Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

что? где? когда?

Второй несуразней первого

Опубликован вариант проекта нового Лесного кодекса, официально предлагаемый комитетом Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию для рассмотрения во втором чтении. Это очередной вариант, предлагаемый Министерством экономического развития и торговли, в котором совершенно не учитывается абсолютное большинство поправок, предложенных после рассмотрения кодекса в первом чтении - в том числе тех поправок, которые были предварительно одобрены рабочей группой по проекту нового Лесного кодекса. Фактически руководитель Комитета по природным ресурсам и природопользованию Н. В. Комарова полностью приняла версию от разработчиков, предложенную чиновником Минэкономразвития В. В. Гавриловым. Предлагаемый к рассмотрению во втором чтении проект нового Лесного кодекса имеет весьма условное отношение даже к той версии проекта, которая была принята Государственной Думой в первом чтении полтора года назад.

Новый проект стал еще более несуразным, чем проект в варианте первого чтения, считают в Гринпис России. Количество внутренних нестыковок и противоречий только увеличилось, а количество статей, допускающих множественное толкование или предусматривающих необходимость ведомственных инструкций или чиновничьих решений в конкретных случаях - увеличилось весьма существенно. Соответственно увеличилась и «коррупционная емкость» нового кодекса: чем менее ясны и конкретны его требования и чем в большей степени его применение зависит от воли конкретного ведомства или чиновника - тем более благоприятные условия создаются для развития коррупции.

Новый проект фактически ликвидирует защитные леса. Им по-прежнему посвящена целая глава (глава 11 в нынешней редакции), но она по-прежнему целиком состоит из пустых деклараций, ничего не значащих для реальной жизни. Что в защитных лесах нельзя делать, и что можно, и как именно можно - из этой главы совершенно не ясно. Практически это означает, что никаких гарантий сохранения защитных лесов новый кодекс не дает.

Новый проект вводит частную собственность на леса особо охраняемых природных территорий и городские леса. Таким образом, заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы и другие лесные особо охраняемые природные территории по новому Лесному кодексу могут быть приватизированы. Это соответствует современной политике государства в области управления особо охраняемыми природными территориями - отдать в частные руки все то, что не приносит конкретной пользы чиновникам прямо сейчас. Однако особо охраняемым природным территориям это грозит полным разорением и гибелью. То же самое с городскими лесами: самые ценные и значимые для отдыха горожан леса могут в одночасье оказаться частными и закрытыми для свободного доступа граждан.

Новый проект фактически запрещает ведение интенсивного лесного хозяйства в эксплуатационных лесах. Например, в эксплуатационных лесах заготовка древесины разрешается только в порядке рубок главного пользования (статья 17). Таким образом, исключается возможность ведения в эксплуатационных лесах коммерческих рубок промежуточного пользования, являющихся неотъемлемой частью интенсивных форм ведения лесного хозяйства, по крайней мере, в абсолютном большинстве лесов умеренной и таежной зон Земли (а иных в России и нет). То есть - новый кодекс законодательно закрепляет обязательность экстенсивной модели лесопользования, основанной на принципе «срубил и забросил до следующего возраста спелости». Правда, в статье, посвященной рубкам ухода (ст. 44), говорится о том, что в эксплуатационных лесах рубки ухода разрешаются и заготовленная в них древесина принадлежит или собственнику, или арендатору, в зависимости от ситуации. Более того, упоминается такой вид рубок ухода, как рубки обновления - «при рубках обновления удаляются перестойные и спелые деревья для омоложения древостоев» (т.е. уже на уровне Лесного кодекса ликвидируется разница между рубками ухода и рубками главного пользования, при которых, как известно, также «удаляются спелые и перестойные деревья»). Какая из этих противоречащих друг другу статей (17 или 44) должна, по замыслу авторов, применяться на практике - неизвестно.

Новый проект перекладывает ответственность за ведение лесного хозяйства на лесопользователя-арендатора - но, как и в варианте первого чтения, совершенно не определяет конкретные требования к ведению этого хозяйства. На практике это будет означать, что требования будут каждый раз устанавливаться государственными органами лесного хозяйства исходя из собственного понимания ситуации (и, вероятно, из понимания собственной выгоды). Не надо быть пророком, чтобы предсказать, что это неизбежно приведет к повышенному уровню коррупции и вымогательства со стороны государственных лесных чиновников.

Единственный вопрос, который более-менее нормально решен в нынешней версии кодекса - это вопрос о свободном доступе граждан в леса (статья 11). Здесь разработчики взяли в целом формулировки, предлагавшиеся российскими неправительственными природоохранными организациями. Однако на фоне остальных опасностей и глупостей, которыми изобилует новая версия проекта Лесного кодекса, это совершенно не радует. В реальности за гражданами сохраняется право свободно посещать леса - но никаких гарантий того, что эти леса не будут разорены в результате бессистемного лесопользования или застроены чиновничьими коттеджами или иными объектами, новый Лесной кодекс не дает.

...Уже сейчас ясно, что разработчики Кодекса достигли предела своих возможностей и создать законопроект принципиально более высокого уровня и качества им просто не под силу. Так что новый Лесной кодекс неизбежно будет весьма посредственным и малопригодным для реальной жизни документом. Единственное, чего сейчас все-таки стоит добиться - это сохранения таких действительно важных достижений российского лесного хозяйства, как защитные леса (= леса первой группы), и основных социальных прав и гарантий граждан, связанных с лесами.

Текст Лесного кодекса доступен со страницы http://forest.ru/rus/legislation/newcode

Бюллетень «Лесные новости».
Подготовил Владимир ЗАХАРОВ.




К содержанию | На главную страницу "Берегини" | Обсудить статью на форуме

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность