О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
путь к детямЯдрила и его командаВ середине лета в окрестностях села Новобибеево Болотнинского района Новосибирской области семьдесят человек жили палаточным лагерем на берегу Сухой протоки, в двух километрах от Оби. Так проходила недельная образовательная экспедиция «Летняя лесная школа-2006». Место было выбрано замечательное. Сухой сосновый бор на песчаных почвах, дюнный рельеф, рядом удобная для купания протока - чем вам не Каракан! Обилие поспевшей черники дополняет картину места, идеального для отпускного отдыха и вообще отрешения от забот мирских. Но ребятам из школы если и удавалось расслабиться, то не надолго - волейбол и купание в течение часа после обеда да еще немного вечером. Все семь дней экспедиция жила бурно и насыщенно. - Мы постарались таким образом построить программу, - рассказывает начальник экспедиции директор Сибэкоцентра Александр ДУБЫНИН, - чтобы ребята смогли, с одной стороны, больше узнать о лесе: как его изучать, где брать информацию и как ее использовать, а с другой - получили практические навыки природоохранной и просветительской работы: подготовки и проведения экологических акций, разработки учебной тропы и пр. Мы сделали три «смешанных» отряда, у каждого из них было свое «священное место» - отрядный костер, на который каждый отряд собирался на Большой круг, чтобы обсудить, что понравилось за день, а что нет... (Освящал действо деревянный хранитель лагеря Ядрила). Довольно много времени мы посвятили играм на взаимодействие, проявление лидерства, работу в коллективе. Все это очень сплотило ребят. Почти все они уже были знакомы между собой. В ноябре Сибэкоцентр приглашал 70 школьников на базу Седова Заимка для участия в трехдневном семинаре по лесным пожарам. Мини-конференция с докладами о ситуации с пожарами в районах области, олимпиада-фестиваль, КВН, экскурсии с учеными Академгородка, конкурс плакатов и даже вечерние дискотеки - все это вошло в программу первого этапа создания регионального школьного движения «Хранители леса». На Сухую протоку активисты школьных экологических объединений приехали, имея первые практические навыки сохранения и восстановления леса, - во всех населенных пунктах, откуда они родом, этой весной созданы пришкольные питомники.
Лесные робинзоны Посадочным материалом - сеянцами кедра, ели, пихты - ребят снабдило школьное лесничество «Лесные робинзоны» при Бердском спецсемлесхозе, которое существует благодаря энтузиазму замечательного лесовода и педагога Людмилы Геннадьевны Заволокиной. Вся экспедиция побывала в гостях у «Лесных робинзонов». Огромные по школьным меркам теплицы, ухоженные сеянцы и саженцы хвойных пород, декоративных кустарников, зооуголок, небольшой по площади, но содержательный музей природы - об этом школьным учителям пока приходится только мечтать. Людмила Геннадьевна и ее коллеги радушно приветствовали гостей и провели с ними два получасовых занятия - по селекционному возобновлению хвойных пород и по выращиванию посадочного материала в теплице. Но первым делом, сразу после общего сбора ребят повезли к лесоустроителям - на государственное Западно-Сибирское лесоустроительное предприятие. Это лидер в своей отрасли у нас в стране, инициатор использования новейших компьютерных технологий (ГИС) в системе управления лесным хозяйством, - поясняет Александр ДУБЫНИН. - И осенью, и сейчас они оказали существенную поддержку нашим мероприятиям, почти полностью «закрыв» транспортные расходы.
Хранители выходят на тропу Одной из учебных задач экспедиции была подготовка станции на природной учебной тропе. В течение нескольких ботанических и зоологических экскурсий ребята познакомились с растениями и животными окрестностей лагеря, сами производили сборы насекомых, узнали, как пользоваться определителем растений. В целом флора и фауна этого участка соснового леса не отличаются особенно высоким биоразнообразием. Сказываются суровые условия - бедные песчаные почвы, а также последствия рубок военных лет. Состав флоры типичен для приобских боров. Тем не менее эти леса имеют важную экологическую функцию - водоохранную. К тому же здешний ландшафт весьма живописен. Недаром в выходные здесь не протолкнешься - весь берег Оби и протоки заполняются отдыхающими из Новосибирска и соседней Кемеровской области. В качестве зачетного задания уже в конце экспедиции каждый отряд подготовил 10-минутную презентацию - официальную, «научную» часть и «видеосюжет» в виде театрализованного номера. Станций было три, по числу отрядов - «Уж», «Утиный лог» и «Ягодная». Репортаж Николая Дроздова (Сергей из Репьева) с комментариями по поводу брачного танца бабочек-пестрянок (дуэт двух Алексеев из Железнодорожного и Тогучина), ужика и других лесных обитателей выглядел профессионально и смешно. На станции «Утиный лог» два другана-ежика за дружеской неформальной беседой «презентовали» целый стендовый доклад, по содержанию наиболее полный. На «Ягодной» ребята здорово справились и с описательной, и с артистической частью. Здесь лучше всего разобрались с определением растений. Есть ощущение, что в теорию и практику экотроп внесено что-то новое!
Лес и ГИС - Трудно сказать, кто кого больше обучал в Летней школе - мы ребят или ребята нас, - продолжает директор Сибэкоцентра. - Мы постарались насытить программу полезными с нашей точки зрения «информационными блоками». Лесничий местного Бибеевского лесничества Болотнинского лесхоза Алексей ДАНИЛОВ провел с ребятами три занятия по лесным картам и рассказал, что можно узнать, встретив в лесу столбики с засечками и надписями. На ура была воспринята сложная лекция Михаила БЛИННИКОВА, профессора географии из Сант-Клаудского университета про возможности геоинформационных систем. Сейчас ни один проект по сохранению лесов не обходится без этой новейшей компьютерной технологии. Было важно, чтобы ребята это понимали. Гис-специалист Сибэкоцентра Александра ЕГОРОВА научила ребят определять свои географические координаты на местности, пользуясь спутниковым навигатором. Стоит навигатор около 4 тысяч, что, конечно, не маленькие деньги, но позволяет резко повысить качество исследовательской работы школьников и вообще экологов-активистов на местах. Описание местообитания растения или животного из Красной книги, в котором есть его точные географические координаты, является ценнейшей научной информацией и, более того, прямым основанием для госорганов взять этот участок под охрану. А информация, привязанная к географическим координатам, как раз и может храниться в компьютере в виде ГИС... Секреты краеведения Именно о них преподаватель Новосибирского госуниверситета кандидат исторических наук Вадим ЖУРАВЛЕВ говорил почти два часа. Весь лагерь собрался в столовой под огромной палаткой, и она оказалась весьма кстати - снаружи шел проливной дождь. - Объекты краеведения, - рассказывал Вадим Журавлев, - это и местная природа, и местная история, и местные обычаи и легенды. Это ближайшая, самая родная для человека «окружающая среда» в исходном, широком смысле этого выражения. Невозможно любить абстрактную Родину. Родина всегда конкретна. Это наличники старых домов на соседней улице, излучина реки, где так замечательно клюют чебак и пескарь, заветное, известное только бабушке место в лесу, где всегда найдется белый гриб. Это и воспоминания деда Матвеича, и страшноватые побасенки бабы Дуси. Развитие краеведения - это важнейшее условие для возрождения подлинных патриотических чувств, так значительно обмелевших в нашем обществе за последние десятилетия. Задание на краеведческую тему, которое придумала для ребят Елена ДУБЫНИНА, заключалось в следующем. Все ребята собирались исходными группами по населенным пунктам, откуда они приехали, и вспоминали легенды, истории, интересные факты из жизни их села или деревни. Потом команда делилась пополам - часть ребят становилась «сказителями», а другая - «этнографами». Этнографы отправлялись в «соседнюю» деревню для проведения исследования. Инсценированные, «ожившие» истории каждого места дали возможность обитателям Летней школы побывать в гостях друг у друга, свежим, неожиданным взглядом посмотреть на прошлое нашей земли.
Мусор - двигатель прогресса - Определяя практическое наполнение лагеря, нельзя было пройти мимо такой проблемы, как загрязнение берега реки и примыкающего к нему участка леса, - рассказывает заместитель начальника школы, координатор программы по защите рек Сибэкоцентра Юля КОЛЕВАТОВА. - Мусорная проблема - самая насущная из экологических проблем Новосибирска и области. Страдают и сами люди, и природа. Решено было очистить территорию в окрестностях лагеря и при этом привлечь к уборке «виновников» - отдыхающих, а также понять причины замусоривания и обратить внимание местных властей на решение этой проблемы. Мозговым штурмом определили план всего действа - шествие, опрос и агитация отдыхающих, театральная инсценировка, «зазывала», сам субботник, погрузка и вывоз собранного. Для шествия необходимы плакаты и транспаранты. Для опроса нужно разработать анкету и алгоритм опроса. А еще нужен мегафон, мешки и перчатки... Готовились допоздна - сначала учились (составлять анкету, рисовать плакаты, писать листовки и пр.), а потом собственно составляли, рисовали, писали... Опустим подробности. Что ж в итоге? Собрано несколько кубов мусора - в мешки, а потом, когда они кончились, в одну большую кучу, которую вывезли на санкционированный полигон хранения ТБО, опрошено около 30 отдыхающих (большинство оказалось из Кемерова!). На следующий день написали обращение к местным властям. К главе района Виктору ФРАНКУ и председателю Совета депутатов Владимиру КАРПОВУ ребята обратились сразу с несколькими просьбами. Во-первых, расставить в местах отдыха контейнеры для мусора и организовать их постоянный вывоз на санкционированный полигон. Во-вторых, ввести четкую систему штрафов за несоблюдение чистоты вблизи реки и в прилегающей полосе леса. И в-третьих, поставить информационные таблички о вреде мусора. Очень удачно сложилось, что на следующий день Школу посетили высокие гости из Болотнинской администрации во главе с Владимиром Карповым. Обращение было прилюдно зачитано и передано. Надо сказать, что районная администрация на этапе подготовки охотно поддержала Школу, выделив 15 тысяч на питание участников, и очень заинтересовалась продолжением сотрудничества, в том числе и разработкой, совместной с экспертами Сибэкоцентра, районной экологической программы.
Игра как жизнь. Завершить этот рассказ о Летней лесной школе хочется описанием одной запомнившейся всем игры. Условия ее были просты. Через натянутую между деревьями на уровне груди сетку все участники Школы должны перебраться, не теряя контакта друг с другом и не касаясь самой сетки. За любую оплошность все возвращались на исходную. Три раза. Три раза весь лагерь отправлялся «по ту сторону сетки». Особенно обидно было на третий раз, когда до победного финиша «оставалось только трое». - В этот момент произошло то, после чего я могу точно сказать - Школа удалась! - вспоминает Александр Дубынин. - Они не разошлись по палаткам! Они снова встали, они снова лезли через сетку. Теперь это был один большой организм, теперь мы все были одной большой семьей. Где-то в середине этого финального прохода ребята запели гимн России. Наблюдатели были поражены. Дети пели, пели и пели. Лезли и пели. Они спели весь гимн. И с последними словами гимна Лешка перемахнул через сетку. Трудно представить то, что творилось в лагере в этот момент. Слезы радости, усталость трехчасового испытания и великая гордость за наших детей - все смешалось в одно непередаваемое ощущение победы. ...Понятно, что Летняя школа - это всего лишь игра в настоящую жизнь, просто обучение. Но почему-то кажется, что это Хорошая Игра в Настоящую Жизнь. Ту жизнь, которой мы все достойны. Иван СТОРОЖЕНКО. К содержанию | На главную страницу "Берегини" | Обсудить статью на форуме |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |