Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Город

Выхлопы и цифры

Чтобы узнать, сколько в придорожном воздухе содержится загрязняющих веществ, можно воспользоваться методикой Л.А. Гайдар из Переславля. Приведем ее описание по пособию «Детское экологическое движение: образование и воспитание».

Машины выбрасывают множество разнообразных ядов, от угарного газа до бензапирена. Вырываясь из выхлопной трубы, загрязняющие вещества могут, в зависимости от погоды и рельефа, быстро рассеиваться или, наоборот, накапливаться в приземном слое атмосферы. Точно определить концентрации загрязнителей в воздухе сложно: нужна специальная аппаратура для отбора и анализа проб. И все же можно оценить влияние автотранспорта на качество воздуха в городе расчетным путем. Для школьных работ этот способ используется в упрощенном виде. Дальше, что греха таить, пойдут цифры, формулы и таблицы, но мы надеемся, что вы в них разберетесь, да и дети помогут - зря, что ли, задачи каждый день решают?

Итак, масса выбрасываемого загрязняющего вещества зависит от многих факторов. От типа автомобиля (грузовой, легковой, автобус), типа двигателя, вида топлива, состояния машины. То есть разные машины выбрасывают разное количество загрязняющих веществ, и рассчитывают выбросы для каждого типа автомобилей отдельно. Можно выделить шесть типов машин: М1 - грузовики с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания (ДВС); М2 - грузовики с дизельными двигателями; М3 - грузовики, работающие на сжатом газе (метане, а не сжиженном пропан-бутане!), встречаются они достаточно редко; М4 - автобусы с бензиновыми ДВС; М5 - автобусы с дизельными двигателями; М6 - легковые автомобили.

Подсчет проезжающих машин необходимо вести в течение часа отдельно по типам. Удобно, когда один человек считает легковые автомобили, другой - автобусы, и так далее.

Рассчитывают выбросы по трем самым распространенным загрязнителям: СО (угарный газ), СН (углеводороды, включая бензапирен), NOх (оксиды азота). Для каждого из этих веществ известен удельный выброс (то есть количество грамм на километр пути) каждым типом машин. Обозначается удельный выброс - m (i,j). Значения удельного выброса приводятся в таблице 1.

Таблица 1.   m (i,j) - Удельный выброс вредных веществ (г/км)
 
Группа машин CO CH NOx
М1 55,5 12,0 6,8
М2 15,0 6,4 8,5
М3 25,0 7,5 7,5
М4 51,5 9,6 6,4
М5 15,0 6,4 8,5
М6 16,1 1,6 2,23

Дальше можно рассчитать М (i,j) - массу j-го вещества (например, СО), выброшенного одним автомобилем на протяжении одного километра пути. Для этого удельный выброс надо умножить на два специфических коэффициента, отражающих средний уровень технического состояния автомобилей и средний возраст парка автомобилей. Их значения приведены в таблице 2.

Таблица 2. Коэффициенты влияния
r (i,j) - среднего возраста парка автомобилей;
k (i,j) - уровня технического состояния
 
 
Группа
машин
CO
r (i,j)        k (i,j)
CH
r (i,k)       k (i,j)
NOx
r (i,j)        k (i,j)
1 1,33        1,69 1,2          1,86 1,0          0,8
М2 1,33        1,80 1,2          2,0 1,0          1,0
М3 -              - -             - -              -
М4 1,32        1,69 1,2          1,86 1,0          0,8
М5 1,27        1,80 1,7          2,0 1,0          1,0
М6 1,28        1,63 1,17         1,83 1,0           0,85

Итак, используем формулу М (i,j) = m(i,j) * k(i,j) * 1 км

А затем определяем выброс загрязняющего вещества всеми автомобилями данного типа за заданное время, умножив М(i,j) на количество машин данного типа, проехавших за это время.

Вот пример расчета выбросов от транспортного потока, в котором в течение часа мимо точки наблюдений проехало 20 грузовиков на бензиновом двигателе (М1) и 100 легковушек (М2). На каждый километр пути масса выбросов СО от грузовиков составила М1 (СО) = 55.5 г\км * 1 км * 1.33 * 1.69 * 20 (шт.) = 2495.0 г. Аналогичные расчеты делаются для других веществ.

На каждый километр пути масса выбросов СО от легковых авто составила M2 (CO) = 16.1 г\км * 1 км * 1.28 * 1.63 * 100 (шт.) = 3359.1 г. Вместе с грузовиками почти шесть кило угарного газа за час!

Суммируем отдельно и данные по углеводородам и оксидам азота и заносим их в свою таблицу.

Для наглядности можно провести и такие расчеты - «если мы бы находились в ЕС». Наверное, все, кто был на Западе, замечали, что дышать на улицах там гораздо легче. Почему? В странах ЕС нормы выбросов для автомобилей гораздо жестче. Вот довольно старые нормы: удельный выброс СО = 2.72 г\км, СН и Nox = 0.97 г\км. Видите, цифры во много раз меньше наших. Можно подставить их в нашу формулу и рассчитать загрязнение воздуха, которое было бы, если бы все проехавшие машины были столь же чистыми (относительно чистыми, конечно). Получается, что оно тоже было бы меньше во много раз - и за час в одной точке, и постоянно, во всем городе!





К содержанию | На главную страницу "Берегини" | Обсудить статью на форуме

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность