Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Действуем

Cвет мой "зеркало"

- Как все начиналось? И вообще - как создать свой театр?

- Начиналось все со спектакля, поставленного в Школе личностного развития для детей при МарГУ (Марийском государственном университете). Меня туда пригласили поработать в качестве концертмейстера, так как первое мое образование - музыкальное. Коллектив выступил со спектаклем на фестивале «Голос детства» в Минске (1995 год), и мы поняли, что надо создавать свой театр. И создали. А чтобы создать театральный коллектив, нужно существовать не меньше трех лет, занять первое место на республиканском театральном конкурсе или любое место во всероссийском - и тогда можно получить статус образцового коллектива. Это, в свою очередь, дает детскому коллективу две ставки - режиссера и художника. У нас не было поначалу ни одного штатного работника. И вот наконец - две зарплаты! Мы работали на них впятером. Но пришли новые дети, другого возраста, и мы набрали еще несколько групп. Тогда мы зарегистрировали детско-юношескую творческую общественную организацию - без всяких дальних планов. Появилась возможность покупать ткани, шить костюмы, поехать на фестивали. В настоящее время в составе ДЮТОО «Зеркало» - детские театральные коллективы города, танцевальные и вокальные студийные группы. Два коллектива носят звание образцового: это музыкально-драматический театр «Воштончыш» - в переводе с марийского – «Зеркало», участники которого ставят спектакли на марийском языке, и театр музыкальной комедии, которому в 2002 году было присвоено звание лауреата Государственной молодежной премии Республики Марий Эл им. О. Ипая. С 2001 г. ДЮТОО «Зеркало» реализует партнерскую программу с республиканской Семеновской школой-интернатом для глухих и слабослышащих детей с целью творческой реабилитации детей-инвалидов средствами театрального искусства (на волонтерской основе).

- Кто у вас обучен работать с глухими - это же очень трудно?

- Сами все объясняем, они все понимают. И пластикой показываем. И есть слабослышащие дети, они переводят тем, кто совсем не слышит. Язык глухонемых мы не стали учить принципиально. А потом оказалось, что есть даже методика такая немецкая - обходиться без такого языка, читать с губ... Сначала мы им выделяли особое время, а с этого года ребята приходят к нам вместе с другими группами. Они уже пересекаются в гардеробе, еще где-то, привыкают друг к другу. Интересно, что дети отказались ставить спектакль «Времена года» на музыку А. Вивальди. Те, кто немного слышит, сказали: «Нам не нравится такая музыка» - и глухим объяснили. И они тоже не захотели. Идею мы оставили, а музыку пришлось подбирать другую, советовались с ребятами и только после того, как получили одобрение, решились на постановку спектакля.

- Кому и где вы показываете свои спектакли?

- Мы показываем их на сцене республиканского театра кукол всем желающим. Обычно это бывает весной. Приглашаем дома-интернаты, специализированные школы - 250 человек в зале. В течение года выступаем в больницах, школах-интернатах. Выпустили методическое пособие по работе с детьми и молодежью с различными профилями инвалидности на основе нашего опыта работы. В репертуаре нашего театра есть несколько спектаклей на музыку, написанную марийскими композиторами специально для нас. Мы гордимся этими постановками.

- Сколько в год ставите спектаклей?

- Сколько групп, столько и спектаклей. В этом году шесть. Весной будет шесть премьер. Летом поедем по лагерям.

- Ведь каждому ребенку нужна своя роль - как с этим справляетесь?

- Делаем второй состав главных ролей.

- А ведь есть, наверное, дети, которые никогда не получают главных ролей?

- Есть. У меня сын ходил в детстве в наш театр, и он не хотел играть главные роли. Маленькие роли бывают очень хорошие. Есть массовка.

- Чья инициатива была ездить поздравлять детей-инвалидов?

- Моя, поэтому я сама каждый год все организую и поздравляю тоже вместе с детьми. В «поздравительной команде» - Дед Мороз и Снегурочка, персонажи, животное – символ нового года. И эта команда ездит по адресам. В первый год было много непредвиденного: организация, с которой мы сотрудничали, не предупредила о нашем приезде родителей, а нас – о состоянии детей. Мы приехали в одну квартиру. Там девочка, которую уронили в 6 месяцев, она лежит вот такая маленькая, ей сейчас уже 9 лет. Ничего не видит, не понимает. А мы приехали с подарками, с игрушками. Я думала, у меня инсульт будет. Пришла в центр, говорю: «Это что такое? Нам нужен список детей, как родителей зовут, нужно заранее узнать, в каком состоянии дети». А в территориальном центре не сработали. Просто дали нам адреса и сладкие подарки. Игрушки мягкие мы сами купили. Теперь мы поздравляем детей только по желанию и с согласия родителей, дополнительно их обзваниваем сами, всех детей знаем по имени, учитываем возраст и специфику заболевания.

- Вы уже всех инвалидов знаете в городе, всех поздравляете?

- Нет, инвалидов очень много, и, к сожалению, мы не можем всех охватить. Мы начинаем нашу акцию с 25 декабря и заканчиваем 7 января. Мы ездим по квартирам две недели. Проводим рождественскую елку у себя в театре, к нам везут со всего города детей, больных ДЦП. Проводим елки в ожоговом центре. Нас даже в реанимацию пускают. Один мальчик там был, сильно обгоревший - одно лицо. Он только глазами поморгал: «Спасибо». Сейчас даже с главврачом не договариваюсь, нас уже знают. И персонал в ожоговом тоже нас уже ждет, стихи готовит, хороводы водит. Я им в этом году всем по собачке маленькой подарила. Радости сколько! Мы ездим еще и по интернатам. Это Савинский детский дом с коррекционным уклоном (для глубоко умственно отсталых детей), Савинская школа- интернат для слепых и слабовидящих детей, республиканское государственное образовательное учреждение Семеновская специальная коррекционная школа-интернат I и II вида (для глухих и слабослышащих детей). Со слепыми елку проводим: берем за руки, водим, они двигаются, все слышат. В детской республиканской больнице на наши елки стали приводить детей из психоневрологического отделения, тяжеленных. Не знаешь, что тяжелее, то ли онкобольные, то ли эти. Эксцессов нам они не устраивают, но бывает, не хотят играть, просто сидят и смотрят. И мы не настаиваем. В онкогематологическом отделении детской больницы дети приходят прямо с капельницами, мало кто выходит в круг веселиться. Стесняются, они же многие без волос, на колясках. Одна девочка заулыбалась только через час нашего представления. Это была победа! Объезжаем множество квартир, с нами делятся наболевшим... Мама мне говорит, что ребенок уже год голову держит, а у него уже паспорт есть, он взрослый. У меня мобильник звонит, надо в другое место ехать, а я от нее уйти не могу, ведь матери поговорить не с кем, рассказать, что ребенок голову держит. Говорю: «Вот мы на следующий год приедем, вы еще о каких-то достижениях нам расскажете. Прощаюсь на целый год». Мы бываем и в семьях с хорошим достатком. А в большинстве случаев - это беднота, коммуналки, бараки, причем я не скажу, что родители - алкоголики. Часто - порядочные люди. Но очень редко присутствуют в таких семьях отцы. В этом году умер мальчик Женя, к которому мы ходили. Успели его поздравить с Новым годом... За день посещаем до 10-12 человек. Программы небольшие, но ведь надо доехать, нарядиться, настроиться, сориентироваться, подняться до квартиры, спуститься.

- А ведь как важно этот опыт публиковать, может, кому-то сгодится!

- Надо, конечно, думаем о сборнике сценариев игровых программ.

- Спонсоры помогают?

- Помогают, но обращаемся редко. В прошлом году выиграли грант Президента республики, из общей суммы - 7 тысяч на подарки. Это здорово! На самом деле - сколько стоит наша услуга? Нисколько. Транспорт нам дают, костюмы у нас есть, на игрушки денег находим, подарок сладкий город выделил. Для родителей детей-инвалидов это ничего не стоит. Но если посчитать весь ресурс, в том числе и человеческий, это дорогое удовольствие. Одна мама, к ребенку которой мы приехали, с таким ужасом меня спросила, сколько она будет нам должна. Она нас в подъезде встречала, стол накрыла... Оказывается, Ваню НИКТО НИКОГДА не поздравлял. Он для нас песню сам сочинил, они с мамой пели. Мы и ей игрушку подарили. Все люди хотят сюрприза, и искреннего, не заказного. Дети пришли, одарили и ушли, ничего не попросили. И вообще наши дети говорят, что получают от таких поздравлений больше, чем сами инвалиды. За эти годы пришло понимание того, что сфера культуры не столько просто культурная, сколько социо-культурная. Красота без любви мертва...

...Основная работа Ольги Пчелиной - доцент кафедры социальных наук и технологий Марийского государственного технического университета. Защитила в Москве диссертацию по теме «Цивилизация и духовная культура в философии Д.С. Мережковского». На базе «Зеркала» студенты-добровольцы проводят практику по творческой и социо-культурной реабилитации.





К содержанию | На главную страницу "Берегини" | Обсудить статью на форуме

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность