О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Месяц бурундука, или Весна АлтаяНачало времен: голова змеиЭто было время, когда стала раскалываться земля, и в ее разрывах-трещинах появлялась зеленая трава. Это было время, когда стали раскалываться деревья, и покрывались они листьями. Никто доселе не видел зелёной травы и не видал на деревьях листьев, да и некому было ещё смотреть и видеть... Потому что было это в самом начале времён. Так в архаичном телеутском мифе описывается эпоха творения, и творение мира совпадает с весной. И не только в языках тюрков Южной Сибири, но и в большинстве древних языков мира понятие «создавать, творить» часто связано с весенним пробуждением природы, когда лопаются земля и почки, и разливается вода, и всё покрывается цветами и листьями. Так на арабском и эфиопском языках первичные значения слова «творить» таковы: распускаться, раскалываться, открываться, выходить, прорываться воде, на еврейском и сабейском в древности слово «создавать» совпадало с «прорубать», «открывать проход», «быть свободным», «появляться», «извергнуться»; в аккадском - «разрываться», «вскрываться», «распарывать», «освобождаться» и т.д. В этих древних смыслах отчетливо видны сексуально-эротические мотивы, и земля мыслится как женское оплодотворяемое и рожающее божество, и весна - время рождения и возрождения, цветения и брачного ложа земли. В разных широтах весна связана с воскрешением и освобождением - от холодных зимних ливней, снегов или засухи. Не- случайно наиболее важные праздники и мистерии разных народов связаны с весной и возрождением, и ветви оживших деревьев (пальм, верб, берез и пр.) - частый атрибут их. Оживающее дерево - древний символ мировой вертикали, предстающее в свете весеннего сексуального мифа также как фаллос. Не случайно в шествиях с ветвями в архаичных культурах Сибири древесный прут заменяет собой (или не заменяет) выточенный из дерева фаллос. Как и в славянской мифологии, в традиционном мировоззрении тюрков Саяно-Алтая год начинается весной. И начало года, как и утро - начало всякого дня, - понималось как начало творения, когда змея времени, изогнув голову, кусала свой хвост. Это начало всякого движения, роста, изменения и распространения: «зашумела, заревела, повернулась, оттаяла, разнёсся, открылись» - так описываются священные события первотворения в тексте родового моления горам и водам у северного алтайского народа шорцев (по: Львовой Э.Л., Октябрьской И.В., Сагалаеву А.М. и др.): Шоок, шоок, шоок!
Текст моления - словно предельно сжатый код, насыщенный образами, смысл которых раскрывается в бесчисленных поверьях, мифах и обрядах Алтая, трактовать которые не хватит и целой книги. Как видно, особенное значение приписывается теплу и талым водам, в алтайских мифах вода, как и сама жизнь, амбивалентна: она не только эквивалент первобытного хаоса, но и стихия, связанная с рождением и созданием. Голос времени: месяц кукушки При творении появляется не только мир, но и само время - тогда, когда в ветвях мирового древа начинает куковать золотая кукушка. Как считают исследователи алтайского мифа, ее кукование создаёт меру и ритм течения времени. Голос кукушки возвещал конец зимнего безвременья и, наряду с первым громом, считался звуковым сигналом, началом весны. Интересно, что и по славянским поверьям именно кукушка отпирает весной небеса, поскольку она сохраняет у себя ключи от рая-Вырия. Март и апрель так и называются у многих тюркских народов Сибири - «месяц кукушки». Так, древний тувинский календарь, в котором отсчёт ведётся девятками дней от зимнего солнцестояния, группирует девятидневки в четыре периода, и каждый из них имеет характерные, важные для мифа черты. Весенний период - с 14 марта по 22 июня - характеризуется «взрослением» листьев и пением кукушек. Как и в славянском мире, на Алтае эти птицы предсказывают судьбу человека, причем иногда, как может показаться, экзотично: например, если кукушка закуковала на талой лесине (у которой почки не распустились) - ворам в предстоящем году не будет удачи! Всякое описание устройства мира Алтая обязательно начинается с описания мирового древа, птиц и зверей, находящихся при нем. Так, например, в алтайском эпосе «Маадай-Кара»: На вершине семиколенного вечного тополя
Кукушка создает время, но время Алтая неоднородно: зима и лето устойчивы и стабильны, а весна и осень изменчивы и непостоянны. Эта изменчивость очень важна, - ведь именно поэтому весна и осень являются «переходным временем», открывающим миру людей Верхние и Нижние миры духов. Это - время шаманов, молений и жертвоприношений. Исследователи алтайского мифа называют весну и осень открытым, вероятностным временем. Неустойчивость погоды, резкие колебания температуры и перемены в живой природе говорят о нестабильности, а значит - о возможности перехода между мирами. Ведь любая неравновесность, деформация в облике и асимметрия - признаки Иного мира для человека традиционной культуры. Статичность и неизменность летних и зимних месяцев выражены в народном календаре: все они называются одним словом «тунгушай», то есть - «закрытые», «замкнутые», «не имеющие выхода» месяцы. Эти месяцы закрыты для деятельности шаманов, и по представлениям телеутов бубен кама (шамана - прим. ред.) запрещено делать зимой или летом. Бубен изготовлялся весной или осенью, и именно в это время свершались важнейшие ритуалы шаманизма или бурханизма Алтая. Интересно, что ненадежность и случайность практически объединяют весну и осень: так, алтайское название апреля и сентября одно - «еренгис» - «ни то, ни сё», «ни тепло, ни холодно». Месяц бурундука: Время духов Зимой ээзи Среднего мира - духи-хозяева гор и вод Алтая, - как и славянские лешие и русалки, спят. Как считают южные алтайцы теленгиты, ээзи собираются 15 ноября вместе, чтобы обсудить свои дела в отношении опекаемых ими людей, и после этого обсуждения ложатся спать до 15 марта, всё самое ценное и хорошее заложив себе подмышки. И именно «раскрыв подмышку» кам совершает кропление молоком или водкой-аракой духам. Полнолуние - время начала сна и время пробуждения ээзи. Их пробуждение замечается всеми людьми: начинают вдруг очень громко блеять овцы и, даже в утробе матери, кричать дети. 14 марта и позже совершают подношения духам-ээзи Алтая. Пробуждаются ээзи озер, священных источников-аржанов и рек - Суу-ээзи: огромный синий рогатый бык всплывает из глубин Телецкого озера, вспарывая рогами озерный лед. Высоко с гор, с верховьев тувинских рек, взламывая своими красными голыми телами лед, спускаются рогатые речные духи. В пещерах и расщелинах гор пробуждаются лесные люди алмысы и хозяева тайги - Тайган-ээзи. Так же и в современной русской традиционной культуре весна считается временем активности и разгула духов - нечисти, а также ведьм и колдунов. И наиболее важные праздники, даже в церковной традиции, часто совпадают с их максимальной активностью. И в этом - амбивалентность Иного, неразрывная связь левого и правого, нави и прави. Особенно опасна вся «отпадшая сила» 1 марта и в последний день Масленицы, в Юрьевскую ночь, на Пасху и в Вальпургиеву ночь накануне дня св. Филиппа и Иакова (1 мая). Йажын-Бюр - Зеленый лист - так называется весенний родовой праздник обращения к духам у многих шаманистов и бурханистов Алтая. Люди одного рода собираются на склоне своей родовой, священной для них горы. Здесь, отдельно мужчинами, в большом котле несколько часов варится кёчё - очень жирная густая перловая похлебка с бараном. Кипятится алтайский чай - с мелкомолотым обжаренным ячменем - талканом, молоком, сметаной и маслом. Обязательно всё без соли, поскольку пища готовится духам, и соль - яд для них. Затем с остановками люди поднимаются по склону - сначала мужчины и мальчики, затем - женщины и девочки. Первая остановка: шаман поливает воду, взятую с молением из аржана, - мужчины умываются и затем двигаются дальше к вершине, на их место приходят омыть руки и лицо женщины. Вторая остановка: лиственницы, связанные крученой конской верёвкой, - здесь на верёвку мужчины и мальчики повязывают длинные ленты дьялама разных цветов (белый, синий, желтый) и в молчании поднимаются выше, а к лиственницам подходят женщины. Затем - конечный пункт, люди поднимаются к таглам - сложенным из камней жертвенникам. Здесь же стоит коновязь, к которой будут привязывать своих коней ээзи родовой и окрестных гор. На каждом тагле возжигается небольшой костер, и огню отдаются кусочек баранины, топлёного масла, веточки можжевельника-арчына, пригоршня талкана, горько-кислый алтайский сырчик, кропится молоко. Дым застилает таглы, и в его клубах видящий-кёспёкчи видит приезжающих на конях духов. Кам кропит молоком в разные стороны света определенное число раз (трижды по девять). Басовито звучат струны топшура, раздаётся кай - горловое пение - кам поет, начиная славить свой топшур, затем Алтай и его горы, после этого вступления кай - разговор с духами и их голос. Кам уходит в мир духов. Горят костры, и через несколько часов люди спускаются к котлам с кёчё и чаем на общую трапезу. Снова играют топшуры и разносятся голоса кайчы. Весной проводятся и другие моления, и камлания. Особенно у северных алтайцев - шорцев, чалканцев и кумандинцев - существует обряд проводов льда. Шалак ла Колак - «Журчание-гудение» проводился кумандинцами 15-20 марта: у самой воды самый старший человек рода разговаривал с ээзи ручья или реки и кормил их ритуальной кровяной колбасой. После обряда до осени запрещалась охота и ловля рыбы, в особых случаях можно было добывать только самцов. Интересно отношение чалканцев ко льду, сковывавшему смертельным панцирем реки всю зиму: в обряде они желали льдинам счастливого пути и кормили, считая их детишками Суу-ээзи. Весной же шаманы приносили жертвы могущественным божествам Верхнего мира: часто моление Ульгеню проводилось в березовом лесу, и это могла быть не кровавая жертва, а отпускаемый на волю жеребец. Такой конь почитался неприкосновенным и посвященным Ульгеню, назывался он ыйык, в гриву его вплетались красивые ленты. Апрель - по-алтайски «месяц бурундука». Этот маленький полосатый похожий на белку зверёк выходит в эти дни из норки. Удивительно, что даже маленькая и бесполезная в человечьем хозяйстве зверюшка замечается таёжным человеком и даёт название целому месяцу. Люди традиционной лесной культуры, где бы они ни жили, более внимательны к мелочам, таинственным и незаметным для горожанина знакам мира. Удивительно, но и нижегородские марийцы - тоже, как и алтайцы, люди леса - чествуют весной бурундука! На марийскую Пасху - Кугече - дети идут в лес с родителями: кормить бурундука и оставить там ему вкусное угощение. Внимание к мелочам - это и бесчисленные приметы, и магические гадания. Приведем в заключение некоторые из них. Так на Алтае гадали на плодородие и судьбу будущего года: если палы весною горят недружно, то урожай хлеба будет плох. Посев хлеба определялся печенью первой попавшейся весною по разливу воды щуки. Если конец печени был к голове толще, предпочитался ранний посев; если середка была толще - средний; если конец печени к хвосту толще - поздний посев. Осёдлые алтайцы, как и русские, определяли время посева тяжестью трех первых куриных яиц, снесенных весною...
Дмитрий ДОРОНИН,
К содержанию | На главную страницу "Берегини" | Обсудить статью на форуме |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |