О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Секрет устойчиврсти2005 год Организация Объединенных Наций объявила началом всемирного десятилетия образования для устойчивого развития. Продлится оно до 2014 года. Разработана европейская стратегия новых принципов образования, в которой заключены основные концептуальные идеи и основные рекомендации для правительств и комитетов. Представители России были в составе группы разработчиков новой стратегии образования, и весной 2005 года на одной из встреч на высоком уровне наша страна подписала соответствующие документы.Итак, в ближайшее десятилетие мы будем учиться по-новому? Как именно?Об этом рассказывает Мария Аркадьевна ЖЕВЛАКОВА, председатель совета общественной организации содействия экологическому образованию АСЭКО (Санкт-Петербург). В декабре 2005 г. она провела в Нижнем Новгороде обучающие семинары для методистов, педагогов и учащихся по теме «Образование для устойчивого развития». А перед началом семинаров согласилась ответить на вопросы «Берегини». - Термин «устойчивое развитие» на слуху у всех, но каждый толкует его по-своему. Что вкладываете вы в это понятие и чему будете учить наших педагогов? - Нижегородский семинар проходит в рамках проекта «Создание сети эффективного продвижения образования для устойчивого развития в России». Помимо Нижнего в этом проекте 8 крупных городов — Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Омск, Иркутск, Новосибирск, Владивосток. Действительно, определений устойчивого развития очень много и ученые в России до сих пор спорят, насколько правомерен термин... Но если мы будем продолжать спорить, жизнь наших детей не станет от этого лучше. И возможно, через 20-30 лет они придут к такому будущему, что скажут: «Наши родители вместо того, чтобы заниматься делом, потратили 20 лет, чтобы выяснить, можно ли переводить с английского «устойчивое развитие» так, как оно звучит, или нет?» Как вы заметили, в нашем проекте речь идет не об устойчивом развитии, а об «образовании для устойчивого развития». Что это такое? Это новое интегративное, то есть целостное, направление развития образования, которое предлагает немножко по-другому, более позитивно смотреть в будущее и строить его самим на позитивных разумных началах. Что это значит? Это значит пытаться, с одной стороны, развивать те сферы экономики и жизни общества, которые позволяют удовлетворять потребности людей, и, с другой стороны, не выходить при этом за пределы, которые определяет нам биосфера. Давно подсчитано: если каждый человек на Земле будет вести такой образ жизни и иметь такой уровень потребления, какой имеет среднестатистический американец, то нам понадобится четыре таких планеты как Земля (ресурсы четырех планет). А у нас только одна. И закономерно встает вопрос, каким же должно быть образование, чтобы то будущее, которое мы хотим видеть для наших детей и внуков, состоялось и было позитивным? Как раз эти вопросы мы и будем обсуждать с учителями на семинарах по образованию для устойчивого развития. А главный вопрос - что мы можем сделать на своем месте. Первая реакция на этот вопрос у большинства учителей, занятых в экологическом образовании, такая: если есть экологические проблемы, давайте мы вместе с детьми будем их решать: убирать мусор, сортировать отходы, сажать деревья и так далее. Это очень хорошо, это полезные дела, в ходе которых дети учатся что-то делать на благо общества,но действительно ли это образование? Действительно ли это то, что важно для их будущего? Учатся ли они тому, без чего не смогут потом прожить? Мы предлагаем учителям в каком-то смысле критически взглянуть на то, что делается сейчас, посмотреть, насколько это реально соответствует потребностям будущего. - А что на самом деле необходимо? Что важно? - На самом деле важно воспитать человека, который способен критически осмысливать поступающую информацию и делать правильный выбор. Потому что с первого взгляда это не всегда понятно. Когда ребенок смотрит рекламу или, вообще, любую телевизионную программу, в его сознание внедряется определенный посыл, например, мысль, что важно обладать определенным набором товаров (тогда ты будешь крутым, тебя будут уважать и так далее). Мы должны помочь ребенку осознать свои реальные потребности, помочь понять, что ему нужно, к примеру, не новую модель мобильного телефона, а общение с друзьями... - А телефон - это просто средство общения... - Конечно. Ничего плохого в мобильных телефонах нет. И в том, что у каждого ребенка будет мобильный телефон, тоже нет ничего плохого, но сама идея удовлетворять нематериальные потребности материальным способом вызывает сомнение - действительно ли это то, что нам нужно? Действительно ли мы будем счастливее, если у нас будет больше всяких вещей? Наверное сложно спорить с тем, что гораздо важнее безопасная пища, качественный воздух, доступная чистая вода... Но тот образ жизни, который человечество ведет сейчас, ставит под угрозу возможность для будущих поколений получать доступ даже к самым необходимым материальным потребностям - пить воду, дышать чистым воздухом, иметь для всех продукты питания, которые бесплатно предоставляет нам экосистема... Занимаясь образованием для устойчивого развития, мы должны помочь детям сформировать позитивный образ будущего. Ведь само понятие «образование» произошло от слова «образ». С одной стороны, мы создаем образ человека, с другой стороны, должны помочь ему сформировать для себя образ будущего - научить видеть то, что его ожидает. По опыту проведения семинаров и общения с учителями знаю, что если спросить у среднестатистического учителя: «Какое будущее вы хотите видеть?» и «Какое будущее вы ожидаете?», скорее всего окажется, что хотим мы видеть одно, а ждем другое. Возникает вопрос - от кого зависит, чтобы было то, мы хотим, и к какому будущему готовим детей? Вот к этому нежеланному? Тогда мы должны задуматься: а нужно ли им то, чему мы их учим, и чем занимаемся - может быть, мы обсуждаем не те вопросы? Или все-таки надеемся, что наши дети, когда они вырастут, смогут принимать такие решения, чтобы будущее было более безопасным? Тогда нам нужно помочь им понять, от чего это зависит, в чем на самом деле корни проблем. Потому что традиционное экологическое образование направлено на изучение природных взаимосвязей, детям рассказывают, как живут экосистемы, какие животные водятся в родном крае и так далее. В этом нет ничего плохого, но это не помогает достичь цели образования для будущего. Нужно именно обучение системному мышлению, пониманию, что каждый маленький шаг - часть чего-то большего, он происходит внутри большой системы и влияет на жизнь людей, которые, может быть, даже живут в других странах или других регионах России, влияет на природу не обязательно здесь, где ты живешь, но и где-то еще... Если вернуться к принципам нового образования, важно ответить не только на вопрос - ЧТО мы должны обсуждать с детьми, но и КАК. Потому что даже если мы обсуждаем с ними жизненно важные вопросы, у учителя всегда есть соблазн дать правильный ответ, не дожидаясь, пока дети зададут вопрос. В образовании для устойчивого развития одна из ключевых идей - стимулировать со стороны детей вот эти критические вопросы, потому что человек усваивает информацию только тогда, когда она для него личностно значима, когда у него возникла потребность ее получить. Если учитель приходит в класс и рассказывает о чем-то, это совсем не значит, что ребенок усвоит услышанное. Есть у учителей такое выражение, такая педагогическая идиома: «Я им даю материал», но вот берут ли дети и что они берут - это всегда под большим вопросом. - Давайте тогда расскажем, что должно происходить в идеале? Потому что наши читатели, я думаю, все-таки слабо представляют себе, как выглядит на практике образование для устойчивого развития. - Во-первых, речь действительно идет об изменении методов обучения на наиболее целесообразные с точки зрения обучения для будущего (даже если не говорить об устойчивом развитии). В этом смысле можно привести в пример интерактивные методы обучения, личностно ориентированный подход к образованию, когда ребенок с его потребностями, особенностями находится в центре обучения, то есть используются такие методы, когда стимулируется собственная мыслительная активность, когда человек может сам задуматься, высказать свою точку зрения, отстаивать ее, когда обучение происходит активно - не просто сообщением о каких-то фактах, а когда факт является стимулом для выработки собственного мнения, когда человек учится отличать мнения от фактов, а оценки и суждения - от объективной информации. Главным приоритетом в таком обучении является не запоминание фактического материала, а выработка какого-то своего отношения и умения принимать решения на основе понимания этой информации, умения работать с информацией. - То есть все учителя переходят на интерактивные методы обучения - это первое условие. - Да, если говорить о методах. Что касается содержания обучения, то уже сейчас во многих предметах - особенно в экономике, обществознании, правоведении, географии есть огромная возможность для обсуждения с детьми важных для нового образования тем. Это права и возможности будущих поколений и вообще права людей, равноправие, гражданская ответственность, лимитированность природных ресурсов, необходимость использовать их устойчиво, то есть так, чтобы они могли возобновляться... То есть существует ряд ключевых тематических содержательных линий, связанных с будущим. У нас образование больше направлено на обсуждение прошлого и меньше предлагает детям взглянуть в будущее. Не секрет, что до 80 % информации, которую дети учат в школе, к моменту, когда они ее заканчивают, просто-напросто устаревает. Так настолько ли нужно это все учить? Конечно, учителя-предметники могут с этим не согласиться, сказать, что они развивают мышление, какие-то способности, но, может быть, мы можем наполнить образование более современным и жизненно необходимым содержанием для того, чтобы развивать все эти мыслительные способности? То есть сегодня необходим выбор более актуальной информации, поиск примеров и материала для обучения в самой жизни, в том, что происходит в твоем городе, в твоем поселке, в твоей школе - как общаются между собой люди, как работает ближайшее предприятие... И там можно найти массу материала для изучения на уроках химии, физики, математики... То есть должно быть обсуждение именно того, что волнует людей в реальной жизни, а не того, что когда-то, 50 лет назад, было записано в учебнике и теперь это нужно просто выучить и запомнить. То есть нужен выбор приоритетов, важно обсуждать на уроках то, что происходит в реальной жизни. За темами далеко ходить не надо: у всех на слуху изменение климата, нехватка питьевой воды во многих странах, разрушение экосистем, а мы наивно пытаемся закрывать на это глаза и в образовании продолжаем обсуждать то, что уже давно неактуально. Есть вещи, которые нельзя не обсуждать. Это не значит, что надо говорить, как все плохо, надо подумать, как сделать, чтобы было хорошо. Именно это надо обсуждать с детьми, потому что главная задача школы - это все-таки не очистка территории от мусора, не решение тех проблем, что созданы промышленностью, а обучение, образование. Каким образом это делать, мы как раз и будем обсуждать на семинаре. Причем хочу заметить, что в педагогическом мире есть тенденция: если речь заходит о какой-то новой образовательной системе или каком-то направлении развития образования, всегда стремятся получить и применить готовую модель: «Вот вам новая школа, она должна быть такой». С образованием для устойчивого развития это не пройдет, потому что, во-первых, таких готовых моделей нет, и, во-вторых, одна из ключевых идей такого образования - демократичность самого выбора модели, потому что для того, чтобы что-то изменилось в школе, педагогический коллектив, все учителя должны эти новшества обсудить между собой и принять. Они должны сами к этому прийти. И это быстро не бывает. - Как строится сам проект - в нем только семинары или предусмотрено что-то еще? - Сама идея проекта заключается в том, чтобы познакомить как можно большее количество учителей с идеями образования для устойчивого развития, чтобы создать в России сеть активно действующих педагогов и тех людей, которые обучают педагогов, которые поддерживали бы друг друга. Так как я уже сказала, что ресурсов по образованию для устойчивого развития сейчас достаточно мало - официальных ресурсов, то есть учебников, нет , значит, нужна сеть людей, которые будут поддерживать друг друга, обмениваться информацией, разработанными уроками... Как раз для этого во всех восьми городах пройдут семинары для учителей и для тренеров (тех, кто обучает учителей), и этим людям потом будет предложено разработать свои уроки и разместить их на сайте, то есть будет открытый бесплатный доступ ко всем этим ресурсам. Кроме того, все участники семинаров во всех 8 городах получат бесплатно экземпляр книги «От экологического образования - к образованию для устойчивого развития», которую мы выпустили вместе с нашими английскими коллегами в 2005 году. Наша организация уже достаточно давно разрабатывает программы для школьников, программы обучения учителей и различные учебные пособия. Теперь по сути у нас есть возможность вот это движение, начатое общественностью снизу, объединить с движением сверху, и мы надеемся, что когда-нибудь на уровне нашего правительства два этих направления встретятся и будут приняты решения по совершенствованию системы образования. Надеемся, что наши пилотные проекты подготовят хорошую базу, и когда министерством образования или региональными органами управления образования будут приняты какие-то руководящие документы, инструкции по внедрению в наших школах образования для устойчивого развития, учительская аудитория уже будет готова к переменам и сможет адекватно на них реагировать. Хотелось бы, чтобы перемены не проходили формально и на самом деле способствовали повышению эффективности экологического образования - образования для будущего.
Подготовила
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |