О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* ****** Х И М И Я * И * В О Й Н А ********************** ******************************************************************* *** Сообщение CHEM&WAR.742, 4 сентября 2005 г. ** ******************************************************************* Будни разоружения СЕНАТОР ЛУГАР УЕХАЛ, ПОСЛЕВКУСИЕ ОСТАЛОСЬ Тайная жизнь российского ВПК Госдепартамент США опубликовал 30 августа очередной доклад под названием "Приверженность и соблюдение соглашений и обязательств в области контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения". В нем утверждается, что некоторые страны, в том числе и Россия, нарушают свои обязательства по ряду международных конвенций и соглашений, призванных ограничить производство и распространение биологического, химического и ядерного оружия. Многие положения этого доклада вызвали резкие комментарии Министерства иностранных дел России, которое изложило свои ремарки в официальном сообщении для печати. В частности, российское внешнеполитическое ведомство заявило, что голословные обвинения в нарушениях предъявляются России Госдепартаментом уже не первый раз, и публикация подобных докладов не способствует развитию партнерских отношений между двумя странами, а только приводит к усилению имеющихся противоречий. В структуре американского доклада выделяются несколько блоков. Один из них посвящен оценке соблюдения договоров и соглашений, заключенных между США и Советским Союзом. Это касается договоров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и о сокращении стратегических наступательных вооружений. Другой блок охватывает международные соглашения по биологическому и химическому оружию, договоры об обычных вооруженных силах в Европе, о нераспространении ядерных вооружений и договор "Открытое небо". Отдельным пунктом идет вопрос о соблюдении режима о нераспространении ракетных технологий. Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений Госдепартамент отмечает ряд проблем, связанных с проведением инспекций по контролю над выполнением этого договора. В частности, инспекторы сталкиваются с технологическими сложностями при определении точного числа некоторых компонентов российских межконтинентальных баллистических ракетах (МБР) в связи с особенностями их конструктивного устройства. Кроме того, Россия, по версии США, не публикует точные данные о количестве имеющихся у нее мобильных пусковых установок, чем нарушает положения договора. Также высказываются претензии, что американским инспекторам не дают провести замеры пусковых контейнеров для МБР SS-24 Scalpel (РТ-23УТТХ "Молодец"), базирующихся на боевых железнодорожных ракетных комплексах, и для МБР SS-27 ("Тополь М"), базирующихся на подвижных грунтовых ракетных комплексах. По утверждению США, Россия также в некоторых случаях не предоставляла полную телеметрическую информацию об испытательных запусках ракет. Российский МИД в ответ заявил, что Госдепартамент игнорирует претензии, которые выдвигаются в адрес США, и призвал американских дипломатов и военных решать спорные вопросы не "путем публичной полемики", а в рамках специальной Совместной комиссии по соблюдению и инспекциям. Конвенция о запрещении биологического и токсинного оружия США выражают озабоченность тем, что Россия продолжает заниматься разработкой наступательного биологического оружия в нарушение конвенции. Это суждение основывается на том, что США обладают информацией, пусть и неподтвержденной, о продолжении деятельности в этой сфере, а также на том, что те люди, которые руководили программами по биооружию в советские времена, продолжают занимать свои посты. Кроме того, в последние годы было проведено много исследований двойного назначения, результаты которых могут быть использованы как для защиты от биологической атаки, так и для ведения наступательных действий. В частности, в последние годы НИИ "Вектор" проводил работы по изучению вирусов лихорадки Эбола и Марбург, НИИ микробиологии Минобороны России в Кирове исследовал воздействие бубонной чумы на приматов, а Волгоградский противочумный институт занимался возбудителями псевдомалярии. При этом часть возбудителей опасных болезней были генетически модифицированы. Также, по оценке американских специалистов, Россия способна, в случае необходимости, возобновить производство биологического оружия. Отмечается, что отчеты по этой тематике, регулярно предоставляемые Россией в ООН, являются неполными и содержат противоречивую информацию. Российская сторона в свою очередь заявляет, что "Госдепартамент не утруждает себя обнародованием конкретных фактов". Между тем, говорится в заявлении российского МИДа, именно из-за "особой" позиции США потерпели провал международные переговоры по созданию эффективного механизма проверки соблюдения положений Конвенции о биологическом оружии. Россия также подчеркивает, что она остается приверженцем соблюдения конвенции и выступает за конструктивное сотрудничество со всеми ее участниками. Договор об обычных вооруженных силах в Европе Среди претензий США к России по этому договору - отказ Москвы признать, что часть существующих российских вооружений являются аналогами оружия, подлежащего сокращению. Кроме того, Вашингтон упрекает Москву в том, что она сохраняет военное присутствие в Молдавии и Грузии без согласия властей этих стран. Россия также не извещает участников договора о транспортировке вооружений, лимитированных договором, через территорию, на которую распространяется его действие. В частности это касается поставок оружия в Армению. Госдепартамент также обвиняет Россию в нарушении правил учета списанных танков, бронетранспортеров и артиллерийских орудий. Еще одна претензия состоит в том, что Россия превышает лимиты обычных вооружений на направлениях, на которых было оговорено их сокращение. Также Москву обвиняют в препятствовании проведению инспекций и предоставлении некорректной информации о местах дислокации вооружений, подлежащих ограничению в рамках договора. В комментарии российского МИДа по этому вопросу отмечается, что Москва не может согласиться с интерпретацией США выполнения Россией обязательств по ДОВСЕ, поскольку американские оценки не принимают во внимание тот факт, что после двух расширений НАТО на восток первоначальная версия договора "фактически утратила жизнеспособность". Однако адаптированная версия документа до сих пор не вступила в силу, поскольку ее ратифицировала только российская сторона. МИД России подчеркнул, что старый вариант договора абсолютно не устраивает Москву, и она будет настаивать на его дальнейшем пересмотре. Конвенция о запрещении химического оружия В вопросе о химическом оружии США снова упрекают Россию в нарушени конвенции и сокрытии некоторых сведений. В частности, Россия не указала все имеющиеся мощности по производству и разработке химического оружия, а также не предоставила точные списки имеющихся запасов такого оружия и мест его хранения. Кроме того, американцы зафиксировали случай, когда химическое оружие, а именно фосген, уничтожалось на коммерческом предприятии, которое не было включено в перечень. Реакция российского МИДа на эти заявления была сдержанной. В официальном сообщении указывается лишь, что Москва выступает за скорейшее уничтожение существующих запасов химического оружия. Договор "Открытое небо" Согласно подписанному 1 января 2002 года договору, США имеют право ежегодно совершать над территорией Российской Федерации и Белоруссии восемь инспекционных полетов, а Россия и Белоруссия в свою очередь имеют право инспектировать территорию США. При этом участники инспекции могут пользоваться видеосистемами, оптическими, панорамными, кадровыми и инфракрасными камерами и специальными радарами. США отмечают, что российская сторона не всегда своевременно предоставляет требуемую информацию о состоянии аэродромов и воздушного пространства на маршруте полета, что приводит к неоправданным задержкам в проведении инспекции. Обязательства по контролю над ракетными технологиями В докладе упоминается о поставках российскими предприятиями так называемых "чувствительных" технологий двойного назначения в Китай, Индию, Иран и другие страны. Госдепартамент выражает серьезную озабоченность этим фактом, хотя и признает, что это не является прямым нарушением обязательств, взятых на себя Россией. В связи с этим США ставят под вопрос способность российских властей контролировать утечку ракетных технологий. В настоящее время, прилагаемые Россией усилия для предотвращения передачи "чувствительных" технологий не являются адекватными, приходит к заключению Госдепартамент США. Со своей стороны МИД России заявляет о неприемлимости голословных выводов Госдепартамента "о продолжении передачи Россией "чувствительных" ракетных товаров" третьим странам в нарушение российских обязательств в рамках Режима контроля за ракетной технологией. На Смоленской площади подчеркивают, что оценки России и США о "чувствительности" тех или иных поставок нередко расходятся, что, по мнению российских дипломатов, и отразилось на позиции авторов доклада. Призрак "звездных войн" В заключение будет справедливым отметить, что пикировка между российскими и американскими дипломатическими ведомствами по вопросу вооружений не является чем-то из ряда вон выходящим, и стала уже привычным элементом двусторонней политики. Нынешний доклад Госдепартамента можно расценивать и как ответный шаг на обвинения США со стороны России в нарушении договоров о прекращении ядерных испытаний и о противоракетной обороне. Последним эпизодом этой словесной войны стала полемика вокруг новой космической программы США. Российские дипломаты, к которым присоединился министр обороны Сергей Иванов, обвинили США в милитаризации космоса. Отмечалось, что Россия оставляет за собой право использовать силу, чтобы адекватно реагировать на подобные действия. Американские планы связаны с тем, что система противоракетной обороны, которую в настоящее время разрабатывают Соединенные Штаты, не способна защитить страну от нападений стран, обладающих баллистическими ракетами. Поэтому Агентство противоракетной обороны разрабатывает несколько проектов по разработке космических компонентов ПРО. Космические аппараты, как полагают американцы, смогут уничтожать баллистические ракеты на ранних и промежуточных этапах полета, до того, как их боеголовки разделятся. Публичная дискуссия между американской и российской сторонами по этой проблеме развернулась в мае-июне этого года и потихоньку затихла после того, как официальный представитель Белого дома заявил, что США выступают за мирное освоение космоса и не рассматривают вопрос о размещении там вооружений. А.Кузнецов, Lenta.ru, 1.09.2005 г. http://lenta.ru/articles/2005/09/01/report/ ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |