О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Школы здоровьяКак обещали, продолжаем разговор о необходимости профилактики заболеваний (см. «Б» № 1, 2006). Наш собеседник - доктор медицинских наук профессор Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова Галина Петровна СКВИРСКАЯ:- Насколько я помню, еще в советской медицине провозглашались приоритеты профилактики заболеваний над их лечением... - Провозглашались - как основа медицины. Еще первыми наркомами здравоохранения Каменским и Семашко. Мы с вами сегодня говорим о школах здравоохранения и здоровья, а ведь это, по существу, развитие системы санитарного просвещения в целях профилактики заболеваний. Только так сложилось в нашей стране, что крен был взят сразу - очевидно, не без причин - на профилактику инфекционных заболеваний, и это дало свои результаты. Но прошли годы, и убеждать сегодня взрослых людей в необходимости мыть руки перед едой - это уровень несколько примитивный, хотя иногда, наверное, тоже необходимый. А вот воспитание понимания и навыков в части профилактики неинфекционных заболеваний все же, на мой взгляд, весьма отстает от потребности. Говорю об этом достаточно ответственно. Я ведь «оттуда родом»... Была первым и единственным руководителем отдела диспансеризации Минздрава России. Сама идея диспансеризации принадлежала тогдашнему Генсеку КПСС Юрию Владимировичу Андропову. Идея очень хорошая и правильная. Изданный еще в 1996 г. приказ Минздрава СССР «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения» действительно обозначил качественно новый этап в реализации мер медицинского характера по предупреждению развития заболеваний и уменьшению их негативных последствий. Вместе с тем, при реализации этой безусловно верной цели был допущен ряд тактически неверных решений, что привело не только к невыполнению поставленных задач, но и к дискредитации самой идеи, сведению профилактической деятельности на многие годы к чисто формальным мерам, не влияющим по существу на формирование и сохранение здоровья населения. Посмотрите, как это было задумано. Эксперты ВОЗ, которые работали над внедрением этой идеи в Канаде, разработали 17 возрастно-половых программ, предусматривающих в зависимости от пола, возраста и профессии различные объемы обследования, нацеленные на превалирование патологии в определенной возрастно-половой группе. И проводить эти обследования вместе с диагностическими подразделениями и специалистами должен был лечащий врач, который затем и обязан заниматься оздоровлением своих пациентов. Однако на практике мы пошли проторенным экстенсивным путем - начали создавать сеть отделений профилактики и в конце концов низвели диспансеризацию к проведению формальных профилактических медицинских осмотров по единой для всех контингентов населения схеме, то есть применили один и тот же подход - и к ребенку, и к бабушке, и к молодому человеку, без участия лечащего врача и, самое главное, фактически без проведения оздоровительных и лечебных мероприятий. Попросту говоря, «пропустив» людей через отделения профилактики и сказав: «У вас есть 10 болячек и 12 намечаются», на этом и закончили. Вместо того, чтобы их оздоравливать и из этих болячек выводить. Таким образом, идею диспансеризации дискредитировали на корню и похоронили. Приказ этот сохраняет свою рекомендательную силу в Российской Федерации и сегодня, однако почти повсеместно не выполняется или не полностью выполняется даже по отношению к больным. В определенной степени это связано с низкими темпами осуществления структурной реформы первичной медицинской помощи и перехода к системе единого ответственного лечащего врача (врача общей практики, или семейного врача), а также отсутствием объективных критериев оценки качества и эффективности профилактической, в том числе диспансерной работы и зависимости от этих критериев оплаты труда. Более того, невыполнение диспансерных медицинских мероприятий сегодня зачастую трактуется с позиции соблюдения прав пациентов и необходимости повышения ответственности населения за собственное здоровье. Думается, что с точки зрения соблюдения прав пациента более логично и корректно выглядит предложение ему всех необходимых возможностей лечения и оздоровления, вне зависимости от источников их финансирования, а для государства подобные меры в конечном итоге принесут положительный, в том числе, материальный эффект, связанный с сохранением трудового потенциала страны. Повышение же ответственности населения за собственное здоровье достигается иными путями, а не сокращением профилактических программ. Неслучайно проведение мероприятий по профилактике, включая диспансерное наблюдение, внесено в Перечень видов медицинской помощи, оказываемых бесплатно гражданам Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий. Когда я теперь слышу, как на заседании Госсовета России в Пензе Президент РФ Владимир Владимирович Путин говорит о том, что надо возродить идею диспансеризации - хорошая, мол, идея - я соглашаюсь: хорошая. Но если ее возродят таким же образом... - Но, может быть, и сейчас эту идею можно реализовать локально - хотя бы на уровне района, если найдется грамотный и прогрессивный главный врач... - Действительно, таких врачей, в том числе руководителей, немало. Они были и есть всегда. Была школа передового опыта в Ростовской области на базе одного из районов, где был замечательный главный врач (к сожалению, уже не помню его фамилии) и где была великолепно поставлена диспансеризация всего сельского населения района. И этот опыт не был уникальным и единственным, были в стране и другие примеры, но все они закончили свое существование, не получив поддержки, - более того, получив нагоняй, когда ликвидировали подобные службы, назвав их дорогими и неэффективными. Конечно, как они могут быть эффективными, если проводить профосмотр, рассказывать людям про их болячки - и ничего не делать для их оздоровления? Необходимо правильно поставить задачи и обучить людей механизмам их решения - и это тоже одна из задач школ общественного здравоохранения. Я полагаю, что если руководство страны и отрасли, вновь образованная Общественная палата при Президенте России профессионально и последовательно озаботятся решением проблемы сохранения и укрепления здоровья нации и профилактики заболеваний, если на эти цели будут выделены и разумно использованы достаточные средства (только системно, а не заплатками, фрагментарно, как доплата участковым врачам), могут быть серьезные положительные подвижки. Во всяком случае, очень бы хотелось быть оптимистом... - Благодарю за беседу...
Записала
К содержанию | На главную страницу "Берегини" | Обсудить статью на форуме |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |