Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

государство и мы

Особенности отечественного политического пространства

Замечательно полемичный текст Святослава Забелина демонстрирует примечательную особенность отечественной публики. Уж очень давно не одно поколение россиян описывает свою страну и происходящее в ней как нечто особенное и небывалое. И если не встречается в родных пределах точного соответствия «правильным» и известным образцам, то, дескать, у нас такого и нет. Отсюда и сетования, что ни зеленых политических движений, ни зеленых партий «в России никогда не было и по сию пору нет».

Что касается политики, то достаточно посмотреть на контекст активности российских зеленых организаций.

Это, во-первых, сохраняющийся жесткий контроль со стороны государственных структур над основными сферами общественной жизни. Причем при декларируемом развитии рынка и частной собственности власти различного уровня стремятся не только быть в курсе происходящего, но и направлять деятельность экономических агентов. В информационной, культурной и прочих сферах также наблюдается очевидное стремление к централизации и контролю. Стремительно политизируются религия и религиозные организации. Любая общественная деятельность, таким образом, вольно или невольно вторгается в сферу государственных интересов. Будет ли она политической?

Во-вторых, правила игры, включая взаимоотношения с оппонентами и союзниками, органами власти, населением и бизнесом, предопределены и очерчены рамками закона и нормативными установками. Но какой, как не политической, будет активность по изменению правил? Тем более, что обычно это происходит в законодательных органах (региональных и общенациональных). Но даже если не входить в эти политические структуры, то все равно давление на них - будь то акции прямого действия (митинги, демонстрации, пикеты) или действия через существующие институты (письма «во власть», судебные иски, общественные слушания) - как его ни называй, будет политическим.

В-третьих, находясь в политизированном пространстве, фактически невозможно действовать неполитически. Как выстраивать отношения с обществом, властями, прессой, экономическими субъектами? Естественно, через посредство государственной политики (поддерживая ее или оппонируя ей, стремясь ее сохранить, законсервировать или изменить) и государственных решений (влияя на них и «продавливая» свои).

Конечно, есть определенное лукавство, прежде всего властей, в разделении политической и общественной деятельности. С точки зрения возможности законодательного регулирования (а в наших условиях - контроля и ограничения) такая ситуация позволяет властным группам по-своему структурировать политическое пространство: кого-то допускать к возможному влиянию на законодательный процесс и принятие решений, а кого-то нет. С точки зрения зеленых (конечно, не всех), официально заданная «политичность» может и усиливать позиции, и ослаблять. С «неполитических» меньше спрос, но у них меньше и возможностей.

Несколько слов о «зелености». Как известно, зеленое движение, заявившее о себе как о значимой общественной силе, появилось в конце 1960 - начале 1970 годов. Различия внутри его рядов вскоре привели к важным расхождениям. С одной стороны, заявило о себе стремление создать и воплотить новую философию жизни, в основе которой - представления об истинных и сущностных ценностях, связанных с Природой и Землей. Это направление обычно называют экологическим, а его активистов - экологистами. Именно против этой части зеленых направлена ирония Святослава Забелина. С другой стороны, возникли представления о сохранении окружающей среды как средстве усовершенствования человеческого общества. Первые, как правило, не желают участвовать в политике, рассматривая ее, по словам Забелина, в качестве «ракеты-носителя для доставки лидеров» в высшие эшелоны власти и как грязное дело. Вторые же стремятся в политику.

Вопрос коалиций и объединений везде оказывался достаточно дискуссионным. В Германии, например, зеленые разделились по принципу приятия парламентской деятельности на Realo (реалистов) и Fundi (фундаменталистов). Первые ориентировались на «большую» политику, вторые - на внепарламентские акции, радикальные декларации и чистоту «зеленого леса», если использовать метафоричный стиль Святослава Забелина.

Какой вывод? Во-первых, зеленый мир и политическая его часть настолько многообразны, что трудно ответственно выносить суждения о том, кто «зеленее». В этом отношении российские зеленые ничуть не специфичны. Во-вторых, маловероятно, чтобы какая бы то ни было общественная активность в России существовала вне политики. В-третьих, оптимальная стратегия для политических зеленых в России не в поиске идеального образца, а в решении проблем, которыми озабочены россияне.

«Зеленая Россия» ориентирована на общечеловеческие ценности, права человека, правовое государство. Отличает эту партию отправная точка, основание заявленных ценностей: приоритет человеческого здоровья, жизни, окружающей природной и социальной среды. В этом смысле зеленые не правые и не левые, хотя либеральные идеи, связанные с правами человека и гражданина, безусловно, присутствуют. В то же время часть принципиально важных зеленых идей все же тяготеет к левому флангу или левому центру (пример - блок «зеленых» и СДПГ в Германии). К ним можно отнести социальное государство, общественный контроль, широкое самоуправление.

Есть ли перспективы у политических зеленых в России? Скорее всего, да. Мое мнение основывается, прежде всего, на достаточно впечатляющих результатах кампании по созданию «Зеленой России». За несколько месяцев на фоне противодействия со стороны властей, неблагоприятных общеполитических условий (спада политической активности, разочарования людей в политических партиях и лидерах, падения доверия к основным политическим институтам) партия смогла призвать под свои знамена двадцать тысяч человек. Для сравнения, зеленые в Германии (в условиях работающей демократии) за все 1980-е годы смогли увеличить свою численность с восемнадцати до сорока тысяч. На все нужно время.

Александр ДУКА,
завсектором социологии власти
и гражданского общества
Социологического института
РАН
( С-Петербург). (В сокращении).



К содержанию | На главную страницу "Берегини" | Обсудить статью на форуме

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность