Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Путь к детям

Драгоценные находки

Гринпис осудил инициативу Минприроды передать заповедники и национальные парки в частное управление

В очерке «Ход конем» («Берегиня» № 8, 2004 г.) мы рассказывали об Учителе с большой буквы, члене творческого Союза учителей СССР, отличнике народного образования Узбекистана, победителе 15 республиканских и 9 всесоюзных «Педагогических чтений», награжденном золотой медалью и дипломом Общества охраны природы Узбекистана, медалью «Шухрат», Почетной грамотой Академии педагогических наук СССР и другими наградами Баходире ХУДАЙБЕРДЫЕВЕ. Свой бесценный педагогический опыт Баходир Джумаевич изложил в книге «Так хочется быть похожим на отца», главы из которой мы предлагаем вашему вниманию. Итак, молодой учитель Баходир ХУДАЙБЕРДЫЕВ, закончив биофак Самаркандского университета, вернулся в родную школу. Очень скоро директор и завуч уговорили его взять классное руководство в одном из самых трудных и запущенных классов. Неопытному начинающему педагогу пришлось нелегко...

С чего начать?

...В первые дни, заходя в этот класс и видя его безразличие, я с сожалением думал: «Зря согласился на это классное руководство. Ошибся...». Но отступить не давала гордость педагога. «С чего начать?» - эта мысль не давала мне ни минуты покоя. Ночами я изучал труды знаменитых педагогов А. С. Макаренко, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского, они поддерживали, вдохновляли на поиск своего метода. Но первые мои опыты были неудачными. Я считал, что если хорошо подготовлюсь к уроку, смогу завоевать внимание учеников. Но это не помогало. В такие трудные минуты я вспоминал слова Ушинского: «Если вы хотите всесторонне воспитать ребенка, в первую очередь, вы должны его всесторонне изучить». Значит, я должен знать, чем занят мой ученик после школы, знать о его бытовых условиях, атмосфере в доме, кто его друзья, чем он увлекается, какие книжки читает, участвует ли в спортивных секциях, помогает ли родителям по хозяйству.

Пришлось завести специальный дневник и ежедневно записывать в него свои наблюдения. Каждый выходной ходил по домам своих учеников. На эти мои визиты их родители смотрели с недоверием или полным безразличием: «Мы не можем повлиять на своих детей, куда уж этому молоденькому пареньку!» Меня это не обижало, потому что я не сомневался в успехе. Хотя было, конечно, немного страшновато. Тем не менее, давал советы родителям, как добиться, чтобы ребенок выполнил домашние задания, как привлечь его к полезному труду в доме, объяснял, как проследить за выполнением режима дня... Мы разработали программу действий, а потом утвердили ее на родительском собрании.

Постепенно у меня налаживались все более доверительные отношения с родителями, теперь они откровенно рассказывали мне о недостатках своих детей, спрашивали, почему дети плохо учатся, если они создали им для учебы все условия. Вместе с ними мы приходили к постижению простой истины: главное - не создание условий для учебы, главное - свободные доверительные основанные на взаимном уважении отношения между учениками, главное - союз родителей и учителей.

Приведу простые примеры. К приходу Ахмада из школы в доме все готово. Мать не заставляет его ничего делать по дому, и сын растет ленивым, упрямым, отстает в учебе, с трудом сходится с другими ребятами. Я объяснил родителям, что это результат их чрезмерной заботы и внимания. Подобное же было и с Абдукали, который плохо усваивал учебный материал и никогда не готовил домашние задания. Родители его целыми днями были на работе, дома - одна старенькая бабушка, и ребенок, оставшийся без присмотра, с утра до вечера болтался на улице. Мало того, что он не помогал бабушке по хозяйству, так еще не слушался ее и обманывал. Я объяснил старшим, что в этом виноват не только сам ребенок, но, отчасти, и бабушка, которая слишком разбаловала любимого внучка. Подозвал Абдукали и прямо на глазах у бабушки пристыдил его: «Как же это получается, оказывается, вы не помогаете бабушке, обманываете ее? Она уже старенькая, а воду приходится таскать издалека. Бабушка о вас заботится, а вы о ней не беспокоитесь!»... Потом мы побеседовали с мальчишкой наедине, поговорили, что еще надо исправить в характере и поведении, чтобы стать достойным человеком.

Позднее оба этих подростка изменились в лучшую сторону. Ахмад стал помощником матери, Абдукали больше не обижал свою бабушку, чаще прислушивался к ее словам. Когда я пришел к ним во второй раз, и бабушка Абдукали, и мать Ахмада от радости за своих детей стали благодарить меня, и мы договорились, как дальше будем проводить воспитательную работу.

Даже такие небольшие победы, ставшие результатом долгого упорного труда, поисков без сна и отдыха, бесконечно радовали и воодушевляли на новые исследования.

В марте 1972 года меня пригласили для обмена опытом на педагогические чтения, проводимые кафедрой педагогики Самаркандского университета. Когда я проанализировал и обобщил свой трехлетний учительский опыт, мне показалось, что я открыл новую закономерность воспитательной и педагогической работы. Я понял, что нужно для организации детского союза или коллектива класса. Во-первых, стремиться завоевать их доверие и признание. Во-вторых, организовать ядро будущего коллектива, воспитать соратников, мыслящих как вы. В-третьих, это самое ядро должно возглавлять, вести за собой весь класс. Тогда получится то, что вы задумали.

Перед началом педагогических чтений встретился с доцентом кафедры Хуррамовым, поделился собственными открытиями. За беседой он посоветовал мне посмотреть труды и произведения великих педагогов. В библиотечке кафедры я наткнулся на маленькую книжку о классном руководстве и обратил внимание на три вывода, сделанных Макаренко о создании общественной организации. Оказалось, что я всего-навсего повторил научное открытие Макаренко и был восхищен тактичностью доцента Хуррамова. В беседе со мной он мог бы открыто заявить: «Молодой человек, вы ничего нового не открывали, просто повторили опыт Макаренко». Но он так не заявил, а очень интеллигентно и чутко помог мне.

Полет несгибаемой «Ласточки»

Хочу рассказать вам о роли стенной газеты в воспитании и управлении коллективом.

На одном из классных собраний мы поставили три вопроса: выпуск газеты, выбор ее названия и вдохновляющего девиза. Предлагали разное: «Искра», «За отличную учебу», «Космос», «Дружба», «Вперед», «Молния», «Ласточка» и еще много других замечательных названий. В этот момент встала до этого молчавшая Фония и сказала: «Каждый раз на воспитательном часе вы говорите, что птицы - наши друзья, они защищают деревья, сады, посевы от вредных насекомых. Было бы хорошо, если бы и мы, как эти птицы, приносили пользу. Хорошо бы назвать нашу газету «Ласточкой». Идея понравилась всем.

В декабре 1970, накануне Нового года, вышел первый номер стенной газеты 6 «в». Главная колонка была посвящена наступающему празднику: ребята поздравляли учителей и одноклассников. Вторая колонка сообщала, что ученики класса первыми в школе выполнили план по сбору макулатуры. Были перечислены все имена и фамилии как тех, кто активно принимал участие в сборе, так и тех, кто отлынивал. Следующую колонку считаю наиболее важной. Здесь отстающие ученики высказали все, что велела им совесть, выражали требования души. Например, в статье «Обещание» мальчик по имени Алим признавался в своей ошибке и сожалел о ней. Впоследствии этот мальчик выполнит свое обещание и станет одним из активистов класса.

«Калдиргоч» (Ласточка) рассказывала обо всех сторонах жизни нашего коллектива, дети писали статьи о своих достижениях и недостатках, предлагали интересные идеи, критиковали ленивых и отстающих учеников, вызывали на соревнование параллельные классы, писали в газету стихи...

Важную роль сыграл и выбор достойного девиза газеты. Когда я предложил им слова Фалеса «Вспоминать о друзьях нужно не только при них, но и в их отсутствии» и объяснил их значение, ученики со словами: «Как будто для нас это сказано, как раз то, что нам нужно!» радостно приняли его. А потом и стали претворять в жизнь.

Если кто-то из учеников не приходил на уроки, в тот же день кто-нибудь из девочек или мальчиков шел к нему домой. Навещая, расспрашивал о здоровье, рассказывал, как ждут его возвращения, объяснял пройденный материал. Почувствовав такую заботу и внимание, отстающие, без уважительной причины пропускающие занятия ученики и даже те, у кого после болезни еще не была закрыта медицинская справка, спешили в родную школу, к своим друзьям.

Когда «Гунча» улыбается

Не меньше чем газета объединению детей в слаженный коллектив помогло создание ансамбля «Гунча». Он стал одним из прекрасных средств воспитания класса.

Расскажу по порядку.

София Эргашева, ученица моего класса, очень красиво танцевала, движения ее были грациозны и пластичны. Она старательно готовилась к каждому танцу - выбирала подходящий костюм, долго отрабатывала каждое движение. Особенно ярко ее необыкновенный талант проявлялся в исполнении узбекских и индийских танцев. Именно уникальные способности этой девчушки подтолкнули меня к мысли о создании ансамбля. Я подумал, что София может заинтересовать и увлечь остальных - пусть хотя бы пять-шесть девочек - и организовать свою группу, наподобие ансамбля танца «Бахор», в которой она исполняла бы роль «балетмейстера».

Заинтересовавшись уроками музыки, я приходил на занятия, которые проводил учитель музыки Тухта Пулатов. Однажды на уроке наблюдал, как Саъдулла вместе с учителем исполнил на рубабе несколько мелодий. Это тоже укрепило мою убежденность в необходимости создания ансамбля. Но сначала надо было разбудить в ребятах интерес к искусству. Я выяснил их предпочтения и раздал задания: кто-то учил стихотворения, кто-то участвовал в интермедии, а кто-то инсценировал миниатюры о хороших и плохих качествах ребят. Составили программу предстоящего концерта, выбрали ведущих. Больше всего для этой роли подошли Дилором и Рано. Характеры их были диаметрально противоположными, поэтому они здорово дополняли друг друга. Дилором - шустрая, энергичная, требовательная. Рано же полная ее противоположность: уравновешенная, мягкая, но тоже по-своему требовательная...

Тема программы, смысл каждого стихотворения, монолога, интермедии, юморески и миниатюры были направлены на воспитание подростков. Приведу один яркий пример. В классе участились случаи, когда группа мальчиков сбегала с уроков. Особенно отличился в этом Баходир. Во время очередного классного часа я попросил его инсценировать для нас, как мальчики сбегают с урока. Он, как и все дети, тут же пообещал, что сбегать не будет. Я попросил не давать мне обещаний, а просто близко к действительности показать побег с урока. Одноклассники тоже присоединились к моей просьбе.

Баходиру было нелегко изображать свое отрицательное поведение. Несколько его попыток не удались, получалось неестественно. И хотя никто ни о чем ему не напоминал и ничего от него не требовал, от переживаний он весь взмок. По лицу было видно, как он мучается. Некоторые девочки стали защищать его, говоря: «Может быть, хватит, учитель? Он изобразил очень хорошо. А главное, признал свою вину, теперь не будет сбегать с уроков». Когда я убедился, что Баходир действительно старается, сказал: «Достаточно. Вот так и выступишь на сцене». Весь класс со словами: «Здорово вышло! Это будет хорошим примером не только для всех мальчишек, но и для всей школы!» дружно зааплодировал. Надо ли объяснять, какое воспитательное значение имело это для мальчишки.

Программу концерта мы готовили без остановки в течение 5 месяцев. Каждый ученик упорно работал, стремясь совершенствовать свое выступление так, чтобы всем понравилось. Теперь на репетициях никто не шумел, ребята переживали и поддерживали друг друга, советовались между собой. Вот пример силы ансамбля в создании коллектива, значимость его в воспитании подростков!

В конце учебного года состоялось премьерное выступление ансамбля «Гунча» перед учащимися и учителями школы. Все собрались в празднично убранном спортивном зале. Здесь же мы разместили лучшие номера стенной газеты «Калдиргоч», фотостенд с видами прекрасных хлопковых просторов, устроили выставку лучших работ по резьбе и вышивке.

Зал переполнен. На почетных местах расположилась школьная администрация, члены жюри... Вечер начался рассказом о работе, которую проделал за год класс. Его лидер Дилором Тошева открыто рассказала как о достижениях, так и о недостатках класса. С гордостью, на одном дыхании она поведала, что 6 «в» первым, в течение одной недели выполнил и перевыполнил (на 160 %) план по сбору макулатуры, на 240 % - план по сбору металлолома, активно участвовал в сборе коконов шелкопряда, на прополке, сборе хлопка, во всех школьных мероприятиях, на линейках, субботниках, спортивных состязаниях, вечерах, конкурсах... Говорила она и о самых активных участниках этих мероприятий, которые были поощрены дирекцией школы. Отдельно Дилором рассказала о выпуске первого номера газеты «Калдиргоч» и ее положительном влиянии на класс... Рассказывать можно много. Приведу лучше один отрывок из отчета Дилором: «В марте до выхода на каникулы мы своими силами побелили класс, купили необходимую краску и покрасили парты, оконные рамы и классную доск

у. За свои успехи в четверти класс был награжден дирекцией школы переходным флажком и денежной премией. Эти деньги мы потратили на создание классной библиотеки»...

Я привел только один маленький абзац из отчета Дилором.

(Продолжение следует).

Подготовила
Альбина БЛИЖЕНСКАЯ.



К содержанию | На главную страницу "Берегини" | Обсудить статью на форуме

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность