О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
мы едем-едем-едемСамые счастливые люди в районе залива
В городе Беркли я оставила свою футболку с надписью «Дорогу пешеходам». Уж очень она понравилась хорошему человеку Синтии. Синтия отдарилась другой футболкой, на ее спине надпись «One less car» - «Одной машиной меньше». Слова хорошо видны, когда едешь по улицам на велосипеде. Футболки сделала великая и ужасная «San Francisko Bicycle Coalition» (велосипедная коалиция Сан-Франциско), где Синтия состоит наряду с почти пятью тысячами активистов. Синтия и ее друзья - самые счастливые люди в районе залива. Они делают, что хотят. Например, Синтия работает ногами. Она совладелец такой маленькой фирмочки «Pedal express» по доставке продуктов на грузовых велосипедах с контейнерами. Грузовые велосипеды они сделали сами, из обычных. Словами эти конструкции описать трудно. По ее словам, на них можно перевозить до тысячи фунтов! Схема доставки охватывает 4 города, включая Беркли. Конечно, стало интересно, можно ли на это прожить. Ответ такой. «Нам есть, что поесть, нам есть, где жить... Ну, мы не ставим целью сильно разбогатеть. Хотим делать то, что нравится и что считаем нужным». А это может себе позволить далеко не каждый имеющий доход выше среднего... «Педал экспресс» вместе с еще двумя очаровательными бизнесами и двумя НПО - «World Bike» (Мировой Велосипед) и Коалицией за велодружественный Беркли - снимает небольшой домик. И все это вместе называется «Центр Беркли за разумный транспорт», а еще - мастерская. Излишне упоминать, что все бизнесмены одновременно и велоактивисты, и наоборот. А улица - один из 10 велосипедных бульваров Беркли. В такие бульвары за последние годы переделали уже 10 улиц города, на что как раз повлияла Коалиция за велодружественный Беркли. Синтия поясняет, что сопротивление велосипедизации оказывают нефтяное и... «похудательное» лобби - люди, передвигаясь на великах, нуждаются в меньшем количестве и нефти, и средств для похудения (это многомиллиардный бизнес). Но судя по всему, есть здесь поддержка и у здорового транспорта. Я обязательно приглашу вас в этот домик-центр-мастерскую и расскажу об удивительных вещах, которые делают его обитатели. Но главное - экологизация транспорта, как и прочих, осуществляется здесь в тесной взаимосвязи всех, что называется, секторов, от мэра до локальных активистов. И, конечно, как говорили нам все, такие вещи воможны лишь в здешнем политическом климате - зеленом и либеральном. Цели разных людей, продвигающих более экологичную транспортную политику в районе залива Сан-Франциско, могут быть самыми разными - обезопасить детей на дорогах и угодить избирателям, спасти мир от глобального потепления и США - от нефтяной зависимости, без проблем ездить на велосипеде и прослыть зеленым политиком, примкнуть к модному молодежному стилю жизни и сделать воздух чище, покончить с пробками и дать больше пространства природе... Но на практике так или иначе решается конкретная задача: сделать как-то так, чтобы количество автомобильных поездок сокращалось. Понятно, что о найденных решениях надо сообщить всем-всем-всем жителям и как-то их заинтересовать. Это в интересах и властей, и зеленых. В официальном руководстве по транспортным возможностям жителей Беркли велосипед выглядит как одно из решений наряду, например, с «Каршар» - совместным владением автомобилем. Это снижает автозависимость и в то же время позволяет пользоваться им при необходимости. Людей приглашают присоединиться к одному из 30 «каршар» сообществ в районе залива. Поощряется также вступление в такие сообщества предприятий. «Каршарцам» могут предоставляться парковочные льготы. То же касается «карпула» - совместного использования автомобиля, чтобы уменьшить число поездок с одним пассажиром. Желающим подыщут спутника с подходящим местом жительства и работы. При этом места на дороге и топлива потребуется вдвое меньше. Ну, и конечно, развивается система общественного транспорта - от метро на территории залива, соединяющего ряд населенных пунктов, до местных автобусных маршрутов. Все схемы доступны на сайтах. Что касается развития велосипедного транспорта, то стимулов немало. Учтите, что речь об американском городе, где нет такой давней традиции поддержки велосипеда, как в Европе. Но в то же время - о необычном американском городе, где уже в генплане 1977 года говорились слова о необходимости «обеспечить возможность передвижения на велосипеде по всему Беркли». И все же настоящая поддержка началась не так давно. И этот опыт особенно ценен для российских городов. Сегодня город предоставляет велосипедистам сотни велостоянок. Упомянутая Коалиция за велодружественный Беркли ежегодно организует при поддержке властей акцию «На велосипеде - на работу». Усилия Коалиции и всех велосипедистов залива помогли достичь многого: построен новый вело-пешеходный мост через залив; город принял велосипедный план Беркли, включая сеть велосипедных бульваров; выделен 1 миллион долларов для обустройства велосипедного бульвара на улице, связывающей Беркли с Эмервиллем; 170000 долларов ежегодно выделяется из основного бюджета города на велосипедные проекты... В свою очередь Коалиция за велодружественный Беркли проводит курсы дорожной безопасности для велосипедистов, создала вебсайт по местным велосипедным ресурсам, предоставляет услуги велосипедной парковки на разнообразных мероприятиях, включая День Земли, организует поездки, ориентированные на семьи и сообщества. Как и все общественные организации в США, Коалиция живет на взносы своих членов, ну, а те получают взамен и скидки в местных веломагазинах, и бесплатную аренду грузовых велосипедов «Педал экспресс», и просто удовольствие от общения, поездок. Да и от своей полезности тоже... Ну, а власть всеми своими ветвями реально помогает достижению сформулированной в городском велосипедном плане цели - «Создать модель велодружественного города, где использование велосипеда - привлекательная, легкая, безопасная и удобная форма передвижения и отдыха для людей всех возрастов». И 10 велосипедных бульваров - это только начало создания «городской сети велосипедных дорог, которая должна удовлетворять всем потребностям велосипедистов, особенно для передвижения на работу, в школу, торговые районы, станции общественного транспорта, учреждения и места отдыха». Ну и так далее. Там еще много чего, и в плане, и в реальности. Читать в наших условиях - одно расстройство. Но за Синтию можно порадоваться. Ирина ФУФАЕВА. На снимках автора: в гостях у Синтии. Ирина ФУФАЕВА. К содержанию | На главную страницу "Берегини" | Обсудить статью на форуме |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |