О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Новости движенияЧетыре главные ошибкиПЕРВОЙ ОШИБКОЙ является попытка перевести воду - основу жизни всего живого на земле - в рамки товарных отношений, игнорируя весь мировой опыт. Так, например, недавно принятая Европейская водная директива, обязательная для всех стран ЕС, гласит: «Вода в водном объекте является не коммерческим продуктом, а скорее наследием, требующим охраны, защиты и бережного обращения». При этом водными кодексами или соответствующими законами почти всех стран мира (США, Япония, Канада, страны Скандинавии, Азии и Африки) постулируется принцип: речная вода не может быть субъектом частного права. Водные ресурсы рек, озер и подземных горизонтов не могут быть предметом товарных отношений. Принятие такого кодекса не будет воспринято обществом и вызовет социальный накал, не принося никаких дивидендов для бюджета страны или граждан России, которым и принадлежит вода как общенациональный ресурс. Вода - кровь земли, а реки - кровеносные сосуды. И как по анализу крови, так и по анализу воды можно судить об общем состоянии страны и социальной направленности деятельности правительства. Непризнание этого основополагающего принципа приводит к ряду других производных ошибок Кодекса. Среди них - исключение системы лицензирования и введение договорных отношений в распределении и использовании водных ресурсов. ВТОРОЙ КРУПНОЙ ОШИБКОЙ новой редакции Водного Кодекса является попытка деления собственности единых связанных между собой элементов речных систем между центром и субъектами Федерации. Людям, понимающим в анатомии человека, не придет в голову при работе с кровеносной системой отделить капилляры от артерий и управлять ими из разных мест. Точно так же речные системы, которые и поставляют чистую воду, и отводят шлаки, должны иметь одного хозяина и управляться централизованно федеральным правительством и уполномоченными им органами. Собственность на реки и озера должна быть федеральной. В рамках единого государства необходимо определить принципы взаимодействия в решении цели - обеспечения водными ресурсами при сохранении экологической безопасности. Разделение компетенции и работа в бассейновых советах позволит субъектам федерации принимать большее участие в управлении речными бассейнами, что обеспечит соблюдение их экономических и социальных интересов. Что касается обособленных водных объектов, то они должны следовать за собственниками земельных участков и находиться в государственной, муниципальной или частной собственности. Предложенное в проекте Кодекса деление водных бассейнов по собственности субъектов Федерации ничего не дает субъектам, кроме Сахалина и Камчатки, ибо таких бассейнов на материке не более 1 % и они не используются, как правило, для нужд питьевого водоснабжения населения и экономики региона. ТРЕТЬЯ ОШИБКА - сокращение размеров водоохранных зон без всяких обоснований в 2-2,5 раза. В них будут разрешены рубки леса главного пользования, а верховые болота, питающие все крупные равнинные реки России и являющиеся средой обитания редких птиц и животных, будут отданы на откуп строителям и разработчикам недр без согласования с отвечающей за водные ресурсы службой. Все это делается в условиях прогрессирующего ухудшения качества воды и нарастания пиков паводков. Ни слова не говорится о заливных лугах - легких речных систем, местах нереста ценных пород рыб. Нет необходимых проработок в части страхования сооружений и сельхозугодий, расположенных на паводкоопасных территориях, затраты на компенсацию и восстановительные работы по которым государству обходятся ежегодно до 40 млрд руб. ЧЕТВЕРТАЯ ОШИБКА - настойчивое желание авторов 57-й редакции Кодекса отправить на приватизацию пруды вместе с речным стоком без всяких обременений и ограничений, что приведет к истощению воды в нижележащих участках рек, к нарушению прав граждан на общее водопользование и потере государственного управления водными ресурсами. И «пруд» и «водохранилище» не имеют в Кодексе ограничений по параметрам. Таким образом, прудом можно назвать и питьевое водохранилище г. Москвы, и водохранилища на Волге. Ангажированность авторов законопроекта просматривается и на судоходстве. Этот вид использования акваторий рек, озер и водохранилищ предполагается осуществлять без всяких разрешений и договоров. При этом всем известно, что для осуществления нормального судоходства построены плотины, подпорные шлюзы, поддерживаются повышенные уровни в водохранилищах и реках, что вызывает подтопление и размыв берегов и большие эксплуатационные затраты. Ведутся объемные строительные и эксплуатационные работы. Все эти затраты лягут на бюджет за счет социальных программ, обороны, развития передовых технологий в экономике, тогда как прибыль судоходных компаний пойдет в карман судовладельцев. В перечисленных замечаниях отражены далеко не все проблемы водных ресурсов и водного хозяйства, «организованные» новой редакцией Водного Кодекса. Потеря управляемости водными ресурсами и невозможность бороться за их улучшение всеми ветвями власти и водопользователями приведет к ухудшению социальной обстановки в стране. В сложившейся обстановке более целесообразно пользоваться действующим Водным Кодексом, сделать передышку на несколько месяцев, создать небольшую рабочую группу из специалистов в этой области и подготовить новую редакцию Кодекса.
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |