Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Государство и мы

Демократическая оппозиция: выбор «дорожной карты»

Росприроднадзор России проводит государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих изменение функционального зонирования Сочинского национального парка - особо охраняемой природной территории высокого ранга, примыкающей к объекту Всемирного Природного Наследия «Западный Кавказ». Это изменение несет угрозу охраняемым природным комплексам национального парка и сохранению биологического разнообразия Западного Кавказа, так как снимает правовые ограничения для хозяйственного освоения этих территорий.

Членам и сторонникам партии «Союз зеленых России» («Зеленая Россия»)

Членам фракции «Зеленая Россия» Российской Объединенной

демократической партии ЯБЛОКО

Членам и активистам Всероссийского движения «Союз зеленых России».

Соратники и коллеги!

Оттрубили фанфары Гражданского форума G8, завершилась серия других общественных мероприятий, приуроченных к подготовке и проведению Большой Восьмерки, в том числе конференции «Другая Россия». Какие семена посеяны этими событиями и каких всходов нам следует ожидать? Предлагаю вашему вниманию мое видение некоторых аспектов развития гражданского общества в сегодняшней политической ситуации в стране.

1. Игры власти с обществом

Реакция Кремля на четко выраженную позицию гражданского общества по центральному вопросу (энергетической безопасности), вынесенному Россией на встречу G8, демонстрирует новый характер взаимоотношения власти и общества в современной России. Кремль столкнулся с тем, что общество весьма негативно отнеслось к предложенному им плану закрепления за Россией в международном разделении труда роли «нефтяной качалки». И еще более негативно - к одному из путей обеспечения этой роли в виде преимущественного развития атомной энергетики. Подготовка к G8 показала еще одну особенность «управляемой демократии»: столкнувшись с противодействием общества по каким-то отдельным важным вопросам, Кремль избегает ввязываться в дискуссии, считая: «Пусть говорят себе, что хотят, а мы будем делать то, что считаем нужным». И хотя перед самой встречей G8 подконтрольные власти российские СМИ выступили с поддержкой позиции Кремля (иначе и быть не могло!), думающая часть общества сформулировала свою резко отрицательную позицию по развитию

атомной энергетики и по отношению к той модели энергетической безопасности, которую предлагает Кремль.

Кремль профинансировал проведение перед G8 «Гражданской Восьмерки» и разрешил ей сформулировать позиции, отличающиеся от его собственной. Однако политическая цена этих формулировок нулевая - они не влияют на принятие значимых решений. Более того, Кремль получил от этого мероприятия еще и дополнительные дивиденды: эффективно «выпустил пар», дав нам вволю наговориться, и использовал нас как статистов для демонстрации всему миру «демократизма» Путина, сорвавшего аплодисменты 4 июля. И все это - за пару миллионов долларов! Наверное, столько же стоила организация одного марша «Наших» в Москве!

Другой политический эпизод последнего времени во взаимоотношениях общества и власти (байкальская труба) развивался не по сценарию Кремля и закончился в пользу общества только потому, что несанкционированные выступления за перенос трубы прокатились по всей стране. Четко выраженный глас народа испугал Кремль, и Путин блестяще - и для страны, и для всего мира, - сыграл роль спасителя Байкала.

По каждому отдельному опасному решению Кремля можно, но очень трудно организовать такие массовые выступления, как по Байкалу, Лесному кодексу или против ввоза чужой радиоактивной грязи. Для предотвращения принятия таких опасных для страны решений в нормальном демократическом обществе существует возможность открытой критики, публичных обсуждений проектов, существует, наконец, политическая оппозиция, - команда, готовая (через процедуру выборов) взять на себя управление страной при явной неспособности власти решать проблемы приемлемым для общества путем. Однако российское общество все дальше и дальше от такого состояния. Один из значимых результатов активности власти за последние семь лет - успешное возведение (с помощью черного пиара и уничтожения независимости СМИ) стены между оппозицией и народом. В том числе - в области экологической политики.

2. Как действовать политической оппозиции

С приближением парламентских выборов 2007 года и выборов президента в 2008 году вопрос о консолидации оппозиции становится все более актуальным. Конференция «Другая Россия» - заметная веха на сложном пути такой консолидации социально-демократической оппозиции. Эта встреча была попыткой сформулировать общие тезисы широкой оппозиции, определить структуру и масштаб существующей организованной и неорганизованной оппозиции...

К сожалению, я не смог присутствовать на этой встрече по банальной причине - поезд из Петербурга, где я был на пред-саммитной международной конференции по энергетике, оказался в числе сорока аварийно задержанных на несколько часов (говорят, из-за кражи проводов). Поэтому могу судить о конференции только по стенограмме.

Нельзя не согласиться с критикой кремлевского режима Людмилой Алексеевой, Гарри Каспаровым и Григорием Сатаровым (все трое - сопредседатели Оргкомитета). Яркие характеристики были даны нынешней власти известными политологами и экспертами. Все сходятся в одном - необходима не просто смена власти (персоналий), но и смена режима. Для решения такой задачи необходим тактический союз. Основой для такого союза могли бы стать общие для всех направлений оппозиции ценности. Кремлевская «демократура» (выражение Сатарова) сама подталкивает к взаимодействию идеологически различные оппозиционные политические силы. И демократы, и коммунисты, и центристы согласны, во-первых, с тем, что стране нужны свободные СМИ (для представления гражданам иных, отличных от кремлевской, точек зрения на происходящее), и, во-вторых, что необходимы честные выборы. Совместная июньская акция в Москве коммунистов и партии ЯБЛОКО «Против цензуры!» показывает, что при определенных условиях такое взаимодействие возможно. Важно определить такие

условия и обозначить фронт возможных совместных действий. Кроме свободы информации и честных выборов есть и другие вопросы, по которым точки зрения левых, правых и центристских оппозиционных сил близки или совпадают (независимые суд и парламент, борьба с коррупцией, например). Развернувшийся перед конференцией «Другая Россия» спор, можно ли сидеть за одним столом с оппозиционерами - идеологическими противниками, разрешился так: и сидеть, и разговаривать можно, и при этом не поступаться принципами.

На собственно демократическом фланге оппозиции сил не так много. Среди крупных политических партий это ЯБЛОКО, СПС и Республиканская партия. Среди оппозиционных непарламентских демократических сил самая заметная - Объединенный гражданский фронт (ОГФ) Г. Каспарова. Создав ОГФ с десятками региональных организаций, Г. Каспаров стал одним из видных лидеров демократической оппозиции. ОГФ декларирует и использует непарламентские методы борьбы. Этот боевой отряд оппозиции - важная часть всего оппозиционного движения, такая гражданская организованная оппозиция исключительно важна. Важна, но - как ярко показывают, например, результаты «оранжевой революции» на Украине, - недостаточна. Вывести людей на площадь и заставить власть отменить результаты выборов президента оказалось легче, чем действительно сменить вектор власти (а не персоналий).

Не нужны парламентские выборы и новой крупной фигуре в оппозиционном лагере М.Касьянову - он нацелен на президентские.

В «Итоговом заявлении» участники конференции «Другая Россия» фактически обвиняют «системную политическую оппозицию» в том, что ее действия «усугубляют проблемы российского общества» (поскольку она, дескать, действует в «рамках, обозначенных Кремлем»). Но легальная политическая оппозиция обязана подчиняться законам, даже если она не согласна с их содержанием. «Системная» оппозиция участвует в выборах в том числе и для того, чтобы менять неверные с ее точки зрения законы. Несистемная, непарламентская оппозиция может эффектно и эффективно действовать вне правового поля, но результаты этих действий всегда будут носить локальный «несистемный» характер. Для достижения главной цели - смены власти, у «несистемной» оппозиции есть только один путь - революция. Но об опасности для страны и нежелательности такого пути говорили многие участники «Другой России».

Серьезная проработка проекта по консолидации оппозиционных сил скорее всего приведет к их структурированию примерно в таком варианте: партии + общественные движения + протестные группы + эксперты (аналитики, политологи, социологи и другие специалисты). Целесообразно было бы каждому диапазону политического спектра разработать свою «дорожную карту» с определением тактических и стратегических союзников. Общий для всей оппозиции план взаимодействия может получиться только из трех «дорожных карт» - демократов, центристов и левых.

В чертежах строительства «новой геометрической политической фигуры» оппозиции, предлагаемой Каспаровым, Сатаровым и Касьяновым и озвученной в материалах «Другой России», все существующие оппозиционные политические партии («системная политическая оппозиция»), которые пытаются и в драконовских условиях современной политической России бороться на выборах за голоса избирателей, невидимы. Фактически предлагается формула, по которой гражданская оппозиция режиму должна быть отделена от борющейся с тем же режимом политической оппозиции. Это - шаг назад в политическом развитии России, контр-продуктивный и опасный для консолидации оппозиции Кремлю. Рукопожатие Касьянова и Лимонова важно психологически, но много важнее выработка взаимодействия всех оппозиционных сил - системных и внесистемных, политических и гражданских. Сегодня нужны не столько яркие выступления на конференциях, сколько организация встреч полномочных представителей всех значимых оппозиционных сил для определения условий, направлений и форм взаимодействия уже сейчас.

Задача, сформулированная в Итоговом заявлении Конференции, - «направить все силы на политическое просвещение людей» - достаточна только для той части оппозиции, которая отказывается участвовать в парламентских выборах 2007 года ( участие возможно только для зарегистрированных не менее чем за год до выборов партий).

3. О противоречиях внутри демократической оппозиции

Почему - несмотря на многие пожелания, - не получается принципиального сближения между двумя основными демократическими партиями СПС и ЯБЛОКО? Дежурный, вживленный технологами черного пиара в сознание политологов, журналистов, а следом и электората, ответ - «амбиции Г. Явлинского». Амбиции у Явлинского есть, как у всякого политического лидера. В случае Явлинского они реально подкреплены его положением и как видного теоретика-экономиста, и как неоспоримого лидера старейшей и крупнейшей демократической партии. Тем, кто действительно хочет понять противоречия между российскими демократами, стоит поосторожнее относиться к газетным публикациям и прочитать опубликованную в прошлом году книгу Г. Явлинского «Периферийный капитализм» (есть на сайте ЯБЛОКА). Там не только хорошо описан тот «маразм» (опять хорошее выражение Сатарова), в котором оказалась Россия, но и показано, как это случилось и почему. Не амбиции Явлинского, а принципиальные расхождения во взглядах (и программах) партий - непреодолимое препятствие

для объединения. Демократическое развитие страны необходимо и для цивилизованного крупного бизнеса - СПС является выразителем его идеологии. ЯБЛОКО выражает интересы среднего класса и требует, например, от СПС признать ошибки приватизации, приведшей к возникновению олигархического правления в России, а также требует признать ошибочность еще недавней поддержки СПС кремлевского режима.

Какое место занимает зеленое движение в политической палитре России, в какой степени и как именно оно может участвовать в идущих процессах консолидации оппозиции, какие задачи оно должно ставить для себя сегодня? Мое видение этих проблем - в следующем письме.

Алексей Яблоков,
председатель Оргкомитета
партии «Союз зеленых России»
(«Зеленая Россия»),
председатель фракции «Зеленая Россия»
в партии «ЯБЛОКО - объединенные демократы».
29 июля 2006.



К содержанию | На главную страницу "Берегини" | Обсудить статью на форуме

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность