Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Город

Новый урбанизм. Может ли город быть хорошим?

Сейчас многие горожане мечтают жить за городом, а кто-то эту мечту и осуществляет. Варианты различны. От элитных коттеджных поселков вокруг городов (в том числе в лесах Подмосковья), обитатели которых ездят каждый день в крутые офисы на крутых тачках, до «домика в деревне»... и до совсем уж экзотических вещей - экопоселений.

Вон из Москвы! Карету мне, карету!

Сейчас «главный вектор» экопоселений в России - это, конечно, так называемые экопоселения по Анастасии: каждой семье по гектару. Специальная программа Социально-экологического союза курирует строительство «своего» поселения, поселка Ложки под Новосибирском - из экодомов по технологии Огородникова.

Все бы ничего, но обитателям загородов надо где-то зарабатывать деньги, а жизнь наша устроена так, что в больших городах это сделать гораздо легче, чем в деревне. Поэтому многие «новые поселяне» вынуждены ездить в город на работу - как правило, на машинах. Даже если в мечтах они стремились осесть на своих «гектарах рая»... Что касается поселка Ложки, то он так и проектировался - под ежедневные поездки его обитателей в Новосибирск. Кроме того, ежедневные «маятниковые» поездки, конечно, растут и за счет «коренных селян». Крупные города втягивают в свою орбиту ближайшие обычные поселения, деревни, поселки, городки. Великое множество их жителей находит себе работу в центре агломерации. Классический пример - ближнее Подмосковье. Да что там, ежедневно ездят на работу в столицу России даже и из Тверской и Владимирской областей. И пресловутые пробки на всех въездах в столицу ярко об этом свидетельствуют. Далее: правительство России озаботилось облегчением перевода сельскохозяйственных земель в земли поселений. Ведь земля для строительства там будет заведомо дешевле. Проект, конечно, готовится «под Москву». О том, что строительство многоэтажных районов за чертой города заведомо увеличит «маятниковую» нагрузку на дороги, видимо, думать не хочется.

Почему некоторые люди сейчас так стремятся «свалить из города», очень понятно. Право на здоровье есть у каждого, но в большом городе его реализовать уже, кажется, невозможно - по наблюдениям врачей, легкие самых маленьких горожан не отличаются от легких завзятых курильщиков. Так вот, в истории уже было так, что тяжелые экологические условия спровоцировали сходный процесс бегства из городов. Бегства, впрочем, не полного, а «маятникового». В результате чего США стали страной пригородов, параллельно став страной автомобильных дорог.

У пригородного общества есть свои проблемы и следствия. Много земли, которая должна принадлежать природе, изымается под поселения и, кажется, еще больше - под бесконечные дороги. Желанной независимости, в общем, нет, хотя есть собственная лужайка. Зато в места работы, учебы, покупок и развлечений надо ездить на машине. Автозависимость. Ну, а в глобальном плане это сильно увеличивает так называемый «экологический след» человечества (загляните на страницы 14-15 этого номера).

Жизнь без «маятника»

А здесь мы рассказываем о появлении другой, казалось бы, противоположной концепции - так называемого Нового Урбанизма.

Новый урбанизм, что нисколько не парадоксально, а наоборот, логично, как раз и родился в стране пригородов - расползшихся городов, супермаркетов и хайвеев, то есть в Автомобильных Штатах Америки. Сейчас по этой теме публикуются книги, читаются университетские программы. Создатели концепции предлагают провести очень тонкие, ювелирные изменения в градостроительной политике, которые помогут привести к изменениям вектора жизни - от жизни «маятниковой», когда в одно место едут дышать, в другое зарабатывать деньги, в третье развлекаться - к жизни чисто городской и при этом самодостаточной и приятной. По типу жизни старого доброго европейского города. Когда за покупками ты ходишь пешком, заодно прогуливаясь и раскланиваясь со знакомыми, а владелец ближайшего магазинчика одновременно твой сосед и, возможно, приятель, да и собственный бизнес у тебя где-то под боком, возможно, вообще на первом этаже дома. И так далее. Словом, минимум транспортных перемещений, заложенный в основу этой градостроительной концепции, вызывает целую цепочку изменений в образе жизни.

Цитируем авторов сайта «Новый урбанизм» (http://www.newurbanism.org/newurbanism.html):

«Новый Урбанизм предлагает создание и возрождение разнообразных, компактных, многофункциональных, гибких, доступных для пешеходов городских кварталов, собранных из тех же элементов, что и обычная застройка, но более интегрированных, представляющих собой полноценные сообщества. В них есть жилые дома, рабочие места, магазины, места развлечений, школы, парки, различный сервис, все, что необходимо для жизни обитателей, и все в пешеходной доступности друг от друга. Новый Урбанизм предлагает увеличение использования скоростных трамваев вместо растущего количества хайвеев и дорог. Таким образом, городская жизнь быстро становится престижным и современным образом жизни для людей всех возрастов. Сейчас больше 500 проектов по Новому Урбанизму планируется или проводится только в США, половина их - в исторических центрах городов».

Принципы Нового Урбанизма

применимы для проектов разного масштаба, от единичного здания до их сообщества:

1. Пешеходная доступность

- большинство объектов находится в пределах 10-минутной ходьбы от дома и работы;

- дружественный для пешеходов уличный дизайн (здания расположены близко к улице; вдоль улицы высажены деревья; улицы узкие и низкоскоростные; гаражи на заднем плане);

- некоторые улицы полностью пешеходные.

2. Обеспечение связи между отдельными районами и их частями

- «решетчатая» сеть межрайонных улиц, облегчающая распределение движения;

- иерархия узких улиц, бульваров и аллей;

- высококачественная пешеходная сеть, делающая пешую ходьбу привлекательной;

- сеть высококачественного рельсового транспорта между городами, небольшими городками и городскими районами;

- дорожный дизайн, стимулирующий использование велосипедов, скутеров, ходьбы как ежедневного передвижения.

3. Многофункциональность и разнообразие

- смесь магазинов, офисов, апартаментов и семейных домов на одной улице. Многофункциональность микрорайонов и отдельных зданий;

- полиэтническое, разновозрастное население, разнообразное по уровню дохода (в противовес «белым кварталам», «черным гетто» и проч.).

4. Разнообразная застройка

- многообразие типов, размеров, ценового уровня домов, расположенных рядом.

5. Человеческий масштаб архитектуры.

6. Повышенная плотность

- как можно больше зданий, резиденций, магазинов и предприятий сервиса располагаются близко друг к другу для облегчения пешеходной доступности, удобства, более эффективного использования ресурсов.

7. Экологическая устойчивость

- минимальный экологический вред от застройки и ее функционирования;

- использование экологичных технологий;

- энергоэффективность;

- меньшее использование ископаемых топлив;

- приоритет местной продукции;

- больше прогулок - меньше вождения».
 
 

"Новый урбанизм" увеличивает сумму человеческого счастья" (Андрес Дуани).





К содержанию | На главную страницу "Берегини" | Обсудить статью на форуме

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность