О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
ЭтноэкологияНижегородский травник, или русский Кастанеда:от разрыв-травы до коноплиГородской чертогон Летним днем рынок на Советской площади Нижнего Новгорода шумел своей обычной торговой жизнью. В ряду торгующих у самого входа носками, грибами, сухой воблой я приметил старушку, одетую по-деревенски просто, во все черное, в платке. Деревянный ящик, поставленный на бок, прикрывала бумага, на бумаге были разложены пучки изящной голубоватой колючей травы. Старушка с достоинством предлагала свой товар - чертогон-синеголовник (Eryngium), известный практический смысл которого - не пускать в дверь колдунов, гнать от скота и дома нечистую силу. Некоторое время я с любопытством наблюдал за этой торговлей... Люди подходили, трогали и недоуменно разглядывали колючки. «Это мордовник, трава очень хорошая, от всего помогает! Пить ее можно или в доме поставить», - получил я в ответ на свой простоватый вопрос: «Что это?». Знания о травах древни и значительны по объему - сотни томов разнообразных травников и лечебников систематизируют их с Античности и Средневековья, пользуясь успехом до наших дней. Но нам, горожанам, во всех мелочах обычно известна только одна сторона этого знания - традиционная медицина, лекарственные растения. Поговорим же о других сторонах, которых очень много. Не претендуя на полноту, из экспедиционных записей последних лет я выбрал несколько текстов, с помощью которых написал скромный этюд к той фундаментальной картине, которая еще должна быть создана. Каждый из нас может добавить к этой фольклорной кладовой какие-то свои рассказы, и хотя явного практического применения эти знания могут не иметь, а некоторыми из них пользоваться мы просто не рекомендуем, фольклор о травах открывает интереснейшую мифологическую картину восприятия мира, живую и актуальную до сих пор. Знания эти - не рецепты, не прямые предписания, они ценны не в отдельности, не сами по себе, а имеют значение только в контексте. Подобно элементам образуют они систему-мозаику мироощущения, отличительные черты которой - одушевление мельчайших частей действительности в их разнообразных взаимосвязях и ощущение тайны в любой из этих частей. Благодаря этой «тайне» традиционное знание принципиально не завершено, открыто: потому любой привычный объект, будь то хозяйская вещь или полевая травка , может открываться с необычной, неожиданной стороны, являя иные смыслы. Наиболее интересно и важно, на наш взгляд, проявление сакральных, потусторонних смыслов в обычных, не священных объектах, - то, чем всегда богата любая традиционная культура. Человек такой культуры осторожен и внимателен к миру, знает по именам все закоулки и тропинки ближайшего леса, а его жизнь, значительно более прагматичная, чем наша, в то же время наполнена тайной и чудом. Купальские травы: ритуалы обретения Наверное, каждый из нас помнит из своего детства о ночных поисках цветка папоротника, о букете собранных трав, обретающих в ночь на Ивана Купалу чудодейственную силу - лечебную, привораживающую, вредящую, открывающую клады и прочее. По одним поверьям в букет в полном молчании собирать нужно строго определенное число трав, например, 7 или 12. Этими магическими травами можно будет отомкнуть любой засов, найти клад или провидеть будущее. В других местах люди полагают, что силу обретают все обычные травы, и в назначении их волшебное вплотную смыкается с бытовым, утилитарным. Так, например, в рассказе М.Е. Фадеева (1946 года рождения) из села Теплово Кулебакского района (записали 16 июля 2003 Дмитрий Доронин, Ольга Ляпаева и другие): «На Ивана Купала всякие травы собирали, все совершенно. Дают ее скотине, обыкновенную траву. Вон в огород придешь, нарвешь - в этот день, в эту ночь - и все. И даешь ей на следующий день. И она (скотина) должна быть у тебя крепкой и здоровой весь год». В Перевозском районе о сборах купальских трав рассказывают так: «Растения собирают в основном летом. Самый благоприятный день - это день Ивана Купалы. В этот день в травах находится большая сила. Собирать травы надо с молитвами. Я знаю, но мало, например: Господи, благослови меня на доброе дело. Дай, Бог, это все на пользу» (записала в июле 2005 года от Л.И.Бердниковой, 1935 года рождения, в селе Вельдеманово Перевозского района Ольга Спицына). Среди магических купальских трав особенно известны разрыв-трава (ключ-трава, спрыг-трава, прыгун, скакун-трава) и папоротник (Папороть, Жар-цвет, Перунов цвет и пр.). Также на Купалу в разных местах по Руси собирали: растущую на Лысой горе ведьмину тирлич-траву (Centaurium - золототысячник); проросшую от слез Богородицы и растущую на невинной крови, смиряющую всю нечисть и открывающую клады, «всем травам мати» плакун-траву (Lythrum - дербенник, Pulmonaria - медуница, Chamerion - иван-чай); спасающую от порчи человека, оружие и строения, исцеляющую раны и внушающую храбрость, зашиваемую в одежду и ладанки, открывающую мир нечистых духов, «царя во всех травах» адамову голову ( Cypripedium - орхидея-башмачок) и другие. Дело это было опасным, всегда связанным с нечистью и доступным, как правило, только сильным чародеям. Собирание особенных трав - всегда обрядовое действие, выполнимое при совпадении особенных условий и состоящее как бы из нескольких этапов. Разрыв-траву обнаружить сложно, ищут ее различными путями. Например, по одним представлениям этой травой владеют птицы (дятел, кукушка, орел и пр.) или «гады» (змеи, лягушки, ящерицы, черепахи) и относимые к ним народным сознанием ежи. Необходимо сначала обнаружить жилище животного и закрыть его вход гвоздем, куском железа или оградить колышками. Тогда, чтобы разрушить преграду, животное отыскивает разрыв-траву. Только тогда человек криком должен испугать птицу, чтобы та выронила траву или, например, отнять ее у черепахи. Но и тогда взять траву непросто, ибо цветок ее на Иванову ночь прыгает и скачет. Удачливый вор разрезает себе палец на левой руке и вживляет в порез волшебную траву - тогда распадаются перед этой рукой все металлические связи и узы, раскрываются все замки и клады и умирает всякий, до кого касается такой палец. С молнией тесно связана эта трава, листья ее подобны крестикам, а цветок - огню. В Большом Болдине записан еще один распространенный способ поиска разрыв-травы: «В старо время дюжи много было лихих людей, убивцев, значит, да... Побьють знать столько-то людей, а добро у землю усе спрячуть золото али брыльянты, ну усе. Ищуть бывало, ищуть, усе перероють, а значить, нет ни чего, как не было. Стары люди бают, в Иванову ночь надыть итить у поле и косить, на которой траве коса переломится - это она и есть разрыв-трава. Найдешь ея усе клады и богатства там, ну усе, усе твое» (записано 18 июля 2004 от О.И.Семенковой, 1926 года рождения, в Большом Болдине Е.Тургунбаевой). Разрыв-трава - растения, близкие папоротникам: различные виды ужовника (Ophioglossum) и гроздовника (Botrychium). В других местах Руси свойствами разрыв-травы может обладать цикорий, называемый в Большеболдинском районе «солнцевой сестрой, потому что он зацветает в середине лета» (записано осенью 2004, от Тургунбаевой Е. в Б.Болдине). Под перунов цвет, как считают исследователи, более всего подходит папоротник-страусник (Matteuccia), листья которого образуют красивую воронку-вазу. «Про Ивана Купала говорили, про цвет папоротника. Если в двенадцать часов ночи, если ты один в лесу находишься, - вот, можешь это увидеть...» (записано 14 июля 2005 от Т.И.Новосадовой, 1968 года рождения, в селе Арефино Вачского района Дмитрием Дорониным). Более подробно описан обряд обретения в другом селе того же Вачского района: «А для кладов надобен папортник. То есть цветок его - он серебристый, блестящий огонек напоминает. Цветет в день накануне Ивана Купала, всего один лишь час! Все знают, что не цветет папортник, и люди-то умные бились да сказали, что мол нет, не цветет. А наши местные знают, что цветет, как в сказке. А еще папортник помогает человеку умным стать. Ну, в общем так это делают. В ночь на Ивана Купала, достигнув цветка папортника, постелить под ним холст али бумагу белую. Очертить лучиною обгорелою крест и круг и наблюдать да говорить: «Талант Божий, суд твой». Если цветок появится, человек срывает его и бежит что есть духу. Да нельзя оглядываться! Черти его будут подстерегать на каждом пути. Обернется - умрет» (записано 10.08.2005 от М.С.Лосевой, 1928 года рождения, в селе Филинское Вачского района Л.Лосевой). Перунов цвет, как видно из названия, тоже связан с небесным огнем, и добыть его, пожалуй, еще сложнее. Зато добывшему его кроме кладов откроется много чудесных даров: он станет невидим, будет слышать мысли и понимать языки растений, зверей и птиц, сможет стать могучим чародеем, будет неподвластен сам ни колдовству, ни огню, ни воде, ни буре, ни молнии, он будет счастлив всю жизнь и сможет добыть целебное муравьиное масло, сбиваемое мурашами в Купальскую ночь. Желание обрести подобное часто оборачивалось либо ничем, либо трагедией, как, например, в быличке из Ветлужского района: «Мне рассказывала бабушка, что знала она человека, отправившегося на ночь 23 июня - отправился искать цветок папоротника далеко в лес - так и не вернувшегося. Она говорила, что смельчак этот попал на чертову тропу, которая завела его в лешево логово» (записано 7 июля 2005 г. от И.Н.Мокрышевой, 1941 года рождения, в городе Ветлуга Ю.Шершневой). Часто можно услышать былички о нечаянном обретении и потере цвета папоротника: заблудившемуся в лесу мужику в лапоть случайно заваливается жар-цвет, и мужик видит всякие чудеса и клады, но, придя домой, теряет цвет, сняв с себя лапти. Вот пример развития такого сюжета на современной почве из Чкаловского района: «Мама говорила: один дядинька был пьяной, упал в лесу и ночевал там. Это было в Ивана день. Уснул пыт кустам папрника. Видно свел он как раз. Симяна с светов ему насыпалис в лапти. На утро встал, дошел до лавки, просит на опохмелку бутылку, а ему никто не отвечат, не видят ево. Он стоял, стоял, зашол за прилавок, взял шкалик и ушол. Понравилас ему така-та штука. Дай, думат, опять схожу. Пришол в друго-т раз. Зашел за прилавок - ево тут и зграбастыли. Судили. Он лапти-те сымал дома, все симяна-те и вытрихнул» (записано в январе 2006 от Е.Я.Ивановой, 1926 года рождения, в селе Соломаты Чкаловского района А.Г.Ярымовой). Интересно, что по другую сторону Оки, напротив Вачского и Кулебакского районов, во Владимирской области былички про жар-цвет рассказывают о лещине (Corylus): «На Иванов день, седьмого-то числа - вот попытайтесь: на орешник идите. Говорят, в двенадцать часов нужно ночью к орешнику идти, белый платок расстилать. Когда орешник цветет - белый цвет упадет на этот платок. Вот тут и колдуны, говорит, и летают. Мешают, конечно. На что-то цвет? - для сщасья. Да. Для сщасья. Вот так. Его никто не видит, никогда, когда он цветет. Вот. Только на Иванов день он цветет. Седьмого июля аль восьмого. Кажется, седьмого» (записано 3.07.2003 от Сергеевой П.П., 1924 г.р., в с. Ожигово Муромского р-на Дорониными Д.Ю. и Т.Б.) «Дед, - дядя Коля Баранов, - рассказывал: «Девчонки! Хотите, чтобы ваши желания исполнились? Чтобы вас парень любил? Идите в лес, в любое место, где растет орешник». Он цветет только один раз в год, в 12 часов ночи, в июне. Нужно к нему идти, сорвать цветок и загадать желание. Нужно ждать - как появится цветок. Цветут эти цветы очень быстро - за 5 минут отцветают. Надо успеть заметить и сорвать. Желание загадываешь, срываешь, - нечисть не дает сорвать цветок. Когда ты цветок сорвал, идти надо вперед и не оглядываться назад, пусть там тебя трогают, хватают или что. Нечистая сила начинает мешать: хватать тебя за ноги, за волосы. Если оглянешься - нечистая сила может тебя убить. И вот мы втроем с сестрой и ее подругой собрались к орешнику...» (записано 1.07.2003 от А.А.Холодовой, 1959 г.р., в с. Татарово Муромского р-на Дмитрием и Татьяной Дорониными и др.) Как их собирают: молитвы и предписания Известны и другие особенные дни для сбора трав. Пожалуй, наиболее известна Аграфена Купальница - «Аграфена-Лютые коренья» - день, предшествующий Иван Купале. Сон-трава (Pulsatilla) собирается чародеями в мае. Кричащая, своим корнем подобная человеку и заколдовывающая ружья трава колюка (Кликун-трава, Ревяка) собирается на вечерней росе в Петровки (12/29.06). Останавливающая ветер, открываемая только слепыми и растущая зимою по берегам трава нечуй-ветер (возможно Hieracium pilosella - ястребинка волосистая) собирается в глухую полночь на Васильев вечер (1/14.01). Спасающая от зубной боли, отравы, нечистой силы и всякого злого человека, привораживающая и оберегающая пастухам стадо одолень-трава (Nymphaea кувшинка, Nuphar - кубышка, Trollius - купальница) рвется при сборах в дальнюю дорогу, корень добывают пастухи. Избавляющая от лихих свадебных наговоров прикрыш-трава ищется знахарями в Великоденский мясоед с 15 августа до 1 октября (28.08 - 14.10 ст.ст.). Точно так же есть дни и время, запретные для сбора трав: «На Варнаву не рви травы. Сходится сила нечистая, по травам катается в полдень, ядовитым жаром их полнит. Ходить по ягоду клюкву надобно после 13 сентября. Прежде срока ягоду клюкву брать - тьме угождать» - говорят в Варнавинском районе (записано летом 2004 от В.Г.Ефанова, 1949 г.р., в поселке Варнавино Е.В.Сигаевой). «Травы собирали в разное время: в основном их собирали в конце лета и во время цветения. Каждое растение имеет свои лечебные свойства и используется по назначению. Когда собирают растения для лечения, то встают спиной к солнцу, делают это после 1 июня», - до 1 июня, как верят в Ветлужском районе, трав собирать не следует (записано летом 2005 от Н.А.Волковой, 1928 г.р., в селе Белышево Ж.В.Окуневой). В этом же районе у других травников есть иное мнение о начале сбора: «Знать все о лечебных свойствах трав мало. Кроме этого существует определенный срок сборов целебных трав, действия, совершающиеся перед сбором, после сбора, перед приемом. Растения можно срывать только после Иванова дня, когда процветает вся полная целебная сила в травке. Я когда маленькая была, то этого не знала и до Иванова дня насобирала веники, но бабушка велела мне их сжечь, а то опаршивею. Перед тем, как сорвать растение, нужно обязательно произнести такие слова: От земли трава, от Бога лекарства, Срываю эту траву для лечения, для исцеления. Мол, не просто рвешь, чтобы взять и выбросить, а для пользы. А когда из леса или с луга выходишь нужно обязательно поблагодарить их» (записано 21.08.2005 от И.А.Князевой, 1939 г.р., в городе Ветлуга Ю.Шершневой.) Все чародейные травы обладают какими-то особыми свойствами: цветут огнем, колышутся без ветра, летают, прыгают, кричат человеческим голосом, имеют необычный цвет или запах. Существует легенда о сотворении Богом семидесяти целебных трав: было так, что при создании человека черт отвлек собаку, охраняющую тело будущего Адама, посулив ей шубу. Собака соблазнилась, и тут же дьявол нанес раны Адамову телу, против которых Господом и были созданы целебные травы. Однако травники, ведающие эти травы и понимающие их язык, происходят от того, что съедают змея. Видно для того, чтобы услышать их голос, собирают травы молча. «Разные растения собирают в разное время года. Одни летом, другие весной. Например, подорожник лучше всего собирать в июле, августе, при этом ничего не нужно говорить при сборе» - так считают в Перевозском районе (записано летом 2005 от Поляевой Т.П., 1925 г.р., в с. Вельдеманово Лисенковой Н.И. и др.). «Лекарственны почти все растения. Собирали их обычно в мае-июне, когда они цветут. Собирают траву молча», - говорят в том же районе (записано 20.12.2005 от Н.А.Ляпиной, 1943 г.р., в д. Фатьянково О.В.Спицыной). Не только голос человека, - нежелателен и крик петуха, при котором, как известно, разрушаются чародейные силы и в потусторонний мир приходит мир человека: «По мнению старожилов, нельзя собирать лекарственные травы, когда поет петух - они не обладают такой целебной силой. Травы надо собирать в полнолуние, так как в них в это время собирается вся сила» (получено осенью 2005 от Н.С.Карповой и других в селе Соломаты Чкаловского района Дмитрием Дорониным). Вообще, мир человека при соприкосновении с Иным миром сводился к минимуму: словно перед причастием или крещение запрещалось все ярко характеризующее земное, плотское, человеческое: «Моя мама часто брала меня с собой собирать в лесу и в лугах лекарственные травы. Она их знала очень много. Собирали травы в разное время года и суток. Я помню, что тысячелистник (тогда его называли многолистник) мы собирали рано утром в сухую погоду. Каждый сорт травы складывали отдельно. Дома, на чердаке, подвешивали пучочки, перевязанные тряпочками. Кричать и шуметь при сборе трав не полагалось. После скандалов и не в духе тоже нельзя было собирать. Женщинам во время менструального цикла - нельзя собирать. Повреждать растения или набирать их в слишком большие охапки не рекомендовалось. Мама, когда собирала траву, всегда молилась, чтобы она принесла пользу и помогла больным. А вот применять тысячелистник, подорожник или крапиву высокую можно было только ночью и в тишине, произнося такие слова: «Черный ворон не гаркнет, жильна руда не капнет». Эти травы применялись для остановки кровотечения» (записано 18.07.2004 от А.И.Погодиной, 1911г.р., в селе Большом Болдине Е.Тургунбаевой). Молчаливое творение молитв, заговоров - обязательный атрибут обряда сбора целебных и колдовских трав: «Травы собирали в определенное время. Срывая ту или иную травку, цветок, читали молитвы» (записано летом 2005 от Н.М.Барышевой, 1927 г.р., в селе Соломаты А.Кашириной). При этом запрещалось срывать всю траву: «Не всю траву собирать подряд. Из куста можно выбрать 1-3 веточки с наклонностью на свою тень» (записано в сентябре 2005 от М.В.Буеновой, 1928 г.р., получившей эту информацию со слов знахарки Анны в д. Большое Тарасово Тонкинского района, в п.Уста Уренского района Соболевой М.). Дмитрий ДОРОНИН. Знакомьтесь: из Иного мираЧЕРТОГОН: Чертогон и чертополох охраняют также в дороге. Известен особый ритуал изготовления оберегов - кусочков ткани, пропитанных его соком, воском и ладаном, которые изготовляли по Руси старушки-переходницы. Перед этим траву на семь святочных дней и ночей тайно от всех клали под подушку, а на восьмую ночь отдавали для изготовления амулета. ЖАР-ЦВЕТ: Поверья, связанные с цветком или семенами папоротника, записывают в разных частях Европы и Азии: в Британии, Богемии, Германии, Бретани, России, Сирии. На Руси волшебной папоротью чаще всего считались страусник и кочедыжник женский. Его цветочная почка укрывается нечистой силой и цветет как горячий уголь. РАЗРЫВ-ТРАВА: Гроздовник. По описанию разрыв-травы, это- маленькая трава, имеющая листочки крестиками. Обладание ею делает невидимым и неуязвимым для пуль. Цвет ее держится не дольше чтения «Отче наш», «Богородицы» и «Верую». АДАМОВА ГОЛОВА: Редкая орхидея венерин башмачок - купальская адамова голова древнерусских травников. Выпивший ее зелье будет видеть темных и светлых духов. В Нижегородской губернии вместе с корнем петрова креста ее зашивали в воротник и швы рубашек, считая это защитой от всех болезней. ТИРЛИЧ-ТРАВА: Колдовская тирлич-трава - она же вполне реальный золототысячник - обладает силою превращений и достается только ведьмам. Ее соком оборотни натирают свои подмышки при совершении чар. Нечистая сила стремится истребить тирлич, чтобы не достался он людям. ПЛАКУН-ТРАВА МЕДУНИЦА: В некоторых местах плакун-травой считали не дербенник, а медуницу. Магическими считались только цветы и корень: крест, вырезанный из корня и надетый на бесноватого, изгонял из него бесов. НЕЧУЙ-ВЕТЕР: Только слепец от рождения найдет эту траву: наступив на нее, в глазах он почувствует внезапную боль, словно пронзаемый иглами. Некоторые поверья связывают нечуй с ястребинкой волосистой, растущей по засушливым, открытым солнцу песчаным местам.
К содержанию | На главную страницу "Берегини" | Обсудить статью на форуме |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |