Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

КАЗАХСТАН

Нам отвели роль сталкера?

Александр Тишаев,
специально для Gazeta.kz
23.10.2001

  Россия, старающаяся изо всех сил сохранить за собой позиции космической державы, не считается с интересами казахстанцев. Действительно, ей очень выгодно запускать с нашего "Байконура" ракеты, отрабатывать коммерческие контракты, а в случае аварий давать нам считанные копейки за экологический и моральный вред. Речи о том, чтобы она помогла новыми экотехнологиями нет - России это невыгодно. Между тем Казахстан уже в полную меру ощущает последствия космической экспансии. За 46 лет с космодрома "Байконур" было произведено более двух тысяч запусков ракетоносителей, работающих на гептиле. Произведено 275 запусков ракет типа "Протон". По информации объединения "Невада-Семипалатинск", 27 из них были аварийными. Только две последние аварии в 1999 году, были признаны официально. В момент штатного падения ступеней ракеты содержание гептила в атмосфере превышает предельно допустимую концентрацию (ПДК) в 16 тысяч раз. Тогда сколько его может пролиться на многострадальную казахстанскую землю в момент аварии?
  Во что Казахстану обходятся победы в космосе, мы стали узнавать только в последнее время. Загрязнение почвы, воды, воздуха токсичными компонентами ракетного топлива, захламление территорий фрагментами летательных аппаратов, гибель флоры и фауны и самое страшное - на карту поставлены жизнь и здоровье казахстанцев. Договор между Казахстаном и Россией об аренде космодрома сроком на 20 лет был подписан в 1994 году. Москва обязалась в соответствии с договором выплачивать Казахстану ежегодно арендную плату в размере $115 млн. Реально выплаты начались в 1999 году, когда Россия выделила Казахстану $50 млн. и на $65 млн. поставила оборудование. На этот год соседняя держава наконец включила в бюджет выплату арендной платы в полном объеме и это значит, что Казахстан получит свое уже не по бартеру. Однако, что из этих денег достанется тем, на чьи головы падают отработанные ступени, один бог ведает. Предполагается, что уже в этом году сроки действия аренды космодрома будут продлены еще на 10 лет. При этом никакого пересмотра основных положений документа не предусматривается. Значит, за безопасность и здоровье населения в прилегающих к космодрому районах, как и прежде, отвечать никто не собирается.
  Исследования ученых КазГУ имени Аль-Фараби доказали стабильное наличие различных доз гептила в почве, растениях, воде и воздухе Улытауского района Карагандинской области. В отдельных местностях в момент падения ступеней концентрация гептила в воздухе составляет до 2500 миллиграммов на кубический метр, при предельно допустимой 0,1 миллиграмма.
  Штатным местом падения первой ступени ракеты "Протон" является как раз Улытауский район. Доктор медицинских наук Турлыбек Туганбеков возглавлял научную группу, проводившую тщательное исследование состояния здоровья жителей Улытауского, Каркаралинского и Жана-Аркинского районов Карагандинской области, пролегающих по траектории полета ракет. "Здесь мы не нашли здоровых взрослых людей и детей, - говорит ученый, - Процент заболеваемости жителей Улытауского района настолько высок, что речь идет о деградации здоровья, за которым следует уже вырождение. Обследование мужского населения на сперматогенез показало, что мужчин со здоровыми показателями практически нет. На генетическом уровне заложены физиологические уродства. Регистрируются вспышки онкологических заболеваний. Только одна молекула гептила, попав в человеческий организм, становится детонатором смерти. Рак может развиться сразу или через пять лет. И никто, ни один врач не выловит эту молекулу, ставшую причиной болезни".
  Профессор Адиль Кадыров, доктор технических наук: "Наши российские коллеги говорят о том, что разлагается гептил быстро и потому не оказывает никакого действия на экологию. Но дело в том, что разлагается гептил на еще более токсичные вещества. Один из продуктов его разложения - нитрозадиметиламин, в 10 раз токсичнее гептила! В районе штатного падения второй ступени "Протона" - в Хакасии - стоят сухие леса. Наши ученые располагают данными, что в местности происходит мутация животного мира. Появились "алтайские кенгуру" - мутированные зайцы, бегающие на задних лапах. Но главной проблемой края стали "желтые дети", рождающиеся с разрушенной печенью". 20 марта этого года на зимовке Милыбулак в Каркаралинском районе, на которое упали обломки аварийного "Протона", почти одновременно умерли два сына чабана - Бахтияр и Бекзат Сапаровы. Врачи констатировали смерть от ураганного отека гортани, легких и головного мозга. Причиной смерти был признан "неизвестный сильнодействующий яд". В заключении судмедэксперта было сказано, что "каких-либо отравляющих веществ типа гептила или фрагментов его распада во внутренних органах погибших детей не обнаружено". Смерть детей, говорится в нем, наступила в результате ингаляционного воздействия фенотиазина. Фенотиазин - самое доступное и самое популярное глистогонное средство для скота, причисляемое к четвертой группе опасности наряду с пищевой содой. Депутат Мажилиса Парламента РК Рауан Шаекин, работавший в составе межведомственной комиссии по расследованию этого случая, отказался подписывать заключительный протокол. С ним согласен ряд ученых и медиков: профессор А. Кадыров, профессор К. Бактыбеков, профессор Т. Туганбеков, ведущий научный сотрудник КарГУ К. Айтуганов.
  "У нас есть основания сомневаться в объективности экспертного заключения, - прокомментировал свое мнение Р. Шаекин. - Ни одна казахстанская лаборатория не имеет препарата, способного определить наличие или отсутствие гептила в живом организме". Россия имеет опыт исследований по гептилу, и вроде как даже располагает уникальным прибором и методиками, с помощью которых можно обнаружить следы гептила в организме. Но России раскрывать свои секреты невыгодно, иначе, новый скандал.
  Тогда мы решили пойти своим путем. Коллектив научного центра "Экологические исследования" при физическом факультете Карагандинского Университета недавно разработал прибор для выявления гептила в жидких средах. Новый прибор способен определять самые мизерные концентрации гептила в окружающей среде. Прибор, как предполагается, можно будет использовать и в полевых условиях. Но насколько он окажется "состоятельным", станет понятно только после опытных испытаний.
  Сейчас в Казахстане готовится программа по оценке влияния космодрома "Байконур" и военных полигонов на окружающую среду и здоровье населения. В ноябре предстоят парламентские слушания этого вопроса. Скорее всего, депутаты будут инициировать создание специального межведомственного центра, который будет координировать работу в этом направлении. Ведь больше всего мы сегодня ощущаем разрозненность и неполноту информации.

К содержанию

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность