Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Цена энергии

Ветру и солнцу - 18%


Насущной проблемой, и не только экологической, является энергосбережение и рациональное использование энергетических ресурсов. Как известно, Америка по потреблению ресурсов и, в частности, по сжиганию углеводородных топлив в мире лидирует. США не подписали Киотский протокол, предусматривающий сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу. Но при этом в США делается немало в направлении развития альтернативной энергетики и энергосбережения.

"Наш пенсильванский спецкор" Ольга ЧУПАЧЕНКО записала беседу делегации россиян программы "Открытый мир" с начальником отдела поэнергетике Управления по охране окружающей среды штата Пенсильвания Эриком ТРУММА.

- Надо сказать, что штат Пенсильвания экспортирует энергию в другие штаты США, производя 40 тысяч МВт и потребляя на свои нужды 28 тыс. МВт. Большая часть нашей электроэнергии производится за счет сжигания угля. И то поколение, при жизни которого интенсивно разрабатывались шахты, несет ответственность за одну треть загрязнений штата.

Большинство бензина импортируется. Это не очень хорошо: импорт нефтепродуктов обходится правительству штата в 30 миллиардов долларов в год. Мы хотим изменить это положение. У нас нет тех ресурсов, что есть в России. Нам надо использовать то, что есть у нас. Нужно вкладывать деньги в наш штат, а не отдавать их за рубеж.

Довольно мощные компании до сих пор поддерживают импорт нефти и производственную добычу угля. Они сопротивляются пропаганде разработки местных ресурсов и альтернативной энергетике. Главный аргумент этого лобби - рабочие места. Мол, шахтеры обеспечены сейчас работой, а если развивать альтернативную энергетику, они ее потеряют. Но мы заинтересованы развивать производство оборудования для получения альтернативной энергии. Нужно, чтобы лидеры штата, СМИ и граждане осознали эту необходимость. Это приведет к появлению новых рабочих мест.

Мы работаем в двух направлениях: в направлении создания необходимых законов и в направлении формирования нужного бюджета. Губернатор и Конгресс Пенсильвании собираются законодательно закрепить следующую норму: 18 % энергии штата должно вырабатываться за счет альтернативных источников. Для поощрения компаний, которые будут получать альтернативную энергию, и для тех, кто будет производить энергию из отходов, в бюджете штата предусматривается 100 миллионов долларов в год. Люди должны ощущать поддержку государства и видеть плоды своего труда - более чистую окружающую среду. Тогда они будут и дальше работать в этом направлении.

- Что значит «поощрять компании»?

- В это понятие входят и гранты для компаний, и предоставление налоговых скидок и льгот для тех, кто работает в области альтернативной энергетики.

- Как же удалось убедить ваше правительство, что закон о 18-процентной доле альтернативной энергии необходим? В России зеленые не могут добиться принятия подобных законов.

- Отчасти это и результат воздействия общественности - экологических групп, активных граждан, обеспокоенных глобальным потеплением. За закон ратовали и некоторые политические лидеры. Но, откровенно говоря, губернатор предложил эту программу, когда понял, что она может быть рентабельна. Вы, наверное, уже заметили, что в США всегда в первую очередь оценивают стоимость решения проблемы. Например, США были против подписания Киотского протокола, потому что эти мероприятия очень дорогостоящи. Хотя есть и моральные аспекты проблемы.

- Когда вы просвещаете людей, говорите ли об этих моральных аспектах?

- Как раз этим, я считаю, мы занимаемся не очень хорошо. За последние десять лет с моралью стало сложнее. США стали более реакционной страной с усыпленной бдительностью. Наверное, нужен кризис, чтобы нас встряхнуло.

- Есть ли такие продвинутые нефтяные компании, которые понимают, что запасы нефти не безграничны, и начинают думать о будущем?

- Вообще-то все декларируют эту озабоченность. Например, Бритиш Петролеум сейчас много занимается установкой солнечных батарей. Шелл и Шеврон-Тэксако развивают новые технологии, связанные с природным газом и углем. Сжигание угля - грязная технология; но если насытить уголь природным газом и сжигать эту смесь, выбросы будут намного чище. В США запасов угля хватит еще на 300 лет.

Что же касается нефтедобычи, то она была на самом высоком уровне в 1972 г., сейчас угля осталось больше, чем нефти, поэтому разрабатываются новые технологии угледобычи и углепользования. Эти же компании разработали принцип сжигания бензина в двигателях при помощи платиновых катализаторов. Это более эффективно.

Вот эти три компании и внедряют такие более экологичные технологии. В будущем более рентабельными будут малые электростанции, независимо от их вида. Это надежнее, экологичнее и дешевле: экономим на ЛЭП. Ведь при передаче на расстояние теряется до 30 % энергии.

- Хотят ли другие штаты принимать законы, аналогичные пенсильванскому закону о 18 %?

- Сейчас к законодательным программам по альтернативной энергетике подключились 22 штата. Палата представителей в Вашингтоне пока не утвердила этот законопроект. Требуется утверждение обеих палат, чтобы закон обрел статус федерального. А пока штаты делают это добровольно.

- Насколько мы поняли, энергия, получаемая с помощью солнечных батарей, - это достаточно дорогое удовольствие...

- Одно из предприятий по производству солнечных батарей находится в нашем штате, в Питтсбурге. Стоимость такой энергии - 20 центов за 1 КВт/час. А средняя стоимость энергии - 6 центов. Пока этими батареями пользуются только компании, но не частные лица. А те компании, которые пользуются батареями, продают ее за 20 центов. Пока солнечная энергия дороже.

- А ветряная энергия сколько стоит?

- Ветряная энергия гораздо дешевле, чем солнечная и газовая. На новых ветряных станциях 1 КВт/час обходится в 6 центов. Сейчас я объясню вам, как работает весь этот энергетический рынок. Все компании принимают участие в формировании цены. В нашем штате есть АЭС. Она дает 1000 МВт. На острове Брандер есть ТЭЦ, работающая на угле. И это еще 1000 МВт. Станция на природном газе дает 500 МВт.

Стоимость энергии АЭС - 2 цента за КВт. Угольной ТЭЦ - 3 цента. Газовой ТЭЦ - 12 центов. Для удовлетворения нужд города Харрисбурга необходимо вырабатывать 900 МВт. Компания по энергоснабжению в первую очередь подписывает контракт с АЭС, покупая у нее энергию по 2 цента. Затем потребность в энергии вырастает, к примеру, вдвое. Тогда они подписывают контракт с угольной ТЭЦ. Но АЭС тоже хочет продавать свою энергию по 3 цента: «Раз вы ТЭЦ готовы платить такую цену, и нам платите!».

Представьте - очень жаркий день, работают все кондиционеры, нужна дополнительная энергия. Раньше АЭС и угольная ТЭЦ покрывали нужды, теперь придется покупать энергию газовой ТЭЦ. Она дорогая, но газовую ТЭЦ можно останавливать, когда нужно, и подключать. Стоимость «газовой» энергии 12 центов. Поэтому, если подключают газовую ТЭЦ, тогда всем платят по 12 центов.

Мы всеми силами ищем способы выработки более дешевой энергии. Альтернативная энергия привлекательна в такие пики потребления.

До 1995 г. делались прогнозы, и по ним строили электростанции нужной мощности. Но с 1995 года энергия стала дешевле, потому что мы стали более экономными, внедряя энергосберегающие технологии. Наш штат себя застраховал на будущее. У нас есть излишки. Но так не везде.

- По сколько центов за КВт платит население?

- Раньше платили по 3-4 цента, а в последнее время - чуть больше 6 центов. Стоимость природного газа растет, поэтому растет и цена. Но это оптовая цена. Житель платит 8-11 центов. Я, например, плачу 9 центов там, где живу.

- А когда пик потребления, когда закупочная цена энергии вырастает, граждане тоже платят больше?

- Нет, жители платят фиксированную цену 8-11 центов, в зависимости от района. Да, были такие предложения, чтобы люди платили конкретно за потребляемую энергию. Тогда их оплата будет зависеть от времени суток и прочего. Цель этих предложений - чтобы люди экономили энергию. Счетчики есть, но они не регистрируют потребление в реальном времени и не различают, когда пик потребления.

- У нас есть двухтарифные счетчики, с дневным и ночным тарифами. Это людям выгоднее.

- Для производств такое разделение есть и у нас. Многие производства работают по ночам, чтобы меньше платить за электроэнергию.

- Разрабатываются ли программы экономии электроэнергии именно среди населения?

- У нас есть семинары для жителей. К этой зиме мы подготовили печатные материалы для раздачи. В школах такая работа ведется в рамках образовательных программ по охране окружающей среды.

- Что выгоднее развивать в Пенсильвании, ветряную энергетику или солнечную?

- Каждое из этих направлений имеет свои сильные стороны. Я думаю, что в перспективе будет более выгодно развивать солнечную энергетику. Ветры дуют в холодное время года и по ночам, когда потребность в энергии меньше. В жару у нас потребность в энергии больше - включаются кондиционеры. Солнечные батареи легко устанавливать и эксплуатировать. Их можно устанавливать на многих домах. С ветряками сложнее. Нужно совершенствовать технологии.

Пенсильвания экспортирует энергию в другие штаты. По новым экологическим требованиям новые электростанции должны работать на природном газе. В нашем штате нет необходимости строить новую АЭС и еще много лет не будет. Но существующие АЭС должны пройти освидетельствование и получить новую лицензию. Федеральное правительство приняло решение о строительстве в США четырех новых АЭС. Разговор идет о штатах Миссисипи, Алабама и Иллинойс.

- А куда вы деваете отходы от АЭС?

- Отходы хранятся на АЭС, но сейчас стало необходимо найти место под хранилище отходов атомной энергетики. Это обязанность правительства США. Обсуждается вопрос о строительстве хранилища в горах штата Невада. Штат Невада, естественно, против. Сначала нужно проверить все геологические параметры: в месте захоронения не должно быть землетрясений и тому подобных катаклизмов. Сейчас там проводятся исследования. Отходы с низким уровнем радиоактивности хранятся в штате Юта и в Южной Каролине. В Россию не возим!

Большим нашим успехом я считаю то, что мы уговорили испанскую компанию «Домесса» - производителя ветряков - разместить свою штаб-квартиру в Пенсильвании. Это обеспечит работой для начала тысячу человек. Мы надеемся, что все больше компаний будут располагать свои штаб-квартиры и производства в Пенсильвании. Это даст возможность обеспечивать людей работой, вырабатывать больше альтернативной энергии и создавать чистую среду. Сегодня за счет ветряков вырабатывается 129 МВт электроэнергии. По новому закону должно вырабатываться уже 3-4 тыс. МВт, а доля солнечной энергии увеличится до 600 МВт.

- Помимо ветряной и солнечной, развиваются еще какие-то другие виды альтернативной энергетики?

- Да, например, строятся новые бесплотинные ГЭС, работающие с учетом новых требований.

- Есть ли у вас движение против плотин, как в Европе и России?

- Все реки, где можно было поставить плотины, уже их имеют. Если нет необходимости в плотине, мы ее ликвидируем. Все электростанции на плотинах обязаны создать так называемые «рыбьи лестницы», рыбоходы. Одна из крупных проблем нашего региона - загрязнение Чесапикского залива. Три четверти воды туда попадает из реки Саксвоханы, туда же попадают и загрязнения из других рек. По иронии судьбы плотины задерживают загрязнения, так что, если их убрать, ситуация в заливе будет еще хуже. Тут надо думать...

- Как часто вы общаетесь со своими коллегами-энергетиками из других штатов?

- Два раза в году собираются представители всех штатов, и еще дважды в год мы общаемся с близлежащими штатами-соседями.





К содержанию | На главную страницу "Берегини" | Обсудить статью на форуме

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность