О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
как прекрасен этот мир!Бус, ситничек, «царевна плачет»
Существует поверье, что во время теплого дождя речные раковины растворяют свои створки для того, чтобы уловить летящие к земле капли. У тех, которым это удалось, между створок образуются жемчужины. Не всякий дождь подходит под эту цель. Лучше всего такой фокус получается, когда идет дождь «царевна плачет» - с солнцем и тишиной, без ветра, а капли летят строго отвесно. Есть также специальный «кукушкин» дождь - когда кукушки в окрестных рощах «полощут» свои кукованья в небесной влаге. После таких процедур голоса их делаются особо гулкими и объемными, так что иную кукушку слышно за десять верст. Тогда становится легко подсчитывать оставшиеся года жизни, тем более, что и птицы после такого специального дождя расщедриваются и удержу не знают. В грозу речные раковины (а их зовут перловицы) отползают на глубину. После того, как гроза отгремела, можно заглянуть на дно реки или озера и увидеть борозды, оставленные на песке поспешно ретирующимися от ненастья моллюсками. В городе я как-то и не подозревал, что все грозы бывают очень уж сильно разные! Ну молнии, ну гром, ну иногда град, ну ливень как из ведра... Стандартный набор атрибутов типичной летней грозы. Глянешь из окна: соседнюю десятиэтажку не видно, ветер хлещет тополями, машины ревут своими сработавшими на удар грома «сигнализациями»... Все типично раз от разу... Оказалось, что грозы - это явление чрезвычайно сложное как в плане формы, так и содержания. В деревне, особенно с нашего косогора, с которого видать аж на пятнадцать километров окрестные леса и озера, грозы предстают во всей своей первобытной звериной красе. И никакие соседние десятиэтажки не заслоняют величественных и порой жутких картин. Гроза на озере отличается от грозы в лесу. Озерная гроза видна вся, во всем своем размахе; и если ты находишься посреди водных пространств на лодке, то небывалых по остроте ощущений с бурлящим в крови адреналином тебе не избежать. Особенно впечатляет шум падающей воды, стеной идущей на тебя по поверхности озера. Этот фронт даже можно разглядеть - и в такой ситуации остается лишь замереть в тревожно-скрюченном ожидании на лодочной скамье, покуда не накроет шумящей отвесной волной. Когда же упадут сумерки, то долго еще будет полыхать зарницами небо далеко за лесами и озерами, отражая эти вспышки черной водой и указуя, в какую сторону «завалилась» гроза. В лесу грозы видны наблюдателю только той частью, которая сумеет уместиться в просвет древесных крон прямо над головой. Соответственно, в лесу гроза может застать врасплох, если только гром не предупредит о ее приближении. Зато уж потом, когда разверзнутся хляби небесные, жутко станет наблюдателю и в лесу: уж очень опасно кренятся сосны, бросая вниз мертвые ветви, а иная ель так прямо и упадет со страшным грохотом, образуя при комле так называемый выворотень. Выворотень - он и в хорошую-то погоду может напугать - очень сильно похож на вставшего на дыбы медведя либо на иное какое болотное чудище. Гроза, заставшая вас в овраге, грохочет и гудит особенно истово, поскольку овраг усиливает ее звучание. Уже после, когда все утихомирится в погоде и разъяснит, в дело вступают дрозды. Они знают, что самые звонкие рулады получаются, если петь с верхушек древних елей на склонах. Одна половина песни катится по дну ложбины вместе с дождевыми бурными ручьями и может далеко укатиться! Другая половина песни слышна поверх оврага, на полянах, где над орешником клубятся клочья дождевой взвеси и дымится поверженная молнией самая высокая ель. А еще есть известный «окатный» дождь. Баба Катя говорит, что он самый полезный всему живому, так как «в нем все в меру; и воды, и роздыху». Окатным его зовут за то, что он окатывает как в душе, равномерно и не шибко сильными струями. После окатных дождей подберезовики на Пестовских полянах «прут как оглашенные». Самый мелкий дождь - это ситничек. От «царевна плачет» он отличается размером капель, а весь остальной набор атрибутов тот же: тишина, солнце сквозь облака и щебет жаворонков. Правда, местный знаток баба Катя утверждает, что после августа частыми гостями здесь бывают еще более мелкие дождички - «бусы». Такой бус вообще как бы неощутим органами чувств: и лицом его не чуешь, и глаза не видят; только если выставить ладонь и долго ее держать обращенной к небу... Бус висит в воздухе, не смея упасть на пожухлые травы. Тут уж пора наступает для опят. Бывало, сунешься на просеку, а там осиновых пней было даже и неприметно - все опятами поросли, словно «кто их кучами там насыпал». Опенок от такого буса становится весь упругий, ядреный и скользкий, и его сразу, без мытья и катанья можно заваливать в кадушки «для малирования». «Уж и как люблю малированных опят зимой, - задушевно поет баба Катя.- Достанешь с подполу, разложишь на блюдечке к картошке, а они сами лесным дожжыком пахнут!»... Паучок на тонкой паутинке спустился к лицу и маячит перед глазами. Пробую подставить ладонь ему - и спугнутый паучок, сжавшись, падает вниз, в траву, выбросив нить. По этой нити, если осторожно поддерживать ее и не рвать, отыскиваю лихого канатоходца в траве. Паутинка, запутавшись в моих волосах, соединила меня с крохотным восьминогим охотником. Паучок не видит меня, он видит лишь мои движения в виде мозаичной картинки. Так устроены его четыре глаза. Зато мне, сидящему на пне, видно многое. Только что закончилась теплая июльская гроза. Гром ушел за дальний лес, за Сережу, и там глухо переговаривается с паникующим осинником. Теперь там, далеко за рекой, встрепенется лес, прокричит в последний раз певчий дрозд, все еще надеясь испугать грозу, и крупные капли минорным аккордом ударят по клавишам лип. Уже не здесь, а там, для темных речных омутов, для дубов, склонившихся над бездонной их глубиной, зазвучит токката июльского дождя с грозным тремоло грома и металлическим звоном молний. А здесь, передо мною, капля ушедшей грозы бежит по изогнутому дугой прутику жимолости и неожиданно срывается в лужу на песчаной лесной дороге. Голосок теньковки - «тинь-тень-тень-тинь» - продолжение дождя, словно птаха, перепархивая по мокрым елочкам, роняет и роняет сверкающие дождевые слезы. Вот выпорхнула она на поляну, покачнув еловый козырек, огляделась и с блаженным щебетанием плюхнулась в лужицу. Миг - и сидит уже она вновь на еловом пальце, топорщит перышки и звенит своей водяной песней. Дождь - это допинг леса. Он возбуждает его, прочищает лесу горло и легкие. Токката дождя - это всего лишь увертюра к полифонической опере дубравы. Дождь - это стимул. Последний фейерверк молний - это первый взмах дирижерской палочки, после которого надлежит вступать певчему дрозду. Партия зяблика, отнесенная на три такта вперед, каноном исполняется сразу несколькими певцами. После дождя выговор зяблика чище, а росчерк, венчающий музыкальную фразу, ликующ и величав. Окончание дождя с последним выдохом грома - это начало нового вдоха леса, глубокого и спокойного. Или прерванного на полуслове. Еще дрожит поверхность луж на лесных просеках, а бархатные тополевые ленточники уже порхают над ними, в винтовом парном танце достигая вершин елей. Из трав поднимаются прибитые грозой тучи комаров, надсадным пронзительным крещендо возвещая о своем существовании. Если утром мне казалось, что голоса сотен птиц слились в едином порыве, то после полуденной грозы звук стал намного сочнее, ярче, словно новые подкрепления певунов прибыли в лес. Дождь - это влажная уборка леса. Гроза - генеральная. Это проверка музыкальных способностей дубравы: ливень проверяет архитектонику, гром - акустику и тембр звучания. Промыты устьица листьев и хвоинок, снята пыль со стволов, словно заботливый музыкант протер и настроил свои инструменты в оркестре: и органы сосен, и виолончели осин, и арфу ветра. Каждый дождь - это перелистывание исписанной страницы в жизни леса. И начало новой. С заглавной буквы. С красной строки. Вот здесь по мягкой песчаной тропе пробежал заяц, оставив вмятины коготков. Это первая запись после нашего дождя. Ее перечеркивает автограф белки, стремительно пересекающей просеку и взлетающей на привычную сосенку. У ручья заячья запись тщательно вымарывается семейством кабанов. На песке, вымытом ливнями, уже успели поставить галочки вездесущие кулики-перевозчики. А здесь легко протанцевала по дорожке трясогузка... Дождь даже может реставрировать старые следы! Июльский зной, иссушающий тропу, действует как строгий цензор: минимум записей! ...Паучок, подобрав паутинку, снова висит у меня перед глазами. Его собратья сидят сейчас в мириадах сверкающих алмазами ловчих сетей. Влага сделала сети непригодными для ловли, по крайней мере, до тех пор, пока солнце не высушит росу. Зато есть чему радоваться глазам! Сверкающей просекой я иду домой, оставляя рифленую строчку поверх звериной, а далекая кукушка гулким после ливня голосом, как двухтактный метроном, отсчитывает мои шаги. Сергей ШУСТОВ.
К содержанию | На главную страницу "Берегини" | Обсудить статью на форуме |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |