Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Охранная грамота

Достояние республики

Должна быть компенсация

Человека, живущего в Якутии при экстремально низкой температуре воздуха около -60 и не желающего переехать на место более теплое, другим людям умом не понять. Без овощей и фруктов, питаясь только мясом, рыбой, ягодами и кисломолочными продуктами, ежедневно общаясь с природой, якутяне часто проживали более ста лет. Якутские мужчины нередко становятся отцами и в возрасте 76 - 82 лет! Наука все еще не может до конца раскрыть тайну взаимосвязи человека Севера и Природы. Так или иначе, коренным жителям Якутии техногенное воздействие на Природу не по душе, да и просто вредит.

Строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий Океан по территории республики - очередное уничтожение среды обитания северного человека, сокращение его ареала. Это постоянная угроза линейных аварий, губящих одну из 10 великих рек мира, Матушку Лену, несущую 40 % всей пресной воды в России. Будто предчувствуя неладное, Лена с 1998 года «бунтует» против жителей городов Ленска, Олёкминска... В этом году дошла очередь до Намского улуса. Река просит защиты от «цивилизованного» варварства.

С 1997 года весенний лед на Лене - «для разрушения естественных заторов» - взрывают тоннами взрывчатки. Бомбят с самолетов! Строят искусственные дамбы. Вместо проведения берегоукрепительных работ специально загрязняют лед шлаками. В каждом случае страдает водный мир реки и человек, питающийся от Лены. В этом году нефтедобытчики уничтожили один из ее притоков - реку Пеледуй, сбросив в воду несколько тонн нефти.

Вот почему мы, общественники-экологи, требуем от ОАО «Транснефть» обеспечить компенсационные меры:

1. НК ОАО «Транснефть» должно выдать каждому жителю всех районов (улусов), где будет проходить нефтепровод, свои акции стоимостью не менее 8400 рублей (трехсот долларов). В качестве компенсации за изменение образа жизни людей, традиционно и исторически живущих лесом, водой и землей. Занимающихся охотой, рыбалкой, скотоводством, недревесными промыслами для содержания семьи.

2. В качестве компенсации за ущерб природной среде Якутии НК ОАО «Транснефть» должно ежегодно выделять бонус в размере не менее 30 тысяч рублей каждому жителю республики. По примеру нефтяных компаний, работающих на Аляске.

3. НК ОАО «Транснефть» должно размещать все акции, относящиеся к пункту 1, умноженные на три, в Депозитарный центр Республики Саха (Якутия) - для увеличения привлекательности ее фондового рынка.

Из истории «Транснефти»

Компания создана в 1992 году на базе департамента Минтопэнерго, а официальный статус получила благодаря постановлению Совета Министров РФ от 14 августа 1993 года № 810 «Об учреждении компании по транспорту нефти «Транснефть» как акционерного общества открытого типа». «Транснефть» - это кровеносная система российской нефтяной отрасли.

Сама компания нефти не добывает. Зато как монополия занимается ее транспортировкой. 80 тысяч км трубопроводов, по которым транспортируется 90 % российской нефти как внутри страны, так и за рубеж. В 2005 году в эту систему принято 453,8 млн тонн «черного золота». Чистая прибыль, по предварительным данным, составила 55,7 млрд руб. Привилегированные акции (1 554 875 штук) - 25 % уставного капитала - принадлежат миноритарным акционерам и продаются на бирже.

Держатели таких акций в обязательном порядке ежегодно получают дивиденды. 75 % капитала «Транснефти» (100 % обыкновенных голосующих акций) - у Росимущества. До 2003 г. 20 % привилегированных акций принадлежали «Интерросу» Владимира Потанина. Источник, знакомый с реестром акционеров монополии тех лет, говорит, что «Интеррос» купил эти бумаги у структур бывших менеджеров «Транснефти».

Начиная с мая 2006 года, Генпрокуратура России ищет реальных акционеров привилегированных акций монополии. 5 мая биржи прекратили торги такими акциями «Транснефти»: днем ранее Басманный суд Москвы по просьбе Генпрокуратуры запретил операции с ними. Уголовное дело, из-за которого арестованы акции, возбуждено еще в конце 1990 гг. «по факту злоупотребления бывшими руководителями «Транснефти» должностными полномочиями при приватизации компании».

Год назад стало известно, что 6,6 % «префов» принадлежит «Абаканвагонмашу», входящему в «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Но в холдинге уверяют, что ни у «Базэла», ни у его аффилированных структур акций «Транснефти» нет.

Миноритарный пакет акций «Транснефти» принадлежит структурам Millhouse Capital, признавался источник, близкий к этой компании. Уточняя, правда, что это небольшой пакет и портфельная инвестиция. Из постановления Басманного суда следует, что акции были арестованы по ходатайству следователя по особо важным делам Генпрокуратуры РФ в рамках дела о незаконной приватизации бумаг. Дело, говорится в документе, возбуждено в отношении бывшего президента «Транснефти» Валерия Черняева и его заместителя Сергея Землянского по части 1 ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями лицом, осуществляющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, повлекшее тяжкие последствия»).

Генпрокуратура возбудила против Валерия Черняева и Сергея Землянского уголовное дело по подозрению в злоупотреблении служебным положением в 1998 году. По версии следствия, они распустили среди сотрудников, которым принадлежали все привилегированные акции компании, слухи о возможности захвата «Транснефти» криминальными структурами. Чтобы этого не допустить, сотрудникам было предложено продать акции своему предприятию или отдать их в доверительное управление.

В итоге почти все привилегированные акции оказались у господ Черняева и Землянского, а потом были переданы учрежденным ими коммерческим структурам: московской «Беневент», английской Springunique Ltd и другим. Этим заинтересовались правоохранительные органы, господа Черняев и Землянский лишились своих постов, а их акции в начале 1999 года были арестованы. Но в июле 2000 года замгенпрокурора Василий Колмогоров прекратил уголовное дело и снял арест с акций. Экс-руководители «Транснефти» продали бумаги мелкими пакетами, и через два года они появились на бирже.

Кто сейчас владеет привилегированными акциями «Транснефти» - загадка. «Интеррос» потом продал весь пакет. Новых акционеров компании не знает даже нынешний глава «Транснефти» Семен Вайншток. «Я их не знаю, они к нам не ходят», - говорил он в интервью «Ведомостям».

О возможностях компенсации

Это ли не источник для выдачи государством акций реально заинтересованным лицам, гражданам России? В Якутии, в тех четырех районах, где пройдет нефтепровод, их не более 240 тысяч человек. Тут самый длинный и в инженерно-техническом плане самый сложный участок. Притом мы согласны учитывать, что номинал одной акции при создании компании был 1 рубль, и брать эту акцию по рыночной цене - за 8 тысяч 400 рублей.

Так вот, для жителей Республики Саха всего-то надо выделить 240 тысяч акций (15,4 % от привилегированных бумаг). Остальные акции собственник-государство пусть выделяет людям других регионов России, где пройдет или уже проходит нефтепровод. И тем, кто приобрел акции законным путем (по нашим подсчетам их не более 5 %).

Есть информация, что Совет директоров «Транснефти» принял решение предложить годовому собранию акционеров направить из полученной в 2002 г. прибыли (13,448.82 млн руб.) на выплату дивидендов 2,644.92 млн руб. Об этом сообщается на официальном сайте компании. На одну обыкновенную акцию (4,664.63 тыс. шт.) предполагается выплатить 278.7 руб. (всего 1, 300.03 млн руб.), на привилегированную (1,554.88 шт.) - 864.96 руб. (всего 1,344.89 млн руб.).

Таким образом, для выделения каждому жителю пострадавших районов акций «Транснефти» стоимостью не менее 8400 рублей существует реальный источник - те 25 % привилегированных бумаг, что арестованы.

Источник выплаты

По нефтепроводу Восточная Сибирь - Тихий океан ежегодно будут прокачивать 80 млн тонн нефти. Сегодня внутренняя цена продажи «черного золота» - 7000 рублей за тонну. Получается примерно 560 млрд рублей в год. Мы просим по 30 тысяч рублей каждому якутянину, что составит около 30 млрд рублей (всего 5,35 % от годового оборота компании).

Международный опыт таких ситуаций показывает, что разовые платежи (бонусы), арендная плата (ренталз), платежи с добычи (роялти), платежи по налогам (налоги, в том числе НДПИ, НДС, акцизы и другие) в среднем составляют 45 - 51,25 % от суммарных поступлений (годового оборота компании). Тут и нашему государству еще много остается.

При этом у государства имеется еще одна маленькая заначка. Технические потери нефти при доставке из Сибири в Европу компания оценила специальным нормативом, составляющим доли процента. На самом деле теряется меньше, чем предусмотрено нормативом, поэтому компания ежегодно получает в собственность несколько десятков, а то и сотен тысяч тонн «ничейной» нефти.

Так, в 2001 году «в трубе» осталось 200 тыс. тонн такой нефти, в 2003 году - 150 тыс. тонн. Назначенный государством президент компании Семен Вайншток в 2002 году объявил, что выручка от продажи «ничейной» нефти идет на благотворительность. А в Минэкономразвития пришли к выводу, что эту выручку было бы лучше зачислять в бюджет.

В том же году Семен получил орден от патриарха за восстановление «Транснефтью» храма Софии Премудрости Божией на Лубянке. Статья об этом в корпоративном журнале компании называлась «Инвестиции в духовность». В том же 2002 г. «Транснефть» (как, кстати, и другие госкомпании) стала одним из спонсоров восстановления дворца в Стрельне (Санкт-Петербург), на который, по словам управделами президента России Владимира Кожина, из госбюджета не было потрачено ни копейки.

Многим известно, что в Когалыме по инициативе С. М. Вайнштока одновременно были построены православный храм Успения Божией Матери при Патриаршем подворье и мечеть. Таким образом, ежегодная выручка от «ничейной» нефти составляет, по моим расчетам, более 1 млрд рублей. Их лучше направить на выплату компенсаций населению пострадавших районов.

Мировая практика показывает, что компенсация за ущерб, нанесенный в процессе эксплуатации природных ресурсов, направляется на общесоциальные нужды, а не на разовые благотворительные действия. И мы требуем законных компенсационных отчислений.

Анатолий ЧОМЧОЕВ, председатель Якутского
регионального Бюро фракции «Зеленая Россия»
Российской Объединенной
демократической партии ЯБЛОКО.
(Опубликовано в сокращении. Полная версия на сайте www.rus-green.ru)



К содержанию | На главную страницу "Берегини" | Обсудить статью на форуме

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность