Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Путь к детям

Деньги или Земной шар?

Как бы ни интересна была теория, практика всегда живей и доходчивей. Поэтому мы решили показать образование для устойчивого развития в конкретном практическом аспекте. О прошедшем в Нижнем и очень интересном семинаре по образованию для устойчивого развития корреспонденту «Берегини» рассказывает Елена КОЛПАКОВА, координатор Российской Сети Рек:

- Кто присутствовал на семинарах?

- В первый день собрались те, кто работает с учителями - представители неправительственных организаций, Керженского заповедника, департамента образования, Нижегородского института развития образования, педагогического университета, 16 организаций, занимающихся внешкольным экологическим образованием (Дом детского творчества им. Чкалова, областной Центр развития творчества детей и молодежи, «Зеленый парус» и другие детские клубы). На второй день на семинаре присутствовали учителя, на третьем - школьники.

- Были только нижегородцы?

- Нет, приехали и люди из сельской глубинки: Балахны, Богородска, Семеновского, Воскресенского, Воротынского районов...

- Чем запомнился каждый из дней семинара?

- Мне понравилось, что в процессе работы первого дня из педагогов, занимающихся внешкольным образованием, были созданы маленькие группы, состав которых постоянно менялся. Ведущая разбивала людей на группы по именам, потом по алфавиту, потом по дням рождения, по месяцам... И состав работающих постоянно перемешивался. Я полагаю, для того, чтобы люди учились принимать общие решения, коллективно работать. И это удавалось, несмотря на то, что группы менялись, менялись лидеры. Методика давала возможность услышать мнение каждого.

Мне понравился и такой прием. Каждой группе раздали листки, на которых нарисованы люди, мешок денег и Земной шар. Требовалось расположить рисунки по степени значимости. Моя группа решила, что самое важное для нас - человек. Деньги у нас оказались на втором месте, потом - Земной шар.

- А были группы, у которых на первом месте был денежный мешок?

- Были и такие. А потом оказалось, что смысл упражнения таков: есть некие рамки, и мы должны развиваться в их пределах. Мешок - это не деньги, это на самом деле экономика. И тут важно найти устойчивую взаимосвязь. Ничто не должно зашкаливать: ни развитие экономики, ни выпячивание людей. Вроде простенький пример. Но когда людям, занимающимся экологическим образованием, дали такое упражнение, никто не поставил внутрь шара все три картинки. Упражнение было на проверку - как мы понимаем образование для устойчивого развития. Получается, это всегда будет только процесс, результаты - по пути, идеальную жизнь построить невозможно.

Еще мы на первом семинаре обсуждали примеры хороших акций и для себя определили критерии хорошей акции.

- Какие акции вы брали для обсуждения?

- Каждая организация называла акции, которые она считает для себя удачными. А потом мы определяли - почему? Я поняла, что тренинг был в основном направлен на нас, мы приводили во взаимосвязь свои уже накопленные знания, понятия, опыт. Что у нас уже есть и что нужно добавить, чтобы переходить от экологического образования к образованию для устойчивого развития. Экологическое образование все-таки достаточно узко. И, на мой взгляд, сейчас экологи превращаются в узкую прослойку общества, больше варятся в собственной среде, говорят друг с другом на особом языке, нет у них простоты, стремления быть ближе к людям. Я считаю, что это беда и болезнь.

- Надо вылезать из «экологической шкуры», работать с историческими объектами, объектами культуры, заниматься социальными вопросами...

- Да, все гораздо шире. Нужен комплексный подход. Это и есть образование для устойчивого развития. Кстати, на наш семинар собрались в основном преподаватели химии, географии, биологии. Тогда как мы говорили директорам школ, что могут приехать учителя любого предмета: труда, физкультуры, литературы, истории. Но на местах решили, что это по-прежнему удел экологии.

- Чем интересен был семинар второго дня?

- Учителям предлагались разные разработки, которые они могли использовать на своих уроках, а в дальнейшем попытаться сделать собственные. Например, был урок, где обсуждалась проблема отходов. Чтобы дети задумались, а нужен ли вообще данный товар, выполняет ли он свою функцию? К примеру, у меня есть замечательный фотоаппарат, но когда настанет пора менять батарейки, у меня опять встанет проблема их утилизации. Или, например, я купила энергосберегающие лампочки и стараюсь использовать энергию более эффективно, но они на ртути, куда мне их потом девать? И, кстати, дети хорошо это понимают. В первую очередь здесь не экология преподается, а разумный подход, житейская практичность. И это очень полезно. Потом школьники пойдут в магазины и будут думать, что стоит покупать, а что нет. Это ориентация школьников на экономику, на всю цепочку «жизненного цикла» товара.

Или вот такой пример: школьники проводят энергетический аудит школы или дома. Они считают количество лампочек, розеток, сколько школа тратит на эти лампочки, сколько потребляет энергии, потом по формуле вычисляют количество СО2, которое возникает в процессе использования этой энергии. Потом для этой школы разрабатывается план, что нужно сделать для большей эффективности потребления.

На третьем семинаре дети обсуждали проблему изменения климата, их интересовало, что такое Киотский протокол... Ребятам предлагалось ответить на вопросы, какие самые серьезные последствия возникают при изменении климата. Шло голосование, и наиболее значимые предложения включались в ответ. Каждая группа обосновывала свое мнение. Потом им раздавали большие фотографии, на которых засуха, наводнение, цунами... Дети выбирали, что для них страшнее всего, и объясняли - почему.

- А что дети считают самым страшным? Цунами для нас вроде неактуально...

- Нет, очень многие говорили о цунами и ураганах. Может, потому, что это последние новости, это страшно чисто зрительно. Были дети, пережившие наводнения, они представляют весь этот ужас.

- Плюс телевизор, это ведь очень впечатляет.

- Впечатляет количество жертв. Мы не оценивали, что правильно, что неправильно. Дети учились объяснять и обосновывать свое мнение. Они слышали доводы других, и это стимулировало собственные размышления.

И еще хочу сказать: мне кажется, занятия на семинаре повлияли на конкурс по энергоэффективности, который мы представляли в «Берегине». После этого семинара побывавшие на нем представители школы № 111 Нижнего Новгорода быстренько принесли на конкурс разработку, как провести энергоаудит дома, в семье. Семинар их мотивировал, и я считаю, что это хороший конкретный результат. Именно после семинара дети поняли, что сделать такую разработку возможно, посильно.

- Какие впечатления остались от семинара у самих его участников, было ли им интересно, может кто-то скучал?

- Все дни я видела, что люди получали удовольствие от работы. Тренер, что называется, брал аудиторию сразу, не было расслабления, не было такого, чтобы становилось скучно или надоедало работать. Хороший тренер и хорошие методики - это первое. Мы только отметили бы пессимистическое настроение учителей, особенно из сельских районов. Они, видимо, зажаты рамками программы и скудностью средств, и им очень трудно находить возможности для таких творческих разработок, для внешкольных занятий. Полагаем, что сельским учителям нужна поддержка со стороны департамента образования, правительства Нижегородской области. Важно, чтобы наши власти и наши политики понимали важность такого образования именно для улучшения жизни.

Городские школы были более оптимистичны. Хорошо к полученным знаниям отнеслись школы и организации, которые работают с нами, находят время и возможности участвовать в наших акциях.

- А как ученики вели себя на семинарах?

- А ученики работали с удовольствием. Им было интересно, хотя темы были заданы нешуточные и решения предполагались сложные. И, тем не менее, меня поразило, как дети быстро ориентировались и какие остроумные находили выходы.

Семинар еще раз убедил: образование - это не значит просто дать детям отвлеченные знания, это значит научить их жить, думать, действовать, находить верные решения.

- Благодарю за интересный рассказ.


Беседовала
Ольга ЧУПАЧЕНКО.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность