Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Обратная связь

Помочь помогающим,

Или как избежать сгорания души

Дорогие коллеги!

Многие из нас с вами, экологических активистов, работают с людьми. Это требует больших душевных затрат и всегда больше, чем просто работа. Особенно это касается тех, кто непосредственно, «у корней», защищает права жителей на благоприятную среду, на здоровье. Есть даже термин «синдром сгорания»...

Но это проблема самых различных «помогающих», в том числе, к примеру, социальных работников. Недавно мне довелось участвовать в конференции выпускников программы «Открытый мир», где мы должны были выработать рекомендации, как восстановить работоспособность у самих помогающих, как предупредить «синдром сгорания». У сотрудников экологических организаций бывают схожие проблемы. Поэтому мне было интересно послушать предложения социальных работников.

Они отмечали, что зачастую для их «клиентов» характерен иждивенческий подход. Часто это люди пожилые. С ними требуется терпения и выдержки, пожалуй, больше, чем с детьми. Короче, все социальные работники - энергетические доноры. А если тратить душевные силы безграмотно, можно заработать какую-нибудь профессиональную болезнь. Бывает, что идеальные на работе люди срываются на домашних. А если все время сдерживать себя, «властвовать собой», можно и инфаркт заработать. Как же сохранить личностные и профессиональные качества специалистам социальной сферы?

И вот какие рекомендации выработала группа.

Во-первых, было бы очень хорошо регулярно проходить супервизию - получать помощь профессиональных психологов. Но реально обеспечить это непросто и часто дорого.

Во-вторых, для работника необходима обратная связь с руководством и коллективом. По-человечески необходима поддержка, внимание к твоей работе. Иначе создается впечатление, что это нужно только тебе. Вкладываешься - и вкладывайся!

Люди отмечали и такое: не очень-то тесно общаются организации между собой, варятся в своем соку. А ведь могли бы помогать друг другу: обмениваться опытом, вместе искать новые формы. Это третье.

Полезно приглашать на обсуждение какого-то вопроса свежую голову из другой организации, а можно и вообще постороннего человека. У него незамыленный взгляд, подчас парадоксальные, не скованные привычными схемами суждения и предложения. Социальный работник часто работает как волк-одиночка, но ему просто жизненно важно знать, что это не так. Тут многое зависит от руководства. Даже проверки и аттестации не пугают, потому что это возможность показать и рассказать о своей работе. А ведь можно и в газету написать, и использовать дни рождения, профессиональные и неформальные праздники, чтобы дать понять людям, что их труд нужен и важен.

Стоп. А ведь у нас, зеленых, есть своя газета - наша «Берегиня», и если она будет выходить и дальше (что зависит и от вас), вы можете на наших страницах рассказать по-человечески, неформально - о людях, своих друзьях и коллегах, тех зачастую «неизвестных героях», которые делают в различных уголках наших стран очень важные дела. Да в конце концов, поздравить человека с каким-то приятным событием, праздником тоже бывает немаловажно.

В-четвертых, родилось предложение: время от времени на какой-то срок менять профиль работы, сменить территорию, социальную группу. Это сразу встряхивает, придает новизну привычным делам. Этакий «трансфер» специалистов внутри- и межорганизационный, ролевой, функциональный, территориальный. По-моему, хорошая идея. Нам бы, экологам, тоже подошла.

А еще все хотели бы поучиться навыкам психологической защиты от тяжелых клиентов.

Я слушала это все и понимала, что нам, зеленым, это тоже все нужно и важно. Важно сохранить трепетное и неформальное отношение к работе, потому что мы тоже работаем с людьми и для людей. А если начнем беречься, рассматривать себя только как «передающее устройство», люди это сразу почувствуют и перестанут нам доверять. Нет, нельзя нам превращаться в функционеров, но и доводить себя до вопросов: а тем ли я вообще занимаюсь, ведь сколько ни работаешь, жизнь пока не улучшается? - тоже нельзя.

Напишите, пожалуйста, есть ли такая проблема в вашей организации, как вы с нею справляетесь, что можете посоветовать другим. Пишите нам в редакцию. Никто не думает в нашей стране о том, чтобы сберечь зеленое движение, - будем учиться сами беречь друг друга. Ольга ЧУПАЧЕНКО.





К содержанию | На главную страницу "Берегини" | Обсудить статью на форуме

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность