Сети МСоЭС
Дела МСоЭС
СоЭС-издат
|
Открытое письмо
жителей Третьяковского района Алтайского края В.В. Путину
(Публикуется в сокращении)
Декабрь 1999 г.
Исполняющему обязанности Президента,
Председателю Правительства РФ
В.В. Путину
Уважаемый Владимир Владимирович!
К Вам обращаются жители Третьяковского района Алтайского края в связи с беспрецедентной ситуацией, сложившейся в нашем районе и требующей самых неотлагательных мер.
Над территорией района со времени начала эксплуатации космодрома Байконур пролегла трасса вывода объектов в космос. Более того, восточная часть территории (почти 600 кв. км) используется под районы падения отделяющихся частей ракет-носителей различных модификаций. По этой же трассе пролетают и отработанные ступени в районы падения, в том числе ракеты-носителя “Протон”.
Отделяясь за тысячу километров от западной границы Третьяковского района, отработанные ступени с резервом ракетного топлива разрушаются при входе в плотные слои атмосферы, выбрасывая эти остатки на веками обжитые людьми территории. Населенные пункты, прилегающие к районам падения, буквально завалены 8-15-метровыми обломками ступеней ракет-носителей (РН).
Интенсификация, коммерциализация космической деятельности, использование в качестве РН снятых с вооружения тяжелых межконтинентальных баллистических ракет, работающих на ядовитом топливе, во второй половине 90-х годов создали крайне опасное экологическое напряжение. В районе чисто сельскохозяйственном, удаленном на сотни километров от вредных производств, в 1997 г. смертность населения возросла в 2,4 раза, а по онкозаболеваниям - в 6 (!) раз (села Плоское, Новоалейное). В 1997 г. пожарами, вызванными выбросами ракетного топлива на растительность, нанесен ущерб природному комплексу почти в 1,5 млрд. руб.
С этого времени исчезли грызуны, резко сократилось количество птиц, рыбы в реках, без видимых причин повалились многолетние лесополосы, березовые рощи. После очередного пуска 5 июля 1997 г. на села Новоалейского сельсовета выпало несколько обломков ступени, одним из которых замкнуло линию электропередачи, сгорела трансформаторная подстанция. Летом 1998 г. жители с. Плоское на своих подворьях обнаружили вязкое, маслянистое вещество с резким запахом, оно свисало с яблонь, ягодных кустарников, цветов. Вся растительность, подвергшаяся его воздействию, погибла. В местах его выпадения разложился телефонный кабель, проходивший через усадьбу по воздушной линии. Все люди, имевшие контакт с этим веществом, заболели.
В лесопарковой зоне сел, в распадках, после подобных выбросов в безветренную погоду пары или газы (возможно, продукты распада ракетного топлива) держатся 7-9 дней, вызывая у людей спазмы дыхания, очень сильные головные боли, раздражение слизистых оболочек, ожоги открытых частей тела. Длительное нахождение в этих местах вызывало у людей высокую температуру, изменения в поведении. С лета 1998 г. после купания в реках или после ходьбы по росе у людей началось массовое поражение кожи.
В мае-июне 1999 г. Институтом медико-экологических проблем был проведен углубленный медицинский осмотр населения Плосковского и Новоалейского сельсоветов, а несколько позднее, для контроля, - населения Садового сельсовета, относительно удаленного от районов падения отделяющихся частей РН. Полученные данные очень тревожны. Заболеваемость обследованного населения в несколько раз выше, чем в контрольной группе, а по тяжелым и онкологическим заболеваниям выше в 15 (!) раз. В наших селах нет здоровых детей.
В 1999 г., по мере роста количества пусков через нашу территорию (в отдельные месяцы до четырех только заявленных), росло и число отравлений работающих в поле механизаторов, пастухов. Крупные обломки ступеней РН упали на территории Новоалейского сельсовета: на усадьбы Гутова Г.И. и Костромина А.И. (у последнего обломком РН повредило корову, вынужден был забить), а в с. Плоском - на усадьбу Матвеева В.А., на машинный двор и т.д. Утром 21 мая окрестности потряс мощный воздушный взрыв (не впервые), а вечером на окраине села нашли обломок ракеты с номерным знаком и аббревиатурой “РБ”. В октябре на территории Плосковского сельсовета вновь были обнаружены два обломка РН со следами ракетного топлива, затем переданные на экспертизу в ФНПЦ “Алтай”. В ноябре представителю космодрома Байконур полковнику С.В. Рогожину была предъявлена очередная отклонившаяся от района падения 15-метровая ступень РН, упавшая всего в нескольких километрах от деревни.
Научными исследованиями территории района на наличие остатков ракетного топлива, проведенными в 1997-98 гг. Алтайским региональным Институтом экологии и рационального природопользования, МГУ им. Ломоносова и объединенной рабочей группой институтов РАН, в почве и растительности обнаружено ракетное топливо гептил 1 класса опасности. Его содержание в несколько раз превышало предельно допустимую концентрацию. Факт химического загрязнения компонентами ракетного топлива атмосферы, почвы, биоты, вод в местах падения отделяющихся частей РН и на территориях, прилегающих к ним, подтверждает Госкомитет РФ по охране окружающей среды в документе за № 08-19-кол-247/111 от 13.07.98.
Тем не менее, 8 января 1998 г. в нарушение правовых норм, без учета интересов местного населения глава краевой администрации заключил с РВСН (ракетными войсками стратегического назначения - прим. ред.) договор сроком на пять лет об отводе части территории Третьяковского района под ракетно-космический полигон - вместе с населением.
Какие правовые нормы, на наш взгляд, нарушены? Это ст. 2 Закона “Об охране окружающей среды”, гарантирующая право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью. Ст. 3 Закона “Об экологической экспертизе”, предусматривающая обязательное проведение Государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации деятельности. Наконец, ст. 42 Конституции РФ, гарантирующая нам право на благоприятную природную среду. Как нам представляется, своими действиями губернатор вышел и за правовое поле постановления Правительства РФ “О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет”.
Учитывая нарастающий протест населения, глава краевой администрации своим постановлением второй раз за год выделил средства на компенсацию пострадавшему населению за коммерческий пуск - по 18 рублей на человека. Надо ли Вам говорить, что эта сумма совершенно несоразмерна утраченному здоровью: этих денег недостаточно, чтобы рейсовым автобусом доехать до райцентра, - это просто насмешка!
И потом, почему только за коммерческие пуски? Куда отнести полсотни “Союзов” и почти два десятка “Протонов”, которые пойдут через нас (оставляя в подарок отделившиеся вторые ступени) на комплектование новой международной космической станции? А пуски в интересах Минобороны, народного хозяйства, науки? А аварийность при выводе объектов в космос? 10 сентября 1998 г. “Зенит-2” с двенадцатью американскими спутниками упал в горах - Бог пронес через нас. В этом году два “Протона” не долетели, взорвались над территорией Казахстана.
Безучастное, безответственное отношение проявляет наше государство к судьбам своих людей. Мы понимаем, что научно-технический прогресс не остановить. Но и не можем согласиться с тем, что его развитие должно продвигаться за счет истребления людей.
Сложившаяся ситуация, как нам видится, требует незамедлительного создания специальной правительственной комиссии (с обязательным участием независимых экологов-экспертов, представителей общественности пострадавшей территории) для поиска баланса интересов и принятия постановления правительства РФ, гарантирующего признание и уважение права на жизнь людей, проживающих в зоне экологического риска.
Уважаемый Владимир Владимирович, безысходность нашего положения, непринятие государством должных мер заставит нас обратиться в Совет Европы, в комиссию по правам человека. Если и там не найдем понимания и должной поддержки, нам не останется иного пути, как блокировать районы падения отработанных ступеней при пусках.
Декабрь 1999 г.
Представители населения Плосковского и Новоалейского сельсоветов (Всего 600 подписей жителей сел Плоское, Новоалейское, Семеновка.)
Владимир Михайлович Лупандин, доктор медицины, ведущий сотрудник Института социологии РАН. В 1992 г. доктор Лупандин провел свои первые независимые исследования причин появления так называемых “желтых детей”, страдавших тяжелейшим расстройством печени, в Тальменском районе Алтайского края, связав это с воздействием токсичного ракетного топлива. Впоследствии он продолжил свои работы, посвященные состоянию здоровья населения в районах РКД, в республиках Алтай и Коми, в Астраханской, Владимирской, Ивановской, Архангельской, Калужской и других областях, а также в Казахстане. Его работы привлекли к проблеме внимание общественности, специалистов и политиков. За серию публикаций в газете “Труд” на эту тему В.М. Лупандин стал победителем II Всероссийского конкурса журналистов “Экология России 97” с присвоением Золотой Ники и диплома I степени. Среди его статей, опубликованных в “Труде”: “Там, где падают ракеты” (13.11.96), “Звездный яд” (10.09.97), “Ракетный удар по своей территории” (30.11.97), “В логове “Сатаны” (3.03.98), “Тайна смертоносных дождей” (2.12.99) и многие другие.
К содержанию
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|