно жестко высказывался по поводу атомных
боеприпасов в Иране и Северной Корее, однако, по словам критиков, США,
проводя незаконные испытания и производя ядерные боеприпасы, разжигают
новую гонку вооружений.
                   Полит.ру, 27 апреля 2005, www.polit.ru

    КОНТРОЛЬ
    СЕНАТОР НАНН ПРОТИВ РОССИИ
    Россия и США должны договориться о контроле за тактическим ядерным
оружием. К этому призвал бывший сенатор и соавтор программы Нанна-Лугара по
уменьшению ядерной угрозы Сэм Нанн. По его мнению, только такой контроль
предотвратит попадание этого оружия в руки террористов. И хотя к мнению
Нанна всегда прислушивались и в Белом доме, и в Кремле, на этот раз ни
Москва, ни Вашингтон не откликнулись на его призыв.
    Вся информация по тактическому ядерному оружию (ТЯО) закрыта. До сих
пор неизвестно,  сколько его вообще. Вашингтон утверждает, что у России не
менее 18-19 тысяч единиц тактических ядерных боеприпасов. В Росатоме говорят,
что их арсенал в СССР к 1990 году насчитывал не более 14 тысяч единиц. Но
ежегодно из-за старения 1600-1700 боеголовок подлежат утилизации.
    Проблема контроля за ТЯО встала в начале 90-х годов, когда Россия и
США всерьез озаботились контролем за ядерными вооружениями. Но в отличие
от сферы стратегических вооружений, где договорились о существенном понижении
числа стратегических ядерных боеприпасов и их носителей, а также ввели
взаимный контроль за исполнением обязательств, в вопросе о ТЯО разговор
зашел в тупик. Москва и Вашингтон, по словам начальника 12-го главка
Минобороны (организации, ответственной за все ядерное оружие России) Игоря
Валынкина, обоюдно пообещали убрать ТЯО с самолетов, кораблей и подводных
лодок на склады и начать его сокращение. Например, Россия полностью
уничтожила ядерные противопехотные мины, артиллерийские снаряды. На 30%
"подрезала" количество боеголовок к торпедам, зенитным и крылатым ракетам.
В итоге, опять же по неофициальным данным (инспекций никто не проводил),
арсеналы России и США сократились на 75%. Однако начать "настоящие"
переговоры по проблеме ТЯО не удается. Почему?
    Например, США держат в Западной Европе 150 ядерных авиабомб B61,
утверждая, что это некая гарантия безопасности для соответствующих
стран. От кого и чего - Вашингтон не комментирует.
 - Пока они не уберут свое ядерное оружие из Европы, переговоров с ними
проводить не стоит, - заявил <Известиям> бывший начальник 12-го главка
Евгений Маслин. - К тому же к переговорному процессу должны быть
привлечены все страны - члены ядерного клуба.
 - Даже если американцы уберут ТЯО из Европы, это ничего не даст, -
уверен замначальника 12-го главка Владимир Верховцев. - Инфраструктура
хранения ТЯО все равно останется, и его можно будет вернуть на место
за 12-14 часов. Так что ее тоже нужно уничтожить и сделать это
обязательно под международным контролем.
    Однако идея уничтожения ядерного оружия вызывает у американской
стороны аллергию. Так, в договоре о сокращении наступательных
потенциалов (СНП), подписанном ровно 3 года назад в Москве, прописано
сокращение стратегических ядерных арсеналов до уровня 1700-2200
боеголовок с каждой стороны. Но механизмов проверки выполнения
договора за это время так и не создано. А без этого договор СНП - не
более чем декларация о намерениях. Тем более понятно нежелание сторон
раскрывать свои секреты по ТЯО, которое рассматривается как, возможно,
последний аргумент сдерживания.
        Д.Литовкин, "Известия", 31.05.05 г.
        http://www.izvestia.ru/armia2/article1833489

    ПЛУТОНИЙ
    США спустя 20 лет возобновляют производство плутония
    Впервые после окончания "холодной войны" Соединенные Штаты намерены
возобновить производство плутония-238. В рамках программы, которая
рассчитана на 30 лет, в Национальной лаборатории Айдахо планируется
произвести 330 фунтов (150 кг) этого радиоактивного материала,
сообщает сегодня газета New York Times со ссылкой на правительственные
источники. Стоимость проекта, предположительно, составит 1,5 млрд
долл.
По словам представителя Министерства энергетики США Тимоти Фрейзера,
возобновление обогащения плутония-238 обусловлено интересами
национальной безопасности. Он также подчеркнул, что программа не
связана ни с ядерным оружием, ни с военными космическими разработками.
    Однако некоторые эксперты, не связанные с проектом, ставят под
сомнение его мирную направленность. По их мнению, плутоний-238 может
использоваться в качестве топлива для компактных спутников-шпионов,
которые не смогут быть выслежены и будут неуловимы для противника.
    По предварительным оценкам, стоимость проекта составит 1,5 млрд. долл.
Как ожидается, в ходе его осуществления будет выработано 50 тысяч
контейнеров с радиоактивными отходами, что уже вызвало возмущение
"зеленых" и жителей штата, в котором расположена лаборатория, отмечает
газета.
    По данным "зеленых", новый проект правительства может нанести ущерб
национальным заповедникам Yellowstone National Park и Grand Teton
National Park. В последнем любят отдыхать американские миллиардеры и
миллионеры, в том числе и вице-президент страны Дик Чейни.
    До этого плутоний-238 в США поставляла Россия. В 2003 году
Министерство энергетики США заключило с Минатомом РФ соглашение о
закупках в РФ плутония-238. Принципиальная договоренность о поставках
в США плутония-238 была достигнута ещT в 2002 году во время визита в
Вашингтон главы Минатома Александра Румянцева.
    В России производством плутония-238 для гражданской сферы занимаются
предприятия Минатома. Впервые соглашение о его закупках было заключено
с США десять лет назад, однако в последние годы НАСА и его подрядчики
обходились собственными запасами, которые сейчас сократились.
   РосБизнесКонсалтинг. 27.06.2005
   http://top.rbc.ru/index.shtml?/news/society/2005/06/27/27111821_bod.shtml

    ДОКТРИНА
    ВАШИНГТОН ВСЕХ ДОСТАНЕТ. Новая военная доктрина США предусматривает
нанесение ядерных ударов в мирное время в любой точке планеты
    Пентагон пересматривает свои взгляды на использование ядерного оружия.
Его мозговой центр - Комитет начальников штабов (КНШ) - подготовил проект
новой доктрины, разрешающей с санкции президента наносить превентивные
ядерные удары по врагам США в мирное время. Целями американских генералов
могут стать любые объекты на территории государств, собирающихся напасть на
США, используя оружие массового уничтожения (ОМУ), или лагеря террористов,
владеющих таким оружием. Кроме того, американский генштаб оговаривает свое
право уничтожения таким способом известных хранилищ ядерного, химического и
биологического оружия на территории других стран. Об этом 11 сентября
сообщила влиятельная американская газета <Вашингтон пост>. По данным
источников газеты в военном ведомстве США, утверждение новой редакции норм
использования ядерного оружия должно произойти в ближайшие несколько недель.
Предыдущая версия данного документа фигурирует в перечне основополагающих
руководств КНШ под названием <Доктрина совместных ядерных операций> за
номером JP 3-12. В нем устанавливается регламент действий ядерных сил
Америки в различных условиях. В свою ядерную доктрину КНШ вводит новые
положения.
    Впервые возможность внесения подобных изменений в ядерную доктрину в
связи с возможностью использования ОМУ мировым терроризмом президент Джордж
Буш озвучил еще в декабре 2002 года. Чуть позднее Россия тоже объявила о
своем праве нанесения превентивных точечных ударов в случае угрозы ее
безопасности. Правда речи о применении ядерного оружия не велось.
<Новые <ядерные инициативы> США связаны с тем, что они застряли в Ираке, -
заявил <НГ> заместитель директора Института США и Канады Виктор Кременюк. -
Но чтобы при этом и другие потенциальные противники Вашингтона не решили,
что США перестали быть угрозой в их адрес, они подкрепляют это неосторожным
заявлением о возможности применения ядерного оружия.
    США юридически не так уж и свободны в использовании ядерного оружия. Они
могут его применять против ядерных держав или стран, которые себя объявили
ядерными, допустим, объявят себя ими те же Иран и Северная Корея, но они не
могут применять оружие против <слабых> в ядерном отношении государств.
Поэтому, видимо, здесь идет речь об угрозе в адрес всех тех, кто хочет
заполучить ядерное оружие, и, конечно, Пхеньян и Тегеран в этом смысле стоят
на первых местах. Вряд ли это ответы на возможность превентивных ударов со
стороны России, о чем неустанно в последние два года говорит российский
министр обороны Сергей Иванов>.
    Главный научный сотрудник Центра международной безопасности Института
мировой экономики и международных отношений РАН генерал-майор Владимир
Дворкин в интервью <НГ> отметил, что <ничего угрожающего по отношению к
России в новой доктрине США нет - демократические страны друг с другом не
воюют>.
    Дворкин также заметил, что <в новой доктрине США нет ничего нового, кроме
одного элемента. В новом документе формируется механизм принятия решений по
применению ядерного оружия. В качестве нового элемента речь может идти
только о том, что теперь командующий на театре военных действий (ТВД)
получает на это в какой-то период принципиальное разрешение от верховного
главнокомандующего. И сам решает, когда, куда и по кому наносить удары>.
По мнению эксперта, <вырабатываемый механизм играет в определенной мере
сдерживающую роль, поскольку террористы и тоталитарные страны явно стремятся
приобрести ядерное, химическое и бактериологическое оружие. Вместе с тем это
приводит к снижению порога применения ядерного оружия>.
Дворкин также считает, что принятие обозначенного <уточнения> в доктрине
может быть вызвано и тем, что Пентагон испытывает большие трудности с
реализацией программы создания проникающих ядерных зарядов. Сенат вторично
отказал в финансировании работ в этом направлении.
    <Это, конечно же, не ответ на российское размахивание дубиной превентивных
ударов, - подчеркнул Дворкин. - За нашими угрозами ничего, кроме деклараций,
нет. Мы уже однажды нанесли такой удар по Панкисскому ущелью - через
несколько часов после того, как банда боевиков ушла. Чтобы наносить такие
удары, надо иметь средства космической, авиационной и другой разведки,
интегрированные с высокоточным оружием и работающие в режиме реального
времени>.
    Тем не менее Сергей Иванов уже заявил: <Если сообщения СМИ о таких планах
США подтвердятся, то это потребует пересмотра планов военного планирования>.
    Главные положения новой ядерной доктрины США
 * <Законы войны не запрещают использовать ядерное оружие в вооруженном
конфликте, хотя оно и сильно отличается от других видов оружия массового
поражения по разрушительной мощи и долгосрочным последствиям воздействия>.
 * <Сочетание ударов обычного и ядерного оружия позволяет наиболее эффективно
использовать мощь вооруженных сил и предоставляет лидерам США более широкие
возможности по принятию мгновенных решений по уничтожению противника>.
 * <Оборонные усилия США направлены на то, чтобы убедить потенциальных
противников прекратить действия, направленные на причинение ущерба
национальным интересам Америки>.
 * <США не делают никаких заявлений, определяющих, при каких обстоятельствах
будет использоваться ядерное оружие>.
     В.Иванов, И.Плугатарёв, "Независимая Газета", 15.09.2005 г.
     http://www.ng.ru/politics/2005-09-15/1_washington.html

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0 (Ubuntu)

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность