О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
"ПЕШЕХОДНАЯ ЗОНА"Деньги, машина, человек и окружающая среда.Вернем себе наши улицы!Сборник материалов на анти-автомобильную тему, подготовленный Пресс-службой Экологической организации "For the Earth!" (Ради Земли)ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БЕЗ МАШИН!В этом году многие были в замешательстве от того, что 19 апреля прошел еще один - совершено новый - Всемирный День Без Машин (Earth Car-Free Day). Многие решили, что это и есть какой-то объединенный Международный День Без Машин, однако, это не так. Но поскольку интерес к автомобильной проблеме неуклонно растет во всем мире, то это вовсе не плохо иметь несколько Дней Без Машин в год!Всемирный День Без Машин - это великий День событий и акций. Постарайтесь, пусть будет присутствовать и творческий радикализм! Устройте блокады улиц и протесты, проводите пропаганду среди местных сообществ, делайте сами ваши собственные велосипедные дорожки, организуйте скандалы и розыгрыши, проведите семинары о городах и жизни, свободных от автомобильной зависимости, устройте массовые велосипедные туры и сборища на тему "Вернем себе улицы". Вообщем, проявите фантазию! Пусть этот день станет долгосрочными и постоянными переменами к лучшему, а не только одним днем-праздником призывающим к устойчивому транспорту и новой жизни. Пусть Праздник День Без Машин никогда не останавливается!
Страшное предисловиеУровень производства машин очень трудно представить: ежегодное производство 48 миллионов автомобилей, означает, что где-то в мире одну новую машину приобретает каждый второй! Только за 8 часов съезжают с заводского конвейера 40000! новых машин; в день 100000! Если рост населения планеты составляет около 90 миллионов в год, то получается, что рождение двух детей сопровождается выпуском одной новой машины! И уровень производства автомобилей продолжает увеличиваться, благодаря лоббированию и огромным суммам, которые щедро тратят монстры автомобильной индустрии, чтобы устранить все возможные "помехи". Исследователи Макензи и Волш в своем отчете Driving Forces, подсчитали, что количество грузовиков и легковых автомобилей в мире, которое составляет более 500 миллионов на сегодня, может быть удвоено, и достигнуть одного миллиарда в следующие 20 лет!
Экологическая стоимость одной машины!Во сколько обходится природе производство одного автомобиля?! При извлечении сырья: При транспортировке сырья: При производстве машины: При вождении машины: При ликвидации машины:
Машины и Глобальное потеплениеАвтотранспорт является одним из основных источников загрязнения атмосферы, выбрасывая более 14% СО2 всех глобальных эмиссий, при сжигании ископаемых видов топлива. Этот показатель постоянно увеличивается. Добавьте сюда все выбросы, связанные с отработкой, транспортировкой, очисткой и распределением топлива и наш показатель вырастет до 20%. Как известно СО2 является основным газом, вызывающим парниковый эффект и как следствие этого глобальное потепление. Автомобили, имеющие кондиционеры, также вносят свой "посильный вклад" в разрушение озонового слоя. ХлорФторУглероды (ХФУ) основные соединения вызывающие это разрушение до недавнего времени встречались почти во всех кондиционерах и др. морозильных газах. Несмотря на то, что сейчас ситуация улучшилась, известно, что в 1987 году 48% новых машин, грузовиков и автобусов были оборудованы кондиционерами. Ежегодно новые и старые автомобили вырабатывают около 120 000 тонн ХФУ. Метан (еще один газ вызывающий глобальное потепление, в 21 раз мощнее, чем СО2) также выбрасывается машинами. Уровень выбросов достаточно не высок, например, только около 1% в Великобритании. Однако уровень метана в атмосфере увеличивается ежегодно на 0.9%, это связано с тем, что выбросы СО слишком велики. Угарный газ вступает в реакцию с радикалом гидроксила, который в свою очередь является главным разрушителем метана. Таким образом, СО уничтожает защиту, которая сдерживает накопление метана в атмосфере. В среднем машина в Америке вырабатывает 300 фунтов (1 фунт = 459,6 г) СО2 в атмосферу при заполненном баке в 15 галлонов (около 68 литров). А в Европе каждая машина в срднем ввырабатывает более 4 тонн СО2 ежегодно.
Машины и ЗагрязнениеВыхлопные газы становятся причиной кислотных дождей, загрязнения, рака, свинцовых отравлений, а также массы бронхиальных и дыхательных заболеваний, включая астму. Средняя машина производит коктейль, включающий в себя более чем 1,000 загрязняющих веществ.
Смерть и Дорожно-транспортные происшествия (ДТП)
Строительство дорогСтроительство дорог вызывает непоправимую деградацию экосистем во всем мире. Ведь материал необходимый для строительства новых дорог "приходит" с крупномасштабных горных разработок и мест добычи гравия, что уже разрушает окружающую среду в этих местах. Вдобавок строительство дорог само по себе наносит огромнейший ущерб природе, особенно на участках уязвимых мест обитания и при прокладке дорог через особо-охраняемые природные территории.
Автомобиль и социальный статусОчень многие видят в автомобиле даже не средство передвижения, а какой-то особый социальный статус. Страшно, что этому фальшивому представлению подвержена большая часть молодежи, в том числе и у нас в республике. Джеймс Данн так пишет в своей книге "Driving Forces: The Automobile, Its Enemies and the Politics of Mobility": "Понятно, что существует огромная экономическая пропасть между шофером потертого Чевета 1980 года выпуска и владельцем новехонького Мерседеса. Но когда они вместе на открытой дороге, или застряли в дорожной пробке или когда они кружат в поисках свободного места для парковки: между ними и в их условиях - фундаментальное равенство двух автомобилистов, которое и объединяет их, несмотря на класс, расу, этические и религиозные принципы и другие общественные аспекты".
Мужчина хочет жениться на своей машине: судебный секретарь говорит НЕТисточник: Ассошиэйтид Пресс (неофициальный перевод)У многих мужчин существуют особые, любовные отношения к своим машинам. Митчелл захотел оформить эти отношения официально. Увлеченный своей подружкой, холостой Митчелл решил, что он женится на настоящей любви - на своем Мустанге GT 1996 года выпуска. "Я пошел в суд и попытался жениться на своей машине", - сказал Митчелл перед тем, как попытаться получить свидетельство о браке. Однако, Митчелл не продвинулся далеко в заполнении необходимых бумаг, судебный секретарь прервал его мечту. Только мужчина и женщина по закону штата Тенесси могут вступать в брак, объяснили власти. "В Калифорнии, например, разрешены однополые браки", сказал Митчелл, "А мы в Тенесси. Так почему бы нам не сделать хорошую вещь и разрешить жениться на наших машинах или грузовиках?" Митчелл заявил, что он не собирается сдваться. Он решил попробовать обвенчаться со своей машиной в какой-нибудь свадебной часовне в горах Great Smoky Mountains.
"Все ли спокойно в Багдаде?!"В Таджикистане автомобилей не мало - более четверти миллиона. Поэтому и проблем достаточно. Что же говорят официальные данные? "В условиях Таджикистана, транспортные средства (автомобильный, железнодорожный и авиатранспорт) и пути сообщения (железные и автомобильные дороги) в большой степени оказывают влияние на состояние атмосферного воздуха, здоровье населения и экосистем. Во многих случаях автомобильные трассы способствуют образованию оползней, что также создаёт угрозу разрушения населенных пунктов расположенных вблизи них. В течение последнего десятилетия, в результате разрушения отдельных участков автотрасс и мостов, был нанесен ущерб свыше 30 населенным пунктам в предгорьях и горных районах и прилегающим экосистемам. В результате строительства новых и реконструкции существующих автомобильных дорог, в 1997 - 2000 годах, уничтожены до 20 тыс. га лесов и редколесий. Развитие дорожной сети ведет к фрагментации экосистем, нарушению естественных путей миграции видов животных и усилению факторов беспокойства, в том числе шумовых явлений. В Таджикистане имеется свыше 13 тыс. км автодорог общего пользования и 6-7 тысяч ведомственных и местных автодорог. При этом более 2 тыс. км автодорог пролегают в горной зоне, где наибольшему воздействию подвержены истоки и верховья водоемов, альпийские экосистемы. Транспорт является основным загрязнителем воздушного бассейна и ежегодно выбрасывает до 80 тыс. тонн вредных веществ, что составляет 70% суммарных выбросов от всех источников загрязнения атмосферы".
Рулевые торговлиКак корпорации проталкивают идею развития транспорта (глава из совместной брошюры A SEED Europe, СоЭС, Хранители Радуги "Глобализация: сопротивляйтесь власти корпораций!"). Некоторые мировые статистические данные: воздушный транспорт увеличился на 7% в год, а грузовой воздушный транспорт даже на 10%. С 1970 по 1994 год объем грузовых перевозок по автодорогам Европы вырос на 146,2%, а на железной дороге понизился на 22,3%. Выбросы углекислого газа, смог, шум, ухудшение здоровья, уничтожение природы, распадение местных сообществ, стрессы - результат этих изменений. В дорожных авариях каждый год погибают 300 000 людей и 1,2 миллиарда животных. Можно с уверенностью сказать, что транспорт и его инфраструктура очень негативно влияют на Землю и ее обитателей. Важно понимать, что транспорт и инфраструктура развиваются не сами по себе. Они тщательно планируются, строятся, оплачиваются, рекламируются и используются.
ЕКС: прокладывая путиЕвропейский круглый стол промышленников (ЕКС) был образован в 1983 году с единственной целью - защищать интересы своих членов, 45-ти крупнейших европейских транснациональных корпораций (Нестле, Филипс, Бритиш Петролиум, Сименс, Оливетти, Рено и т.д.). Эти компании прекрасно понимают, что Европейский единый рынок (западноевропейская зона "свободной" торговли), начавшая действовать в 1992 году) - это их главное средство контролирования торговли. ЕКС, имеющий тесные связи с принимающими решения организациями Европейского Союза (Советом министров и Европейской комиссией), уверенно направляет Европу в нужном ему направлении Соединительные коридоры: куда тянуться щупальца... Если вы думаете, что ваш любимый лес не посмеют вырубить и проложить на его месте дорогу, потому что вы живете в стране, (все еще) не входящей в ЕС, не обольщайтесь! В 1994 году ЕКМТ (Панъевропейская конференция министров транспорта, в которой прочно доминируют Нидерланды, Великобритания, Германия и Италия) приняла решение о девяти так называемых "соединительных коридорах". Это гигантские инфраструктурные проекты в ЦВЕ - Центральной и Восточной Европе (главным образом дороги), которые потянуться от Санкт-Петербурга до Софии и от Праги до Москвы. Большинство из них связывают Восток и Запад, облегчая западным компаниям покорение незащищенного и одурманенного рекламой восточного рынка. Несмотря на протесты населения, все страны ЦВЕ сейчас урезают бюджет общественного транспорта, повышают плату за проезд и отменяют автобусные и железнодорожные маршруты, чтобы выделить деньги на дорожное строительство. Даже страна с крепкой экономикой, не входящая в ЕС, не защитит вас. Недавно правительство Швейцарии поддалось сильному давлению транспортных лобби ЕС и позволило тяжелым 40-тонным грузовикам проезжать через швейцарские Альпы. Споры о тарифах, пошлинах и движении в ночное время все еще продолжаются. Согласно референдуму 1994 года, все грузы через Швейцарию должны перевозиться по железной дороге. Швейцарское правительство столкнулось сейчас с серьезной проблемой. Его шантажирует ЕС (например, угрожая не принимать воздушный транспорт), заставляя разрешить перевозки грузов по автотрассам.
ГОРОД МАШИННачавшийся до второй мировой войны, но действительно разогнавшийся после нее процесс увеличения количества машин, постепенно стал транспортной технологией, которая, по сути, и формировала город, особенно в Северной Америке и Австралии. Не отставала и Западная Европа. Парк автомобилей резко возрастает в мире: если в 1950 году число легковых автомобилей составляло 48 миллионов, то в 1980г. - уже 310 миллионов штук, а в настоящее время - более 500 миллионов штук! Автомобили отвоевывали все новое и новое пространство у человека. Был рожден "Город Машин". Важнейшим фактором в развитии транспорта, который разрушает окружающую среду, является скорость. Развитие и рост городов привели к тому, что многие участки невозможно было достигнуть пешим ходом, поскольку расстояния слишком выросли. Общественный транспорт давал такую возможность, и он завоевал город. С появлением автомобиля город вытянулся еще больше - ведь скорость увеличилась. В тоже время парадоксальным кажется то, что довольно часто гораздо быстрее добраться до места назначения на общественном транспорте или вообще пешком, нежели на автомобиле. Однако во многих городах автомобили просто вытеснили другие виды транспорта, и многие горожане просто вынуждены передвигаться с их помощью, как доминирующего или единственного вида транспорта. Плотность населения в "Городе Машин" уменьшилась до 10-20 человек на гектар. Жилые дома и рабочие учреждения могли быть виртуально расположены в любом месте, поскольку индивидуумы имели свободу самостоятельно достигать необходимого места при условии, что у них была собственная машина. Начал развиваться, феномен автомобильной зависимости, который стал характерной чертой городской жизни. Но на самом деле достичь этой свободы никогда не было возможным.
ДУШАНБЕЧто касается непосредственно Душанбе, то тут прежде надо отметить, что Душанбе небольшой город. Поэтому возможный резкий рост автомобилей может стать серьезной проблемой, как для планировщиков города, так и для всех горожан. Усиленное развитие индустрии и рост населения в Душанбе в течение нескольких десятков лет (в основном после Великой Отечественной Войны) трансформировал столицу в так называемый "Город Общественного транспорта". В таком типе города стало необходимостью иметь возможность достичь пункта назначения в среднем в течение получаса или часа. Плотность населения была средней, а социальные, промышленные учреждения, жилые зоны и т.п. были смешанны, но город оставался и остается централизованным. Сейчас в г. Душанбе количество автомашин составляет более 30 тыс. единиц. Это официальные данные за 2000 год и мы уверены, что количество машин уже превышает эту цифру. Темпы роста столичного автопарка набирают темпы. Формирующийся новый образ жизни - "общество потребления" несомненно, будет влиять на то, что автомобилей с каждым годом будет все больше и больше. Уже сейчас в разных частях столицы на наиболее оживленных участках дорог можно наблюдать заторы в часы пик. Если все будет развиваться по формуле "бизнес как обычно", то проблемы перегруженного дорожного движения, пробки на дорогах и увеличивающееся число дорожно-транспортных происшествий (с нашими то лихачами) лишь вопрос времени. Дворы и улицы стали опасными для детей и потеряли естественное предназначение - быть местом отдыха и общения людей. Они превратились в стоянки для машин, которые оккупируют пространство в каждой махале. Все это делает город неприятным и некомфортабельным для человека. А тем временем в Душанбе расширяют автомобильные дороги, и эта тенденция настораживает. Уже прослеживаются очертания трансформации Душанбе из "Города общественного транспорта" в "Город Машин". Вы даже не можете себе представить, как это изменит облик города. Понятно, что выбросы автотранспорта обладают повышенной токсичностью и приносят значительный ущерб окружающей среде городов. Это во многом связано с крайне низким качеством используемого топлива и устаревшим эксплуатационным составом автотранспорта. Около 80% автомашин не отвечают санитарным требованиям. Среднее удельное потребление топлива в городских условиях составляет 10 - 12 л/100 км. Статистика утверждает, что, не смотря на довольно большое скопление заводов в черте города, именно автомобили на сегодняшний момент являются источником 70-75% всех вредных выбросов в атмосферу. Все усугубляется еще и географическим расположением Душанбе - окружающие столицу горы, препятствуют естественной вентиляции, вызывая смог и так называемую термическую инверсию. В данных Министерства охраны природы говориться: "Основными мероприятиями по уменьшению количества выбросов являются использование высококачественного бензина, фильтры выхлопных газов, технологические и конструкционные меры, контроль выбросов". На наш взгляд проблема является не только технической, а в большей степени социально-экономической и культурной. Поэтому уровень негативного воздействия на окружающую среду и человека от старых пыхтящих развалюх и новых железных "друзей" человека, количество которых будет расти, невозможно остановить и/или уменьшить, используя технологии "на конце трубы". Короче говоря, проблема не решена, даже если вы видите чистую машину и никакого дыма из выхлопной трубы. Есть масса примеров, когда многие усилия по установлению новых очистных технологий, улучшению качества топлива, улучшению технических характеристик автомашин и т.п. сводились на "нет" увеличивающимся количеством железок на 4-х колесах. Но проблема заключается не только в загрязнении автомобилями окружающей среды, ведь: "Чтобы обслуживать все большее количество машин, нужны автостоянки, заправки, гаражи, дороги. Они постепенно отвоевывают пространство, которое можно было бы использовать под скверы, парки, детские площадки. Жизненное пространство человека в городе сокращается, что не может не сказываться на его здоровье" - выдержки из статьи "Зеленая версия". Мы выступаем против расширения дорог и увеличения стоянок, парковок, заправочных станций. Лучше уменьшать количество автомобилей или остановить их рост, развивая альтернативные транспортные системы. Потому что, разгружая интенсивность движения на дорогах, мы строим новые дороги, или расширяем старые, при этом растущее число автомобилей просто заполняет это новое пространство и проблема, нарастая, возникает снова. То есть что-то в виде формулы Больше машин = Больше дорог = Больше машин. Мы считаем, что именно сейчас необходимы срочные и радикальные меры в отношении автомобилей, как в Душанбе, так и в других крупных городах республики. Почему? Как мы уже оговорились выше, тенденция таджикистанских городов понятна - это увеличение количества автомобилей. Без сомнения это приведет ко всем "прелестям" "Города Машин" и соответствующим последствиям, включая деградацию окружающей среды и человека. Важно предупредить процесс формирования "Города Машин", чтобы не повторять ошибок многих городов мира. Сегодня развивать экологически чистые и устойчивые транспортные альтернативы будет гораздо легче и дешевле, чем спустя всего пару десятков лет. Новые велосипедные дорожки. Местный автобусный и троллейбусный сервис. Высокие цены на бензин и запрет на использование бензина содержащего свинец. Создание новых пешеходных зон, парков и многое другое. Все это нужно внедрять уже сейчас. Хочется надеется, что развитие и рост Душанбе и других городов республики не будет измеряться новыми удушающими кольцами автодорог, цементированными стоянками и смердящими бензином заправочными станциями. Ведь в "Городе Машин" остается все меньше и меньше места для окружающей среды и человека. Пора положить конец автомобильной эре и освободить наши города! Важно понять, что городские улицы это не мера интенсивности движения автомобилей, там, где они доминируют как вид транспорта. Дэвид Энгвич, автор книги "Вернем себе улицы" определяет город как нечто созданное для максимальных возможностей обмена и минимального движения: "Эти обмены могут быть обменами товаров, дружбой, знаний, культур, работы, образования или эмоциональной и духовной поддержки. Мы выбираем жизнь в городах из-за возможностей обмена или человеческого взаимодействия, в этом и есть настоящее составляющее жизни".
Немного о развитии альтернатив и "зеленого" транспортаОдна из самых популярных альтернатив автомобилям - развитие общественного транспорта и ограничение/прекращение роста автомобилей. В Анкаре, например, вообще невозможно добраться до университетов на общественном транспорте, что толкает даже студентов к необходимости приобретать собственную машину. Во многих городах США вы даже не сможете поехать за покупками в магазин, если у вас нет машины, потому что вы не дождетесь трамвая или автобуса - их там практически нет. Во времена Советского Союза в Душанбе была хорошо развита инфраструктура общественного транспорта. Не смотря на все кризисы, которые мы пережили в начале и середине 90-х и пришедшую в упадок систему общественного транспорта, он остается лидирующим в перевозке столичных пассажиров: "Основная масса перевозок пассажиров в крупных городах (Таджикистана) производится автобусами и маршрутными такси (70%) и меньшая часть троллейбусным транспортом (30%)". Но всем известно, что общественный транспорт сейчас не может качественно удовлетворить имеющийся спрос. Не секрет и то, что большая часть общественного транспорта уже отжила свой срок и далеко не отвечает современным требованиям. Если общественный транспорт будет быстрым, точным, регулярным и хотя бы немного комфортабельным, многие горожане сами отдадут ему свое предпочтение. Да, и еще самое главное - он будет относительно дешевой услугой! Общественный транспорт способствует также сокращению использования топлива, что существенно влияет на улучшение качества окружающей среды и содействует решению проблемы глобального энергетического кризиса. В конце концов, общественный транспорт поможет придать городам человеческий облик. Развитие общественного транспорта должно сопровождаться "отбиранием" пространства, которое использовалось для содержания автомобилей (включая и дороги и заправки и стоянки и т.п.). Потому, что зачастую, процесс развития общественного транспорта идет "параллельно" с автомобильной инфраструктурой, что собственно фактически и не решает настоящую проблему. Не менее важную задачу, которая должна идти рука об руку с развитием общественного транспорта, является необходимость остановить рост автомобилей или хотя бы уменьшить его, на сколько это возможно, взяв под жесткий контроль. Надо постоянно ужесточать "зеленые" нормативы и правила, как для общественного транспорта, так и для автомобилей. Нам нужен устойчивый и экологически чистый транспорт, который будет постоянно совершенствоваться, становиться более комфортабельным, энергоемким и эффективным. Кстати авторы книги: "Сохраним природу Таджикистана!" высказывают идеи о создании троллейбусных сообщений и даже электричек, которые могли бы курсировать из Душанбе в Кофарнихон, Гиссар и Турсун-заде и обратно. Представьте, сколько бы проблем, связанных с использованием автотранспорта это помогло бы решить, и сколько бы денег в конечном итоге удалось сэкономить. Интересен пример Сингапура. Сингапур город-государство. Он занимает 650 кв. км. и имеет население более 4 миллионов человек. Ограниченное пространство и высокий уровень населения привели к тому, что Сингапур столкнулся с необходимостью срочно решать проблемы ужасной интенсивности дорожного движения, пробок, загрязнения окружающей среды и шума, а также захвата новых земель зданиями и постройками предназначенными для содержания автомобилей - гаражи, парковки, заправочные станции и т.п. Самой реальной альтернативой было развитие общественного транспорта. Это стало одной из ключевых вопросов развития политики. Сейчас в Сингапуре около 63% моторизованных поездок совершается посредством общественного транспорта, который ежедневно перевозит около 5 миллионов человек (3 миллионов человек автобусами, 1 миллион на поездах, похожих на наше метро, и 1 миллион на такси). Власти надеются, что показатель поездок на общественном транспорте однажды увеличится до 75%. В Сингапуре 2 линии метро, длина которых будет увеличена на 57 км и 91 км. в течение последующих 5 лет. В планах также улучшение и развитие автобусного сектора и сектора такси. Автобусный сервис будет обеспечен специальной информационной системой, которая позволит каждому получить информацию о движении автобусов, их месторасположении и об ожидаемом времени прибытия. Такси, в свою очередь, будут обеспечены спутниковыми системами, которые позволят водителям найти ближайшую точку, где их ожидают пассажиры. Это позволит экономить время и эффективно использовать парк такси. В Сингапуре также действует система квот на автомобили. Это позволяет удерживать рост автомобилей на отметке 3% в год. Чтобы не загружать, дороги все машины в Сингапуре оборудованы специальными электронными системами, которые позволяют водителям оплачивать взносы на специальных точках перегруженной дороги во время часа пик. Это подталкивает их искать другую, более свободную дорогу, или вообще воспользоваться общественным транспортом. В сентябре 1992 года власти Сингапура решили ввести запрет на импорт использованных более 3-х лет автомобилей. Существует также целый ряд других правил по отношению к старым и использованным автомобилям. Это позволило поддерживать современный и более экологически чистый автопарк. Сингапур самый первый ввел в обращение свободный от свинца бензин - в 1991 году и уже к 1998 он полностью выместил с рынка старый "грязный" (с содержанием свинца) бензин. Огромная работа идет над снижением концентрации серы в дизельном топливе. Поощряются разработки и использование новых электронных или гибридных (использующих комбинацию дизеля и электричества) автомобилей. Проходит эксперимент перевода автобусов на природный газ. Делается все возможное, чтобы, используя новейшие технологии и достижения, сделать общественный транспорт более экологически чистым и эффективным. В конечном итоге от этого выигрывают и люди, и природа.
ДРУГИЕ ПРИМЕРЫ
Новые трамвайные линии в Гетеборге
Куритиба - новаторство в развитии общественного транспорта В последние годы получили развитие автобусные маршруты, проходящие рядом с автомобильными дорогами. Многие граждане стали оставлять машину дома и добираться до нужного места на общественном транспорте - он стал быстрым, пунктуальным и регулярным. Модели автобусов постоянно обновляются и обеспечиваются самыми новыми очистными технологиями. Куритиба является одним из первых городов в Бразилии, которые стали использовать менее загрязняющие топливо. Сегодня более 2 миллионов жителей Куритибы используют общественный транспорт.
ВЕЛОСИПЕДЫВелосипеды прекрасная альтернатива автомобилям в условиях небольшого города и поездок на короткие и средние дистанции. К сожалению "велосипедная культура" (если можно так сказать) не привилась в условиях Душанбе. В Европе, особенно в Западной, молодежь уже давно начала отвоевывать места у автомобилей и широко использовать велосипеды/самокаты при поездках на короткие дистанции. Только в Амстердаме процентный показатель велосипедных дорожек вдоль дорог или отдельно от них составляет 50%, а в Скопье аж 80% (данные приблизительные). Велосипеды теперь популярны и в Восточной Европе, и в крупных городах России. Планы развития велосипедной инфраструктуры в городах, особенно в Западной Европе появились лет 30 назад, причем зачастую под нажимом зеленых и общественности. Еще в 60-х одна из довольно известных тогда голландских организаций - "Прово" рекомендовала муниципалитету Амстердама приобрести 20000 белых велосипедов (это был один из "Белых планов" "Прово", поэтому цвет велосипедов белый) и давать их всем гражданам бесплатно, что привело бы к снижению интенсивности движения в городе. План не был тогда реализован, но разве это плохая идея?! А во Фрейбурге (Германия) план создания велосипедных дорожек впервые появился в 1970 году. Тогда было только 29 километров велосипедных дорожек не связанных между собой. Сегодня это уже 500 километров связанных в одну сеть дорожек. Только в центре города действует более 5 000 парковок для велосипедов. Одна на 1000 велосипедов построена даже в метро. Благодаря специально разработанному и обновляемому транспортному плану, во Фрейбурге, использование общественного транспорта возросло с 11% до 18%, использование велосипедов с 15% до 26%, а автомобильный транспорт наоборот уменьшился с 38% до 32%. Одним из важнейших шагов реализации этого плана стало решение принятое в 1973 году о превращении центра города в пешеходную зону. Через пару лет подготовительных работ въезд в центр Фрейбурга всем автомобилям был запрещен. В Копенгагене также запретили въезд машин в центральные части города. Поэтому всем молодоженам, которые хотят венчаться в центральных соборах, приходится бросать машины и ехать в церковь на велосипедах. Наверное, очень красиво! В Праге (Чехия) во время Всемирного Дня Без Машин 2001 (который проходил в рамках Дня Земли) несколько организаций подготовили петицию для властей муниципалитета, в которой предлагали закрыть несколько улиц и набережных для автомобилей и разрешить туда въезд/вход только для пешеходов, велосипедистов и (на некоторых) для трамваев. Надо отметить, что таких примеров огромное множество. Нельзя представить развитие "зеленых" городов без велосипедов.
Вернем себе наши улицы!Идеи для организации акций.Хочешь сделать что-нибудь против автомобильной культуры и зависимости? Но не знаешь с чего начать? У нас есть пару советов, как тебе помочь! Наилучшими акциями являются те, которые наполнены яркими красками и юмором. Люди очень быстро реагируют на то, что предоставляется им в шутливой форме. Все успешные акции можно объединить в четыре следующие категории:
Прямые акции
Легальные подходы
Акции, ориентированные на семью
Личные акции (или для маленьких групп)
Покажите людям, насколько опасны машины на самом деле
По всему миру люди объединяются в борьбе против Автомобильной культуры Растущее движение заявляет о себе все ГРОМЧЕ и ГРОМЧЕчерез границы стран и языковые преграды люди вместе продолжают борьбу за сохранение Земли от УНИЧТОЖЕНИЯУж в чем точно мир не нуждается, так это в еще одном новом автомобиле! **********************************************************************
Пресс-служба Экологической организации "For the Earth!" (Ради Земли) Мы - члены Мы члены Международного Социально-Экологического Союза и Youth and Environment Europe Были использованы материалы: Car Busters, журнал UNEP "Our Planet", издание YEE "Green Cities", данные Министерства охраны природы РТ, брошюра "Глобализация: сопротивляйтесь власти корпораций!", брошюра "Экологические Нидерланды: движение из прошлого в будущее"
Наш адрес: 734003, ул. Набережная, 14, Таджикистан, г. Душанбе
Э-почта:
Контакты:
|
Система
добровольной
сертификации
Общественные
ресурсы
образования
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |