Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

К списку выпусков

        ######################################################
        ## ************************************************ ##
        ## **************   Э К О К Л У Б   *************** ##
        ## ***   социально-экологический еженедельник   *** ##
        ## ************************************************ ##
        ######################################################
         ===============| 09/2002 (274-275) |================

                           4 марта 2002 г.
                          -----------------
                                * * *
                     Электронная газета "Экоклуб"
       издается пресс-службой Запорожского экологического клуба
      и Центром экопросвещения "ХХI век",СоЭС при информационном
      и финансовом участии Киевского эколого-культурного центра.
          Распространяется информационными партнерами клуба:
           ENWL (С-Петербург), ISAR-Киев, ЦКИ СоЭС (Москва)
                                * * *
        Газета основана пресс-службой Запорожского городского
                 экологического клуба 5 июня 1994 г.
**********************************************************************

  КОЛЛЕГИ, ДРУЗЬЯ, СОРАТНИКИ! ВСЕ - НА ЗАЩИТУ ДУНАЙСКОГО ЗАПОВЕДНИКА!

**********************************************************************
############ *  В  НОМЕРЕ  * #########################################

 РЕДАКЦИОННАЯ: Спасти Дунайский заповедник!

 НОВИНИ З УКРАIНИ: Хроника событий вокруг Дунайского заповедника

 ВАЖНЫЙ ДОКУМЕНТ: Заявление одесской общественности о беспрецедентной
                 ситуации, сложившейся вокруг Дунайского заповедника

 ЭКО&ПОЛИТИКА: Свято место пусто не бывает, или Кто в Украине занял
               пустующую нишу "великого преобразователя природы"

 ТОЛЬКО СОЛЬ: Запорожье, Одесса

 ВЕСТИ ИЗ-ЗА БУГРА: Евросоюз ратифицирует Киотские соглашения

 ТОЛЬКО СОЛЬ: Мир в целом, Атлантика, Англия, Китай, ОАЭ, Россия, США,
              Франция

 ЭКО&ЭТИКА: В.Борейко, Е.Поминова. Зарубежные философы дикой природы
            (главы из книги).

 ИМЕНА, СОБЫТИЯ, ДАТЫ: С.В.Богуну - 40 лет

########################################################################

===================================== * РЕДАКЦИОННАЯ * =================
                                        ============
  СПАСТИ ДУНАЙСКИЙ ЗАПОВЕДНИК!
 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1 марта была совершена очередная попытка добиться правительственного
решения по прокладке канала через абсолютно заповедную часть Дунайского
заповедника: у первого вице-премьера Украины Олега Дубины состоялось
совещание, на котором 84-летнему Президенту Национальной Академии Наук
Борису Евгеньевичу Патону с большим трудом удалось отбить атаку бизнеса.
Решено создать рабочую группу по дальнейшей проработке вопроса.

На совещании вскрылась немаловажная деталь - в бюджете Украины на
незаконное решение по каналу уже заложено около 5 млн. долларов США.

Большую роль в поддержке позиции Патона сыграли и первые письма,
начавшие поступать на Кабмин Украины. С 6 марта мы начинаем пикетирования
Министерства транспорта Украины - главного виновника погрома заповедника.

Просим поддержать наши действия своими письмами:

Кабинет Министров Украины,
Премьер-министр Анатолий Кириллович Кинах,
Украина, 01008, Киев, ул.Грушевского, 12\2.

Министерство транспорта Украины,
министр Валерий Павлович Пустовойтенко,
Украина, 03150, Киев, ул.Щорса, 7\9,
Тел\факс-8-044-268-22-02

Редколлегия "Экоклуба" обращается к международной общественности
и просит всех, кто читает эти строки, содействовать максимально широкому
распространению нижеследующего Обращения и возбуждению общественного
мнения относительно разрушительной деятельности Министерства транспорта
Украины на территории объектов природно-заповедного фонда и
бездеятельности Комитета по экологической политике Верховной Рады:

         ОБРАЩЕНИЕ РЕДКОЛЛЕГИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ГАЗЕТЫ "ЭКОКЛУБ"
        ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
 В Международный Социально-экологический Союз,
 Рабочую группу по биоразнообразию Европейского Эко-Форума,
 Международную комиссии по охраняемым территориям МСОП,
 Природоохранным организациям всего мира

В последние годы в Украине, наряду со значительными достижениями в деле
заповедания объектов природы, создании эко.коридоров и ростом площадей
природно-заповедного фонда, наблюдается усиление противоположных
процессов: стремление воспрепятствовать развитию экологической сети
и даже ревизовать сложившуюся систему природоохраны, в частности, -
повсеместные нарушения заповедного режима на объектах ПЗФ, отчуждение
или расчленение охраняемых участков, попытки пересмотреть статус или
границы заказников, заповедников, национальных парков.

Даже однократные нарушения охранного режима заповедных объектов влекут
необратимые разрушения природных сообществ на этих территориях и даже
после прекращения вмешательства и устранения дестабилизирующего фактора
заповедный объект теряет значительную часть своей ценности.

Чтобы этого не произошло, необходимо придерживаться строгого постоянства
в соблюдении установленного режима заповедности, не допускать даже
временного отчуждения охраняемых территорий или пересмотра режима их
охраны в сторону ослабления. Охранный статус заповедных объектов можно
только повышать!

Последним по времени готовящемся нарушении целостности особо охраняемой
природной территории, ставшим известным общественности, является попытка
проектирования и строительства глубоководного судоходного канала
"Дунай-Черное море" по гирлу Быстрое в зоне абсолютной заповедности
Дунайского биосферного заповедника ЮНЕСКО в Одесской области.

Научная и природная ценность участка, на котором намечается
строительство, закреплена в многочисленных правительственных решениях
и международных документах. Дунайский биосферный заповедник имеет
статус Рамсарских угодий и одновременно является билатеральным
(Украина-Румыния) биосферным резерватом, входящим в состав европейского
Нижнедунайского зеленого коридора. Водно-болотные угодья Дунайской дельты
включены в список 200 наиболее ценных и богатых по биоразнообразию угодий
мира, которые составляют планетарную сеть, известную как Global 200 WWF;

Министерство транспорта Украины, лоббирующее этот проект, игнорирует
выводы межведомственной комиссии Национальной Академии Наук о
безусловной вредоносности строительства и последующей эксплуатации
канала для биосферного заповедника и всей экосистемы Дунайской дельты
и отказывается принимать во внимание предложенный Академией Наук
и поддержанный общественностью проект строительства канала по
альтернативному варианту "Гирло Степное - Жебрияновская бухта".

1 марта на специальном совещании у первого вице-премьера Украины
О.Дубины со стороны Минтранса была совершена очередная попытка добиться
правительственного решения по прокладке канала через абсолютно
заповедную часть Дунайского заповедника. Желаемого решения Минтрансу
добиться не удалось. Решено создать рабочую группу по дальнейшей
проработке вопроса. На совещании, однако, выяснилось, что в госбюджете
Украины на строительство канала уже заложено 28 миллионов гривен
(более 5 млн. долларов США), которые Минтрансу не терпится освоить.

Следовательно, попытки протащить и реализовать уже готовый, но
неприемлемый для Дунайского заповедника и природоохраны в целом проект
будут продолжаться. Мы опасаемся, что эти попытки будут сопровождаться
взятками, различного рода должностными преступлениями со стороны
чиновников и депутатов различного уровня, а также психологическим
давлением на население.

Мы призываем международную общественность встать на защиту Дунайского
биосферного заповедника, не допустить разрушения ценнейших угодий дикой
природы мирового значения!

 Владимир Борейко,
директор Киевского эколого-культурного центра (СоЭС),
член Международной комиссии по охраняемым территориям МСОП

 Анатолий Левин,
директор Центра экологического просвещения "ХХI век" (СоЭС),
член рабочей группы по биоразнообразию Европейского Эко-Форума

  P.S. СОВЕТУ МЕЖДУНАРОДНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЮЗА:
Коллеги советники! Последние месяцы во внутриСоЭСовской дискуссионной
рассылке  активно обсуждается "национальный" вопрос и
неоднократно высказывалась мысль о кризисе "международности" нашей
международной организации.

Мы предлагаем вам, господа советники МСоЭС, продемонстрировать ваше
стремление к устранению сложившегося перекоса в деятельности Союза,
приведшего к однобокости и "однострановости" общеСоЭСовских акций.

Ситуация с Дунайским биосферным заповедником - территорией, обладающей
международным статусом, требует срочнейшего вмешательства международной
природоохранной общественности. Вам, как говорится, здесь и карты в руки!

Ведь у Совета Международного СоЭС накоплен достаточный опыт выступлений
с различного рода официальными обращениями, скажем, по поводу ввоза ОЯТ
на территорию России, военных действий в Чечне, в защиту дальневосточного
военного журналиста Г.Пасько и даже к самому Президенту России В.Путину.
И разные протестные акции и кампании вам не впервой организовывать,
и даже общенациональные референдумы проводить.

Надеемся, что и на этот раз вы справитесь.
К тому ощущается уже даже какая-то ностальгия по природоохранным акциям,
а не только против РосАтомЭнерго, ФСБ или химкомбината в Удмуртии.

                                *  *  *
                                        ================
===================================== * НОВИНИ З УКРАIНИ * =============
                                        ================
  КАНАЛ ДУНАЙ - ЧЕРНОЕ МОРЕ
  В ДОКУМЕНТАХ И ФАКТАХ                       Дополнительная информация:
  от 15.01.02 до 02.03.02                         alla@eco.odessa.ua
 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~                      * ------------------ *
15 января
Президент НАНУ Б.Е.Патон информирует Президента Украины:
"НАН Украины стало известно, что сегодня Минтрансом Украины проводится
активная работа по внесению существенных изменений в Ваш Указ от 10.08.98
"О создании Дунайского биосферного заповедника". Речь идет об изъятии из
постоянного пользования ДБЗ 1649,6 га абсолютно заповедных земель для
судового пути общего пользования "Дунай - Черное море", оставив их в
составе ДБЗ. Реализация указанного предложения приведет к практической
утрате заповедника и автоматического исключения его из международной
сети биосферных резерватов ЮНЕСКО..."

18 января
Президент Украины направил премьер-министру А.Кинаху, министру транспорта
В.Пустовойтенко и президенту Академии наук Б.Патону поручение следующего
содержания: "С учетом существующего законодательства и соответствующих
международных обязательств Украины разработать проекты альтернативных
вариантов решения этой проблемы". Под текстом поручения Л.Кучма дописал:
"Строго придерживаться международных обязательств".

22 января
Директор ДБЗ А.Волошкевич просит передать благодарность всем, кто
"поддерживал нас", теперь "есть надежда, что в этом многострадальном
деле будет поставлена точка", что и выполняю [А.Ш.].

25 января
И.о. премьер-министра О.Дубина пишет В.Пустовойтенко и Б.Патону:
"Прошу дополнительно отработать в соответствии с поручением Президента
и с учетом поручения КМУ по этому вопросу (пункт 4.4 протокола заседания
КМУ от 21.12.2001) внести соответствующие предложения на рассмотрение
Правительства".

6 февраля
Вилковский горсовет принимает решение #166 "Об обращении к Президенту
Украины, Председателю ВРУ, Примьер-министру о принятии правильного
политического решения в выборе варианта долгосрочного надежного
национального судового хода Украины из Дуная в Черное море"
(в прилагаемом письме речь идет о варианте "Лески-Жебрияновская бухта").

7 февраля
В одесской газете "Пресс-курьер" появляется не подписанная статья о
строительстве канала по варианту "Дельта-лоцман" т.е. по гирлу Быстрому.

15 февраля
Президент НАНУ Б.Е.Патон обращается к Премьер-министру А.К.Кинаху
с просьбой "рассмотреть и поддержать предложение ведущих специалистов
НАНУ о необходимости разработки альтернативного варианта проекта
строительства судового хода "Соломонов рукав (Лески)-Жебриянская бухта".

В газету "Вечерняя Одесса" направлена публикация от общественности о
строительстве канала по этому же варианту.

16 февраля
В газ."Зеркало недели" #6 вышла статья А.Егорова "Два ведомства
встретились в устье Дуная". Приведем мнение нескольких докторов наук,
срочно подключенных к одному из ведомств:

Геолог: "Русло Быстрое следует рекомендовать в качестве основного
судоходного. При этом следует исходить из коренной трансформации
структуры производства в Украине и из новых хозяйственных
природопользовательских приоритетов".

Юрист: "В принципиальном плане действующее законодательство Украины не
исключает хозяйственное использование территорий и объектов ПЗФ".
И далее: "Из приведенного выше не следует требование о неизменности
территорий заповедника".

Эконом-географ профессор Одесского ун-та А.Топчиев предлагает решить
проблему в "формате европейской актуальности": "В настоящее время
населению региона приходится буквально доказывать свое право на жизнь
и работу в условиях нашего "природопользования". Ведь 95% территории
заповедника "Дунайские плавни" - это более 46 тыс.га - полностью
исключены из хозяйственного использования. Принятая схема зонирования
настолько ограничила такую деятельность, что вызывает массовые
протесты". И далее: "Мировой опыт свидетельствует, что транспортные
коммуникации в пределах заповедников и резерватов функционируют как вид
водопользования, который при осуществлении контроля и регламента
является экологически безопасным".

17 февраля
87 участников XXII Совещания орнитологов Азово-Черноморского региона
подписали обращение против уничтожения ДБЗ и отправили его в
специализированные организации Голландии, Швейцарии, Англии, Швеции,
Бельгии, Финляндии, Германии и Канады.

18 февраля
В Одессе состоялась выездная коллегия Минтранса Украины.

22 февраля
И.о. премьер-министра О.Дубина не завизировал Указ Президента о
разделении резервата "Биосфера Дельты Дуная" и строительстве канала по
гирлу Быстрое. В.Волошин в 16.00 срочно доставил в КМУ сертификат
ЮНЕСКО, по информации Минтранса, якобы, отсутствующий у НАНУ.

23 февраля
Газ."Вечерняя Одесса" (#32) сообщила подробности о выездной коллегии
Минтранса в статье "Какое оно, транспортное будущее области?":
"Сегодня проводится политика вытеснения Украины с Дуная,- констатировал
В.П.Пустовойтенко,- поэтому и не решается комплексный вопрос о
возобновлении свободного судоходства по Дунаю <...> Что, мы не можем
канал построить за 28 миллионов гривень? И у меня порой складывается
впечатление, что кто-то что-то получил за этот заповедник только для
того, чтобы не решать вопрос со строительством канала. Мы ведь можем за
счет возобновления судоходства по этому участку делать отчисления для
развития заповедника". И далее: "Практически все, за исключением
представителей НАНУ, поддержали идею строительства глубоководного
судоходного канала Дунай - Черное море".

25 февраля в понедельник эта публикация факсом отправлена Б.Е.Патону

26 февраля
В передаче по местному ТВ выступил проф.А.Топчиев и сообщил, что
"вопрос об изменении статуса заповедника уже решен и это позволит
использовать дельту в хозяйственной деятельности - все приходит в упадок
из-за заповедников - администрация меня поддерживает". Телеведущая потом
рассказала, что домой ушла ночью - столько было возмущенных звонков.

27 февраля
В ОГУ состоялась запись для ТВ-передачи "Пути познания", как бы ответной
на сказанное Топчиевым. Времени было по 5 минут. Записались А.Корзюков и
А.Шевчук (на 12.03.02)

28 февраля
"Вечерняя Одесса" опубликовала Обращение Бориса Патона к трудовым
коллективам предприятий морского транспорта области:
"В последнее время от вашего имени в адрес Президента Л.Д.Кучмы,
Председателя Верховной Рады и Премьер-министра поступают письма, в
которых говорится о четко спланированной акции по обвинению НАНУ в ее
негативном отношении к проблеме прохождения глубоководного судоходного
пути Дунай-Черное море через абсолютно заповедную зону ДБЗ, который
находится в ведении НАНУ. В частности, делается акцент на том, что такая
позиция НАНУ не дает возможности решать острые социальные проблемы
жителей Придунайского региона Одесской области". "...Минтранс представил
лишь один узковедомственный вариант проекта строительства канала
через абсолютно заповедную зону ДБЗ, убеждая, что это наиболее
экономически эффективный для Украины вариант. Однако неоднократное
рассмотрение этого варианта специалистами показало отсутствие в нем
экономических, экологических, правовых и международных аспектов
обоснования. <...> В нем, к великому сожалению, отсутствуют также
обоснованные социальные аспекты". В соответствии с поручением Президента
Украины НАНУ 15 февраля представила на рассмотрение премьер-министра
альтернативный вариант строительства шлюзового глубоководного
судоходного пути "Соломоново гирло - Жебрияновская бухта". Этот вариант,
подтвержден сессией Вилковского горсовета.

1 марта
На запрос КМУ три ведомства (земресурсов, водных и ? эко) поддержали
альтернативный проект строительства, предложенный НАНУ, "Дельте лоцману"
(Бездольному) не дали даже слова.

 Хронологию составила А.Шевчук
 (приведено с сокращениями)
                                *  *  *
                                        ===========
===================================== * ТОЛЬКО СОЛЬ * ==================
                                        ===========
  ЗАПОРОЖЬЕ
 ~~~~~~~~~~~
По неофициальной информации, полученной редакцией "Экоклуба", 12 марта
город собирается посетить сам Гарант всех свобод Украины - для закладки
краеугольного камня преткновения в мосты через Хортицу. Ну, и для того,
наверное, чтобы гарантировать победу на выборах 31 марта проектировщикам
и строителям этих мостов - кандидатам от блока "За ЕдУ". Лидер блока -
НДП, а лидер НДП - министр транспорта В.Пустовойтенко. Министру
Пустовойтенко и посвящается этот номер "Экоклуба".

                                *  *  *
  ОДЕССКАЯ обл.
 ~~~~~~~~~~~~~~
Из-за остановки очистных сооружений в приднестровских городах Резина и
Криуляны в рез-те прекращения подачи электроэнергии произошел сброс в
Днестр большого кол-ва неочищенных канализационных стоков. Растворенные
нечистоты достигли водозабора в пгт Белявка, где расположена водонапорная
станция. Анализы показали резкое ухудшение качества воды, в т.ч. рост
бактериологических составляющих. Облуправление по чрезвычайным ситуациям
призвало население Одессы и области потреблять только отстойную, а затем
прокипяченную воду. Малым утешением служит факт, что в городах Резина и
Криуляны, где отключены очистные сооружения, не функционируют также
пром.предприятия, поэтому не произошел сброс в Днестр еще и пром.стоков.
(Газ."Факты и комментарии",22.02.02; Цит.по: бюлл."Химия и жизнь" #837)

                                *  *  *
                                        ===============
===================================== * ВАЖНЫЙ ДОКУМЕНТ * ==============
                                        ===============
  О ДУНАЙСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ - ИЗ ОДЕССЫ
 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
 В ночь с 3 на 4 февраля через seu_discus из Одессы при-
 шло  Заявление для прессы за подписями 15 представитей
 НПО и специалистов Одесской обл. (приведено с аббревиа-
 турными сокращениями):

   ЗАЯВЛЕНИЕ ДЛЯ ПРЕССЫ
  о беспрецедентной ситуации, сложившейся
  вокруг строительства глубоководного
  судового хода Дунай-Черное море:

Представители общественных орг-ций и специалисты различных направлений,
изучив и обсудив информацию, представленную Одесским отделением МСоЭС
о сложившейся ситуации вокруг строительства судового хода для организации
морского судоходства в украинской части дельты Дуная, отмечают, что
проблема выхода Украины в Черное море через Дунай чрезвычайно актуальна
для экономики страны и ее престижа, а также для всего дунайского региона,
особенно для Укр.Дунайского пароходства и его портов Измаил, Килия,
Рени, Усть-Дунайск.

С др.стороны, дельта Дуная является самым крупным водно-болотным
угодьем Европы международного значения и поэтому для сохранения
биоразнообразия дельты ее уникальные ландшафты защищены целым рядом
национальных и международных правовых актов, начиная с 20.02.1973 г.,
когда Постановлением СМ УССР #84 был учрежден Дунайский филиал
Черноморского Гос.заповедника площадью 7758 га.

Укр. часть дельты Дуная под названием "Килийское гирло" в 1975 г.
получила высокий статус Рамсарских угодий, имеющих международное
значение, главным образом как среды обитания водоплавающих птиц
(Конвенция о водно-болотных угодьях, Украина - сторона с 1999 г.);

Главное управление геодезии, картографии и кадастра при КМУ в
соответствии с Постановлением КМУ от 23.11.1995 #935 обеспечило
нанесение границ охраняемой территории в Килийском р-не Одесской обл.
на карту Украины;

23.04.1981 СМ УССР принял Постановление #203 об организации
самостоятельного заповедника "Дунайские плавни" при АН Украины;

10.08.1998 Указом Президента Украины #861\98 от на базе ЗДП был создан
"Дунайский Биосферный заповедник" (ДБЗ). Этим же Указом заповеднику
переданы все внутренние водоемы и протоки укр. части дельты Дуная;

Решением ЮНЕСКО от 02.02.1999 заповедник получил соответствующий
международный сертификат биосферного Резервата;

Решением ЮНЕСКО от 02.02.1999 создан единый румыно-украинский
билатеральный Резерват "Биосфера Дельты Дуная" - один из пяти
билатеральных резерватов в мире;

Гос.актами от 24.02.2000 и 28.12.2001 11-ОД эта территория и акватория
закреплены за ДБЗ;

Водно-болотные угодья Дунайской дельты включены в состав 200 наиболее
ценных и богатых по биоразнообразию угодий мира, которые составляют
планетарную сеть, известную как Global 200 (WWW International);
Резерват "Биосфера Дельты Дуная" вошел также в состав Нижнедунайского
зеленого коридора, соглашение о создании которого представители
правительств Болгарии, Молдовы, Румынии и Украины подписали 5.06.2000.

Перечисленные выше документы определяют границы и статус охраняемых
территорий дельты Дуная, Закон Украины устанавливает диффференцированный
режим охраны, воспроизводства и использования функциональных зон
биосферных заповедников, а экспертиза Ин-та государства и права НАНУ
(Малышева Н.Р.) обобщает организационно-правовую основу, обеспечивающую
охрану ДБЗ, Резервата ЮНЕСКО "Биосфера Дельты Дуная".

Минтранс Украины, представив узковедомственный проект строительства
глубоководного канала Дунай-Черное море в одном варианте (по закону
требуется минимум 2) через абсолютно заповедную зону международного
Резервата ЮНЕСКО, не имея положительного Заключения гос.эко.экспертизы,
документации (ТЭО и ОВОС), голословно утверждает экономическую
эффективность для Украины указанного проекта.

Нарушая действующее законодат-во Украины, скрывая отрицательные
выводы гос.эко.экспертизы Минэкологии Украины, пренебрегая
высококвалифицированным мнением НАНУ и Ин-та государства и права
им.В.Н.Корецкого, не учитывая решений двух сессий гор.совета г.Вилково,
мнения специалистов-портовиков, общественных эко.орг-ций региона, не
выполняя Указа Президента Украины, манипулируя вырванными из контекстов
словами, придавая им противоположный смысл, безграмотные высшие чиновники
Минтранса сознательно дезинформирует общественное мнение, порочат НАНУ,
передергивая факты, возвращая нас во времена лысенковщины, ставят под
удар престиж страны, толкают государство к разорительным расходам
бюджетных средств на борьбу с природными дельтообразующими процессами,
создают тупиковую ситуацию для судоходства в дельте Дуная в будущем.

Общественные орг-ции региона и специалисты уже не раз обращались
к Минтрансу с предложениями остановить незаконные действия, направленные
на уничтожение заповедных территорий международного значения, однако
наши обращения не возымели действия. Не брезгуя никакими методами,
Минтранс продолжает блокировать и уже более 5 лет тормозит развитие
судоходства в укр. части дельты Дуная. Это должно найти соответствующую
оценку у руководства страны.

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем предложение НАНУ, которая
представила на рассмотрение премьер-министра Украины альтернативный
вариант строительства шлюзового глубоководного судоходного пути
"Соломоново гирло - Жебрияновская бухта". Этот вариант 6 февраля 2002 г.
подтвержден сессией Вилковского горсовета.

  P.S.
Тех, кто может написать самостоятельные письма, просим направлять:
1. В КМУ
2. Копии: Президенту НАН Украины Б.Е.Патону
3. В СМИ! Местные, республиканские, любые.
4. В СоЭС - для учета и дальнейшего использования

Пожалуйста, друзья, поторопитесь - времени у нас очень мало!
 ВСПОМНИТЕ ДНЕСТР! ТАМ ВЕДЬ ТОЖЕ - МИНТРАНС!

 СПАСИБО!
 Алла Шевчук
 Одесса, 03.03.02
                                *  *  *
                                        ============
===================================== * ЭКО&ПОЛИТИКА * =================
                                        ============
  СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ
 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
 Минводхоз инструкций просит:
 Чем ему полезным быть -
 То ли речку перебросить,
 То ли море отменить?
 Нам канал прорыть недолго -
 И Печору, и Двину
 Мы подарим матерь-Волге
 Как персидскую княжну.
   (ДОПовские частушки 80-х)

 Помните 1988-й, когда спец.постановлением партии и пра-
 вительства  было отменено решение о последнем грандиоз-
 ном социалистическом преобразовании природы - повороте
 северных рек вспять? Это одна из первых  и  крупнейшая
 победа набирающего силы  общественного движения в защи-
 ту природы. Это была смертельная рана могучему Министе-
 рству мелиорации и водного хозяйства СССР, после  кото-
 рой оно уже не поднялось до былого величия. Потом Союз
 разлетелся на куски, и осколки союзного минводхоза вов-
 се потеряли силу,отказавшись от претензий на звание са-
 мого вредоносного транжира  народных средств. Постепен-
 но  о них забыли. Но свято место пусто не бывает. В Ук-
 раине объявился новый претендент на этот непочетный ти-
 тул с амбицией догнать и перегнать недоброй памяти мин-
 водхоз,побить рекорд по преобразованию и улучшению при-
 роды. Имя ему - Минтранс.

"Экоклуб" в #243 от 4 ноября и #244-245 от 11 ноября 2001 г. уже писал
об этом вредном проекте Министерства транспорта Украины: "23 октября
межведомственная экспертная комиссия НАН Украины рассмотрела 2 варианта
строительства глубоководного судоходного канала Дунай - Черное море".

Были сделаны доклады:
> Бездольний В.В. "Про варiант проекту будiвництва глибоководного
> суднового шляху р.Дунай-Чорне море по гирлу Бистре (зона абсолютного
> заповiдання Дунайського бiосфериого заповiдника ЮНЕСКО)",
>
> Зiзак В.П. "Про альтернативний варiант проекту будiвництва
> судноплавного шляху р.Дунай-Чорне море шляхом розчистки та обладнання
> затвором з'еднувального каналу Усть-Дунайський з одночасним
> будiвництвом шлюзованого каналу вiд с.Лiски (гирло Степове)
> в Жебриянiвську бухту".

Академия Наук выбрала вариант по трассе село Лески - Жебрияновская бухта,
в буферной зоне Дунайского биосферного заповедника, где ущерб природе
от строительных работ и эксплуатации канала будет минимальным.
Но Минтранс, ведомый председателем Народно-демократической партии
Валерием Пустовойтенко, экспертное заключение академиков проигнорировал.

Общественная дискуссия вокруг проекта канала через гирло Быстрое,
началась с публикации 3 ноября 2001 г. в газ."Зеркало Недели"
статьи "В чиновнике проснулось чувство грандиозного".

Ниже, как исторический экскурс в суть нынешнего конфликта, предлагается
конспект еще одной статьи в той же газете - журналиста А.Рожена
"Влияние избирательных технологий на нерест дунайской сельди"
("ЗН" #378, 1.02.02):

В ответ на статью в "Зеркале недели" от 3 ноября Минтранс организовал
26 ноября тщательно подготовленный "круглый стол", на который приехали
недоумевающие директора едва ли не всех портов Украины, директора
профильных институтов, депутаты, посол Украины в Румынии, представители
Нац.совета безопасности. Минтранс решил дать серьезный бой оппонентам
и разом поставить все точки над "i".

На заявление президента НАНУ Б.Патона о том, что академия не поддержит
решение, если не будут представлены альтернативные проекты, лоббисты
углубления дельты в р-не гирла Быстрое ответили категорическим отказом.
Собственно, доводы за реализацию именно этого проекта можно свести
к двум мотивам:

1-й - "популистский": основан на том, что "этого требует народ", который
в регионе доведен до отчаяния отсутствием работы. 2-е возражение связано
с экономикой: румыны по другую сторону границы упорно строят каналы,
их порт перетягивает к себе уже почти все суда, идущие по Дунаю.
Мол, надо и нам подготовить "ответ Чемберлену"...

Неприятие проекта Академией Наук понятно: 95% дунайской сельди
в гирле Быстрое (т.е. фактически всей ее местной популяции) транспортным
проектом поставлено под угрозу исчезновения. Так что популистская логика
"преобразователей природы" рассыпается в прах.

Глава комитета Верховной Рады по вопросам эко.политики и
природопользования Юрий Самойленко на "круглом столе" оказался
убежденным сторонником минтрансовского проекта преобразования природы.
Интересно, что еще совсем недавно этот представитель ПЗУ дал проекту...
резко негативную оценку.

Что же вынудило Ю.Самойленко радикально поменять свою позицию?
В академии ломают головы над причиной столь странной метаморфозы.
Здесь даже готовы поверить в слухи о том, что представитель "зеленых"
обменял судьбу дунайской сельди на мощный административный ресурс
накануне избирательной кампании, который ему пообещали предоставить
сторонники углубления русла Быстрое... Вот так НДП полюбовно решает
спорные природоохранные вопросы с ПЗУ.

Минтранс преподносит лоббируемый проект как простое изъятие мизерного
процента территории заповедника, где тихо и мирно будут проплывать суда.
На самом деле строительство канала связано с нарастающими объемами
дноуглубительных работ, которые только в первые годы после окончания
строит-ва составят 1,2 млн. кубометров грунта в год. Потому как дельта.

Следует добавить также отрицательное влияние на морскую и пресноводную
экосистему сбрасываемого грунта. Вырубка прируслового леса, шум
дночерпалок в самой сердцевине заповедника сделают его совершенно
непохожим на строго охраняемую зону биосферного заповедника ЮНЕСКО.

Крайне отрицательным для всей экосистемы дельты будет перераспределение
стока по гирлам. Изменятся естественные процессы дельтаобразования,
исчезнут наиболее ценные для птиц морские косы, являющиеся местом их
гнездования.

Неясным остается вопрос о последствиях интенсивного судоходства
на рыбный промысел, являющийся исконной деятельностью местного
населения. Гирло Быстрое - основной рукав, где происходит сохранение,
воспроизводство и лов дунайской сельди. В случае судоходства по этому
варианту будет потеряно ок.90 тонн улова сельди, а также осетровые рыбы
в гирле Быстрое.

С рыболовством тесно сплетены и социальные проблемы. По мнению мэра
г.Вилково И.Соловьева, потери рабочих мест из-за прекращения рыболовства
в гирле Быстрое превысят число ожидаемых нескольких десятков вакансий
служащих, которые, возможно, будут привлечены к эксплуатации судоходного
канала.

Совокупный ущерб природной среде от планируемого судового хода по гирлу
Быстрое оценивается специалистами в 3972,7 тыс.грн., а не 1075,4 тысяч,
как утверждается в статье анонимного автора из журнала "Судоходство"
(#10-11/2001). При этом 80% этой суммы - прямые убытки заповедника.
Ущербы по альтернативным вариантам строительства наверняка существенно
ниже. Но они вообще не были просчитаны.

С позиций экологии сравнительно небольшая площадь заповедника ни в коей
мере не обесценивает его природное значение. На этом крошечном в
планетарном масштабе участке зимует значительная часть мировой популяции
краснозобой казарки; гнездится большая часть кудрявых пеликанов; здесь
найдены виды животных, общее кол-во которых на планете насчитывается
не более 1,5 тыс.экз. Поэтому совершенно неправомочно сопоставлять
площадь заповедника с его природной значимостью.

Успешное решение проблем водного транспорта может быть сведено на нет
из-за нарушения норм международного и национального природоохранного
законодательства. Оно неминуемо произойдет, если зона строгой охраны
заповедника будет затронута строительными и эксплуатационными работами.
Украина может не только потерять статус заповедной территории Дунайских
плавней, которого ученые и дипломаты с таким трудом добились, но и в
значительной степени утратить свой международный авторитет.

Эта напряженная дискуссия все больше заходила в тупик. Даже прогноз, что
Валерий Пустовойтенко в связи с предстоящими выборами в Верховную Раду и
оглядкой на общественное мнение услышит доводы оппонентов не оправдался
- Минтранс все настойчивее требовал от академии согласиться с его
условиями.

15 января Президент НАНУ Б.Е.Патон, потеряв надежду убедить Минтранс
и его руководителя в необходимости считаться с заключенными Украиной
международными договорами и внимательней относиться к природе родной
страны, обратился непосредственно к Президенту Украины.

18 января Л.Кучма направил премьер-министру А.Кинаху, министру
транспорта В.Пустовойтенко и президенту НАНУ Б.Патону поручение:
"С учетом существующего законодательства и соответствующих международных
обязательств Украины разработать проекты альтернативных вариантов решения
этой проблемы". Под текстом поручения Леонид Данилович собственноручно
дописал: "Строго придерживаться международных обязательств".

 Конспектировал А.Левин
 (полный вариант - http://www.zerkalo-nedeli.com/op/show/378/33590/)

  P.S. "ЭКОКЛУБА":
За последние годы возглавляемый В.Пустовойтенко Минтранс неоднократно
посягал на объекты природно-заповедного фонда Украины. Ну, какая-то
прямо патологическая ненависть у господина транспортного министра
к заповедникам и участкам дикой природы!

Только совсем недавно разрешился конфликт в Днестровских плавнях,
где дорожные строители успели-таки нагадить в Рамсарских угодьях.

Теперь вот Запорожье готовится к грандиозному строительству мостовых
переходов через Днепр прямо по Национальному заповеднику "Остров
Хортица" и геологическому заказнику общегосударственного значения
"Днепровские пороги". Причем для этого уже идет полным ходом
реконструкция городского центра с организацией новых транспортных
подъездов к предполагаемым мостам.

Одновременно Минтранс посягает на Дунайский биосферный заповедник.
Как видно из вышеприведенных материалов этого выпуска, Пустовойтенко
проигнорировал даже указание Самого - альтернативных вариантов
строительства канала Минтранс не хочет учитывать.

Пресса шумит, одесситы разделились на 2 враждующих лагеря, а вот
национальные вожаки экологической общественности как воды в рот набрали.
Почему Громадська Рада екоНУО нацiонального рiвня при Мiнекоресурсiв
не выступила до сих пор с каким-либо публичным заявлением?

Не потому ли, что названные в этой статье договорившиеся между собой
высокопоставленные лоббисты и одобрители разрушительного для природы
проекта так или иначе влияют на личное благополучие этих национальных
организаций и их лидеров?

НДП, председатель которой транспортный министр В.П.Пустовойтенко, -
создатель и спонсор Всеукраинской Экологической Лиги. ПЗУ - политическая
партия, созданная УЭА "Зелений Свiт", руководителем которого значится
Ю.И.Самойленко, он же председатель комитета ВРУ по экополитике.
Остальные всеукраинские экоНПО распределены между этими двумя полюсами.
А полюса-то сомкнулись на Дунае!

                                *  *  *
                                        =================
===================================== * ВЕСТИ ИЗ-ЗА БУГРА * ============
                                        =================
  ЕВРОСОЮЗ НАМЕРЕН НАЧАТЬ ПРОЦЕСС
  РАТИФИКАЦИИ КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА
 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
 4 марта Киотский протокол по глобальному потеплению,
 как предполагается, получит поддержку 15 членов Евро-
 пейского союза, которые намерены ратифицировать это
 соглашение. Министры экологии надеются, что этот шаг
 побудит остальных членов мирового сообщества также
 ратифицировать протокол, и он вступит в силу еще до
 конференции ООН по устойчивому развитию, которая про-
 йдет в августе-сентябре 2002 г. в ЮАР.

"Ратификацией Киотского протокола ЕС вновь покажет мировому сообществу
необходимость объединенных усилий в борьбе с изменением климата", -
отмечается в заявлении комиссара Евросоюза по экологии Марго Валльстрем.

Напомним, что администрация американского президента Джорджа Буша
заявила, что США выходят из Киотского протокола, так его ограничения
на выброс двуокиси углерода слишком велики и наносят большой ущерб
американской экономике.

Чтобы вступить в силу, Киотский протокол должен быть ратифицирован
55 государствами, включая все индустриально развитые страны, которые
выбрасывают в атмосферу, по меньшей мере, 55% СО2.

 Подробности РБК, 04.03.02
                                *  *  *
                                        ===========
===================================== * ТОЛЬКО СОЛЬ * ==================
                                        ===========
  МИР В ЦЕЛОМ
 ~~~~~~~~~~~~~
Кол-во людей старше 60 лет к 2050 г. достигнет 21% населения планеты
и составит 1 млрд.963 млн. чел., а самой старой нацией на Земле будут
испанцы (средний возраст 55 лет). Сейчас среднемировой возраст составляет
26 лет, самой старой нацией является Япония (41 год), самой молодой -
Йемен (15 лет). В будущем последствия проблем, связанных с демографич.
изменениями, выйдут за пределы национальных границ. Развитые страны
озабочены процессом падения численности населения и увеличением расходов
на поддержку пожилой его части, что в будущем неизбежно скажется на
состоянии дел во всем мире. Развитым странам придется реформировать
социальную систему, чтобы справиться с проблемами, порождаемыми старением
населения. (UAToday, 1.03.02 и Русская служба новостей, 1.03.02)

       * * *
Руководители одной из крупнейших в мире банковских групп HSBC заявили,
что в ближайшие 5 лет они инвестируют 50 млн.долл. в проекты таких
международных орг-ций как WWF и "Охрана природы". Кроме этого, для
участия в эко.проектах HSBC отправит около 2 тысяч своих сотрудников.
Идея личного участия банкиров в финансируемых проектах для банка не
нова. Представители HSBC уже помогали изучать горных львов в США и
лягушек в австралийских тропиках. Председатель HSBC Джон Бонд отметил,
что группа принимает участие в природоохранных проектах с середины 80-х
и теперь только наращивает темпы. Однако он признал, что HSBC, не смотря
ни на что, далеко не идеальный пример экологически ответственной
финансовой структуры. (Reuters - ЭкоНеделя, 25.02.02)

                                *  *  *
  АТЛАНТИКА
 ~~~~~~~~~~~
Специалисты в области биологии моря предлагают ввести срочные меры по
ограничению рыболовства в северо-восточных р-нах Атлантического океана
с целью защиты коралловых рифов. Ученые считают, что глубоководное
траление приводит к повреждению рифов. О существовании атлантических
коралловых рифов, многим из которых более четырех тысяч лет, известно
гораздо меньше, чем о тропических мелководных рифах. Подводные
исследования показали, что на рифах имеются глубокие шрамы, оставленные
рыболовецкими тралами, некоторые из них длиной до 4 км.
 (UAToday, 26.02.02)
                                *  *  *
  ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
 ~~~~~~~~~~~~~~~~
Группа американских и британских ученых утверждает, что общепринятые
представления о климатических переменах на самом деле до сих пор научно
не доказаны: увеличение выброса в атмосферу т.н. "парниковых газов"
может и не быть главным фактором глобального потепления. Ученые из ин-та
им.Джорджа Маршалла (США) утверждают, что прогнозы по поводу увеличения
температуры в наступившем столетии остаются "неизвестными и неизученными"
и называют этим прогнозы "медиа-мифом". (UAToday, 25.02.02)

       * * *
Разработан прибор,контролирующий состав выхлопных газов проезжающих
автомобилей. Невидимые глазу инфракрасные и ультрафиолетовые лучи
пересекают дорогу на уровне выхлопной трубы автомобиля. С противоположной
стороны дороги расположено зеркало,отражающее лучи обратно - к детектору.
По изменению интенсивности отраженного луча можно оценить загрязненность
воздуха. Детектор определяет наличие угарного газа, углекислоты,
углеводородов, окислов азота и др. вредных веществ. Данные поступают
в компьютер, и, если норма токсичных веществ в выхлопе превышена,
включается фотокамера. И все это происходит в считанные доли секунды.
 (Подробности MIGnews, 4.03.02)

                                *  *  *
  КИТАЙ
 ~~~~~~~
Важное открытие китайских палеонтологов. Недавно они завершили
предварительное исследование найденной в 2001 г. в северо-восточном
Китае окаменелости оперенного динозавра. Это - первый экземпляр
подобного рода, поскольку находка представляет собой полное тело
животных, живших 130 миллионов лет назад. (UAToday, 25.02.02)

                                *  *  *
  ОАЭ
 ~~~~~
В Объединенных Арабских Эмиратах поставили на поток выращивание
клонированных финиковых пальм, устойчивых к болезням и вредителям.
Одна из местных компаний вывела 4 вида пальм, которые дают не только
лучшие сорта фиников, но также не боятся красной моли, пальмовой плесени
и др.болезней. Выращивание 1-метрового саженца занимает 2,5 года, но
клонированные пальмы развиваются и начинают давать урожай быстрее
обычных. Власти эмирата Абу-Даби заказали 28 тысяч саженцев для
озеленения пустыни и столицы ОАЭ. За последние 30 лет в Эмиратах
высажено более 25 млн пальм, изменивших облик пустынной страны и ее
городов. На проекты по озеленению ОАЭ затратили 4,5 млрд долларов.
 (UAToday, 26.02.02)
                                *  *  *
  РОССИЯ
 ~~~~~~~~
26 февраля Верховный суд России удовлетворил иск о признании
недействительным распоряжение Правительства #1483 от 15.10.98, которое
разрешало в виде исключения оставлять на территории России радиоактивные
отходы, образующиеся в результате переработки ОЯТ венгерской станции
"Пакш". Инициаторами иска стали жители Челябинской области, активисты
региональной НПО "Движение за ядерную безопасность" при поддержке
Гринпис России. Челябинская область вошла в книгу рекордов Гиннеса
как самая радиационно загрязненная территория. (Гринпис России,26.02.02)

                                *  *  *
  США
 ~~~~~
Американская межпланетная станция "Одиссей" обнаружила признаки наличия
большого количества льда на Марсе. Сенсационные данные, полученные
станцией, могут свидетельствовать о возможности существования жизни
на Марсе. (UAToday, 4.03.02)
                                *  *  *
  ФРАНЦИЯ
 ~~~~~~~~~
21-23 февраля в Лионе состоялся форум "Диалоги Земли" (Earth Dialogues).
Его провели Международный Зеленый Крест, Совет Земли и Всемирный совет
бывших министров иностранных дел. На форуме присутствовали
премьер-министр Франции Лионель Жоспен и президент Международного
Зеленого Креста М.С.Горбачев. Центральной темой форума были этические
вопросы устойчивого развития. Форум прошел в виде 8 круглых столов.
Были выдвинуты предложения стратегического характера к Конференции ООН
по финансированию развития (Монтеррей, март 2002) и ВСУР
(Йоханнесбург, август-сентябрь 2002). ("Глобал-Инфо",2.03.02)

                                *  *  *
                                        =========
===================================== * ЭКО&ЭТИКА * ====================
                                        =========
 В.Е.Борейко, Е.В.Поминова

                   ЗАРУБЕЖНЫЕ ФИЛОСОФЫ ДИКОЙ ПРИРОДЫ
                           (Главы из книги)
                          ~~~~~~~~~~~~~~~~~~

  Глава 4. ФИЛОСОФЫ ЗАЩИТЫ ДИКОЙ ПРИРОДЫ

  ДЖЕК ТЕРНЕР
 ~~~~~~~~~~~~~
 Джек Тернер - современный  американский экофилософ, по-
 борник защиты дикой природы. Около 25 лет назад Тернер,
 профессор философии, оставил  преподавательскую и науч-
 ную деятельность  и  подался в дикую природу. В настоя-
 щее время он работает инструктором-гидом в горах Гранд
 Тетон, много путешествует по другим горам мира. Как ав-
 тор нашумевшей книги "Абстрактное дикое" (1996),сделал
 огромный вклад в развитие идеи дикой природы.

Стоя на радикальных позициях экоцентризма, Джек Тернер категорически
против любого вмешательства, любого контроля за дикой природой:

"Почему бы не выделять обширные области дикой природы, где мы
ограничиваем все формы человеческого вмешательства: никаких
природоохранных стратегий, никакой спроектированной области дикой
природы, никаких дорог, никаких троп, никаких полетов на вертолетах,
никаких радиопередатчиков, никаких измерительных приборов, никаких
фотографий, данных глобальной системы навигации <...>, никаких
топографических карт. Пусть любая среда обитания, которую мы можем
сохранить, как можно больше вернется к собственному порядку. Пусть
область дикой природы снова станет белым пятном на наших картах".

По мнению экофилософа человеку мешают научиться любить и уважать дикую
природу следующие причины: недостаток личного опыта, предпочтение
отдельным высказываниям и копирование имеющегося опыта, доверие научным
и техническим экспертам в вопросах контроля природы, склонность к
экономике и экономической мысли, вестернизация и гомогенизация мировой
культуры.

Тернер называет себя "воинствующим экологическим фундаменталистом",
он говорит о необходимости нашей эмоциональной связи с дикой природой,
о значении ритуальности и священности в обращении с ней.

Тернер остро критикует современные американские национальные парки,
где главные принципы - контроль, управление и развлечение, а совсем не
свобода дикой природы. Такая контролируемая дикая природа по его мнению
фикция. Мы не можем сохранять дикую природу как сохраняют клубнику -
собранную, сваренную и закрытую в банки. Сохранять дикую природу -
означает сохранять ее автономию и свободу.

По мнению экофилософа наука и политика существуют для контроля и
управления природой. Вместо их нам нужна новая мораль, основанная
не на контроле, а на свободе, естественности, хаосе и путанице.

  ДЕЙВ ФОРМЕН
 ~~~~~~~~~~~~~
 Дейв Формэн - американский природоохранник,идеолог ради-
 кального движения  защиты дикой природы "Прежде Земля!",
 организованного им в 1987 году, редактор журнала "Дикая
 Земля",один из руководителей проекта "Дикая Земля",член
 совета директоров Сьерра-клуба, автор  книги "Признания
 эко-воина" и  соавтор книги "Большое снаружи". В СССР и
 странах СНГ Дейв Формэн не известен.

В отличие от многих своих американских коллег, Дейв Формэн не кабинетный
экофилософ. Его можно часто видеть на различных акциях движения "Прежде
Земля!", направленных на спасение тех или иных участков дикой природы.

Ученик и последователь Генри Торо, Джона Мюира и Олдо Леопольда, он
словом и делом защищает дикую природу: "Корнями слова "Дикая природа"
(англ. Wilderness) в староанглийском является Wild-deor-ness - "земля
с собственной волей".

"Земля с собственной волей имеет пожар, шторм и изменения экосистемы.
Она содержит диких зверей, которым не по душе быть притесняемыми
тщедушными гуманоидами". По мнению автора, дикой природе нужно позволить
идти своим путем, а не "возделывать", как учит Библия. Области дикой
природы должны оставаться дикими.

В 1999 г. в одной из своих работ Дейв Формэн сформулировал основные
принципы движения "Прежде Земля!":

1. Во всех решениях, даже если это идет вразрез с благом людей,
в первую очередь следует руководствоваться благом Земли. Наше движение
утверждает, что природное разнообразие должно быть сохранено за счет
уменьшения материального уровня жизни людей. Люди должны "подстроиться
под красоту". Мы должны заботиться о других людях, но сперва мы должны
позаботиться о Земле.

2. Не считать людей мерилом ценности других. Индивидуальная человеческая
жизнь имеет не большую внутреннюю ценность, чем жизнь индивидуального
медведя.

3. Все живые существа и сообщности обладают внутренней ценностью и
подлинным достоинством. Природные сущности живут ради самих себя.
Растения, животные и даже неодушевленные объекты, вроде гор и рек, не
должны существовать лишь ради удобства человека. Даже такие бесспорные
враги как "болезни" (напр.,малярия) или "вредители" (напр.,москиты) -
это не проявления зла, которое нужно устранить, а жизненные компоненты
сложной, кипучей биосферы.

4. Осознание того, что дикая природа - это реальный мир, а наши города,
компьютеры, самолеты, вся деловая цивилизация - всего лишь искусственные
и преходящие явления.

5. Признание того, что на Земле слишком много людей.

6. Подвергание сомнению и даже антипатии "прогресс" и "технологии".
В результате роста цивилизации мы больше потеряли, чем приобрели.
За каждое материальное достижение прогресса мы платили дюжиной потерь
в тех вещах, что имели более глубокую и невыразимую ценность.

7. Отказ от рассматривания рациональности как единственного
способа мышления.

 Продолжение следует
                                *  *  *
                                        ====================
===================================== * ИМЕНА, СОБЫТИЯ, ДАТЫ * =========
                                        ====================
  С.В.БОГУНУ - 40 лет
 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Первому заместителю начальника госуправления экоресурсов в Запорожской
области, председателю областной организации Всеукраинской Экологической
Лиги Сергею Владимировичу Богуну сегодня исполнилось 40 лет.

Общественный Совет экоНПО при Запорожском обл.управлении минэкоресурсов,
вся экологическая общественность города и области поздравляет коллегу
с днем рождения и желает творческих и организационных успехов во имя
ридного Довкилля! Ну, и здоровья и личного благополучия - как условие
достижения цели!
                                *  *  *

 ************************** ВЫПУСК ПОДГОТОВИЛИ ************************
 *             Андpей Самойлов  (0612)52-72-72          *
 *          Анатолий Левин  (0612)52-66-73        *
 *        Владимиp Борейко  (044)443-52-62      *
 *                 Выпускающий редактор Анатолий Левин                *
 *               ---------------------------------------              *
 *            При подготовке выпуска использованы материалы           *
 *            рассылочного списка СоЭС SEU discussion list,           *
 *        ENWL-info (Ecological North-West Line, St.Petersburg)       *
 * ================================================================== *
 *  Звоните, пишите, приходите! Всегда рады новым людям и информации! *
 *     Перепечатка возможна по согласованию с редакцией "Экоклуба"    *
 **********************************************************************

К списку выпусков

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экоклуб"

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность