Сети МСоЭС
Дела МСоЭС
СоЭС-издат
|
Что скрыто за “курайским смогом”?
Публикация в газете “Звезда Алтая”,
22 октября 1997 г.
А. Мешкинов
Возможно, не все знают, что в конце мая этого года в районе с. Курай возникло дымное облако, имеющее кисловато-прелый запах. По крайней мере, почти все опрошенное население утверждает, что испытывало чувство удушья, головные боли, слабость, сонливость, и со второго дня болезненное состояние у большинства населения нарастало. На второй же день прилетел военный вертолет с большой звездой, который очень низко летал, многократно садился в окрестностях села; люди, одетые в защитные формы и противогазы, брали пробы земли, воды.
Обеспокоенное случившимся население обращалось в официальные органы, и только по истечении двух месяцев туда приехала бригада специалистов по изучению причин случившегося явления. Еще через месяц приехала бригада врачей для обследования состояния здоровья населения.
До сих пор население не знает, что же произошло на самом деле. И до сих пор нет реальной помощи населению в обследовании, лечении. В этом нуждаются многие. Обстановка накаляется.
Я надеюсь, что правительство разберется в причинах случившегося и ответит на многие вопросы, волнующие население, прессу, специалистов. К сожалению, упущено время и сделаны преждевременные выводы при недостаточной информации, а где-то не сделаны выводы при имеющейся информации.
Одними из последних встречавшихся с жителями с. Кызыл-Таш после повторного чрезвычайного происшествия 28.09.97 были мы - профессор Н.А. Мешков, научный руководитель Семипалатинской программы, который проводил обследование и анкетирование населения по данной программе, и я, начальник бюро медицинской статистики и информации нашего Минздрава. Кроме помощи профессору Н.А. Мешкову в мою задачу входил сбор информации по последствиям “курайского смога”. Располагая данными предыдущих бригад, я могу судить более широко. Пользуясь возможностью, приношу свои извинения перед жителями с.Курай из-за несостоявшейся по нашей вине встречи и благодарю жителей с. Кызыл-Таш за понимание трудностей решения стоящих перед медиками проблем. А причина срыва встречи - отсутствие времени из-за напряженного графика работы профессора Н.А. Мешкоша.
Теперь хочу высказать свои соображения, основанные на результатах анкетирования населения с. Кызыл-Таш, Акташ и на материалах комплексного обследования предыдущими бригадами. Мои суждения свободны от чьих бы то ни было мнений, выводов и заключений.
1. Факт применения химического отравляющего вещества у меня не вызывает сомнения (единовременное за короткий период клиническое проявление местного и общего воздействия на организм людей, домашних животных токсического вещества: общая слабость, сонливость, головные боли, затрудненное дыхание, “туман” перед глазами, тошнота, жидкий стул, кожные проявления и т.д.).
2. Многократные облеты, приземление военного вертолета сразу после появления “смога”, взятие проб воды, почвы, растительности указывают на исполнителей ЧП.
3. По клиническим проявлениям, жалобам населения не могу исключить воздействие на людей и домашних животных отравляющих фосфорорганических веществ.
4. Высокая степень токсичности примененного отравляющего вещества подтверждается шестью выкидышами (мертворожденными) за 3-4 последних месяца только в с. Кызыл-Таш! А за 12 месяцев 1996 года по всему Кош-Агачскому району произошли 4 мертворождения.
5. Полагаю, что правительство республики обязано не тянуть волынку, а в экстренном порядке разобраться в случившемся и дать полный ответ народу.
6. Также полагаю, что случай индикаторный, и мы имеем возможность увидеть, кто есть кто. Я имею в виду депутатов Госсобрания - Эл Курултай, членов и Главу правительства. Что перетянет: портфель или здоровье народа?
7. На доводы некоторых, что нет статистического подтверждения массовости заболевания, фиксированного в медицинских документах, могу возразить:
- население уже постепенно отвыкает от помощи лечебных профилактических учреждений, ибо в них нет ничего для лечения больных;
- в июне-августе 1997 г. в районе прошли забастовочные акции;
- это было время массовых отпусков, пора сенокоса и сеноуборки, когда даже серьезно больной человек старается избегать больничных учреждений.
8. Необходимо безотлагательно разработать программу обследования населения и лечения больных в с. Курай и установить дальнейшие наблюдения за состоянием здоровья населения, что потребует определенных финансовых затрат.
Комментарии к статье главного врача Республиканского центра ГСЭН А.И. Коробко:
- Альберт Кукушевич Мешкинов прав в том, что официальная статистика массовости заболеваний ничего не дает стороннему исследователю. Мы как работники государственного органа, ответственного за санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, уже дважды побывали в Курае и Акташе. Во время второго посещения наша лабораторная бригада отобрала пробы воздуха, почвы, воды. При обработке данных выявилось три неясных типа, которые компьютер не может расшифровать. Поскольку у нас нет своей токсикологической лаборатории, все материалы, какими располагаем, отправили на исследования в Барнаул, Москву. Главному санитарному врачу Кош-Агачского района дано задание поголовно осмотреть, опросить все население Курая, Кызыл-Таша, Акта-ша. Готовится еще одна поездка специалистов Минздрава РФ в этот район с привлечением специалистов-токсикологов.
Всем происшедшим озабочено не только министерство здравоохранения РА, об этом знают уже в Минздраве РФ. Не исключено, что мы будем просить у них помощь, поддержку.
К содержанию
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|