Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Охранная грамота

Зона возрождения?

Уход людей стал благом для дикой природы в зоне отчуждения, перевесив последствия Чернобыльской аварии. Теперь естественному заповеднику угрожают лишь браконьеры, пишет Мэри Мицио в журнале «Корреспондент».

Дикие лошади Пржевальского скользили по высохшей прошлогодней траве на фоне саркофага, который укрыл четвертый реактор ЧАЭС после взрыва и десятидневного пожара в апреле 1986 года. Беспрецедентная авария, эквивалентная двадцати Хиросимам, стала причиной тяжелого радиоактивного загрязнения окружающей сельской местности.

Маленькое стадо было настороженным. Жеребец и кобыла смотрели на меня с близкого расстояния, пока я медленно приближалась для того, чтобы сделать несколько снимков.

В отличие от домашних лошадей, лошади Пржевальского довольно агрессивны и даже могут напасть, если им угрожают.

Практически исчезнувшие в дикой природе с 1960 годов, лошади Пржевальского являются примером успешно выведенной в неволе породы. Около 1.500 из них живут сегодня по всему миру, некоторые из них - в заповеднике Аскания-Нова в Украине. Сегодня уже достаточно лошадей этой породы для того, чтобы начать выпускать их на свободу. Основная проблема заключается в поиске мест, где они не будут беспокоить людей, вытаптывая сельскохозяйственные угодья, и где люди не причинят им вред.

Одним из таких мест стала зона отчуждения, окружающая Чернобыльский реактор. Около 135 тысяч человек были эвакуированы из 30-километровой зоны вокруг реактора в первые несколько месяцев после аварии. Еще больше людей переселили из загрязненных территорий в Беларуси, России и Украине в следующие годы - в целом это около 350 тысяч разрушенных жизней.

Но самая страшная атомная катастрофа в истории повлекла за собой экологическую катастрофу, но не совсем такую, как представляет себе большинство людей. На самом деле, заставив местных жителей покинуть прилегающую территорию на пересечении границы между Украиной и Беларусью размером приблизительно 5 тысяч кв. км, радиация парадоксальным образом позволила природе буйно разрастаться. Вернулись крупные животные - лоси, кабаны и олени - так же, как и хищники, которые на них охотятся. За свои более чем 20 поездок в зону мне доводилось видеть волков при дневном свете и слышать крик рыси в сумерках.

Как и окружающая их природа, эти животные очень радиоактивны. Цезий-137, химически подобный калию, скапливается в их мышцах. Стронций-90, который похож на кальций, - в костях и яичной скорлупе. Но есть впечатление, что преимущества природы без присутствия человека перевешивают негативные эффекты радиации.

В отличие от образов, созданных научной фантастикой атомного века, здесь нет никаких мутантов. Если искалеченные особи рождаются в дикой природе, они обречены на смерть. «Мусорщики» (животные, которые питаются падалью) избавляются от них до того, как кто-нибудь сможет их увидеть. Это не означает, что радиация вообще не оказывает влияния на животных, в особенности на клеточном уровне. Но если они живут достаточно долго для того, чтобы размножаться, они считаются биологически успешными - даже если умирают раньше из-за болезней, вызванных радиацией. Здоровье животных измеряется размером их популяции, а не состоянием здоровья отдельных особей. Поэтому обитатели Чернобыля на самом деле могут считаться вполне здоровыми.

Ученые из Аскании-Новы Наталья Ясенецкая и Татьяна Жарких решили, что Зона будет лучшим местом в Украине для эксперимента с лошадьми Пржевальского. В 1999 году лошади были выпущены в дикую природу, чему я посвятила целую главу в своей книге Wormwood Forest: A Natural History of Chernobyl.

Изначально было две группы семей, называемых гаремами, которые включали кобыл, жеребцов и детенышей. Была также группа холостых жеребцов, которые постоянно преследовали одиноких кобыл, включая домашних кобыл в различных хозяйствах и службах Зоны. За прошедшие годы стадо неуклонно росло с темпами размножения, превышающими темпы конных заводов.

Возмужавшие жеребята вытеснялись из своих семей. Они присоединялись к стадам холостых жеребцов, а взрослые холостяки дрались между собой за молодых кобыл, образовывая новые гаремы, что позволяло большему количеству жеребцов внести свой вклад в генофонд лошадей Чернобыля.

Во время своей последней поездки в Зону в марте Ясенецкая и Жарких насчитали 63 лошади, что втрое превышает первоначальное количество выпущенных из неволи. Может показаться, что это много, но, основываясь на прежних темпах размножения лошадей Пржевальского, ученые подсчитали, что на самом деле сегодня должно быть 96 представителей этой породы. Это означает, что трети не хватает.

Когда я спросила об этом Жарких, ее ответ был прямым и зловещим. «Лошадей массово истребляют браконьеры», - сказал она. У нее есть четкие доказательства того, что браконьеры убили восемь лошадей. Очень похоже на то, что многие из других «пропавших» нашли свое место в комнатах с охотничьими трофеями и на колбасных фабриках.

Браконьерство всегда было проблемой в Зоне. Но убийство дикого кабана не очень отразится на популяции кабанов в Чернобыле - их там тысячи. Браконьерство представляет угрозу для лосей. Но убийство нескольких лошадей Пржевальского страшнее. В мире их насчитывается около 1.500, а в Украине - только 150. И это не так уж много.

Охота запрещена в Зоне для того, чтобы защитить людей от радиации, а не для того, чтобы защищать животных от людей. Этот запрет сделал Зону де-факто заповедником дикой природы. Но массовое убийство лошадей Пржевальского показывает, что настало время объявить Зону официальным заповедником дикой природы с максимально высоким уровнем защиты и мощной службой охраны. Ей можно также придать статус Биосферного резервата ООН, что даст право на получение определенной международной помощи.

Зона отчуждения стала бескрайней красивой и процветающей радиоактивной целиной. Она нуждается в защите, ведь ничего подобного на планете больше нет.


Мэри МИЦИО - автор книги Wormwood Forest:
A Natural History of Chernobyl.

К содержанию | На главную страницу "Берегини" | Обсудить статью на форуме

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность