Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Путь к детям

НИИ человеческих увлечений

(Окончание. Начало в № 8)

ВСЕМУ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ

- Давайте только на минуту представим, что ребенок тонет в реке. Ведь в этом случае все кричат и бросаются ему на помощь. А когда он «тонет» в школе? Сидим сложа руки? - с такими необычными словами ко мне, а потом и к директору школы обратились представители родительского комитета. Сложный вопрос. Родители использовали, конечно, сильную метафору. Но именно это и сдвинуло дело с мертвой точки.

Для начала в школе прекратили «игры в полицейских и нарушителей». (Признаюсь, это было непросто.) Теперь тот ученик, который, например, не подготовился к уроку, может заранее об этом предупредить учителя и ответить на следующем.

Не сразу, но постепенно дети перестали чувствовать себя попавшимися на месте преступления нарушителями правил. Это очень важно! Модель поведения любого нарушителя включает обязательный поиск способов избежать наказания, что-либо скрыть или сделать исподтишка. Очень непродуктивная модель, но когда представишь, какая масса детей проходит ежедневный тренинг на такое поведение - становится дурно.

А что можно сказать про отношения учителя и ученика, если при каждой ошибке ребенку как бы говорят: «А - а, попался!» Будет ли в этих отношениях обожание, или там будет только страх и неприязнь? Как это сказывается на усвоении знаний?

По всей школе: и в учительской, и в коридорах, и в кабинетах сейчас уже висят небольшие объявления-напоминания следующего содержания: УЧЕБЫ БЕЗ ОШИБОК НЕ БЫВАЕТ. Ощущение права на ошибку очень важно! Она не имеет никакого отношения к чьей-либо виновности, она - лишь метод нахождения правильных решений.

Впереди у детей огромная жизнь - только ОШИБАЯСЬ, они будут находить действительно правильный путь. Те же, кто стремятся избежать ошибок, не придут никуда, будут топтаться на месте и будут бояться сделать любой шаг, а вдруг он ошибочный!

В учительской теперь висит стенд, озаглавленный следующим образом: КАК ОБЛЕГЧИТЬ ДЕТЯМ УСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА? На нем учителя вывешивают сообщения о своих находках в этой области. И именно работе над ошибками там уделяется первоочередное внимание. Но, конечно, не только ей. Приведу только по одному абзацу из разных сообщений.

«После объяснения нового материала я не задаю вопрос: кто не понял? Поскольку те, кто действительно не поняли, могут стесняться признаться в этом. Я прошу поднять руку тех, кто понял все, и картина сразу становится ясной. В конце урока мы обязательно рассматриваем: какие ошибки возможны по той или иной теме».

«Очень важный момент обучения - спрашивать учащихся, как новый материал связан, по их мнению, с ранее изученным. Такой простой вопрос, а позволяет связать в их голове все знания в единое целое: образует между ними мостики, тропинки и вполне проходимые дороги, обеспечивая быстрый доступ к любому фрагменту».

«По каждой теме урока я предлагаю своим ученикам придумать какую-нибудь метафору или аналогию, отражающую суть вопроса. Для начальной школы это обычное дело: не просто 2+2, а у Наташи 2 яблока и у Пети 2 яблока... В старших классах об этом очень эффективном методе обычно забывают, совершенно неправомерно. Результаты потрясающие».

«В моем классе у каждого ребенка есть несколько альбомов для рисования. В одном он крупно рисует формулы по физике, в другом - формулы по математике, в третьем - по химии, в четвертом - ключевые слова из тем и определений по обществознанию. Такое «рисование» значительно улучшает запоминаемость материала. То, что нарисовано крупно и необычно (а рядом еще какая-нибудь рожица с огромными ушами) - вспоминается детьми намного легче.

Хочу подчеркнуть: сама постановка в школе вопроса о поиске методов, облегчающих детям усвоение материала, в корне меняет отношение учителя к учащимся и к преподаванию своего предмета.

Если взять за основу классификацию основных ролей, исполняемых людьми: «жертва», «преследователь» и «спаситель», то какая роль отводится детям, родителям и учителям в обычных условиях? Хуже всего, если и родители, и преподаватели объединяются в роли «преследователя», тогда в роли «спасителя» обычно выступает какая-нибудь уличная компания. Чтобы не надо было спасать «тонущего» в школе ребенка, не надо его так рьяно преследовать. РОДИТЕЛЯМ - ТОЛЬКО ПОМОГАТЬ! А УЧИТЕЛЯМ - ОБЛЕГЧИТЬ И НАУЧИТЬ! Ведь конечная цель - знания, а не трудности на пути к их получению.

Именно знания - основной показатель работы школы. Безусловно, помогает их получению и доброжелательность учителей, и высокая собственная мотивированность учащихся, и внимание родителей. Из моих последних наблюдений: чем легче и лучше дети справляются со своей задачей, тем меньший стресс они при этом испытывают, что, в свою очередь, еще больше облегчает их труд. Этакое - «КОЛЕСО УСПЕХА» - и здоровья, конечно.

А что же делать с «трудными» детьми? Такой вопрос я слышу очень часто. Но вслушаемся, что обычно говорят эти такие непослушные подростки:

-Меня выгоняют с уроков, отправляют к директору, ставят двойки по поведению, вызывают родителей. Они тоже «включаются» со своими методами. А мне все нипочем. И все знают, что я никого не боюсь.

То есть: от подростка требуют определенного поведения.Он не подчиняется. Его наказывают. Но он никого не боится и становится лидером в своей компании.

Получается - совместными усилиями мы «лепим» его: «мученика» и «героя» одновременно?

С одной стороны, этого ребенка постоянно сравнивали с другими детьми (инициировали соревновательность), а с другой - именно так его бессознательное воплощает в реальную жизнь мифы о героях и их битвах со Змеем Горынычем, Соловьем Разбойником и прочей нечистью. А тут и мы - со своими репрессивными мерами.

Выход из такой ситуации только один: не ругать и не наказывать! Нет наказания - нет «мученичества». Нет Великана с плеткой - нет и «героизма». (Если же вы в детстве сами тоже начитались сказок и вам теперь хочется огнем и мечом наводить порядок, то стоит призадуматься: тем ли делом вы занимаетесь?)

Каждую выходку (читай - провокацию) такого «героя» теперь мы используем для напоминания ему, что уверены - в его силах научиться иному поведению! Ведь ему уже удалось научиться ездить на велосипеде, играть в футбол, читать и рисовать. Мы просим его самого продолжить - чему он за свою жизнь уже успел научиться! Это, пожалуй, самое главное. Если он начал перечислять, значит, воспринял: новому поведению можно научиться.

Но вначале этот метод пришлось применить к себе. Учились всем школьным коллективом. Оказалось: так реагировать на «геройства» детей совсем не сложно. Ведь нам тоже удалось за свою жизнь научиться многому, причем, гораздо большему, чем любому нашему подопечному. Опыт - великое дело!

Пришлось поработать и с семьями. «Петь» лучше всего в унисон. Эту работу взял на себя родительский комитет.

Вот так: учимся сами, учим детей, учим и их родителей.

С каждым годом во мне крепнет уверенность: чтобы будущие поколения думали об экологии, уже сегодня к детям надо относиться так, как бы мы хотели, чтобы они относились ко всему, что их окружает и будет окружать на протяжении всей жизни! Т Р Е ПЕ- Т Н О!


Алексей ЧАЛЫЙ,
психолог.
Краснодар.
Буду всем благодарен за сообщения о ваших НАХОДКАХ в области воспитания детей. Пишите: a.i.psiholog@rambler.ru

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность