Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Клятва Гиппократа

Школы здоровья

На конференции «Социально-экологическое партнерство в Республике Карелия» я познакомилась с профессором Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, доктором медицинских наук Галиной Петровной СКВИРСКОЙ. В беседе с ней впервые услышала о школах здоровья, а поскольку убеждена, что профилактике заболеваний в нашем обществе уделяется непростительно мало внимания, попросила Галину Петровну рассказать об этих школах подробнее.

- Понятие о системе подготовки медицинских и немедицинских специалистов (педагогов, социальных работников, администраторов, журналистов и т.д.) по проблемам общественного здравоохранения - в виде факультативных курсов, различных видов дополнительного образования - пришло к нам из других стран. Нужно сказать, что терминология этого направления еще не устоялась, зависит во многом от перевода. Называют их и школами общественного здравоохранения, и школами здоровья. Но, по мнению многих ученых и практиков, и я с ними абсолютно согласна, эти два понятия необходимо различать.

И действительно, в очень многих наших медицинских учреждениях - больницах и особенно поликлиниках почти всех регионов России - открыты различные школы здоровья. В школах здоровья учат отдельные - возрастные, половые, профессиональные - группы людей, объединенных по какому-то общему признаку. Например, больные сахарным диабетом и их семьи. В школе здоровья для больных сахарным диабетом учат, как себя вести, какими препаратами пользоваться, какие из них носить с собой, когда обращаться к врачу, а их родственникам, к примеру, рассказывают, как для них готовить пищу, и т. д. Есть школы по сердечно-сосудистым заболеваниям, в которых больных стенокардией учат, как реагировать на стрессы, какие лекарства принимать, как часто обращаться к врачу.

Эти школы существуют в форме постоянно действующего интерактивного общения и ориентированы на повышение уровня знаний человека и формирование правильной мотивации поведенческих реакций при наличии определенного заболевания или повышенном риске развития болезни (например, если в роду есть больные сахарным диабетом, бронхиальной астмой, гипертонией...).

Школы здоровья могут быть и другими. К примеру, в детско-юношеских спортивных школах юным спортсменам будут рассказывать о видах спорта, о нагрузках, сверхнагрузках и их последствиях, а также о том, какие перспективы сулит большой спорт помимо спортивных побед и высоких пьедесталов: а это и возможные перетренировки, заболевания сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем, особенно если к ним есть индивидуальная предрасположенность, проблемы, которые могут возникать впоследствии с деторождением, и так далее... Все это надо людям объяснять доступным языком и с конкретными близкими примерами.

Вот это - школа здоровья, организованная по профессиональному признаку. Подобную школу можно открыть и, допустим, в каком-то населенном пункте, где существует крупное градообразующее промышленное предприятие. Например, алюминиевый завод в Надвоицах. Здесь рабочие испытывают двойную нагрузку на здоровье - и на предприятии, и в самом поселке.

Кроме того, необходимо хорошо представлять себе, что все мы живем в сложных экологических условиях, и сочетание экологических, профессиональных, наследственных, поведенческих (курение, злоупотребление алкоголем, неправильное питание, малоподвижный образ жизни) и иных рисков для здоровья может привести к достаточно быстрым негативным последствиям и резко снизить качество жизни человека.

В качестве примера можно привести Брянскую область, исторически эндемичную по йоду: там в воде снижен уровень йода, и поэтому у жителей несколько страдает эндокринная система, и, в частности, щитовидная железа. Конечно, для потребления продается йодированная соль, но ее нельзя использовать для приготовления горячих блюд - при нагревании йод разлагается. То есть полностью возместить этот дефицит в организме не всегда удается. Как вы знаете, на эту землю выпал «чернобыльский след» - йод 131, цезий, стронций... После чего экологически неблагоприятная ситуация стала еще напряженней. Плюс к тому в области много крупных производств - химическое, стекольное, машиностроительное, есть сельскохозяйственное производство с пестицидами-гербицидами... Транспорт выделяет много вредных веществ... И это все в комплексе воздействует на население. Но, к сожалению, мы все еще не изучаем долю вклада каждого повреждающего фактора, не разрабатываем конкретных групповых и индивидуальных профилактических мероприятий, предохраняющих от этой комплексной агрессии среды. Так как человеку разобраться, от чего и как надо защищаться, как вести себя в этих условиях? Очень важно все это рассказать людям, и, в частности, тем, кто работает с ними на местах - медикам, руководителям предприятий, школьным учителям... Людей надо учить быть здоровыми. Вот для этого должна быть создана сеть подобных школ.

Системы таких школ и некоммерческое партнерство - это подходы, которые давно существуют в мире и себя оправдывают. Идея таких школ родилась во Всемирной Организации Здравоохранения, и в других странах есть замечательный опыт их существования. Приведу в пример Израиль. Как-то лет восемь-десять назад мне довелось по профессиональным интересам побывать в этой стране, и случайно, в период моего пребывания в отеле, где я проживала на Мертвом море, проходил симпозиум на тему «Остеопороз у женщин в климактерическом и преклимактерическом возрасте». Мне очень захотелось на нем присутствовать, я попросила у организаторов разрешения на это, искренне полагая, что симпозиум для медиков. Сказала об этом и услышала: «Пожалуйста, мадам. Только этот симпозиум не для медиков, а для женщин, находящихся в таком возрасте». За счет средств конфессий - иудейской, мусульманской, христианской - организаторы собрали примерно 400 женщин со всей страны, благо она небольшая... А кто говорит, что нам надо собирать женщин со всей России? Почему не провести такое мероприятие в рамках отдельного региона, области, города?

Итак, в Израиле собрали женщин определенного возраста - самых обычных женщин - домохозяек, инженеров, учителей или, может быть, даже врачей, но другой специальности, например, офтальмологов, и рассказали им на их уровне понимания нормальным человеческим языком, что такое остеопороз, почему он развивается, как с этим бороться, как с этим жить. Показали все на снимках, на негатоскопах (как в рентгенкабинете), доступно объяснили, как выглядит костная ткань, какие бывают переломы, и рассказали, с какого возраста нужно за собой следить, что нужно есть, какие продукты помогают наполнить организм кальцием, и даже дали кулинарные рецепты. Женщинам порекомендовали комплексы витаминов, показали необходимые гимнастические упражнения и водные процедуры, рассказали, какую обувь и на каких каблуках носить, когда нужно обследоваться, когда обращаться к медикам...

Кроме того, что им все это рассказали и показали, из них там практически организовали клубы (поскольку женщины в таком возрасте часто бывают одиноки), порекомендовали вместе проводить праздники, какие-то поездки и дали возможность провести там же, на Мертвом море, ряд оздоровительных программ.

Знаете, когда я на все на это смотрела, мне было очень обидно. Почему мы не можем сделать такое же у себя? Ведь нашим людям это нужно не меньше!

Вот пример самой настоящей школы общественного здоровья. Одной из многих существующих и очень нужных сегодня. И надо сказать, что развитие подобных школ идет и в нашей стране, только хотелось бы, чтобы ускорились темпы и они стали доступными для всех желающих.

Кроме того, как мы уже говорили, существуют школы общественного здравоохранения. Для кого они предназначены? Уже не для имеющихся или потенциальных пациентов, а для тех лиц, кто в силу своей профессиональной деятельности должен не понаслышке знать, каково здоровье и тенденции медико-демографической ситуации в мире, стране, своем регионе и, возможно, даже населенном пункте. Как строится в настоящее время система охраны здоровья всего населения и отдельных его групп, как должна развиваться система здравоохранения ...

Например, для людей, приходящих в государственное управление. Допустим, человек стал главой администрации небольшого города. У него в городе проводятся реформа ЖКХ, реформа здравоохранения, реформа образования. Он должен знать, как пойдет каждая из этих реформ во всех управленческих подробностях и что спрашивать со своего главного врача района, начальника роно и т. д. То есть он должен знать, как ими руководить. Его этому научить должны? Должны. Ведь сегодня руководители наших предприятий и других хозяйствующих субъектов, городов, районов, областей меняются, к сожалению, достаточно часто и берут в руки бразды правления, совершенно не представляя, как решать задачи такого уровня. Пусть даже в какой-то сфере он специалист... К примеру, я себя считаю довольно опытным менеджером в здравоохранении. Но если завтра случится невероятное и меня изберут на какую-то должность в мэрию, я начну курировать не только здравоохранение, но, к примеру, и социальную сферу, а кроме здравоохранения, никакой другой сферы я так хорошо не знаю... Советники в штате? Чтобы мне ими управлять и спрашивать с них, я должна понимать, чем управляю. Значит, сначала надо учить кадровый резерв. Это термин старого советского времени, но он верный. И люди тогда не выскакивали на высокие должности как черти из табакерки. Существовала система отбора кадров и кадровый резерв, а уж если так оказалось, что я - не из кадрового резерва, что я пришла откуда-то со стороны, значит, я должна по всем тем службам, которыми предстоит руководить, получить основные знания. А потом уже смотреть на каждого советника - тянет ли он, могу ли я полагаться на его советы, может ли он подсказать что-то дельное? Советники ведь берутся оттуда же, откуда и все остальные...

Подобные школы здравоохранения существуют, но их не так много, как хотелось бы. Или скажем более четко - значительно меньше потребности. Подобную систему подготовки осуществляет Академия Госслужбы при Президенте Российской Федерации. К примеру, предстоит новому руководителю города или района проводить реформу здравоохранения. Как ему понять, что это такое и как надо ее внедрять? Мало прочитать о реформе в газете и действовать как Бог на душу положит, важно понять суть системы намеченных мер и как ее можно адаптировать к своему району. Важно обкатать предстоящую работу в цикле деловых игр, порешать задачи, с которыми придется столкнуться... То есть: чтобы проводить реформы в любой отрасли, надо готовить людей, которые будут внедрять их в жизнь, и эти люди должны понимать, что они делают. Потому что огромные расстояния бывают между теми, кто придумал реформу, разработал в теории ее механизм, и теми, кто внедряет ее на практике, потому что «практиканты» эти постоянно и стремительно меняются. И от того, что было сказано, до того, как услышали это на местах, повторяю, дистанции огромного размера. Поэтому с сожалением и удивлением услышала из уст очень уважаемого мной доктора Рошаля возмущенные слова о том, что реформа здравоохранения предполагает убрать из здравоохранения педиатров. Да кому же в нашей стране придет в голову убирать педиатров при столь высоком уровне детской и особенно перинатальной (в период до и вскоре после родов) смертности и с таким уровнем заболеваемости детей! Это позднейшие дурные наслоения информации, «испорченный телефон» неподготовленных чиновников.

Такие школы создавались и в рамках международных проектов, например, европейского проекта ТАСИС, проектов Всемирного Банка и т.д. Например, такая школа существует при институте управления Минздрава России, институт профилактической кардиологии тоже готовит специалистов по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, которые будут работать в региональных центрах профилактики. Есть такие школы и в других институтах.

(Продолжение следует).


Записала
Альбина БЛИЖЕНСКАЯ.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность