Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Химическая безопасность

Кто вы, ПХБ?

Недавнее исследование этих токсикантов на территории «столицы большой химии» Дзержинска показало реальность угрозы - считает Дмитрий ЛЕВАШОВ (СПЭС).

А кстати, действительно, кто они такие, эти ПХБ? Откуда они берутся на нашу голову? Почему вдруг понадобилось заниматься их проверкой?

Время от времени вспыхивает интерес к теме диоксинов. Слово это нынче на слуху благодаря скандалу с отравлением Ющенко. Так вот, ПХБ, или полихлорированные бифенилы, относятся, как и диоксины, к числу стойких органических загрязнителей - то есть высоко токсичных веществ. По своим свойствам ПХБ - а их существует целых 209 изомеров-разновидностей - близки к диоксинам. Они накапливаются в живых организмах, включаются в пищевые цепи, передаваясь через них человеку. Могут переноситься на большие расстояния. Хотя полихлорбифенилы сейчас в России не производят, но их обнаруживают в разных регионах - в том числе в Арктике и Антарктике, где они никогда не использовались и не производились.

Вот только если диоксины - побочный продукт различных производственных процессов, то ПХБ («Совтол» тот же, применявшийся в трансформаторах) зачастую производились человеком целенаправленно. А опасность их не только в собственной токсичности, но и в том, что в процессе разложения этих веществ в окружающей среде под влиянием внешних факторов возможно образование самих диоксинов - еще более опасных.

Еще в 80 годы вред окружающей среде и здоровью вынудил многие страны, включая страны ЕЭС, ограничить или полностью запретить использовать эти соединения.

Что касается России, то она прекратила производство ПХБ в начале 1990-х. Теперь, согласно Стокгольмской конвенции, мы должны вывести из эксплуатации все ПХБ-содержащее оборудование; запретить экспорт и импорт ПХБ; обеспечить экологически приемлемую утилизацию ПХБ.

Но для того, чтобы все это выполнить, надо понять, где же эти самые ПХБ «сидят»? И еще интересно, владеют ли наши ответственные эко-начальники этой информацией и вообще, что делается для выполнения Стокгольмской конвенции.

ПХБ попадают в окружающую среду различными путями. Например, из технических изделий, трансформаторов, конденсаторов, лаков, красок, химикатов, строительных материалов... Из всех полихлорбифенилов, произведенных специально, больше трети - 35 % - увы, уже попало в окружающую среду. Широкое применение ПХБ в России в электротехническом оборудовании, а также в других областях промышленности в течение нескольких десятилетий значительно ухудшило экологическую ситуацию. А значит - здоровье людей.

Вот основные источники поступления ПХБ в окружающую среду:

- утечки из трансформаторов, конденсаторов, теплообменников, гидравлических систем;

- испарения из изделий (лаков, красок, пластмасс), содержащих ПХБ;

- выбросы при сжигании промышленных отходов;

- выбросы при сжигании бытовых отходов на свалках;

- утечки с другими промышленными отходами;

- вывоз ПХБ на свалки и поля аэрации;

- пестициды, содержащие ПХБ.

Кроме того, сейчас в России имеется около 30 тысяч тонн ПХБ в оборудовании и контейнерах.

Город Дзержинск, ставший объектом мониторинга этих зловредных веществ, как известно, располагается в Нижегородской области, одном из крупнейших индустриальных и густонаселенных регионов России, напичканном предприятиями машиностроения, металлообработки, топливно-энергетического комплекса, химической и нефтехимической промышленности. Эти предприятия располагают электротехническим оборудованием (конденсаторы и трансформаторы), содержащим ПХБ.

В самом Дзержинске более 50 лет действовало крупнейшее в Советском Союзе производство ПХБ (марок «Совол» и «Совтол»), трихлорбифенила. Всего произвели 145 тысяч тонн ПХБ. Все это многолетнее производство и применение ПХБ не могло не сказаться на окружающей среде. В крови и грудном молоке жительниц Нижегородской области неоднократно обнаруживались высокие концентрации ПХБ. В 2005 году высокие концентрации полихлорбифенилов были обнаружены в куриных яйцах домашних хозяйств Нижнего Новгорода и Дзержинска.

Чтобы узнать объемы ПХБ-содержащего оборудования и масштаб загрязнения окружающей среды, региональная общественная экологическая организация СПЭС (Социально-правовое экологическое сотоварищество)выполнило проект «Загрязнение Нижегородской области полихлорированными бифенилами: мониторинг территории и инвентаризация источников ПХБ - пути решения проблемы». Проект выполнялся при поддержке Центра ЭкоСогласие, в рамках международного проекта по ликвидации стойких органических загрязнителей (IPEP).

В рамках проекта проведена первая в России общественная инвентаризация электротехнического оборудования, содержащего ПХБ-масла. Надо сказать, что электротехническое оборудование содержит наибольшие объемы ПХБ-масел. А соответственно - может являться потенциальным источником чрезвычайных ситуаций. Например, в трансформаторах, в зависимости от марки изделия, объемы ПХБ-масел могут составлять до 1000 и более килограммов, в конденсаторах от 12 до 23 кг. Оказалось, что природоохранные ведомства - и региональные, и подразделения федеральных - не имеют вообще никакой информации о наличии оборудования, содержащего ПХБ-масла и отходов ПХБ на промышленных предприятиях региона! Более того, в Ростехэконадзоре с большим удивлением узнали от активистов СПЭС, что их ведомство отвечает за выполнение обязательств, которые Российская Федерация должна выполнять в рамках Стокгольмской конвенции по СОЗ, Базельской конвенции о трансграничном перемещении отходов... В России всего лишь в трех регионах (!) изданы региональные законодательные акты по учету оборудования, содержащего ПХБ-масла, и их отходов. В Нижегородской области, именуемой некоторыми чиновниками «экологической столицей России», законодательные акты по проблеме СОЗ, и ПХБ в частности, вообще отсутствуют...

В ходе инвентаризации активисты СПЭС поняли, что на большинстве предприятий Нижегородской области количество оборудования с 1999 по 2005 год сильно сократилось. По данным опросов, на предприятиях региона сейчас отсутствует около 92 % оборудования от имевшегося в 1999 году! В 1999 г. (по данным Арктического совета и Минпромнауки РФ) на предприятиях региона находилось 336 трансформаторов и около 14 тысяч конденсаторов. Общий объем ПХБ тогда составлял 985 тонн. В 2005 году осталось 53 трансформатора, 984 конденсатора, общий объем ПХБ - 120,5 тонн.

Оборудование, содержащее ПХБ-масла, как зеленые обнаружили в ходе инвентаризации, на предприятиях может отсутствовать «по отчетам», но продолжать эксплуатироваться. Так что о его существовании на основании бумаг вообще невозможно догадаться. Другой типичный случай - оборудование выведено из эксплуатации, а отходы ПХБ были незаконно «утилизированы». То есть просто говоря - уничтожены. Как? Куда? Неизвестно. Эти факты серьезно обеспокоили руководство государственных природоохранных организаций Нижегородского региона. А ведь такая же ситуация, учитывая банкротство и ликвидацию некоторых предприятий и учреждений, имевших на своем балансе оборудование, содержащее ПХБ, может наблюдаться и в других регионах.

Данные об объемах ПХБ-масел, о загрязнении территории региона по просьбе руководства Комитета по охране природы Нижегородской области дзержинские зеленые представили для включения в список первоочередных мероприятий, необходимых для предупреждения чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области. Кроме этого, СПЭС исследовало воду и почву - отбирало пробы в 5 городах Нижегородской области. Мониторинг объектов окружающей среды проводили сотрудники МП «Региональный центр экологического мониторинга» - у них есть большой опыт проведения данных работ. Полученные результаты подтвердили загрязнение окружающей среды полихлорированными бифенилами. Например, в воде поверхностного водоема рядом с полигоном твердых бытовых отходов на границе Нижнего Новгорода и Дзержинска, в донных отложениях канала Волосяниха концентрация ПХБ многократно превышает предельно допустимые значения. Эти данные даже привлекли внимание Генеральной прокуратуры России! Она поручила Волжской природоохранной прокуратуре расследовать данные факты загрязнения окружающей среды в регионе.

В дальнейшем научные учреждения региона планируют разработать рекомендации по безопасному уничтожению ПХБ-масел и отходов ПХБ с учетом имеющихся технологий и разработок. Активисты СПЭС собрали информацию об имеющихся отечественных и зарубежных технологиях по уничтожению полихлорированных бифенилов. Создали рабочую группу из представителей научной и экологической общественности и государственных природоохранных организаций регионального и федерального уровня, провели круглые столы и совещания, издали информационные материалы.

Кроме того, сотоварищество обратилось к Губернатору Нижегородской области Валерию Павлиновичу Шанцеву с просьбой рассмотреть возможность издания Распоряжения Администрации Нижегородской области по организации учета данного оборудования и утилизации высокотоксичных отходов, содержащих полихлорированные бифенилы, а также финансирования работ по оценке уровней загрязнения окружающей среды ПХБ из экофонда Нижегородской области.

Вас беспокоит тема химической безопасности окружающей среды? Вас взволновала, заинтересовала информация о ПХБ? Вы можете получить дополнительную информацию об этом в общественной организации СПЭС (г. Дзержинск). Обращайтесь к Дмитрию Левашову по телефону/факсу: + 7 (8313) 21-27-49. Или по электронной почте - levashow@mail.ru





К содержанию | На главную страницу "Берегини" | Обсудить статью на форуме

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность