Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Государство и мы

Здоровье природы и человека:

какой должна быть государственная экологическая политика

Тезисы Доклада на XIII Съезде РДП ЯБЛОКО 10 июня 2006 г. А.В. Яблоков, Председатель Оргкомитета партии «Союз зеленых России» («Зеленая Россия»):

Здоровье человека и благополучие общества неотделимо от состояния природы. Сегодня большинству россиян недоступны естественные человеческие права: дышать чистым воздухом, пить чистую воду, потреблять качественную пищу, иметь здоровых детей. В результате падает продолжительность жизни, растет смертность, увеличивается число больных детей. Продолжается процесс физического и духовного вырождения народа, деградации природы России. Экологическое неблагополучие уже стало тормозом социально-политического развития России.

Управление страной осуществляется без учета долгосрочных национальных интересов, природные ресурсы страны используются неэффективно, происходит де-экологизация управления и экономики, ослабляется природоохранное законодательство, Россия превращается в сырьевой придаток, мировую свалку отходов, пристанище опасных технологий и товаров.

В этих условиях только комплексность решения экологических, экономических, социальных проблем на основе понимания существования пределов экономического роста, понимание тесной связи экологического неблагополучия с качеством жизни позволит сделать Россию не только богатой, но и здоровой и чистой.

I. Что происходит в России

Воздух. Статистика 2004 г.: в 89 % городов России средние за год концентрации какого-либо вещества превышали ПДК. В 73 % городов уровень загрязнения высокий или очень высокий.

Вода. В среднем около 30 % проб воды из водоемов, используемых для питьевого водоснабжения по санитарно-химическим, около 25 % - по микробиологическим показателям опасны для здоровья. В Архангельской, Нижегородской, Самарской, Владимирской, Кемеровской и Ивановской областях от 50 до 80 % водоемов не отвечают санитарным нормативам.

В среднем по стране состояние 43 % открытых водоемов (откуда поступает 67 % питьевой воды), и 18 % подземных не отвечает санитарным нормам. В 2004 г. 19 % воды из под крана не отвечало санитарным нормативам.

Почвы. По экспертным оценкам около 5 % территории страны (вне населенных пунктов) стали безжизненными или опасными. Внутри селитебных территорий (судя по числу проб почв) в среднем по стране на 2004 год 11 % территории опасны для проживания (в Томской области - 93 %; Мурманской - 75 %, в Хабаровском крае - 69 % в Свердловской области - 54 %, в Санкт-Петербурге - 50 %, В Приморском крае - 49 %, в Тульской области - 44 %, в Москве - 31 % ). В основном это связано с превышением содержания тяжелых металлов (свинца, кадмия, ртути). Все это ведет к дебилизации населения - дети, подвергающиеся воздействию соединений тяжелых металлов, на всю жизнь получают поражение нервной системы.

Неблагоприятными для жизни как были в конце советского периода, так и остаются примерно 14 % территории страны, на которых проживает около 55-60 млн человек.

Города. Мы вступили в период нового средневековья: тогда, как и сейчас, мусор и отходы просто выбрасывали рядом с домом. Вокруг большинства деревень и других поселков, там и здесь - мусорные кучи. В городах свалки в черте города стали обыденным явлением. Даже в Москве - сотни несанкционированных свалок. В крупных городах проблема отходов решается самыми примитивными и опасными для здоровья и среды методами - сжиганием. Вокруг крупных городов развивается новый бизнес - покупка земельных участков не для строительства, а для организации полигонов ТБО - это выгоднее строительства.

Настоящей экологической катастрофой грозит обернуться уплотненное строительство в городах. Вместо того, чтобы использовать наши преимущества, мы повторяем самые негативные черты развития других стран. По планам центральная часть Москвы должна быть уплотнена высотными зданиями на 30-40 %. В результате вместо 26 кв. м зеленых насаждений на каждого москвича в 1990 году сейчас - менее 16.

Колоссальной экологической проблемой стал транспорт. До 85 % загрязнения атмосферы в городах - от автомобилей. Ситуация не улучшается, а ухудшается. Средняя скорость движения в Москве сейчас меньше 20 км в час, прогнозы на 15 лет вперед - 5 км в час. Это - не только коллапс транспортной системы. Это - миллионы дополнительных смертей от загрязнения воздуха.

Биоразнообразие. Лесистые территории, которые в Финляндии, Швеции, Канаде стали возобновляемым источником богатства населения и страны, сокращаются как шагреневая кожа под прессом недальновидной и нелегальной эксплуатации. Неописуемому разграблению подвергаются другие живые природные ресурсы. Популяция степной антилопы сайги, насчитывавшая до миллиона голов, сейчас сократилась до первых десятков тысяч. И таких примеров потери биоразнообразия много.

Охраняемые территории. Начиная с 1916 года в России ежегодно создавались новые заповедники. Они создавались даже во все годы Великой Отечественной войны. В период с 2000 по 2004 год в России не создано ни одного нового заповедника.

Среди основных факторов деградации природной среды России - резкое ослабление за последнее десятилетие управленческих функций государства в области природопользования, охраны окружающей среды и здоровья населения; высокая доля теневой экономики и коррупции в использовании природных ресурсов; преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики; низкая эффективность экономических механизмов природопользования и охраны окружающей среды; невысокий уровень жизни населения как следствие устранения государства от выполнения своих социальных обязательств; низкий уровень экологической культуры как следствие недостатков экологического образования и воспитания. В зонах экологического неблагополучия не ожидаемая, а реальная продолжительность жизни меньше на 5-7 лет. Цена нашего экологического неблагополучия - 350 тысяч дополнительных смертей в год. Это примерно четверть из общего числа уходящих из жизни ежегодно россиян. Это - траурный марш по уходящей России. Через 20 лет при грядущей численности не будет шансов на сохранение территориальной целостности страны. Плюс вероятное снижение коэффициента интеллектуального развития по причине физико-химического загрязнения. Весь прирост валового внутреннего продукта не компенсирует ущерб, наносимый обществу. Современное развитие ведет к вымиранию России.

II. Что и как надо делать

Косметическими мерами, если мы хотим изменить положение, уже не обойтись. Слишком широка и глубока деэкологизация России. Предлагаемая нами программа государственной экологической политики России состоит из пяти разделов: I. Конституционные основы экологической политики. II. Стратегические цели экологической политики. III. Принципы экологической политики. IV. Основные направления экологической политики. V. Пути реализации экологической политики.

III. Стратегические цели государственной экологической политики:

- Обеспечение экологической безопасности и экологически устойчивого развития страны;

- Обеспечение благоприятной среды обитания для настоящего и будущих поколений;

- Обеспечение неистощительного, рационального использования и охраны всего комплекса природных ресурсов;

- Обеспечение и защита конституционных экологических прав граждан.

IV. Принципы государственной экологической политики России

- Признание невозможности развития государства и общества при деградации природы;

- Государственное регулирование охраны среды и использования природных ресурсов;

- Приоритет важности сохранения жизнеобеспечивающих функций экосистем по отношению к хозяйственному использованию природных ресурсов;

- Приоритет обеспечения здоровья населения при принятии политических и экономических решений;

- Справедливое распределение доходов от использования общенациональных природных ресурсов;

- Предотвращение негативных экологических последствий хозяйственной деятельности; отказ от проектов, связанных с воздействием на природу, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;

- Возмещение гражданам и окружающей среде ущерба, наносимого экологическим правонарушением;

- Учет при принятии решений научных принципов предосторожности, жизненного цикла продукции и устойчивого развития;

- Обеспечение участия гражданского общества, местного самоуправления и деловых кругов в разработке и реализации государственной экологической политики;

- Участие в международных усилиях по минимизации последствий антропогенного давления на биосферу планеты.

V. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (подробное содержание каждого из направлений разделов IV и V см. www. rus-green. ru)

1. Защита здоровья населения от опасных антропогенных влияний;

2. Организация устойчивого использования природных ресурсов;

3. Экологизация сельского, лесного и промыслового хозяйства;

4. Экологизация энергетики;

5. Экологизация промышленности;

6. Экологизация транспорта;

7. Территориальная экологическая политика;

8. Сохранение природного наследия и биоразнообразия;

9. Экологизация деятельности Вооруженных Сил и ракетно-космической деятельности.

VI. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

1. Развитие системы государственного управления;

2. Законодательная (представительная) власть;

3. Исполнительная власть;

4. Судебная власть и прокуратура;

5. Развитие гражданского общества;

6. Экономические и финансовые механизмы реализации экологической политики;

7. Формирование экологической культуры;

8. Научное обеспечение экологической политики;

9. Международное экологическое сотрудничество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Зеленая Россия» - и как фракция в партии ЯБЛОКО, и как политическое крыло широкого общественного экологического движения, - считает, что действовать в направлении изменения существующей опасной экологической политики надо без промедления. Давление на существующую антиэкологическую власть может привести лишь к решению отдельных экологических проблем, тогда как жизнь требует экологизации всей внутренней и внешней политики России, коренного изменения экологической ситуации.

Необходимо включать требования экологизации внутренней и внешней политики России в предвыборную платформу и на региональных, и на федеральных выборах. Если российский избиратель будет знать горькую правду о здоровье природы и населения страны, он обязательно поддержит нашу политическую программу.





К содержанию | На главную страницу "Берегини" | Обсудить статью на форуме

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность