Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

К списку выпусков


      #########################################################
      ## @@@@@@@@@@@@                           @@@@@@@@@@@@ ##
      ## @@@@@@@            Э К О К Л У Б            @@@@@@@ ##
      ## @@@@@    еженедельная экологическая газета    @@@@@ ##
      ## @@@@@    ---------------------------------    @@@@@ ##
      ## @@@@@@@           # 15/2004 (357)           @@@@@@@ ##
      ## @@@@@@@@@@@      19 апреля 2004 г.      @@@@@@@@@@@ ##
      #########################################################

             Межрегиональная электронная газета "Экоклуб"
      издается Центром экопросвещения "ХХI век" СоЭС (Запорожье)
           и ассоциацией экоНПО "Наш дом" (Ивано-Франковск)
                                * * *
       Распространяется по подписке информационными партнерами:
    ENWL (С-Петербург), ИСАР "Еднання" (Киев), ЦКИ МСоЭС (Москва)
                                * * *
                    Газета основана пресс-службой
            Запорожского городского экологического клуба
                            5 июня 1994 г.
***********************************************************************
             СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК, ПОСВЯЩЕННЫЙ ПРОБЛЕМАМ,
      СОЗДАВАЕМЫМ МИНТРАНСОМ УКРАИНЫ ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРИРОДЫ
***********************************************************************

############ *  В  НОМЕРЕ  * ##########################################

 ПОТЕРИ ДВИЖЕНИЯ: Георгий Анатольевич Листопад

 НОВИНИ З УКРАIНИ: О Национальной общественной автомобильной кампании

 ТОЛЬКО СОЛЬ: Украина, Армения, Бангладеш, Великобритания, Италия,
              Китай, Россия

 ЭКСКЛЮЗИВ: В.Сесин. Минтранс и кирпизм - символы нашей эпохи

 ВАЖНЫЙ ДОКУМЕНТ: Экспертиза каналостроительства в ДБЗ: КГУ отказался

 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ: Свет Забелин. Весь мир мне дом. Глава 10

########################################################################

==================================== * РЕДАКЦИОННАЯ * ==================
                                       ============

                            ПОТЕРИ ДВИЖЕНИЯ

       ########################################################
       ##                  14 апреля 2004 г.                 ##
       ##       после продолжительной болезни скончался      ##
       ##   один из активнейших природоохранников Харькова   ##
       ##        и украинского экологического движения       ##
       ##          основатель и руководитель "ЗеВса"         ##
       ##                 Георгий Анатольевич                ##
       ##                   Л И С Т О П А Д                  ##
       ##  Скорбим вместе со всем экологическим движением... ##
       ########################################################

                               *  *  *
                                       ================
==================================== * НОВИНИ З УКРАIНИ * ==============
                                       ================
  ЛОКАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО
  ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОГО ЗАКОНА ДОСТИЖИМО
 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
 Шоссе не космос, но именно  в день космонавтики 12 апреля
 "ЭкоПраво-Харьков" распространило итоги 1-го этапа коорди-
 нируемой  ею "автомобильной" кампании. Кампания  является
 национальной и нацелена  на предотвращение загрязнения ав-
 томобилями атмосферного воздуха населенных пунктов.

В ходе 1-го этапа кампании общественными организациями 15 областей
Украины направлены в свои территориальные органы ГАИ, таможни и
Минприроды более 70 информационных запросов.

Запросы касались исполнения гос.органами требований действующего
законодательства: Постановления КМУ #1139 "О некоторых вопросах ввоза
импортных легковых автомобилей" и Закона Украины "О внесении изменений
в некоторые законодательные акты о регулировании рынка автомобилей в
Украине". Эти нормативно-правовые документы запрещают ввоз, продажу
и эксплуатацию автомобилей не оснащенных катализаторами.

В результате 1-го этапа кампании выяснена позиция компетентных
государственных служб. Большинство из них уклоняются от ответа или
заявляют о невозможности исполнения требований закона по объективным,
с их точки зрения, причинам. В настоящее время только Ивано-Франковское
Госуправление экоресурсов обязалось употреблять в 2004 году
предусмотренный законом запрет езды без катализатора.

Таким образом конституционное верховенство отдельно взятого закона в
отдельно взятом Прикарпатье восторжествует под давлением общественности.

 Ю.Васидлов

 P.S. Кампания проводится в рамках проекта Milliekontakt Oost-Europa
     "Программа поддержки НПО Украины". Подробная информация о ней
      доступна на http://www.ecopravo.kharkov.ua

  ОТ ВЫПУСКАЮЩЕГО РЕДАКТОРА:
В настоящее время в кругах участников кампании и экообщественности
обсуждается вопрос о расширении объекта приложения сил данной кампании
на проблему Минтранса взагалi. Этой "проблеме", в частности, посвящены
нижеследующие публикации в рубриках "Эксклюзив" и "Важный документ".

Участники Рабочей группы "Гармонизация эко.законодательства" направляют
в Минтранс и Минприроды свои запросы по поводу развернутого недавно
масштабного строительства автобама "Одесса-Киев" (протяженность 454 км.),
широко разрекламированного в СМИ, однако без каких-либо ссылок на
экоэкспертизу, ОВОС и заявлений об экологических последствиях. Текст
запроса, подготовленный НПО "ЭкоПраво-Харьков", будет опубликован
в следующем выпуске "Экоклуба".

                               *  *  *
                                       ===========
==================================== * ТОЛЬКО СОЛЬ * ===================
                                       ===========
  УКРАИНА
 ~~~~~~~~~
14 апреля Президент Л.Кучма издал Указ #434 "Про невiдкладнi заходи з
удосконалення органiзацii прийому громадян органами державноi влади,
органами мiсцевого самоврядування та посадовими i службовими особами цих
органiв", в котором 1-м пунктом постановил: "Признать не отвечающим
современным требованиям уровень выполнения руководителями органов гос.
власти и органов местного самоуправления Закона Украины "Об обращениях
граждан" (393/96-ВР) и Указа Президента Украины от 13.09.2002 г.
#700 "О дополнительных мерах по обеспечению реализации гражданами
конституционного права на обращения"...

       * * *
Зам.министра образования и науки А.Гуржий заявил, что к 2005 году все
22,3 тысячи школ должны быть компьютеризированы и подключены к интернету.
Одной из задач является создание электронных учебников для школ по разным
предметам. Пока "у нас имеется 2 десятка таких учебников, в перспективе
- создание 50-60". Сейчас оснащенность школ компьютерными классами (КК)
неудовлетворительна - лишь в Киеве и в Закарпатской обл. практически все
школы имеют КК, наименьший уровень - в Кировоградской обл. (20% школ).
Всего по Украине современными КК оснащены 56% школ (64% - городских школ
и 45% - сельских). Поставка КК классов за счет бюджета начата в школы в
2000 г., тогда было поставлено 81 КК, в 2001 г. - 151, в 2003 г. в школы
поставлены 1835 КК. (http://www.podrobnosti.ua/society/ 15.04.04)

       * * *
17 апреля Украина 6-й раз справляла День Довкилля, введенный Указом
Президента Украины от 6 октября 1998 г. В этом капиталистическом
субботнике участвует вся страна, госслужащие и бюджетники - в
обязательном порядке. 5-й год подряд в мероприятии участвует армия -
военнослужащие и курсанты военных ВУЗов. Сам Президент Кучма с супругой
в день Довкилля посадил 2 дерева в Киеве на пл.Театральной.
 (А.Левин - "Экоклуб")

       * * *
 ДОНЕЦК. 5 апреля в помещении промышленно-экологического союза
"Донбасс-Азов, ХХI век" состоялась рабочая встреча участников проекта
"Сеть городов Устойчивого Развития Украины" - представителей НПО из
9 городов-участников Сети: Ивано-Франковска, Евпатории, Дзержинска,
Павлограда, Прилук, Сум, Черновцов, Макеевки, Миргорода, Донецка.
Результатом встречи явились предложения участников проекта по
усовершенствованию информационного сервиса. Запланированы дальнейшие
мероприятия на 2004 г. в рамках проекта. Проект "Сеть городов
Устойчивого Развития Украины" открыт для новых участников.
 (Ю.Васидлов - "Экоклуб")

       * * *
 КИIВЩИНА. 17 апреля состоялся совместный рейд дружин Киевского ун-та,
Национального аграрного ун-та и Киевского эколого-культурного центра в
заказники на территории Кончи-Заспы под Киевом. В ходе рейда задержано
7 браконьеров, изъято 6 сетей, 3 "телевизора" и 1 острога. Кроме этого
потушен один низовой пожар, а в заключение рейда в метро задержано
2 торговца первоцветами, у которых изъят мешок сон-травы.
 (В.Борейко - seu_discuss, 19.04.04)

       * * *
 ОДЕСЩИНА. 14 апреля на планерке у вилковского мэра представитель
"Дельта-Лоцман" В.Ф.Прокопенко заявил, что строительство канала в
Дунайском биосферном заповеднике "начнется на следующей неделе"...
 (С.Шапаренко - seu_conference, 16.04.04)

       * * *
 ЧЕРКАСЩИНА. 15 апреля на территории Уманского и Чигиринского
гослесхозов зарегистрирована вспышка массового размножения вредителей
леса - шелкопряда на общей площади 12 тысяч 778 га. Только в Уманском
гослесхозе принятия срочных мер борьбы с сосновым шелкопрядом требует
12.000 га леса и 130 га - с дубовым шелкопрядом. Проблемой занимается
МЧС Украины.

                               *  *  *
  АРМЕНИЯ
 ~~~~~~~~~
Эксперты Всемирного банка обследуют состояние лесного хозяйства Армении.
Выяснилось, что 73% населения страны, живущие рядом с лесом, зимой
отапливают жилища дровами. Ежегодно в стране потребляется 750 тысяч
кубометров дров, что весьма велико по сравнению с официальными объемами
лесозаготовок. Общая площадь лесов страны сильно сократилась во время
энергетического кризиса в начале 1990-х годов. Электричество, несмотря
на улучшение ситуации в 1996 г., очень дорого, обеспечение газом не
восстановлено, а потому местное население продолжает использовать дрова.
На лесовосстановление гос.органы лесного хоз-ва получают 300 тысяч долл.
В советское время на эти цели выделялась сумма эквивалентная 4 млн.долл.
 ("Лесное обозрение" #12, 13.04.04)

                               *  *  *
  БАНГЛАДЕШ
 ~~~~~~~~~~~
Торнадо, пронесшееся в ночь 14 на 15 апреля по северной части Бангладеш,
унесло жизни 38 человек. Ранения получили более 700 человек, многие из
них были доставлены в госпитали в критическом состоянии. В результате
стихийного бедствия более 20 деревень в районе Нетрокана и Мименсин
стерты с лица земли. (http://news.battery.ru/theme/ecology/ 15.04.04)

                               *  *  *
  ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
 ~~~~~~~~~~~~~~~~
Каждый день 9-месячного львенка Самиры начинается с водных процедур.
Курс гидротерапии стал единственным спасением от полного паралича после
того, как в 4 дня от роду львица по неосторожности ударила малышку о
каменный выступ вольера и повредила ей сухожилие. Врачи надеются, что
после курса водных процедур Самира сможет нормально двигаться.
 (http://news.battery.ru/theme/ecology/ 15.04.04)

                               *  *  *
  ИТАЛИЯ
 ~~~~~~~~
Общество охраны птиц Италии (LIPU) поставило задачу собрать не менее 100
тысяч подписей под петицией против предполагаемого ослабления закона об
охоте в Италии. Правительство предложило 15 поправок в закон, которые
удлиняют охотничий сезон и ослабляют уголовные наказания за преступления
в этой области, напр., такие, как убийство хищных птиц. Эти поправки
полностью противоречат Директиве по птицам ЕС, которая в этом году будет
праздновать свое 25-летие. Аналогичную акцию провело в 1998 г. Общество
охраны птиц Франции, собрав 2,2 миллиона подписей жителей Европы против
удлиненного охотничьего сезона во Франции.
 (А.Варламов - ENWL-info, 12.04.04)

                               *  *  *
  КИТАЙ
 ~~~~~~~
16 апреля вследствие утечки сжиженного хлора из резервуаров на на
химическом заводе "Тяньюанm" в городе Чунцин произошла серия взрывов
газа хлорина. В результате погибли 9 человек, 3 получили ранения.
Из района аварии эвакуировано 200.000 человек. (Разные источники)

                               *  *  *
  РОССИЯ
 ~~~~~~~~
14 апреля в Москве прошло награждение победителей детского конкурса в
защиту пушных зверей, организованном Центром защиты прав животных "Вита".
В нем приняли участие более 150 школ России и СНГ, приславших более
3.000 рисунков и сочинений на тему: "Оправдано ли убийство животных ради
получения меха?". Почетное жюри конкурса - деятели культуры и искусств
различных стран, среди которых Бриджит Бардо. Призы вручала народная
артистка РФ Е.Камбурова. (АСИ #474 16.04.04)

       * * *
15 апреля в Госдуме РФ состоялись парламентские слушания по вопросу
ратификации Киотского протокола. Главный докладчик - советник Президента
РФ по экономическим вопросам А.Илларионов - ярый противник Киотского
протокола. По мнению доктора экономич.наук директора Ин-та водных
проблем РАН В.И.Данилова-Данильяна [бывший министр МПР], набор
аргументов Илларионова настольно противоречит реальности, что их можно
расценивать только как "ложь". На сайте WWF приведены 4 основных
аргумента А.Илларионова против Киотского протокола с контраргументами.

       * * *
15 апреля за 1 час до слушаний в Госдуме по ратификации Киотского
протокола в Москве у памятника Карлу Марксу состоялся митинг за его
скорейшую ратификацию. На митинге было показано представление, на
котором Россию в образе медведя агитировали за ратификацию Киотского
протокола страны, его подписавшие. В акции приняли участие Российская
экологическая партия "Зеленые", движение "Кедр", Молодежный эко.форум,
ученые-экологи. (Пресс-служба партии "Зеленые" - АСИ #474 16.04.04)

       * * *
 КРАСНОЯРСК. 13 апреля в Доме журналиста состоялась пресс-конференция,
посвященная официальному заявлению администрации Красноярского края об
участии в международной кампании WWF "Живая планета" и поддержке проекта
"Подарок земле". Губернатор края А.Хлопонин подписал письмо почетному
президенту WWF принцу Филиппу Эдинбургскому, которым обязуется к 2007 г.
удвоить площадь ООПТ с 4,2% до 8,5%, доведя ее до 6,2 млн га. В крае
создадут 3 природных парка федерального уровня: "Ергаки" (Ермаковский
р-н, 429.000 га), Сымский (Енисейский р-н, 2.416.000 га) и "Канское
Белогорье" (Саянский р-н, 251.000 га) и 10 заказников общей площадью
477.000 га. Уже создан заказник "Мотыгинское многоостровье" = 14.000 га.
 (АСИ #474 16.04.04)

       * * *
 МОСКВА. 14 апреля ОАО "Останкинский мясоперерабатыващий комбинат" стал
первым российским производителем, вступившим в ряды Общенациональной
ассоциации генетической безопасности (ОАГБ). Как показало исследование,
проведенное в начале 2004 г. Гринписом России, большинство ведущих
российских мясокомбинатов используют генетически модифицированную сою,
что позволяет снизить затраты.
 (АСИ #474 16.04.04)

       * * *
17 апреля парке "Фестивальный" Центрального округа столицы прошел
первый в Москве субботник, цель которого - раздельный сбор бытовых
отходов с сортировкой по видам: алюминий, пластик, бумага, стекло
В акции приняли участие школьники 8-9-х классов четырех школ.
Организатор субботника - некоммерческий информационно-просветительский
фонд "Чистая Москва". (АСИ #474 16.04.04)

                               *  *  *
                                       =========
==================================== * ЭКСКЛЮЗИВ * =====================
                                       =========
 Владимир Сесин,
 Днепропетровск-Киев

  МИНТРАНС И КИРПИЗМ - СИМВОЛЫ НАШЕЙ ЭПОХИ, или          Доп.информация:
  ЗАЧЕМ ДНЕПРОПЕТРОВСКУ НОВАЯ ОБЪЕЗДНАЯ ДОРОГА            apach@ukr.net
 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~         * ------------- *

 7 апреля  украинские СМИ  торжественно сообщили гражданам
 Украины радостную весть: в Днепропетровске началось строи-
 тельство новой автодороги на Киев. В прошлом (#356) выпус-
 ке "Экоклуб" поместил отчаянное письмо по этому поводу со-
 трудника отдела заповедного дела Днепропетровского облгос-
 управления экологии Вадима Манюка (прислал 5 апреля). Сей-
 час - вышеупомянутую  "радостную весть"  минтрансовских и
 губернаторских пиарщиков и комментарий "по поводу" еще од-
 ного коренного днепропетровца - лидера радикальной органи-
 зации "Земля прежде всего" и сотрудника Киевского эколого-
 культурного центра Владимира Сесина.

   ТЕЛЕВИЗОР:
  "РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ" ОТ КИРПЫ И ЯЦУБЫ
На прошлой неделе на окраине Днепропетровска состоялось торжественное
открытие строительства объездной дороги на Киев. Губернатор области
В.Яцуба назвал ее "дорогой жизни". В открытии принял участие министр
транспорта Украины Георгий Кирпа, прилетевший на персональном вертолете.

До сих пор жители Донбасса и Приднепровья, добиравшиеся до столицы
Украины, ощущали большие неудобства, пересекая окраинные районы
Днепропетровска. "Бутылочным горлышком" киевской трассы стала улица
Передовая, являющаяся не только слишком узкой, но и, как утверждают
знатоки, самой длинной в Украине. Состояние и ширина ее дорожного
полотна, терпимые еще 10 лет назад, теперь, из-за возросшего количества
автомобильного транспорта, движущегося в направлении столицы, стали
настоящим бедствием.

По словам представителей дорожных служб и ГАИ, в сутки по этой дороге
проходит от 8 до 12 тысяч единиц автомобильного транспорта и среди них -
4.000 большегрузных трейлеров с фурами. Улица, на которой во многих
местах из-за тесноты отсутствуют тротуары, превратилась в опасное место
не только для водителей, но и для местных жителей.

Участок для строительства выбран не простой - по проекту запланировано
строительство двух мостов через озера, один виадук и несколько разной
сложности транспортных развязок. Согласно проекту строительства
объездной отселению подлежат 19 частных домовладений и 73 участка -
отчуждению.

Г.Кирпа пообещал помочь днепропетровцам закончить дорогу в этом году,
ко Дню независимости Украины. Тем более, что идею ее строительства
одобрил Президент Л.Кучма. Кроме того, министр пообещал помочь закончить
реконструкцию автомобильно-железнодорожного моста #1, который связывает
угольный Донбасс с криворожским железорудным бассейном. На мосту, как
пообещал министр транспорта, будет положено покрытие, технологически
не уступающее тому, что ныне укладывается на первом украинском автобане
Киев-Одесса. Мост будет завершен уже к 1 июля нынешнего года,
на 2 месяца раньше, чем "дорога жизни".

   ВЛАДИМИР СЕСИН:
   ЭТО - КИРПИЗМ
Строительство объездной дороги в Днепропетровске, несомненно, является
очередной антиэкологической авантюрой уже всем порядком надоевшего
Министра транспорта Г.Кирпы, который, похоже, задумал превратить Украину
в техногенную антиутопию в стиле "каменно-бетонных джунглей". При этом,
что характерно, Г.Кирпа систематически, лучше сказать - принципиально
вершит свои абсурдные проекты с грубыми нарушениями украинских законов.
Такому способу ведения дел даже термин специальный придумали - "КИРПИЗМ".

Объездная дорога через Днепропетровск тому не исключение - ее проект
не согласован, ОВОС отсутствует, не говоря уж об эко.экспертизе,
отсутствует даже замлеотвод (!). Песок для строительства дороги
черпается где попало. Поэтому не удивительно, что строительство
началось внезапно прямо на приусадебных участках жителей окрестных
домов, прямо у них под окнами.

Но это еще полбеды. Я, как коренной днепропетровец, могу сказать, что
земли на левом берегу Днепра, по которым планируется провести дорогу,
являются одними из наиболее сохранившихся участков террасовых
припойменных и пойменных природных комплексов среднего течения Днепра.
Кроме того, дорога изувечит устьевую часть реки Орель, которая до сих
пор слывет одной из самых чистых рек Европы. Недаром здесь расположен
Днепровско-Орельский природный заповедник и проектируется Национальный
природный парк "Приорельский".

За создание парка днепропетровские "зеленые" и научная общественность
борется уже несколько лет. А вот дорога - это пожалуйста, это когда и
куда угодно, причем прямо по самым лакомым кусочкам дикой природы.
А за границей Днепропетровской области та же участь ожидает не менее
ценные пойменные земли в устьях Псела, Ворсклы, Сулы.

Что особенно ошарашивает, так это зачем строить новую дорогу, когда и
старых - на коренном правом берегу - более чем достаточно. А то что
находятся они в ужасном состоянии - это проблема того же самого Кирпы,
который вместо ремонта существующих дорог строит новые.

Объяснение здесь самое прозаическое: на ремонт дорог денег не
выделяется, а вот на строительство можно урвать из бюджета круглую сумму,
прикрываясь "общенациональной надобностью", а подстрочно читай - часть
денег ляжет "на карман" нужным людям. В стороне от раздела "честно
съэкономленных" денег судя по бурным апплодисментам на открытии стройки,
не останутся ни губернатор области В.Яцуба, ни мэр города.

Но опыт борьбы за спасение Дунайского заповедника говорит о том, что
и с беспредельщиком Кирпой можно бороться. Только надо иметь желание.
Прошу всех подумать, что можно предпринять для прекращения стройки и
спасения левобережного Приднепровья от этой напасти.
У нас есть союзники на Днепропетровщине.

 В.Сесин (специально для "Экоклуба")

                               *  *  *
                                       ===============
==================================== * ВАЖНЫЙ ДОКУМЕНТ * ===============
                                       ===============

  ЭКСПЕРТИЗА КАНАЛОСТРОИТЕЛЬСТВА В ДБЗ:
  УЧЕНЫЕ КГУ ВСЕ-ТАКИ БЛЮДУТ НАУЧНУЮ ЧЕСТЬ
 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
 13 апреля Василий Слесаренко прислал в "Экоклуб" интересный
 и актуальный документ - Постановление  Ученого Совета Киевс-
 кого университета о научной экоэкспертизе ТЭО строительства
 канала по гирлу Быстрому в Дунайском заповеднике:
> Высылаю  Вам  Ухвалу Киевского университета  по экспертизе
> строительства канала в ДБЗ. Материалы легально получены от
> проректора по научной работе 13.04.04. [который] информиро-
> ван, что они будут направлены, в т.ч.,для вашего ознакомле-
> ния. Завтра 14.04  заседание  Общественного совета при Мин-
> природы. Первый вопрос - по экспертизе каналостроительства.
> Приглашены для пояснений А.Гриценко и С.Комарчук. Очевидно,
> после службы заповедного дела  Комарчук будет приглашен на
> работу в Минтранс, вот  и  старается для Кирпы, но надеюсь,
> этот тип  будет  недолго  управлять заповедниками. "И щуку
> бросили в реку". Страна должна знать своих "героев" в лицо:

   ПОСТАНОВЛЕНИЕ
   Ученого Совета Киевского национального
   университета им. Т.Шевченко
   от 5 апреля 2004 г.

  "О научной эколого-экспертной оценке
   проекта создания глубоководного судового хода
   р.Дунай - Черное море на украинском участке дельты"

В мае-июне 2003 г. на геологическом ф-те университета под научным
руководством зав.кафедры гидрогеологии и инженерной геологии доцента
Кошлякова О.И. выполнена научно-исследовательская работа на тему
"Научная эколого-экспертная оценка ТЭО инвестиций "Создание судового
хода р.Дунай - Черное море на украинском участке дельты" <...>

Отчет о выполнении НИР заслушан на заседании ученого совета
[далее УС - ред.] геологического ф-та (протокол #10 от 2 июля 2003 г.)
и передан заказчику 4 июля 2003 г.

Основные выводы НИР:

1. В соответствии с принятым на данное время зонированием Дунайского
биосферного заповедника [далее ДБЗ - ред.], влияние от реализации
какого-либо из рассмотренных вариантов проекта на природную
среду не может считаться допустимым.

2. При оценке влияния от реализации проекта на природную среду без учета
заповедного статуса территории, наиболее оптимальной можно считать
реализацию варианта "Гирло Быстрое". (стр.23 отчета о НИР)

Этот отчет стал основанием для вывода #105 гос.эко.экспертизы,
утвержденном зам. Гос.секретаря Минэкоресурсов А.Гриценко 10 июля 2003 г.
Вывод гос.эко.экспертизы #105 вызвал неоднозначную реакцию органов
исполнительной гос.власти, ученых НАНУ, природоохранных НПО и
учреждений, отдельных граждан.

16-20 октября 2003 г. в Одессе Одесской госадминистрацией и
Минэкоресурсов во исполнение решения Совета нац.безопасности и обороны
Украины от 6 июня 2003 г. проведен рабочий семинар международных
экспертов "Восстановление транзитного судоходства в украинской части
дельты Дуная в условиях существования биосферного заповедника на основе
международного опыта". В работе семинара приняли участие международные
эксперты из Вьетнама, Греции, Грузии, Литвы, Польши, России, Украины.

В резолюции семинара в частности указывается:
> Согласиться с выводами комплексной госэкспертизы (в т.ч. экологической),
> которая рекомендует как оптимальную трассу судового хода вариант через
> устье Быстрое в соответствии с аналогами мировой практики обустройства
> судовых путей на природоохранных территориях.
> Вариант судового хода через устье Быстрое есть наименее убыточным
> с экологической точки зрения и наиболее выгодным в экономическом
> отношении сравнительно с другими предлагаемыми вариантами.

2 февраля 2004 г. подписан Указ Президента #117/2004 "О расширении
территории ДБЗ", которым, в частности, утверждена схема временного
зонирования заповедника. Схемой предусматривается <...> отнесение к зоне
антропогенных ландшафтов земель прибрежной защитной полосы рукавов Дуная
(в частности рукава Быстрого) и прилегающей акватории Черного моря
в пределах территории ДБЗ.

3 марта 2004 г. в г.Вилково состоялись общественные слушания по проблеме
создания глубоководного судового хода (ГСХ) р.Дунай - Черное море через
устье Быстрое, которые признали, что введение этого ГСХ как украинской
части VII международного транспортного коридора позволяет задействовать
потенциал промышленно-транспортного комплекса Придунайского региона,
более эффективно и комплексно использовать все транспортные пути Украины
в интересах социально-экономического развития региона, а также
пополнения местных и государственного бюджетов.

В то же время ученые НАНУ, общественные орг-ции ("Печенеги", "Новая
волна", "МАМА-86", "Экоправо-Львов" и др.) обращаются к Президенту,
Каб.Мину, судебным органам с просьбой защитить природу и БДЗ.

Хозяйственный суд г.Киева по иску "Экоправо-Львов" решением
от 10 февраля 2004 г. #38/703 признал недействительным вывод
гос.эко.экспертизы #105 от 10.07.03.  *)

Против данного варианта ГСХ выступили эксперты программы ЮНЕСКО "Человек
и биосфера" Ян Квет, Рамсарской конвенции - Тобиас Салатэ.

Минэкоресурсов письмом #959/22-10 от 06.02.2004 г. обратилось в Киевский
ун-т им.Шевченко с просьбой об осуществлении предварительного экспертного
рассмотрения и подготовки научной эколого-экспертной оценки документации
Рабочего проекта 1-го этапа "Создания ГСХ р.Дунай - Черное море на
украинском участке дельты" с обязательным утверждением ее
на заседании УС ун-та.

Проректор по научной работе Гондюл В.П. 11 февраля дал поручение
деканам факультетов: геологического (В.Ф.Гринченко), географического
(Я.Б.Олийнык), биологического (Л.И.Остапченко), химического
(М.С.Слободяник), экономического (В.Д.Базилевич) подготовить
экспертный вывод на заседание УС ун-та.

Распоряжением проректора Гондюла В.П. от 18 марта #10 персонифицирован
состав комиссии по подготовке этого вопроса на заседании УС 5 апреля
2004 г. и поручено деканам названих факультетов, а также юридического
ф-та (В.И.Андрейцеву), ф-та социологии и психологии (В.Б.Евтуху)
рассмотреть на заседаниях УС факультетов уровень обоснованности
вывода госэкоэкспертизы #105 от 10.07.2003 г.

Геологический ф-т на заседании УС ф-та 29 марта признал выводы
госэкоэкспертизы #105 обоснованными частично, а выводы научной
эколого-экспертной оценки о влиянии на геологическую среду -
обоснованными полностью (за = 9, против = нет, воздержались = нет).

Географический ф-т на заседании УС ф-та 30 марта признал: считать
обоснованным отчасти и недостаточно проработанным вывод госэкоэкспертизы
#105 с гидроморфологической точки зрения, воздержаться от оценки
рабочего проекта 1-го этапа "Создания ГСХ р.Дунай - Черное море на
украинском участке дельты" из-за отсутствия необходимых для оценки
материалов, рекомендовать продолжение исследования по данной проблеме,
совместно с учеными НАНУ рассмотреть все альтернативные варианты
строительства ГСХ (за = 18, против = нет, воздержались = нет).

Биологический ф-т на заседании УС 24 марта признал недостаточно
обоснованным вывод госэкоэкспертизы #105 с биологической точки зрения
(за = 26, против = нет, воздержались = нет).

Химический ф-т на заседании УС ф-та З0 марта признал недостаточно
обоснованным вывод госэкоэкспертизы #105 с химической точки зрения
(за = 16, против = нет, воздержались = нет).

Экономический ф-т на заседании УС ф-та З0 марта признал, что данная
экспертиза не содержит технико-экономических обоснований, расчетов
экономической эффективности ряда вариантов ГСХ, а поэтому признает
недостаточно обоснованным вывод госэкоэкспертизы #105 с экономической
точки зрения, и считает, что материалы экспертизы должны быть
доработанными (за = 18, против = нет, воздержались = нет).

Факультет социологии и психологии на заседании УС ф-та 31 марта признал
вывод госэкоэкспертизы #105 с точки зрения влияния объекта экспертизы на
социальную среду обоснованным (за = 18, против = нет, воздержались = нет).

Юридический ф-т на заседании УС ф-та 29 марта не смог предоставить
оценки вывода госэкоэкспертизы #105 с юридической точки зрения потому,
что "специалисты ф-та не знакомы с рабочими материалами и чертежами
по данной научной работе".

Таким образом, в обсуждении материалов вывода госэкоэкспертизы #105
от 10.07.2003 г. по разным аспектам проблемы приняли участие
109 специалистов - членов ученых советов указанных факультетов.

Результаты голосования:
* Экспертный вывод обоснованный = 22
* Экспертный вывод обоснованный частично = 27
* Экспертный вывод недостаточно обоснованный = 60

29 марта 2004 г. зам.министра охраны природной среды А.Гриценко
по причине неподписания Киевским университетом им.Шевченко договора
с дочерним предприятием Центральной службы Укринвестэкспертизы -
Украгроинвестэкспертизой в установленные сроки проведения
госэкоэкспертизы письмом 2533/22-10 отозвал запрос на выполнение работы
и сообщил, что поручает ее другой организации. **)

УС университета постановляет:

1. Поддержать решение СНБОУ по вопросу "О состоянии выполнения Указа
Президента Украины "О создании ДБЗ" от 10 августа 1998 г. #861 и
перспективах строительства судоходного пути р.Дунай - Черное море"
от 6 июня 2003 г., и соответствующий Указ Президента от 10 июня 2003 г.
#502/2003, Указ Президента Украины "О расширении территории ДБЗ"
касательно необходимости создания ГСХ р.Дунай - Черное море
на украинском участке дельты.

2. В связи с отзывом Минэкоресурсов запроса на научную
эколого-экспертную оценку рабочего проекта 1-го этапа "Создания ГСХ
р.Дунай - Черное море на украинском участке дельты" от принятия
официального вывода по этому вопросу воздержаться. ***)

3. Признать, что научная эколого-экспертная оценка доработанного ТЭО
инвестиций "Создание ГСХ р.Дунай - Черное море на украинском участке
дельты", выполненная группой ученых Киевского ун-та им.Шевченко, которая
легла в основу вывода госэкоэкспертизы #105 от 10.07.2003 г., является
недостаточно обоснованной с биологической, химической, экономической
точек зрения.

4. По нашему мнению, Кабинету Министров целесообразно было бы объявить
тендер (конкурс) на лучший проект создания ГСХ р.Дунай - Черное море,
значительно расширив круг разработчиков, провести конкурсный отбор
проектов путем создания комплексной комиссии из числа ученых НАНУ,
Киевского ун-та им.Шевченко, др. научных учреждений и ВУЗов Украины,
международных экспертов, представителей общественности.

5. Контроль за выполнением постановления возложить на проректора
по научной работе Гондюла В.П.

 (перевод с украинского и аббревиатурные сокращения А.Левина)

   КОММЕНТАРИИ и ПРИМЕЧАНИЯ А.Левина:
По стилю документа видно, в каком сложном положении оказалось руководство
Киевского университета: меж двух огней и под прессом общественности.
С одной стороны - всемогущее начальство в лице Администрации Президента
Украины (Минтранс - под контролем объединенных социал-демократов,
а председатель СДПУо - сам начальник президентской Администрации
А.Медведчук, эдакий министр двора Андрей Миронов при корольке Евгении
Леонове из знаменитого фильма "Обыкновенное чудо"). С др.стороны -
научное начальство из Академии Наук Украины (НАНУ и принадлежит ДБЗ,
на который зарится Минтранс). И с обеих сторон - пресс научной и
громадянськой общественности, особенно - "зеленых", ведомых коалицией
"За дикую природу". А изнутри давит на сердце, печень и легкие совесть.

> *) "Хозяйственный суд г.Киева по иску "Экоправо-Львов" решением
>     от 10 февраля 2004 г. #38/703 признал недействительным вывод
>     гос.эко.экспертизы #105 от 10.07.03."
- Очевидно, что при редактировании документа Ученый Совет КГУ еще не был
  информирован, что суд вышестоящей инстанции 30 марта отменил решение
  Хозяйственного суда г.Киева. У судей совесть на сердце-печень-легкие,
  ни даже на мочевой пузырь не давит...

> **) "29 марта 2004 г. зам.министра охраны природной среды А.Гриценко
>    по причине неподписания Киевским университетом им.Шевченко договора
>    с дочерним предприятием Центральной службы Укринвестэкспертизы -
>    Украгроинвестэкспертизой в установленные сроки проведения
>    госэкоэкспертизы письмом 2533/22-10 отозвал запрос на выполнение
>    работы и сообщил, что поручает ее другой организации."
- Очевидно, что причина самого неподписания договора о проведении
  повторной научной экспертизы видна выше из моего комментария, особенно
  в контексте научной совести. Очевидно также, что замминистра экологии
  А.Гриценко отслеживал умонастроения ученых КГУ, посему и решил
  "вовремя" забрать свой "заказ".

> ***) "2. В связи с отзывом Минэкоресурсов запроса на научную
>     эколого-экспертную оценку рабочего проекта 1-го этапа "Создания
>     ГСХ р.Дунай - Черное море на украинском участке дельты" от принятия
>     официального вывода по этому вопросу воздержаться."
- А.Гриценко передал "заказ" в Харьковский университет, конкретно -
  зав.кафедрой геоэкологии и конструктивной географии ХНУ В.Е.Некосу,
  под руководством которого защищал кандидатскую в области сельского
  хозяйства и агротехнии. Сам же факт "отзыва запроса" явился для
  ректора Киевского ун-та Скопенко желанным выходом из сложной жизненной
  ситуации (чего он, очевидно, сам и добивался, когда осознал, во что
  вляпался).
                                * * *

   ИЗ ОБРАЩЕНИЯ К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
   КООРДИНАТОРА КАМПАНИИ В ЗАЩИТУ ДБЗ
   СЕРГЕЯ ШАПАРЕНКО (15.04.04):

  ТЕПЕРЬ ПИШЕМ РЕКТОРУ ХАРЬКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА!
После нашего сообщения о передаче экоэкспертизы Харьковскому
национальному ун-ту события идут своим чередом: г-н Некос заканчивает
экспертизу, общественность пишет ректору. <...>

Для будущего заповедника сейчас важно КАЖДОЕ обращение в его поддержку.
Но, если у кого-то есть возможность - желательно организовать письма
ректору от других вузов, а самому г-ну Некосу - от коллег, географов,
геологов и др. "землеведов":

Харьковский Национальный ун-т им. В.Н.Каразина
Ректор - проф. Виль Савбанович Бакиров
Украина, Харьков, 61077, площадь Свободы, 4
Тел.: +38 (057) 705-12-47;
Факс: +38 (057) 705-12-48

Зав.кафедрой геоэкологии и конструктивной географии ХНУ
Некос Владимир Ефимович
Тел.: +38 (057) 707-53-86 (прямой), 707-54-47 (кафедра)
E-mail: vnekos@mail.ru

NB! Если Вам по каким-либо причинам не удается сбросить факс ректору,
Вы можете переслать нам свое письмо по электронке вложением (желательно,
на бланке и с подписью), а мы уже отнесем его в университет. Некоторые
из коллег так уже сделали. Одна просьба - шлите вложения, пожалуйста,
заархивированными; а имена файла и архива наберите латиницей.
 Сергей Шапаренко 

                                * * *

   ПИСЬМО А.ЛЕВИНА ПРОФЕССОРУ В.НЕКОСУ:

   Многоуважаемый Владимир Ефимович!
На днях мне стало известно, что повторное проведение научной части
госэкоэкспертизы ТЭО строительства канала по гирлу Быстрому в Дунайском
биосферном заповеднике поручено Вашей кафедре.

Я информирован, что заказчик (конкретно зам.министра А.Гриценко) был
Вашим соискателем и, следовательно, у Вас с ним отношения более
неформальные (учитель-ученик), что налагает на Вас какие-то
моральные (товарищеские) обязанности перед ним.

Эта многолетняя эпопея с проектами "каналокопательства" в ДБЗ -
краеугольный камень преткновения многих вовлеченных сторон, в т.ч.
и на международном уровне. Очевидно, вам известен неоднозначный и прямой
(без политесных экивоков) вывод Миссии ЮНЕСКО и Рамсарской конвенции
(Яна Квета и Тобиаса Салатэ) в конце октября 2003 г., а также то, что
в проблему включились WWF, Социально-экологический Союз, Европейский
ЭКО-Форум и др. международные организации, а национальные украинские
- однозначно все выступают против варианта канала по Быстрому (14 апреля
на заседании Громадськой Рады при Минприроды пунктом #1 слушалось
"личное дело" С.Комарчука и А.Гриценко с "вызовом на ковер").

Лично у меня подход к проблеме статусный, т.е. изменение статуса ООПТ -
разве что только в сторону его повышения. Нельзя допустить прецедента
разрушения сложившегося заповедника, ведь тогда эти бандиты-олигархи всю
заповедную систему страны разграбят! Уверен, что этот подход разделяет
и мой Учитель Анатолий Павлович Травлеев.

Сейчас Минтранс Украины занял опустевшую нишу недоброй памяти Минводхоза
СССР. О попытках строительства автомагистрали и мостов через Хортицу Вы
знаете (сейчас мы достигли-таки согласия - проект сделан так, что мне,
биологу, крыть нечем). Но недавно Минтранс начал новую мостостроительную
эпопею - сверхдорогую объездную дорогу в Днепропетровске - по центральной
и прирусловой пойме Орели и др.притоков. В паре-тройке километров плакор
- так нет же, им дорогу по водно-болотным местообитаниям надо строить,
потому как деньжищи несравнимые тратятся.

Вопиюще нелогично выглядит Указ Президента #117 от 2.02.04 в отношении
лишения гирла Быстрого абсолютно заповедного статуса и отнесения его к
зоне антропогенных ландшафтов. Образно - это для него как расстрел или
пожизненное заключение с работой в каменоломнях после безоблачного
счастливого детства :-))

А Указ-то этот основан на научной эколого-экспертной оценке, что сделали
Ваши киевские коллеги из КГУ под научным руководством зав.кафедры
гидрогеологии и инженерной геологии доцента О.И.Кошлякова. И которая
2 недели назад - 5 апреля - Ученым Советом КГУ признана "недостаточно
обоснованной с биологической, химической, экономической точек зрения".
(Сами себя высекли!).

Цитирую:
> 3. Признать, что научная эколого-экспертная оценка относительно
> доработанного ТЭО инвестиций "Создание глубоководного судового хода
> р.Дунай - Черное море на украинском участке дельты", выполненная
> группой ученых Киевского национального ун-та им.Шевченко, которая
> легла в основу вывода госэкоэкспертизы #105 от 10.07.2003 г., является
> недостаточно обоснованной с биологической, химической, экономической
> точек зрения.
 (Постановление Ученого Совета КГУ им.Т.Шевченко от 5 апреля 2004 г.)

А "достаточного обоснования" быть не может! Уже хотя бы потому что
даже вывод юридической экспертизы в сентябре (если память не изменяет)
2002 года - был категорически отрицательным.

Я понимаю, в какое затруднительное положение Вы попали в связи с этой
злосчастной экспертизой. И от души Вам сочувствую. Но ей-Богу, зря Вы
согласились. Как теперь намерены поступить?

 С уважением,
 Анатолий Сергеевич Левин
 президент Запорожского гор.эко.клуба,
 Ген.директор СП Центр экологического просвещения "ХХI век" МСоЭС

                               *  *  *
                                       ==============
==================================== * ВОПРОСЫ ТЕОРИИ * ================
                                       ==============
 Святослав Забелин
                          ВЕСЬ МИР МНЕ ДОМ
                         ~~~~~~~~~~~~~~~~~~
                                    И показал мне чистую реку
                                    воды жизни, светлую как кристалл.
                                    (Откровение Иоанна Богослова, 22;1)

> На свежее восприятие  эта книга  удивительная: страстная и
> аналитическая, художественная  и  философско-экологическая.
> Автор  по-настоящему переживает неудачи цивилизации  и  не
> столько  пугает сограждан  картинами  возможной катастрофы,
> сколько  ищет  пути выхода  из угрожающей  ситуации. Книга
> доступна  широкому кругу читателей, но особенно  она будет
> интересна ученым, политикам, представителям экологического
> движения, студентам, учителям, учащимся, для которых может
> стать пособием. Эта книга в России выдержала 2 издания под
> названием "Время искать, время терять" (Москва,"СоЭС",1998;
> Рязань, "Сервис",1998 г.), и кто-то из читателей назвал ее
> "Библией на текущий момент",в этом есть резон. (В.Яковенко)

                              Глава 10
                    ЭКОДВИЖЕНИЕ В МИРЕ КОРПОРАЦИЙ
                            (продолжение)

Еще одной иллюстрацией действенности обозначенного подхода, как
альтернативы обращениям к органам власти с требованиями "принять меры",
служит история спасения старовозрастных лесов.

Север и Северо-Запад Европейской части России - территория, где
сохранились участки старовозрастных лесов, ранее характерных для всей
северной Европы. Сохранение их в качестве эталонов - в интересах всего
европейского сообщества, поэтому, когда над ними нависла угроза
уничтожения, на защиту встала международная коалиция "Сеть спасения
тайги".

Участники коалиции сумели доходчиво обратиться к западно-европейским
потребителям продукции лесопромышленных фирм, угрожавших этим лесам, и
фирмы стали терять рынки сбыта. Одновременно было убедительно показано,
что отказ от использования ценных в природоохранном смысле участков
не может отрицательно сказаться на экономике регионов.

Экологически обеспокоенный западный потребитель стал отказываться
использовать бумагу и др.изделия, произведенные из древесины
старовозрастных лесов, а проще - товары "замазавшихся" в этом фирм.
В результате многие фирмы признали карты, подготовленные общественными
организациями в качестве источника достоверной информации, публично
объявили добровольный мораторий на рубки в старовозрастных лесах Карелии
и Мурманской области и даже внедрили систему отслеживания происхождения
используемой ими древесины (хотя ранее утверждали, что такое
отслеживание невозможно).

Примечательно, что власти Карелии, вместо того, чтобы встать на защиту
своего природного достояния, все эти годы с упорством, достойным лучшего
применения, продолжали объявлять "зеленых" главными виновниками своих
экономических трудностей.

Одновременно изменился и характер взаимодействия общественных
организаций с лесопромышленными компаниями: от взаимных обвинений через
диалог к взаимовыгодному сотрудничеству. Примером последнего служит
инициатива одной из крупнейших международных лесопромышленных компаний
по переводу на английский язык и изданию книги одного из лидеров Лесной
кампании СоЭС А.Григорьева "Хотели как лучше, и что надо сделать, чтобы
не получилось как всегда", посвященной инвентаризации препятствий на
пути цивилизованного лесного бизнеса в России.

Диалог - третье ключевое понятие, третий ключевой инструмент воздействия
на ситуацию в мире, где все определяется интересами и подчиняется
интересам.
Во-первых, для прояснения позиций и интересов сторон, демонстрации силы.
Во-вторых, для поиска взаимоприемлемых способов решения конфликта.
В-третьих, для поиска вариантов сотрудничества.

Во всех трех разобранных выше случаях диалог сторон явился одним из
важнейших этапов движения к продуктивному результату.

Проект Экологической Доктрины был написан нами на языке бюрократических
документов, весьма непривычном для общественных организаций. И благодаря
этому стал приглашением к диалогу, адресованным федеральным и
региональным органам власти, к диалогу, в который они охотно вступили.

Именно диалог трех сторон - политтехнологов, правозащитников и
администрации Президента позволил выяснить, что Гражданский Форум может
быть организован таким образом, чтобы все стороны достигли своих главных
целей. Так оно и вышло: политтехнологи укрепили свои позиции при Кремле,
администрация в лице Президента продемонстрировала свою приверженность
западным ценностям, правозащитники предотвратили строительство властной
вертикали в общественном движении и ввели в российскую практику
принципиально новый общественный инструмент - диалог 1-го и 3-го
секторов.

Выход на диалог общественных защитников тайги и лесопромышленных
компаний позволил не только укрепить авторитет обеих сторон, но и
наметить пути сотрудничества по переводу российского лесного бизнеса
на более экологичные технологии.

Необходимо признать, что все 3 новых инструмента - коалиция, позитивная
позиция и диалог пока еще экзотика в российском, и не только российском,
общественном движении. Гораздо чаще мы видим конкуренцию общественных
организаций (хорошо подогреваемую системой выдачи грантов), протест,
не подкрепленный реалистичными альтернативными вариантами,
подозрительность и даже агрессивность в адрес противостоящей нам стороны
конфликта. Еще недавно, лет 10 назад, это были вполне работающие
инструменты, позволявшие добиваться успехов, на которых вырос авторитет
эко.движения. Сегодня они - помеха.

Я, естественно, не идеалист. И прошу не приписывать мне позицию эдакого
миротворца, призывающего улаживать все конфликты за столом (или под
столом) переговоров. Очень многие попытки строить коалиции закончатся
неудачей. Множество диалогов - ввиду несовместимости интересов сторон -
зайдут в тупик и покажутся пустой тратой времени и сил.

Пикеты, митинги, лагеря протеста, с одной стороны, обращения в
правоохранительные органы и судебные иски, с другой стороны, проведение
общественных и участие в гос.экспертизах, с третьей - еще долго (хорошо
бы как можно дольше) будут в нашем арсенале. Но необходимо понять, что
каждый из этих инструментов в отдельности будет все менее и менее
эффективен. Что результат достижим при их использовании в комплексе,
в первую очередь, в комплексе с перечисленными новыми.

Эко.движение и каждая эко.организация в отдельности должны озаботиться
поиском союзников в других секторах общественного движения, в структурах
бизнеса и власти.

Эко.движение должно оснастить себя программами конструктивных действий
по переводу общества и экономики на экологичный и социально-позитивный
путь развития. Экологическая Доктрина - первый и небольшой шаг на этом
пути.

Эко.движение должно научиться разговаривать со всеми другими структурами
общества на понятном им (а не только нам) языке, научиться объяснять,
что мы делаем и зачем, что хорошего от нашей деятельности получат жители
территории нашей заботы, чем грозят затеи атомщиков или нефтяников
сельско-хозяйственному или курортному, например, бизнесу. Пока мы это
умеем крайне плохо, разговаривая, преимущественно, на языке западных
фондов, и потому практически никто (или очень редко) не предлагает
поддержать нас отечественными ресурсами.

Сегодня мы, преимущественно, выполняем функцию набата. Она важна,
но не побуждает других подойти к нам ближе и помочь. Мы должны освоить
функции врача и строителя. Только тогда наши ряды начнут пополняться за
счет тех, кто не умеет или не любит звенеть, а таких миллионы.
Учиться, учиться и учиться.

И еще один важный аспект.
Лидирующими в бизнесе и наиболее жестокими по отношению к людям и
природе стали не просто корпорации, а транснациональные корпорации - ТНК.

Зарегистрированные либо в США, либо на каких-нибудь экзотических
островах они не знают, не понимают и не заинтересованы знать и понимать
природу и культуру стран, откуда они вывозят сырье или куда они ввозят
свою продукцию.

С др.стороны, для развертывания своей активности они выбирают, прежде
всего, страны, в которых им не грозит сопротивление властей или структур
гражданского общества, или где это сопротивление может быть
проигнорировано, сломлено или куплено.

С третьей стороны, как правило это большие разветвленные структуры,
и их разные функциональные отделы могут располагаться в странах с весьма
различной политикой в области соблюдения прав человека или
эко.законодательства, что может быть эффективно использовано.

На деятельность ТНК можно воздействовать, и воздействовать успешно.
Но это - большая и технологически новая для нас работа, требующая
хорошей координации заинтересованных в ней организаций.

У нас, на пространстве бывшего СССР ТНК чувствуют себя вольготно.
И не в последнюю очередь потому, что разделившие нас в 1992 г.
политические границы во все большей степени становятся границами
между эко.организациями.

Чем жиже сопротивление, тем гуще слой отходов, которыми будет
залито наше жизненное пространство. В прямом и переносном смысле этого
слова.

> ...главным результатом развития информационных технологий является
> то, что основным действующим лицом мировой истории неуклонно становится
> все более разумная, все более крупная и все более "мягкая", т.е. все
> меньше претендующая на монопольное, единоличное обладание своими
> членами, организация.
> Историю в еще больше степени, чем в наполеоновские времена, делают
> "большие батальоны", но движущиеся сами и по своей воле, больше не
> нуждаясь в думающих за них и направляющих их Наполеонах, - по-видимому,
> отныне и навсегда.
  "Практика глобализации: игры и правила новой эпохи",
   под ред.М.Г.Делягина.

  январь-февраль 2002 г.

  Продолжение следует
                               *  *  *

    ********************* ВЫПУСК ПОДГОТОВИЛИ ********************
    *     Юрий Васидлов  (0342) 55-10-19      *
    *    Анатолий Левин  (0612)52-66-73     *
    *   Андрей Самойлов  (044) 544-57-76    *
    *            Выпускающий редактор Анатолий Левин            *
    *          ---------------------------------------          *
    *       При подготовке выпуска использованы материалы       *
    *     электронных рассылочных списков ЦКИ СоЭС (Москва)     *
    *      и электронной рассылки ENWL-info (С.-Петербург)      *
    * ========================================================= *
    *           Редакция ведет переписку с читателями           *
    *      Перепечатка возможна по согласованию с редакцией     *
    *************************************************************

К списку выпусков

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экоклуб"

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность