Республиканская Экологическая организация "Ради Земли" ("For the Earth!")
Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Республиканская Экологическая организация "Ради Земли"
("For the Earth!")

БИОБЕЗОПАСНОСТЬ В ЮГОСЛАВИИ: ПОЛИТИКА И ПРАКТИКА

по материалам бюллетеня ANPED "Northern Lights", весна 2002 г.
Иза Крушевска (ANPED) и Оливера Радованович (Зеленая сеть Вожводины)
перевод неофициальный - Тимур Идрисов, Эко-организация "Ради Земли"

Югославия переживает сейчас серьезные политические и экономические потрясения. Даже название страны сейчас переименовали в Черногорию и Сербию. Но несмотря на это, страна предпринимает усилия, чтобы обеспечить контроль за распространением живых модифицированных организмов (ЖМО) или генетически модифицированных организмов (ГМО).
Большую часть Черногории и Сербии занимают горы и эта географическая особенность пригодна только для развития маргинального земледелия. Провинция Вожводина располагается на границе с Хорватией и Румынией и имеет равнины с плодородной почвой, что позволяет вести там сельское хозяйство. Основные виды культур, которые здесь выращивают - это кукуруза, пшеница, подсолнух, соя и сахарная свекла. Соя выращивается на площади в более чем 100 000 га. Более того, провинция Вожводина является центром производства семенного фонда как для экспорта, так и для использования внутри страны. Так, например, подсолнухи, кукуруза, соя - экспортируются в Россию, Восточною Европу, Индию, Италию и Францию, а пшеница в основном экспортируется в страны бывшей Югославии.

ГМ-КУКУРУЗА И СОЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОМОЩИ США

Проблемы ГМО впервые появились в заголовках новостей весной 2001 года, после того, как Федеральный министр сельского хозяйства Саша Витошевич подписала соглашение с правительством США об импорте 50 000 тонн генетически модифицированной сои, как часть программы оказания помощи. Засуха в Югославии в 2000 году, привела к потере половины обычного урожая сои и дефициту корма для скота. Власти Югославии заявили, что содержание ГМО вероятно было не больше 5%.
В соответствии с данными Федерального института генетических ресурсов растений и животных, эти проблемы и стали причиной разрешения импорта ГМО, Югославия забраковала 2 или 3 заявки на импорт ГМ-кукурузы за последние 18 месяцев. По крайней мере, две были гуманитарной помощью США: одна заявка была отклонена Федеральным министерством сельского хозяйства из-за того, что это была партия целостных зерен кукурузы, способных прорасти. Вторая заявка была на гуманитарную помощь Bt-кукурузы из США в Черногорию в январе 2001 года. Вероятно, это была та же самая партия 40 000 тонн ГМ-кукурузы от которой позже отказалась Босния, ссылаясь на возможный риск для здоровья человека.
В апреле 2001 года, заместитель директора Федерального института генетических ресурсов растений и животных дал объяснения о политике Югославии в отношении импорта сельскохозяйственной ГМ-продукции: "Позиция Федерального правительства такова - мы не разрешаем выращивание ГМ-сои, но позволяем использовать продукты из ГМ-сои. Чтобы предотвратить возможные злоупотребления, мы вводим запрет на импорт соевых семян".

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Первый законодательный акт, контролирующий ГМО, это был Декрет, запрещающий свободный импорт ГМО и продуктов содержащих ГМ-компоненты, который вышел 15 января 2001 года. Декрет обязывал импортера ГМО обратиться в Федеральное министерство сельского хозяйства за разрешением и гласил: "Импорт репродуктивного материала и коммерческих семян самоопыляющихся растений в Федеральную республику Югославия запрещен". Декрет был введен как временная мера до тех пор, пока не будет разработан и принят закон о контроле за ГМО и механизмы его выполнения. Целью Декрета являлось "защита сельскохозяйственной продукции и пищевой индустрии от возможного неконтролируемого импорта ГМ-семян, воспроизводственного материала и продуктов полученных из ГМО". Таким образом, Декрет обеспечил определенный контроль над импортом ГМО и содействовал разработке документов, которые определяли, какое количество перемолотой сои и зерна импортировать.
С середины Января 2001 года, целые зерна сои или кукурузы не могли быть больше импортированы и две лаборатории стали тестировать на ГМО все кукурузу и сою, которую хотели импортировать в Югославию.
С середины января 2001 года целые зерна сои или кукурузы не могли быть импортированы в Югославию, а две лаборатории тестировали всю сою и кукурузу, которую хотели ввезти в страну. На те партии перемолотой сои и кукурузы, в которых тестирование показывало наличие ГМО - не было пороговой величины содержания ГМО - запрашивали разрешение у Федерального института генетических ресурсов растений и животных для Федерального министерства экономики и внешней торговли.
11 мая 2001 году Закон по ГМО вступил в силу, но механизмы его реализации нуждаются в дополнении и совершенствовании. Закон регулирует условия использования, предусмотрительное высвобождение ГМО в окружающую среду и рынки, с целью предотвратить или исключить любые негативные последствия.
Как часть заявления на получение разрешения и тестирования ГМО и продуктов с содержанием ГМ-компонентов, чтобы обеспечить одобрение на получение разрешения Статья 7 закона о ГМО требует, чтобы заявитель предоставил соответствующий материал ГМО, который он намеривается распространять или выставить на рынок, специально уполномоченным лабораториям, которые проводят тестирование. Теперь только после того, как лаборатория даст добро, будет выдано временное разрешение (Статья 9). Заявитель должен покрыть все расходы тестирования ГМО и продуктов их содержащих, даже если заказ поступил от Федерального инспектора (Статья 23). С введением закона о ГМО, был образован Комитет по биобезопасноти в сотрудничестве с Институтом генетики растений и животных, который полностью состоит из ученых. В комитете нет представителей госструктур, экологов, специалистов по здоровью, представителей НПО. По данным профессора Димитревича большая часть ученых вошедших в комитет получили финансирование/стипендию по программе Cochrane в 2001 году и посетили США, включая лаборатории корпораций Монсанто и Пионер. Более того в комитете нет ученых специализирующихся на генетики растений и генетики в области медицины - большинство ученых - животноводы. А президент комитета Горан Бекавак из Института полеводства и овощеводства (Institute for Field and Vegetable Crops) сотрудничает с Монсанто выращивая ГМ-растения на испытательных участках.

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАКОНА О ГМО

Как уже отмечалось выше после введения Декрета в январе 2001 года, две лаборатории взяли на себя тяжелую ношу по тестированию всей импортируемой перемолотой сои и зерна, а также семян для испытательных полей:
  1. Национальная лаборатория по тестированию семян, созданная на базе Института полеводства и овощеводства (Institute for Field and Vegetable Crops) в г. Носи Сад и начавшая свою работу 3 года назад.
  2. Институт Молекулярной биологии и генной инженерии в Белграде.
Позже, в сентябре 2001 года, была открыта третья лаборатория по тестированию семян на базе Института исследования кукурузы в городе Земун Полже. Все три лаборатории получили официальные полномочия на тестирование ГМО и продуктов с содержанием ГМ-компонентов. Лаборатории проводят тестирование и для частных импортеров кукурузы и сои, предназначенной для еды человеку или корма скоту, а также зерна, потому что они нуждаются в получении разрешения на импорт, которое выдается или не выдается на основе лабораторных анализов. Лаборатории также тестируют продукцию экспортеров, особенно компаний, продающих свою продукцию в ЕС, поскольку тем необходимо получить заверение, что их продукция свободна от ГМО.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ МЕР ПО БИОБЕЗОПАСНОСТИ

"В Югославии никто не отвечает за биобезопасность. У нас есть федеральный закон по ГМО, который обозначает Федеральное Министерство сельского хозяйства как соответствующее ответственный компетентный орган, но у нас нет Федерального Министерства сельского хозяйства, поскольку оно прекратило свою деятельность. На уровне республики у нас есть министерство сельского хозяйства, но нет закона по ГМО", говорит Оливера Радованович из Зеленой сети Вожводины.

Незаконное распространение ГМО

Также, несмотря на то, что ГМО должно контролироваться, есть несколько противоречий и отклонений. Федеральный институт генетических ресурсов растений и животных открыто признает, что не в состоянии контролировать незаконные трансграничные перемещения ГМО, как, например, контрабанду ГМ-сои из Румынии или из других стран, или распространение ГМО, которые проходят в рамках программы оказания помощи со стороны США и предназначены для Косово.
"Несмотря на то, что наши фитосанитарные инспектора работают на границе, невозможно контролировать контрабанду из Румынии или Боснии, или незаконное распространение ГМО из Косово, которое получает огромное количество гуманитарной помощи из США", говорит Ивана Дулик-Маркович.

Институциональная неразбериха

Другая проблема заключается в структурной путанице. Закон по ГМО обязывает Федеральное министерство сельского хозяйство быть ответственным компетентным органом за его исполнением, однако в июле 2001 года, федеральное министерство было упразднено. Более того, нет даже сельскохозяйственной Инспекции на федеральном уровне, которая могла бы взять на себя эти обязанности, такая инспекция существует только на уровне республики. После того, когда разразился скандал с контрабандой сои в 2001 году, в процесс вмешался Министр сельского хозяйства республики Сербия Драган Веселинов. Поскольку сербская сельскохозяйственная инспекция не может брать на себя ответственность на федеральном уровне, они обязаны действовать в рамках сербского закона о семенах и посадочном материале, конфискуя и уничтожая незаконное разведение ГМ-сои.

Неразрешенные испытательные поля?

"Сейчас мы стали как-то контролировать ситуацию на границе и нам необходимо научить Монсанто приходить сначала в соответствующие государственные ведомства, а не просто заключать контракты с институтами" - Ивана Дулик, Федеральный институт генетики растений и животных.

В 2001 году Федеральный институт генетических ресурсов растений и животных предоставил два первых разрешения для ГМО:

  1. Импорт сои Roundup корпорации Монсанто, но только в виде перемолотых, а не целых зерен.
  2. Импорт кукурузы Roundup той же Монсанто (50 растений) для испытательных полей Института продуктов питания и овощеводства и Института изучения кукурузы.
До того, как импортировать кукурузу, Монсанто послало семена упомянутым институтам, чтобы они смогли удостовериться, что это на самом деле Roundup Ready ГМ-кукуруза. Монсанто также обратилась за разрешением на испытательное поле для посева Bt-кукурузы (насекомоустойчивая), но Комитет по биобезопасности отклонил эту заявку.
По данным Секретаря Вожводины по сельскому хозяйству, Игоря Куржаки, который также является сотрудником института продуктов питания и овощеводства и Департамента исследований сои в Университете города Нови Сад, испытательные поля появились у института уже 3-4 года назад, в то время как закон по ГМО был принят только в мае 2001. По его словам, институт до этого уже испытывал кукурузные гибриды марки Roundup Монсанто и Liberty корпорации Пионер. На вопрос, кто же выдал институту разрешения на посадку ГМ-культур, г-н Куржаки, заявил, что он не знает.

Конфликт интересов - насколько независимы лаборатории по тестированию ГМО

Две из трех лабораторий базируются в институтах, которые сами занимаются разведением испытательных полей - Институт полеводства и овощеводства (Institute for Field and Vegetable Crops) и Институт изучения кукурузы. Все оборудование для лабораторий было закуплено Институтом ? и овощеводства.
Этот институт сотрудничает с Монсанто в разработке местных гибридов кукурузы с содержанием гена Roundup Монсанто. В интервью Игорь Куржаки рассказал как институт пытается одновременно сертифицировать продукцию свободную от ГМО и заниматься выращиванием ГМ-культур на испытательных полях.
С одной стороны институт разрабатывает и выращивает традиционные семена гибридных сортов кукурузы для продажи фермерам. Под давлением таких компаний как Сояпротеин, которая экспортирует соевые производные Нестле и Кока-кола, институт обеспечивает фермеров подтверждением о том, что соя ГМ-свободна. Г-н Куржаки верит, что коммерческое выращивание ГМ и ГМ-свободной сои не может сосуществовать и поэтому считает, что надо запретить коммерциализацию ГМ-культур.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на войну с 1991 по 1999 годы, Югославия предприняла значительные усилия в области биобезопасности для защиты здоровья человека и окружающую среду. Югославия традиционно является региональным центром семенного генофонда кукурузы и сои и хочет поддержать разнообразие этих культур и защитить свой бизнес, связанный с этим.
Запрет на коммерческое выращивание ГМО в Югославии, согласуется с де-факто мораторием ЕС на ГМО и югославские компании экспортирующие продукты питания в ЕС, пользуются легальными инструментами по биобезопасности, чтобы поставлять сертифицированные ГМ-свободные продукты на рынок ЕС, как требует законодательство последнего. Но в то же время, из-за незаконного распространения ГМО (в особенности контрабанды ГМ-сои из соседних стран и программы продовольственной помощи США) окружающая среда и экспорт сельскохозяйственной продукции Югославии находятся под угрозой.

Ситуация не помогает и неясность с органами, которые ответственны за исполнение закона по ГМО и недостаток . Конфликт интересов, который ставит под сомнение независимость лабораторий тестирующих ГМО и выдающих заключения и институтами, на базе которых они располагаются. и которые наоборот занимаются исследованиями в области ГМ-культур. Становится также очевидным, что правительства стран, в том числе США со своей программой продовольственной помощи и корпорации, которые базируются в США, как Монсанто недостаточно уважают законы и политику Югославии направленную на сохранение страны свободной от ГМО.

На главную страницу организации "Ради Земли"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность