Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Новости движения

Неолемпийские игры

Росприроднадзор России проводит государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих изменение функционального зонирования Сочинского национального парка - особо охраняемой природной территории высокого ранга, примыкающей к объекту Всемирного Природного Наследия «Западный Кавказ». Это изменение несет угрозу охраняемым природным комплексам национального парка и сохранению биологического разнообразия Западного Кавказа, так как снимает правовые ограничения для хозяйственного освоения этих территорий.

Функциональное зонирование определяет режим охраны различных участков на территории национального парка. Наиболее строгие по режиму зоны нацпарка - это зона заповедного режима и зона заказника. В этих зонах не допускается хозяйственная деятельность. Но по планам горнолыжного освоения района поселка Красная Поляна и проведения там Зимней Олимпиады 2014 года на природных территориях, которые входят в эти зоны, намечено масштабное строительство различных спортивных сооружений и сопутствующей инфраструктуры. Ключевым этапом на пути к этому стало изменение функционального зонирования Сочинского национального парка.

Экологическим общественным организациям Западного Кавказа удалось ознакомиться с частью материалов, обосновывающих изменение зонирования. Анализ этих материалов ясно показал их заказной характер. Удивительным образом в разряд участков, на которых «нецелесообразно сохранение заповедного режима и режима заказника» попали как раз те участки, которые необходимы для сооружения различных спортивных объектов - хребет Аибга, урочище Грушевая Поляна, Турьи горы, хребет Псехако. Таким образом, под удар ставятся чрезвычайно ценные природные территории Западного Кавказа.

В Краснополянском лесничестве из заповедной зоны исключена огромная территория - 23 лесных квартала полностью и 3 квартала частично. Они составляют единый массив девственных природных территорий в среднем течении реки Мзымта, на хребте Аибга и Турьих горах, который играет важную роль в сохранении многих редких видов. Следом за изменением зонирования рано или поздно последует массированное хозяйственное вторжение на эти территории с последующей деградацией их экосистем. Яркий пример - освоение хребта Псехако. Согласно первоначальному зонированию нацпарка, этот хребет, с трех сторон окруженный территорией Кавказского заповедника, практически полностью входил в заповедную зону. При изменении зонирования в 1997 году большая его часть из заповедной зоны была выведена. В результате теперь этот хребет охвачен строительством горнолыжного комплекса компании «Газпром», чего не могло случиться в принципе, останься он в заповедной зоне. Под горнолыжные трассы, подъемники и прочие объекты здесь вырублены значительные площади лесов, необратимо нарушены условия обитания многих редких и охраняемых видов - и природные комплексы стремительно деградируют.

Обоснование изменения зонирования Сочинского нацпарка намеренно выстроено таким образом, чтобы сформировать видимость его якобы природоохранной направленности. В тексте очень много правильных фраз об уникальности природных комплексов Сочинского национального парка, о необходимости принятия мер по их охране. Даже цифры вроде бы говорят об этом. Например, общая площадь заповедной зоны повышается на целых 1,6 % - с 26,4 % до 28,0 %. И тех, кто недостаточно знаком с территорией нацпарка, таким образом достаточно легко ввести в заблуждение. Но это - ложная картина. В обосновании максимально затушеван факт исключения ценных территорий из зон с высоким режимом охраны, на что, прежде всего, направлено изменение зонирования. Там же, где об этом вскользь говорится, отсутствует научное обоснование необходимости понижения охранного статуса, кроме дежурных фраз: «в связи с отсутствием объектов, нуждающихся в режиме особой охраны» или «в связи с нецелесообразностью сохранения заповедного режима». Зато включение тех или иных кварталов в такие зоны предельно акцентировано, все обоснование построено вокруг этого.

Но в отношении далеко не всех кварталов такое изменение зонирования в самом деле важно и обосновано. Реальный принцип повышения охранного статуса тех или иных кварталов - отсутствие хозяйственных претензий на них, а не их действительная ценность с точки зрения сохранения уникальных комплексов. При этом предлагается повысить охранный статус многих кварталов, находящихся по соседству с населенными пунктами. Например, квартал рядом с такими селениями, как Наджиго, Монастырь, Ермоловка, предлагается ввести в заповедную зону. Целесообразность такого подхода сомнительна, так как экосистемы в таких кварталах, как правило, подвергались долговременному антропогенному воздействию. Кроме того, повышение их статуса создает почву для трудноразрешимых конфликтных ситуаций, связанных с естественным природопользованием местного населения в этих кварталах.

Значительную угрозу сохранению биоразнообразия несет также необоснованное изменение зонирования на многих участках, расположенных вне зоны олимпийских интересов. Например, все той же дежурной фразой «в связи с отсутствием объектов, нуждающихся в режиме особой охраны» предлагается перевести 8 квартал Дагомысского лесничества в зону регулируемой рекреации. Однако именно в этом квартале располагаются единственные в мире места обитания эндемичных пещерных жуков, уникальные археологические памятники, крупнейшие в России колонии охраняемых видов летучих мышей, а также участки краснокнижного самшита колхидского.

Заказчиком и одновременно исполнителем работ по изменению зонирования является Сочинский национальный парк, который, якобы, привлек для этого специалистов Кавказского заповедника. Однако, как выяснилось, большинство ученых, заявленных в качестве авторов материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по проекту нового зонирования, в реальности не имели к нему никакого отношения. Более того, «авторы проекта» вообще не знали, что такой проект существует. В прошлом году эти ученые участвовали в инвентаризации природных комплексов национального парка, однако при этом ни о каком изменении зонирования в ходе этих работ вопрос не ставился. И реальными авторами проекта нового зонирования являются несколько сотрудников Сочинского национального парка.

К сожалению, общественные экологические организации Западного Кавказа, заинтересованная ученая общественность были лишены возможности участвовать в обсуждении проекта функционального зонирования нацпарка, поскольку реальных общественных слушаний по этому проекту проведено не было. В качестве таких «слушаний» 25 мая этого года Сочинский национальный парк устроил фактически «совещание для своих», в котором не участвовала ни одна реальная общественная экологическая организация, ни один независимый эксперт, способные выразить собственное, а не заранее срежиссированное мнение по поводу изменения зонирования. Роль «общественности» на этих слушаниях, видимо, была призвана сыграть «Ассоциация заповедников и природных парков Северного Кавказа», по сути, не являющаяся общественной организацией, руководит которой сам директор Сочинского национального парка.

В материалах изменения зонирования не хватает многих обязательных документов. Они попросту не комплектны и по формальным признакам должны были быть направлены на доработку еще до начала экспертизы. Но олимпийская гонка не терпит остановок, и на такие «мелочи», видимо, решили внимания не обращать.

Сейчас, когда заинтересованной общественности стало известно, какую серьезную угрозу сохранению дикой природы Западного Кавказа несет изменение зонирования Сочинского национального парка, это вызвало волну возмущения. Ряд общественных организаций региона готовит свое заключение по проекту зонирования. Если, вопреки здравому смыслу и правовым нормам, эти материалы получат положительное заключение государственной экологической экспертизы, общественные экологические организации региона намерены оспаривать его в судебном порядке. Этой проблеме будет придана широкая международная огласка, так как природные комплексы, сохранность которых оказывается под угрозой, имеют мировое значение.

Андрей РУДОМАХА,
Экологическая Вахта по
Северному Кавказу.
Сурен ГАЗАРЯН,
Краснодарское региональное
отделение Русского
географического общества.
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО
СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ»-
информационная рассылка.



К содержанию | На главную страницу "Берегини" | Обсудить статью на форуме

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность