Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Охранная грамота

Поморов бьют по Святому Носу

Российская общественность облегченно вздохнула: президент Путин наконец-то встал на защиту народных святынь - лично посоветовал госкомпании ОАО «АК «Транснефть» исключить риск загрязнения нефтью священного Байкала. Но общественности рано радоваться - у Транснефти готов другой геополитический проект века - строительство Западно-Сибирского нефтепровода. По мнению экспертов, негативные последствия от него для экологии Баренцева моря и Арктики будут ничуть не ниже, чем угроза загрязнения Байкала. И неизвестно еще, что страшнее для нашей планеты...

Неудавшаяся попытка ОАО «АК «Транснефть» протянуть нефтяную трубу рядом со священным Байкалом - не единственный пример откровенного неуважения ее руководства к святыням коренных российских народов, считают в Национально-культурной автономии поморов Архангельской области. Примером может служить очередной проект «Транснефти» -строительство нефтепровода Харьяга - Индига (северный маршрут Западно-Сибирского нефтепровода), конечной точкой которого станет... древнее поморское святилище на мысе Святой Нос в Поморском проливе на территории Ненецкого автономного округа. Именно там планируется мощный нефтяной терминал для перевалки нефти на морские танкеры.

Носом в нефть

Впервые вопрос о нецелесообразности строительства нефтяного терминала на мысе Святой Нос еще два года назад высказали поморы - коренные жители Архангельской области. В мае 2004 года Национально-культурная автономия поморов - организация, официально защищающая права этой этнической общности, - распространила в российских и международных СМИ протест коренного поморского населения в адрес руководства «Транснефти».

Поморы предупредили президента концерна ОАО «АК «Транснефть» Семена Вайнштока о том, что Святым этот мыс назван потому, что здесь очень плохие условия для судоходства и в этом месте постоянно гибли поморские суда. Мыс Святой Нос является результатом геологического разлома, и это увеличивает риск аварий. Строить здесь нефтяной терминал - значит постоянно подвергать опасности акваторию Поморского пролива и биоресурсы, которые добывают поморы в Белом и Баренцевом морях.

Кроме того, поморы сообщили Вайнштоку, что с незапамятных времен использовали этот мыс как свое святилище, и недвусмысленно предупредили руководство «Транснефти» о том, что на этом мысу обитает Святой Дух моря. Чтобы его умилостивить, поморские мореходы на протяжении нескольких столетий приносили здесь жертвы и ставили обетные кресты. Это документально засвидетельствовал в своих записках английский мореплаватель Антоний Дженкинсон, побывавший на Святом Носу еще в июле 1557 года. По его свидетельству, «проходящие мимо Святого Носа суда имеют обыкновение в этом месте приносить жертвы мясом, маслом и другими съестными припасами, веря, что если этого не сделают, то лодья или карбас погибнет здесь».

Сегодня поморы намерены восстановить свое разрушенное в советские годы святилище -установить там обетные кресты и традиционные каменные знаки - «гурии». Такое право им предоставлено действующим российским законодательством и международными соглашениями о правах коренного населения.

Конец в море

На территории НАО запасы углеводородного сырья оцениваются в 2,7 млрд тонн. Объем добычи составляет 10-12 млн тонн в год, чтобы его увеличить, нужны новые пути транспортировки нефти. К тому же, по мнению экспертов, печорская нефть выше по качеству, чем западно-сибирская, поэтому северный нефтепровод позволит не смешивать два разных по качеству сорта. Это имеет большое значение для потребителя - США.

«Не исключено, что может быть выделен отдельный сорт нефти, допустим, Pechora Oil, который будет высоко котироваться на рынке. Эту нефть можно будет отгружать трехсоттысячными танкерами на США», - считает глава «Транснефти» Семен Вайншток. В ноябре 2006 года «Транснефть» планирует завершить разработку ТЭО строительства нефтепровода Харьяга - Индига. После этого Минпромэнерго внесет проект на рассмотрение в правительство. Предполагается, что протяженность трассы составит 467 километров. По сведениям международного экологического объединения «Беллона», нефтепровод пересечет половину территории Ненецкого АО, большая часть трубы пройдет по заболоченным и обводненным местам. Это означает, что любые разливы нефти попадут в реки и, в конечном итоге, - в море.

Глухие слушания

22 мая 2006 года ОАО «АК «Транснефть» вновь проводило в Нарьян-Маре общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) строительства нефтепровода Харьяга - Индига. Предполагается, что будут учтены мнения представителей природоохранных структур и членов Ассоциации коренного малочисленного ненецкого народа «Ясавэй». Но, судя по всему, мнение поморов вновь не будет учтено. Так, в ходе первого этапа слушаний по нефтепроводу Харьяга - Индига, проходившего 1 марта 2006 г. в столице Ненецкого автономного округа, руководство «Транснефти» умудрилось ни разу не упомянуть о протестах коренных поморов. Такие общественные слушания, которые проводятся без учета мнения общественности, поморы называют «глухими слушаниями».

Руководство «Транснефти» в течение двух лет игнорирует открытое обращение коренной этнической общности поморов. По мнению руководителя Национально-культурной автономии поморов Павла Есипова, члены автономии убеждены в том, что российское государство сегодня отказывается включить поморов в список коренных малочисленных народов исключительно потому, что статус малочисленного народа дает коренному населению реальные права. Иных причин для отказа просто нет. Правительство России понимает: «Нет народа - нет проблем». И сегодня, по мнению представителей коренного народа поморов, российское государство делает все, чтобы этот чудовищный лозунг стал явью.

Впрочем, как считают в поморской автономии, обиды имеют свойство накапливаться и однажды ударят по тем, кто сегодня унижает этническое достоинство поморов, лишает их возможности заниматься своими традиционными промыслами и права жить на земле своих предков. Поморы три года назад уже пострадали от разлива нефти во время аварии судна компании «Волготанкер» в Белом море и прекрасно понимают, что их ждет, если такие аварии станут обычным явлением. Ведь никто в мире еще не знает, что делать, если разлившаяся в результате аварии нефть попадет под морские льды.

Нефтяное проклятие

Развитие морской нефтетранспортировки и нефтедобычи на Севере грозит не только коренным поморам.

Белым медведям в Арктике в ближайшие десятилетия грозит вымирание. Таков неутешительный вывод Всемирного союза охраны природы (ВСОП), который в 2006 году впервые включил белых медведей в «Красный список» вымирающих видов. По мнению гендиректора ВСОП Ахима Штайнера, ученые выявили, что в ближайшие 50 лет популяция белых медведей может сократиться вдвое или - при самом неблагоприятном сценарии - исчезнуть совсем. По данным ученых, основная причина исчезновения «хозяев Арктики» - нарушение экологического равновесия в регионе. Впрочем, очевидно, что права диких животных в России сегодня защищены лучше, чем права коренной этнической общности поморов. Так что у белых медведей, возможно, еще есть шанс на выживание и сохранение своей популяции...


Иван МОСЕЕВ,
главный редактор газеты «Бизнес-класс. Архангельск».
ENWL- Новости Байкальского движения.

К содержанию | На главную страницу "Берегини" | Обсудить статью на форуме

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность