Сети МСоЭС
Дела МСоЭС
СоЭС-издат
|
“Ракетные дожди” падают на Алтай
(Из выступления на заседании Совета Федерации 14 октября 1998 г.)
Д.И. Табаев,
член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Уважаемые коллеги!
Как говорят в народе, беда не приходит одна, и приходит она к тому, кто наиболее нуждается в защите и помощи. Чрезвычайная, тяжелейшая социально-экономическая и финансовая ситуация в Республике Алтай осложнилась неблагоприятными последствиями ракетно-космической деятельности.
На территории республики полностью или частично расположены 4 поля падения фрагментов вторых ступеней ракет-носителей “Протон” и “Союз”, запускаемых с космодрома Байконур. Имеется также ранее использовавшийся и использующийся сейчас район падения отделяющихся частей ракет неустановленной принадлежности и несанкционированных запусков с военных полигонов. Общая площадь, загрязненная космическим мусором, составляет 23,5 тыс. кв. км, то есть 1/4 часть территории республики. Загрязнение захватывает уникальные по природно-ресурсному потенциалу земли. Например, один из наиболее интенсивно используемых в последние годы районов падения расположен на площади старейшего в стране Алтайского государственного природного заповедника, относящегося к федеральным заповедникам.
Имеющиеся данные свидетельствуют о практически повсеместной загрязненности природной среды республики токсичными компонентами ракетных топлив, в основном гептилом и его трансформантами. Негативное воздействие ракетно-технической деятельности в значительной степени влияет на медико-демографические показатели, по которым наша республика занимает одно из последних мест в РФ: короткая средняя продолжительность жизни (48-50 лет) и большая смертность. Правильно пишет газета “Труд” в статье “Ядовитые росы” о том, что на протяжении 40 лет здоровье и безопасность алтайцев приносится в жертву испытателям. Десятилетиями падает на головы алтайцев “космический дождь”, состоящий из отделившихся частей ракет и ракетного топлива. Горный Алтай стал полигоном для испытаний.
В разные годы и в различных местах нашей республики отмечены многочисленные случаи несанкционированной ракетно-технической деятельности, в результате которой пострадали многие десятки тысяч жителей. Так, в конце мая 1997 года в Кошагаческом районе на площади 5 тыс. кв. км имело место ракетно-космическое воздействие химической природы - пострадали жители 15 сел, около 20 тыс. человек, в том числе особо пострадали жители сел Курай, Кызыл-Таш, Чаган-Узун, Мухор-Тархата и Бельтир, входящих в мой избирательный округ и расположенных в эпицентре падения неизвестной ракеты. В своем письме жители села Курай писали: “Все население охвачено паникой, но в то же время мы бессильны что-либо предпринять. Мы не знаем, что происходит”.
Действительно, жителям этих сел было от чего паниковать. После падения ракеты поднялось темное, плотное, со специфическим запахом облако (туман, смог), которое вызвало резкое ухудшение состояния здоровья людей. У них появилась тошнота, слезливость, затрудненность дыхания, головные боли, носовые кровотечения, сыпь, болячки, расстройства желудка, выпадали волосы вплоть до облысения. В течение трех месяцев после случившегося было 7 выкидышей, рождались “желтые дети”, двое умерли.
От воздействия неизвестного химического средства гибли звери, насекомые, рыбы, произошло отравление открытых водоемов, причинен вред растительному миру. Указанная территория оказалась в зоне чрезвычайной ситуации, но, несмотря на это, со стороны тех, кто запускал и испытывал эти ракеты, не проявилось ни простого человеческого внимания, ни чувства ответственности за судьбу жителей названных и других сел, жизнь и здоровье которых они подвергли большой опасности.
А действия экипажа некоего вертолета МИ-8 без бортового номера, но с красной звездой не назовешь иначе как бесчеловечными, преступными. За неделю облета и забора проб воды, почв, растительности на территории, подверженной химическому воздействию, экипаж вертолета (10-12 человек, одетых в резиновые сапоги, костюмы, перчатки и противогазы) не предупредил население о химическом заражении, об опасности и мерах защиты, не информировал ни сельскую, ни районную администрацию, хотя обязан был это сделать. И позднее не было сделано никаких попыток признаться в совершенном злодеянии, провести экологическое обследование районов падения фрагментов ракет и топлива, принять меры по возмещению причиненного ущерба здоровью моих земляков и природным ресурсам республики. Вместо этого представители военного ведомства, ссылаясь на государственную важность произведенных запусков, стараются обвинить население в неумении обращаться с отходами ракетной техники и отрицают причинение ущерба. Между тем, “ракетные дожди” продолжают падать на алтайскую землю, вызывая страх и болезни у местных жителей. Этот страх не прекращается, а усиливается. Ракетобоязнь у жителей республики резко обострилась после аварийного пуска украинской ракеты-носителя “Зенит” с 12 американскими спутниками на борту, упавшей 10 июля текущего года в Улаганском районе республики, в результате чего начались лесные пожары и нанесен большой экологический ущерб природе.
За многолетний период использования территории республики здесь упало более 300 ступеней ракет-носителей и сброшено сотни тонн токсичных компонентов ракетных топлив. Поэтому мы протестуем против продолжения ракетно-космической деятельности и активизации коммерческих запусков на практически безвозмездной для регионов основе. Учитывая это, на 6-й сессии Госсобрания Эл Курултай 25 сентября этого года в целях защиты населения республики было принято обращение на имя президента, правительства и Федерального Собрания РФ, в котором мы ставим вопрос о нашей защите, реабилитации территории и здоровья населения, компенсации причиненного нам ущерба.
В случае непринятия мер Республика Алтай оставляет за собой право отказаться от предоставления своей территории для осуществления ракетно-космической деятельности и будет требовать прежде всего прекращения запусков на коммерческой основе. Мы готовы расторгнуть с командованием Ракетных войск стратегического назначения договор об использовании участков территории Республики Алтай под районы падения отделяющихся частей ракет-носителей, запускаемых с космодрома Байконур и полигонов Министерства обороны, прежде всего на коммерческой основе, - как кабального, издевательского для населения договора. Что значат мизерные, смехотворные суммы от 1 до 75 тысяч рублей (в зависимости от районов падения), которые составляют в среднем 1/4000 долю стоимости коммерческого запуска в 50 млн. долларов.
Считаю, что первоочередными вопросами, которые требуют незамедлительного решения не только для Республики Алтай, но и для всех территорий, пострадавших от последствий ракетно-космической деятельности, являются:
- полное прекращение неофициальной ракетно-технической деятельности, определение ее характера, масштаба и медико-экологических последствий, для чего необходимо получение архивных данных Минобороны РФ;
- разработка и утверждение федеральной президентской программы по реабилитации населения и окружающей среды, проведение оценки влияния ракетно-космической деятельности на окружающую среду и здоровье населения;
- оценка суммарного экологического и экономического ущерба от многолетней ракетно-космической деятельности;
- определение размера и порядка взимания нормативной платы за загрязнение окружающей природной среды от ракетно-космической деятельности;
- очистка территорий хозяйственной деятельности населения от металлических фрагментов ракетной техники;
- ускорение разработки и принятие федерального закона “О защите территории и населения Российской Федерации от негативного воздействия ракетно-технической деятельности” (другое название проекта этого закона - “Об обеспечении безопасности космической деятельности Российской Федерации”;
- пересмотр Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 1998 года № 350 “О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 1995 года № 536 “О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет”, подписанное еще и.о. председателя правительства Российской Федерации С.В. Кириенко. Думаю, что Сергею Владиленовичу этот документ подсунули. В названном постановлении взяты самые низкие размеры компенсационных выплат с коммерческих запусков, следует пересмотреть эти расчеты.
Хотелось бы спросить: почему правительство России и Российское космическое агентство защищают интересы США, Англии, Люксембурга, Канады, Индонезии, Гонконга, а не собственных граждан, проживающих в опасной зоне падения отделяющихся частей ракет и химического загрязнения компонентами ракетных топлив? Почему государство освобождается от компенсационных выплат субъектам федерации за использование районов падения на их территориях при проведении запусков космических аппаратов Министерства обороны?
Уважаемые коллеги! В своем выступлении из-за нехватки времени мне не удалось осветить многие вопросы затронутой темы. Поэтому просил бы включить в стенограмму полный текст моего выступления с предложениями и направить его в правительство Российской Федерации и Министерство обороны, с тем чтобы они рассмотрели и приняли меры по спасению своих сограждан, подвергшихся последствиям ракетно-космической деятельности. Эта проблема должна быть рассмотрена в комиссии Гора-Черномырдина.
Обращаюсь к правительству Российской Федерации с просьбой незамедлительно направить группу специалистов, включая представителей правительства. Минэкономики, Минфина, Минздрава, МЧС и Госкомэкологии РФ, для изучения социально-экономической, финансовой, медико-демографической и экологической ситуации в Республике Алтай и оказания нам конкретной помощи, тем самым обеспечив конституционное право граждан на охрану здоровья, мест обитания, имущества и на достойную жизнь. Просьба отразить это в протоколе и сделать поручение.
Субъекты РФ, на территории которых ведется ракетно-космическая деятельность (всего - 17)
(Предоставленный Д.И. Табаевым список неполон. – прим. Ред.)
- Архангельская, Томская, Новосибирская, Омская, Амурская области, частично - Кемеровская
- Алтайский, Красноярский края
- Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Эвенкийский автономные округа
- Республики Алтай, Тыва, Хакасия, Саха (Якутия), Коми
Предложения по проблеме ракетно-технической деятельности на территории Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации:
- дополнить раздел II Закона РФ “О космической деятельности” статьей “компетенция органов власти субъектов РФ”;
- разработать Федеральный закон “О защите территории и населения РФ от негативного воздействия ракетно-космической деятельности”, учитывая ее значительную специфику и масштабы последствий; создать постоянно действующий совет межведомственной комиссии при Совете Безопасности РФ по медико-экологическим проблемам ракетно-космической деятельности.
Правительству Российской Федерации:
- пересмотреть введенную Постановлением № 350 от 24 марта 1998 года методику расчета компенсационных выплат субъектам РФ за временное использование их территорий под районы падения фрагментов ракет-носителей при их коммерческих пусках;
- начать финансирование разработанной Российским космическим агентством Федеральной целевой программы “Обеспечение экологической безопасности ракетно-космической деятельности” (“ЭКОС-РФ”).
Министерству обороны РФ совместно с Минздравом РФ и Госкомэкологии РФ:
- провести государственную экологическую экспертизу создаваемой и эксплуатируемой ракетной техники;
- разработать Федеральную целевую программу “Изучение медико-экологических последствий ракетно-космической деятельности на территории РФ;
- организовать медико-экологический мониторинг на территории субъектов РФ, подверженных воздействию ракетно-космической деятельности;
- начать работы по очистке территории субъектов РФ от фрагментов ракет и ракет-носителей.
Министерству здравоохранения РФ:
- разработать отсутствующие регламенты компонентов ракетных топлив и их производных в объектах окружающей природной среды, а также критерии их допустимого суммарного воздействия.
Госкомэкологии РФ:
- завершить разработку необходимых нормативно-правовых и методических документов, определяющих порядок и условия взимания платы за загрязнение окружающей природной среды;
- разработать методические документы по оценке экологического и экономического ущерба, наносимого ракетно-технической деятельностью.
К содержанию
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|