О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Черный прилив: нефть в гидросфереЕжегодно в Мировой океан втекает до 9 миллионов тонн нефти. Что это значит для гидросферы и чем может помочь наука? Об этом рассказывает главный научный сотрудник Института океанологии им. П.П.Ширшова РАН, доктор технических наук Лев ГУРВИЧ.- Говорят, едва вы, Лев Моисеевич, соберетесь в отпуск, так непременно на море случится что-то нехорошее. Примета не врет? Сколько лет в отпуске не были?- Лет пять... Или семь... не скажу точнее. Но в отпуск собираюсь обычно летом, а нефть проливается при авариях чаще всего в нехорошую погоду, когда штормит. Ну а если отпуск летом - это значит, врет примета. - Помните события осени 2003 года, когда при аварии танкера в Онежскую губу выплеснулся мазут и пятно двинулось к Соловкам? При расследовании выяснилось, что судно было не морским танкером, а старой речной баржей, смело пустившейся в путь по бурному Белому морю. - Я в свое время любил писать отчеты о командировках в стихах. Один начинался так: этот танкер, как на грех, раскололся, как орех... - Это вы о катастрофе в Клайпеде двадцатипятилетней давности? - О ней. Ну конечно, эксплуатация флота имеет очень важное значение, но только от 5 до 15 % нефти попадает в море при авариях судов, платформ, трубопроводов, все остальное - преднамеренный сброс. 85 % нефти в гидросфере (правда, это уже не нефть в чистом виде, а нефтеостатки - со смолами, парафинами) связаны с деятельностью промышленности, включая нефтехимическую. Они поступают в океан в виде эмульсий, переносятся реками и в виде аэрозолей в результате глобальной циркуляции атмосферы. - Но не все же реки, подобно Оби или Каме, протекают по нефтедобывающим районам! - Радужную пленку на Яузе видели? Бензиновые и масляные пятна на асфальте замечали? Куда же, по-вашему, это девается, тем более, что машин все больше и больше? В каждом двигателе, когда он приходит на ремонт или техобслуживание, остается до 12 кг отложений. На стенках танкеров после каждого рейса задерживается по 200-300 т нефтепродуктов. До 1963 г., когда была принята международная конвенция по эксплуатации флота, все в море выливали. А от портов сколько проблем? - В каждом порту есть морские очистные сооружения. Этого недостаточно? - Однажды (еще в советское время) по просьбе руководства морских очистных сооружений Клайпедского порта наш институт определял содержание нефти в очищенных водах. Мы получили 158 мг в литре. ПДК - 0,05 мг/л (сегодня многие биологи говорят, что и это много, поскольку может приводить и к генетическим изменениям). В то время разрешалось сливать 20 мг в литре, и собственные результаты клайпедчан именно такую цифру и показывали. С тех пор работа очистных сооружений портов, куда суда сдают все балластные и промывочные воды, не улучшилась. Поэтому говорить о том, что сегодня с очистных сливают божью росу, хоть на Балтике, хоть на Черном море, нет решительно никаких оснований. За последние три десятка лет принято много разных соглашений об ограничении сброса нефти и в моря, и в реки. Экологические программы в какой-то мере работают, но если столь значительная - 3-5 % - доля приходится на сами очистные сооружения, можете представить картину. - Для полноты этой картины надо понять, что происходит в Мировом океане под воздействием нефтяного загрязнения. - Оно нарушает практически все процессы, протекающие в водной среде. Страдают экосистемы, нарушается влаго- и теплообмен между океаном и атмосферой (теплоемкость всей атмосферы в 4 раза меньше, чем у десятиметрового слоя вод Мирового океана), хуже идет процесс поглощения углекислого газа. Примем также в расчет, что более половины кислорода, поступающего в атмосферу Земли, продуцируется фитопланктоном. Но поскольку фитопланктон находится в угнетенном состоянии, поступление кислорода замедляется, и уместно говорить о серьезном влиянии на формирование глобального климата. - Но неужели вся мощь океана бессильна перед таким техногенным углеводородным напором? - Углеводороды - вещества, не чуждые природной среде. Вся биота Земли ежегодно генерирует свыше 100 млн т углеводородов. Порядка 12 млн т генерируется в самом океане. Углеводородное загрязнение гидросферы - до 8 млн т. Естественно, за миллионы лет эволюции сложились мощные механизмы ассимиляции этих веществ в океанской среде, есть нефтеокисляющие бактерии. И все равно техногенная добавка оказывает существенное влияние на некоторые зоны гидросферы. У нас в институте в свое время стоял вопрос: а чем, собственно, капелька нефти - 0,05 мг в литре - может влиять на то, что живет в море? Пришли к интересному выводу: влияет не сама капелька, а нефтеокисляющие бактерии, которым для того, чтобы ассимилировать нефть, нужен кислород. Они пожирают кислород, и все остальное гибнет от гипоксии. Но нефтяное загрязнение - это не только углеводороды, но и более токсичные канцерогенные и мутагенные компоненты нефти - смолы, асфальтены и даже тяжелые металлы - уран, ванадий, никель. Вот почему ассимиляционные возможности многих участков Мирового океана истощены или близки к этому. Я уж молчу о нефтеналивных портах и зонах шельфовой добычи. Особенно тревожит арктический бассейн, где процессы ассимиляции идут очень медленно. Содержание углеводородов в некоторых морских зонах превышает ПДК не в один раз. Бывает 80, 100 ПДК! - Назовите эти моря... - Азовское, Черное, Балтийское, Средиземное, Японское, Норвежское. Они находятся не на пределе - за пределами ПДК. - Вы забыли Каспийское. Несколько лет назад со спутника были сделаны снимки, которые потрясли мир. Изображены районы промыслов - и на западе, и на востоке, и на севере, то есть в Азербайджане, России, Казахстане, Туркмении. Там вообще не разобрать, где берег, где вода - нефтью залито все. Как вы считаете, Каспий в смысле варварского освоения уникален? - Думаю, да. Но что это вы все время клоните к нефтяным полям, черным прибоям? Как бы страшно это ни выглядело, в любом случае это только небольшая часть того, что попадает в моря. Львиная доля загрязнений (75 %) поступает не в виде нефтяной пленки, как принято считать, а в виде эмульсии. Одна капля нефти весом в один грамм имеет поверхность 5 квадратных см. В виде эмульсии один грамм может дробиться до 10 в 12-й степени, увеличивая поверхность контакта нефти с водой в 13 тысяч раз! Это очень серьезно. Кстати, все мои соображения на тему начались вот с этой запаянной парафином бутылки, которую 30 лет назад наполнил в дельте Волги. - В мутной жидкости плавают какие-то червяки. Вы хотите сказать, что это и есть нефть? - Это ее остатки с береговой станции, которая чистит баржи. Глобальное загрязнение океана нефтепродуктами выглядит именно так. Разумеется, эмульсии - не только следствие промывки танкеров... - И что же - ничего нельзя с этим поделать? - Ну почему же... Однажды (дело было в начале 60 годов) перед нами поставили задачу вымыть танкеры, чтобы из Канады перевезти хлеб в СССР. Своих сухогрузов было мало, чужие нанимать не хотели. В общем, танкеры велено было отмыть. На один танкер-десятитысячник требовалось до 40 тысяч кубов воды, а в Северной Америке в то время уже запрещалось сливать грязную воду в океан. Значит, надо было применить замкнутый цикл. Но как? Несколько институтов напряглись и все-таки додумались. В результате получили вполне чистую воду и нефтепродукты. Тогда-то и определили, что после каждого рейса в танкере остается двести тонн нефти на стенках. Эти работы в свое время даже попали в книгу французского автора Бержье «Промышленный шпионаж»! Там про наши попытки продать эти технологии за границу сказано так: «Одно время русские испытывали затруднения в деле бесплатного распространения разработанного ими вещества для очистки трюмов судов и удаления в них всякого запаха. Для совершения этой операции достаточно примешать несколько капель вещества к бочке воды... Несколько склянок с этим веществом было похищено и, вероятно, продано по очень высокой цене». Вон как мы в историю промышленного шпионажа вошли! - Так пшеницу-то доставили? - Доставили! Потом сахар с Кубы возили так же. - Вряд ли возможности науки на этом кончаются. - Только начинаются! Решать проблему традиционным путем очистки всех образующихся сточных вод экономически бесперспективно. И чтобы вы поняли, насколько это бессмысленно, всего один пример. Из 20 млн Дж энергии, которые расходуются на отделение нефтепродуктов с одного кв м поверхности, реально нужно всего 0.5 Дж. Вот КПД сегодняшних технологий! Как видите, нерациональные технологии порождают другие проблемы - экологические, энергетические, ресурсные. А бороться с нефтяным загрязнением только запретительными методами бессмысленно. - Как говорил известный исторический персонаж, мы пойдем другим путем... - ...вмешиваясь в технологии, тем более, что хорошая технология - это безотходная технология. Во-первых, на всех этапах разработки месторождений образуются асфальто-смоло-парафиносодержащие отложения. Во-вторых, добавляет транспортировка нефти, нефтехимия. Поэтому мы начали исследовать процессы, которые являются основными источниками нефтяного загрязнения - добыча, первичная переработка, транспортировка, применение нефтепродуктов. Ведь главная беда - не только нефтяные фонтаны, но и эмульсии, которые образуются в скважинах даже при современных способах добычи. То, что начинается внутри скважин, сказывается и на Каспийском, и на других морях. - Вы хотите сказать, что масштаб загрязнения Мирового океана связан с несовершенством технологий? - И нежеланием их совершенствовать, хотя это выгодно. Будь способы добычи, транспортировки нефти и применения нефтепродуктов более экологичными, мы бы не говорили о таких масштабах загрязнения гидросферы. Вмешиваться следует на начальных стадиях производства. Рекомендаций, с чем лезть в скважину, трубопровод, амбар, достаточно, они давно разработаны серьезными учеными. - Итак, вмешательство в технологии - первый способ уменьшить нагрузку. Какой второй? - Борьба с последствиями аварийных разливов, в том числе физико- химическими методами - при помощи сорбентов, диспергаторов, то есть веществ, дробящих нефтяную пленку, а также собирателей нефти. Ведь все это чертовски выгодно экономически! Подумайте, какие дивиденды способна принести мойка танкеров по замкнутому циклу: оставшуюся на стенках после рейса нефть сохранили (в масштабах страны это миллионы тонн!), море не испакостили, отчалили быстрее. В свое время все это были миллионные экономические эффекты, масса статей, начиная с газеты «Правда». Правда, и тогда не все обрадовались. Как-то в Одессе... или в Новороссийске?.. ну, не помню уже, один знаменитый капитан, герой соцтруда, изрядно выпив, прямо так и сказал: ты понимаешь, зачем моряки ходят в плавание? Чтобы получать валюту. Как только вышел приказ о внедрении ваших технологий, так сразу с нас сняли 15 процентов. Вот и сейчас: в погоне за сиюминутной прибылью многим наплевать, что сливают нефть за борт. Так что кроме ученых и некоторых корреспондентов никто особо и не волнуется... Источники нефтяного загрязнения гидросферы: 1 - аварии нефтеналивных судов и разливы в портах;
Беседовала Елена СУББОТИНА.
К содержанию | На главную страницу "Берегини" | Обсудить статью на форуме |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |